Вот как это было
Книги о войне- Папа! Пааапа, а ты знаешь, что в войну, когда не было еды, люди ели картофельные очистки, мышей и кожаные куртки?..
За обедом уронила на пол хлеб, Быстроподними, говорю. Ай, мама, мне лень, я все равно не хочу его есть. Подняла сама. Яна, а ты знаешь, что делали твои прабабушки,и Рита, и Мария, и Оля, если нечаянно роняли хлеб? Нет, а что? Они целовали его и просили прощения. Хлеб - это была жизнь. Без хлеба умирали. Во время войны люди голодали и ели то, что ты даже и представить себе не можешь. Жарили очистки от картошки, доедали все корочки, даже горелые, вместо чая пили кипяток.
Притихла, слушает очень внимательно. А твоя бабушка была на войне? Бабушка Рита -нет. Она была еще маленькая. Но дедушки твои воевали и даже медали и ордена у них есть. И бабушки Оля и Мария хоть и не воевали, но тяжело работали. И им бы очень не понравилось, что ты балуешься с едой.
- Мамааа, дай мне сок. Сок последний, это вам с Евой на двоих. Выпей половину, половину оставь.
Вижу: пьет и пьет, про то, что нужно оставить - забыла. Я специально молчу. Спохватилась на последнем глотке, видит, что виновата, пытается бодриться: Это Еве.
- Ты считаешь, что разделила справедливо?
- Губы начинают трястись, глаза наливаются слезами. Маааамаааа.
- Ну так как, по-честному поделила?
-Нееет. Мама, я теперь как тот мальчик, что съел весь хлеб, да? Ты меня простишь, я не буду больше так...
Для чего мы рассказываем детям о Той Войне?
Напугать?
Предупредить?
Воспитать?
Да.
Да.
Да.
Чтобы боялись решать конфликты силой.
Чтобы знали, к чему приводит, когда люди уподобляются диким зверям.
Чтобы помнили, что всегда человек должен оставаться человеком.
Но каждому возрасту своя история. Что можно предложить подростку не всегда поймет ученик пятого класса, а слишком жестокая реальная история может надолго наградить кошмарами впечатлительного первоклассника.
О войне написано много книг, самых разных, откровенно заказных патриотических и модно тенденциозно разоблачающих, о взгляде изнутри и со стороны врага, глазами командира и девочки-подростка. Среди них есть книги обязательные, есть любимые, а есть и халтурные. Все как везде. То, что тема священна, не означает, что ее не стануть хватать сальными руками. Поэтому к выбору книг о войне нужно подходить особенно тщательно.
- Яна, а ты знаешь, какой праздник мы отмечаем 9 мая?
- Да, День Победы. В этот день надо поздравлять дедушек и пап, потому что они победили фашистов.
Моя задача - рассказать о Великой Отечественной Войне ребенку шести лет. Особенностью данного возраста является то, что дети еще не умеют читать между строк. Жизненный опыт и багаж знаний еще настолько мал, что нужные логические цепочки еще не выстраиваются в одно целое. То, что для взрослого ясно как день, ребенку еще предстоит узнать.
- Мам, а ты знаешь, что когда воздушная тревога, значит, наступила война?
Повесть Юрия Германа "Вот как это было" очень подходит для первого рассказа. На ней стоит значок 6+, но опытному читателю вполне можно предлагать уже к пяти годам. Читали эту книгу мы с дочкой параллельно, сначала я, потом начала дочке, потом она прибегает мне, и рассказывает события. Ты что, дочитала уже? Да, говорит, ты же знаешь, я глазами быстро. Сейчас я третий день пишу отзыв, книга гуляет со мной по квартире, вижу, то тут главу прочитает, то с конца начнет, то картинки рассматривает.
Повесть разбита на коротенькие главы - и это плюс. Всегда можно остановиться, объяснить, что непонятно, просто сделать перерыв. Язык простой и детский. Не в плане его скудости, просто полностью отсутствует рефлексия. Ребенок что-то видит и рассказывает нам об этом. Мама обезвредила фугасную бомбу, вот та же мама стрижет ему ногти, вот папа рассказал про товарища, который выносил девочку из огня. В них попал снаряд, мужчину и девочку убило на месте. Страшно? Очень страшно. Взрослому человеку, знающему, что значит смерть. Маленький ребенок еще только начинает узнавать мир. Что значит жить? Что означает умереть? И я рада, что книга не выходит за рамки его понимания. Да, какой-нибудь особенно леденящий душу пример навсегда бы врезался в память, но и травмировал бы сильно. Сейчас, на данном этапе, моя задача рассказать: была ужасная война, в ней воевали советские люди и фашисты, наши победили,потому что они храбро сражались за свою Родину, во время войны люди голодали и многие погибли. Всё. Все остальное потом, в следующем году, через год, всегда. Как не выучив в первом классе таблицу умножения (или когда ее там проходят), не решить в десятом уравнения с двумя переменными, так и тут. От простого к сложному. В этой книге папа и мама Мишки остались живы, и за это спасибо автору. Для моего ребенка, который даже червячкам ищет маму и папу, момент, что кто-то из родителей погиб, был бы ножом в сердце.
- Папа, представляешь, там мальчик в больнице лежал, и летчик, взрослый уже, скарлатиной заболел. И ему кружку с цыпленочком дали! И в них там бомба попала, и Мишке ногу поранило, а летчику лицо, и бороду, и глаз, и эти, ну, те, что возле волос, виски,да. И каждую ночь в них бомбами стреляли, но они не боялись!
Мне понравилась книга, она не надрывная, возможно, для кого-то это минус, но для меня важно, что в ней есть спокойствие, и уверенность, и хороший конец. Да, я буду давать ребенку читать "Должна остаться живой", и "Седьмую симфонию", и "Лист фикуса". Но попозже. Еще в таком же ключе для самых маленьких смело рекомендую "Подвиг солдата". Если повесть Германа посвящена блокаде Ленинграда, то "Подвиг солдата" охватывает различные военные события. Переиздания у меня нет, но я читала букинистику, а о новой книге хорошо рассказано в этом посте.
- Всё! Они победили! Там самый главный начальник фашистов, как там его....
- Гитлер?
- Да, он. Так он сдался и всех фашистов прогнали и мы победили
Мне нравится оформление книги. В цветах сепии и словно восковыми мелками. Мне кажется, Ольге Фадеевой удалось передать настроение книги: как будто ты сидишь у ног своего дедушки, в руках у вас старый зеленый бархатный альбом с черно-белыми и коричневыми фотографиями в пергаментных уголках, и со страниц оживают люди, вот моя мама Наташа, вот папа мой в пожарной каске, а это я, совсем маленький, да, и я таким когда-то был...
- Я когда была маленькой, мы в школе рассказ читали, не помню, как называется. После войны голодали все очень, хлеба давали на день маленький кусочек. И вот мама принесла хлеб. Мальчик дома был, а его папа и брат были в поле, работали. Мама поделила хлеб на равные четыре части, мальчик свою съел, мама еще с ним немножко поделилась, а папину долю и брата на столе оставила, салфеткой накрыла. И ушла. А мальчику так пах хлеб, так пах! Он подошел понюхать, отщипнул крошечку, еще, еще и сам не заметил, как весь хлеб съел. А папа и брат вечером спать пошли голодные.
- Мальчика наругали?
- Нет. Папа и брат молча к стенке отвернулись и заснули, а мама погладила по голове и заплакала.
- Но мальчик больше не делал ведь так.
- Никогда.
Для чего мы рассказываем детям о Войне?
Чтобы они берегли мир.