Я очень люблю читать, и, конечно, хочу передать эту любовь своему сыну. Не претендую на истину в последней инстанции, просто расскажу, что я делаю, чтобы помочь сыну полюбить книги и чтение.
UPD. Во избежание недопонимания, возникшего в некоторых комментариях, хочу подчеркнуть, что я пишу здесь о наших самых первых шагах на долгом пути к моменту, когда можно будет сказать: "Да, мой ребенок любит читать книги". Я прекрасно осознаю, что в таком возрасте и на примере только одного ребенка нельзя утверждать, что подобные действия привели или приведут к намеченной цели, понимаю, что все детки разные.
Когда встал вопрос о первых детских книгах, я зашла на книжный интернет-магазин и испугалась. Что немудрено: выбор колоссальный. Сейчас я уже научилась сама выбирать своему ребенку книги, промахов почти не бывает, а на первых порах меня здорово выручили книжные обзоры других мам. Спасибо вам! В данный момент, когда сыну исполнился год, я уже тоже могу подвести некоторые итоги.
Вообще, не может не радовать то, как много родителей сейчас изо всех сил стараются открыть своим детям удивительный мир книг. Это просто прекрасно! Признаюсь, я не читала ничего на тему того, как привить ребенку любовь к книгам. Наверняка есть много качественной литературы, но, несмотря на то, что я привыкла любой вопрос изучать досконально, здесь я действовала интуитивно. Могу сказать, что пока мы двигаемся в верном направлении: в год с небольшим мой сын уделяет много внимания книгам, сам решает, когда и что мы будем читать, приносит мне. Книга может занять его гораздо больше времени, чем большинство игрушек, и мое присутствие для этого совсем не обязательно. Он умеет обращаться с книгами, уже не рвет и не мнет, научился не только довольно аккуратно переворачивать даже самые тонкие странички, но и быстро "пропускать" страницы пальчиками. Не знаю, возможно все детки так умеют, но для меня это было настоящим откровением. Ребенок живо реагирует на то, что слышит, ему не все равно: у нас есть хиты и любимчики, но есть и откровенно нелюбимые книги. Когда сын в настроении, чтение может занять его до часа, при том, что ребенок мне достался ну очень активный и непоседливый. Я понимаю, что все детки разные, и то, что вот так складывается у нас, не значит, что с другим ребенком мы пришли бы к тому же. Я не психолог и не педагог, я иду на ощупь, наблюдаю за реакцией сына на свои действия и подстраиваюсь под него. И на практике я пришла к некоторым выводам.
Во-первых, я считаю, что в этом вопросе нет такого понятия - "рано". Задача родителя дать ребенку возможность, предложить, а он уже сам разберется, когда ему пора. Не надо его недооценивать. Есть у меня мысль, что любовь к чтению - это привычка, стоит только войти во вкус. Книги должны повсюду окружать ребенка с самого рождения. Первые книги я бы разделила на две категории: книги для чтения родителями и книжки-игрушки: картонки, мягкие, музыкальные, шуршащие, пищащие, гремящие, для ванны. Яркие и "звучащие" книжки я подсовывала сыну, когда выкладывала на животик, чтобы заинтересовать и побудить держать головку, трясла над ним, чтобы он следил за ними взглядом, крепила в зоне видимости, чтобы разглядывал черно-белые картинки.
Я читала ребенку с рождения, постепенно увеличивая продолжительность. Это были не только коротенькие, ритмичные и складные детские стишки и песенки, я зачитывала, например, многое, что знаю наизусть из собственного детства, а также шедевры мировой литературы. Это важный момент: не всегда надо строго следовать возрастному делению. Я считаю, что ребенку можно и нужно слышать удивительное звучание языка великих произведений.
Потом пришел черед прочных книг с картонными страницами, для первых проб на зуб, проверки на прочность, первых попыток переворачивать страницы. Я давала ребенку книгу и некоторое время вообще не вмешивалась в процесс изучения, не запрещала рвать, мять, грызть, в общем, позволяла беспрепятственно делать все что угодно с ней, правда, старалась для этих целей давать те книги, которые не слишком жалко. Когда сын удовлетворял свое любопытство, было легче обратить его внимание на картинки, увлечь его. Особенно хорошо шли книги с тактильными вставками и подвижными элементами. Позже, когда он подрос, я начала ненавязчиво и спокойно объяснять, что с книгами надо обращаться бережно, не ругала и не делала трагедию, если что-то было испорчено, но методично повторяла одно и то же. Постепенно необходимость в этом отпадала, а сейчас сын может повредить книгу только по случайности. Мы пришли к этому как-то очень мягко и естественно.
Я читала ребенку, не настаивая, чтобы он сидел рядом со мной и слушал. Он мог уползти заниматься своими делами, казалось, даже не обращая на меня внимания. Бывало, что я от досады даже переставала читать, но как-то раз заметила, что на самом деле сын все слышит и реагирует. Например, я читала про мяч, а он, копаясь в корзине с игрушками, пыхтел и пытался выудить оттуда именно его. Бывало, он начинал злиться или плакать во время чтения. Тогда я сразу закрывала книгу. Не дочитывая, вот прямо посреди строки. Пытаясь разобраться, ему в принципе не хочется слушать в этот момент или ему не нравилось, что именно я читаю, я пробовала предложить ему другую книгу. Если реакция была такой же, откладывала чтение совсем. Считаю, что важно объяснять ребенку свои действия. Я говорила: "Все-все, солнышко, если не хочешь читать - не будем. Почитаем попозже". Чтение должно быть только в удовольствие, никакого насилия. Причем в удовольствие не только ребенку, но и родителю. Дети это очень четко чувствуют. Например, я совершенно не воспринимаю такой жанр литературы как потешки и пестушки, и мой сын, вероятно, перенял мое отношение к ним: такой маленький, он просто подходит и закрывает книгу, когда я делаю очередную попытку почитать ему соответствующий сборник.
С момента, когда ребенок стал понимать простые просьбы, я начала вырабатывать ритуал чтения. Сначала предлагала ему почитать, всем своим видом и интонацией показывая, что это очень интересное совместное времяпрепровождение: "Ну что? Давай почитаем?", "Сынок, будем читать? Да? Ура-ура!". Я предлагала сыну выбрать книжку, что мне представляется очень важным моментом, и просила принести ее мне. Потом разворачивала и садила его спиной к себе, обнимая. Читать нужно с выражением, с разными интонациями, громко и тихо, чтобы речь не звучала монотонно и можно было дольше удержать внимание и интерес ребенка. Еще можно указывать на картинки или водить его пальчиком по строкам, не знаю почему, но моего сына это завораживало. Но все же до недавнего времени бывало, что я не успевала дочитывать даже короткий текст на странице, а ему уже надоедало и он пытался перевернуть страницу. Я подстраивалась под темп, заданный им, ничего не навязывая. В конце книги обязательно озвучивала: "Конец!". Сейчас, когда я говорю "Бери книгу, почитаем", сын знает, что делать. Но часто моя инициатива не нужна, ребенок выбирает время сам, берет книгу, приходит и садится ко мне или рядышком. В такие моменты я стараюсь не отказывать ему, если у меня есть хоть малейшая возможность отложить свои дела, я делаю это, стараясь поддержать его стремление к чтению.
В первый год я постаралась окружить ребенка самыми разнообразными книгами. Вообще, книжки-игрушки отработали свое на сто процентов: мы их щупали и разглядывали, шелестели, звенели, пищали и трясли ими, бросали и качали, разбирали и собирали, ползали по ним, двигали и открывали интерактивные элементы, в ванной лежали книжки для купания, на кухне - самодельные с ламинированными страницами, которым были нипочем грязные пальчики. Но сейчас сын полностью их игнорирует, перерос или его стали занимать более содержательные книги. Возможно, их час еще придет снова, а пока коробка с ними задвинута в дальний угол и достается очень редко, чтобы занять ребенка на 5-10 минут, пощупать, по принципу сенсорной коробки.
Я постаралась расположить как можно больше книг в зоне доступности для ребенка. Самые востребованные на определенный момент времени книги стоят на нескольких полочках в уголке для чтения. Уголок организован по монтессори-принципу: низкие полочки из Икеи, которые позволяют не только брать самостоятельно книги, но и ставить их на место, уютное детское креслице, в котором можно с комфортом читать и рассматривать книжки сколько хочется. Книги расположены обложкой к ребенку, так как именно по картинке дети запоминают содержание. Это похоже на небольшую выставку со сменной экспозицией, периодически добавляются новые книги и убираются те, к которым ребенок уже потерял интерес. Совсем рядышком с уголком стоит наша монтессори-кроватка в виде домика, где есть подушечки, пледик, чтобы удовольствие от чтения было связано для малыша с удобством чтения. Книги, которые не попали на полку, но подходят по возрасту, стоят в стеллаже: на полках пониже - для ребенка, на тех, что выше - для меня как запас на смену. Книги на вырост хранятся отдельно.
Я покупаю довольно много книг, и значительная их часть - в прок. Но я не всегда опираюсь на возрастную категорию при выборе или когда предлагаю их ребенку. Стараясь оценить его возможности в данный момент и зная, как могут удивлять дети, иногда я начинаю показывать сыну новую книгу и смотрю на реакцию. Если он не заинтересовался, значит не время, возможно рановато, и я прячу ее на несколько дней / недель / месяцев, а потом пробую снова. Это помогает не проморгать благоприятный период для конкретной книги. А не запутаться в большом количестве книг и не забыть про какие-нибудь мне помогает программа-каталогизатор для книг All My Books. Процесс занесения почти автоматический, куча функций и возможностей, в общем - отличный и полезный инструмент. Возможно, напишу о нем отдельный пост.
В свои 1,2 в среднем мы читаем около двух часов в день. Особенно приятным и, по моему скромному мнению, очень важным для налаживания тесной эмоциональной связи между родителем и ребенком моментом является чтение в кровати перед сном. Это такое уютно-семейное действо, особенно, если привлечь еще и папу. А еще ребенок должен видеть пример родителей, без этого, пожалуй, никак.
А как вы считаете, надо ли приучать ребенка к чтению? Что вы делаете, чтобы привить ему любовь к книгам? Интересно послушать мнение более опытных мам о причинах такого разного отношения деток к чтению в таком возрасте, насколько влияет на положение дел настойчивость мамы? Или в основном имеет значение только что-то врожденное? Было ли у кого-нибудь, что детки, поначалу хорошо воспринимавшие книги, вдруг меняли свое отношение?
Мне бы очень хотелось поддержать нынешний интерес ребенка, чтобы он перерос в настоящую любовь к книгам.