Как мы занимаемся математикой с 2 лет
Школа дошколят (все о изучении букв, цифр, развитии логики, памяти, воображения, мышления)Вчера я опубликовала пост про математические занятия с рождения до 2 лет. Сегодня расскажу о том, чем мы в плане математического развития занимаемся последние 3 месяца.
Итак, о математике «2+»….
1. У нас появились блоки Дьенеша и палочки Кюизинера
Игр с ними превеликое множество. Самые любимые - игры с альбомами. Пока на плоский рисунок накладываем фигурки
2. Используем блоки и палочки для игр с наглядным моделированием
О наглядном моделировании я писала здесь. Блоки и палочки мы чаще используем для обыгрывания бытовых сюжетов. Для обыгрывания сказок я навырезала фигурок из картона.
3. Собираем геометрическое домино
4. Играем в геометрик, сделанный из мозаики. Планировала сделать, как делают большинство, на доске и из кнопок, но пока у нас этот вариант-«минутка». Играем с канцелярскими резинками.
5. Рисуем геометрические фигуры с помощью трафарета
6. Активно развиваем пространственное мышление. Ульяна хорошо знает понятия «на», «под», «спереди», «сзади», «вправо-влево». Ничего особенного для этого не делаем. Играем в прятки с игрушками…Я прячу игрушку, и даю Ульяне подсказки, где искать.
На различение «вправо-влево» делаем аппликацию. Вот одна из них, на морскую тему
Задача ребенка - наклеить рыбок на правую и левую половинку листа в соответствии с направлением, куда рыбка плывет.
7. Начали знакомство с цифрой. В общем это главное отличие наших игр «до 2 лет» и с «2 лет»
Я сразу хочу сказать, что я не сторонник АКТИВНОГО знакомства со знаками в столь раннем возрасте. То есть я считаю, что 2-летнему ребенку противопоказано показывать карточки с буквами-цифрами и дрессировать, как галчонка: Это какая буква(цифра), а это какая…и т.д., а потом еще по 300 раз проверять его знания, выкладывая перед ним 5 карточек и призывая указать нужное. Это обучение в чистом виде, и подобных проверок в школе еще будет ой как много! Я вообще думала, минимум до 3 лет ни букв, ни цифр у нас не будет…но Ульяна иногда проявляет интерес, поэтому я очень осторожно, в ИГРОВОЙ и непринужденной форме предлагаю ей прикоснуться к знакам))
Для начала же важнее научить ребенка узнавать количество. Отличная тренировка - игра «больше-меньше». Я высыпаю перед Ульяной 2 кучки фасоли/макарон/бусин/орехов или другой мелочи…в одной кучке 2-3 штучки,в другой - много. В главных ролях у нас фигурки Маши и Медведя. Медведь любит кушать МНОГО, Маша - МАЛО. Постепенно делаем кучки примерно одинаковыми, усложняя задачу…
И вот еще хорошая тренировка. Берём 2 кубика для настольных игр. Один кидает Ульяна, другой я. Смотрим, у кого больше. Тот забирает медведя. У кого меньше - тот Машу.
Теперь немного о наших цифроиграх.
Есть у нас вот такие милые персонажи на каждую цифру… Идея схожа с «Азбукой превращений» Дарьи Герасимовой. Мы сними просто играем в разные сюжетные мини-игры, попутно проговаривая их названия.
Есть у меня еще такие шаблоны для раскрасок на каждую цифру, но мы их еще не трогали пока.
Знакомство с цифрой советую начинать как можно непринуждённее, так, чтобы малыш особо и не чувствовал, что вы его цифрам обучать собираетесь))))
Например, предлагаете ему силовые кнопки и просите сделать из них дождинки, контуры которых заранее рисуете. Он делает, а вы по ходу рассказывайте, что это необычные тучки,а волшебные - математические .Из каждой тучки капает только определенное количество капелек. И считаете по ходу выполнения ребенком.
По 100 раз повторять совсем не обязательно. Это только будет злить малыша, и он потеряет интерес. Если вы пару раз в недельку будете проводить подобные игры, результат будет - поверьте!
Вот еще примеры таких игр
Рассаживаем яблочки на деревья (приклеиваем на кусочки двустороннего скотча)
Готовим пиццу для ресторана
Складываем «цифровые» пазлы.
Когда почувствуете, что ребенок понимает «математический» смысл этих игр, можно предложить ему игру такого же плана, но без подсказок.
У нас на «ура» идёт угощение сутеевских котят рыбками-крекерами.
Черному выдаем 1, серому 2, белому - 3 рыбки. Всё, что остается, съедает Ульяна. А мама считает, сколько же съела дочка. На днях Ульяна стала считать рыбки сама.
Очень мне нравится идея математических игр с прищепками. Ульяна пока не прониклась. Поэтому я не фотографировала. Шаблончики скачивала у Александры
Кстати, у Саши (хотя все и так, наверное, в курсе!) огромное количество хороших материалов, доступных для бесплатного скачивания. В том числе много математических игр.
Разумеется, наша малышковская математика не обходится без игры в магазин. В магазин мы играем часто. Первые варианты наших игр обходились без какой-либо математики. Главный покупатель приходил в магазин, сметал всё с прилавка, клал себе в корзину, выдавал мне «деньгу» и уходил. Потом я стала пробовать просить определенное количество денег: «Чебурашка стоит 1 монетку, а кубик - 2 монетки, а мячик - 3». Но как-то не шло. И однажды я сделала игру из любимых Ульяной спичечных коробков(куда они у нас только не шли в ход!). Подробно рассказывать правила не буду, лучше покажу)))
Считаю игру достаточно удачной. Здесь и количество, и цифры, и даже некое представление о кассе)) Ульяна отсчитывает нужное количество монет (предварительно я их мою), складывает в коробок и кладет купленный товар в корзину. И да, кошельков у Ульяны много)
Кстати, спички ни в коем случае не выкидываем. Это отличный счётный материал и супер-материал для составления фигурок. Например, таких
На сегодня у меня всё!!!! В двух моих постах я написала лишь о том, что мы уже делали. Хотя до организации флешмоба думала, что математикой мы особо не занимались))) Вот что значит объединить всё в одну кучку!!! Идей у меня еще очень-очень-очень много! Чего только стоит исписанный мною блокнот после прочтения книги Звонкина «Малыши и математика»! А у Монтессори сколько идей! И шершавые цифры, и розовая башня, и красно-синие числовые штанги, и многое другое!!! Как бы успеть все это реализовать?))) По мере реализации буду Вам всё обязательно рассказывать!
Все печатные материалы к описанным играм (альбомы для блоков Дьенеша, палочек Кюизинера; шаблоны для аппликаций, цифры-персонажи и раскраски; шаблоны для пиццы, шаблоны для игры в магазин со спичечными коробками, шаблоны для выкладывания фигурок спичками) вместе с материалами предыдущего поста и некоторые другие заготовки будут высланы участникам флешмоба «Математика для малышей». Очень жду рассказов о ваших играх. И буду очень-очень рада новым идеям!