Ершов "Конёк- горбунок" (илл. Милашевского)
букинистикаХочу поделиться своей радостью. Отыскала я недавно на книжных полках у брата своего Конька-горбунка… того самого… из детства… Проведя ревизию летом у родителей, я уж и не надеялась найти эту книгу, т.к. мои прекрасные и добрые родители любили, конечно, покупать нам хорошие книги, но так же они любили давать их кому-то «почитать», естественно очень часто без возврата. Но тут удача улыбнулась мне, забрала книгу без особых сопротивлений со стороны брата, его дочки как-то равнодушны к книгам, что само по себе печально, но в данном случае нам на руку))
Итак, вот она моя прееееелесть!!!
Странички уже пожелтели от времени, а еще помнится мне, что была вроде супер-обложка, ну да ладно… самое главное, что внутри все сохранилось. В первую очередь, конечно, сама сказка, замечательная и любимая, отражающая всю красоту нашего родного русского языка. Думаю, если не все, то многие ее очень любят и расходится могут только вкусы в предпочтениях к ее оформлению, а они зачастую формируются из наших детских воспоминаний. Вот и на мой необъективный взгляд самые лучшие иллюстрации для «Конька» это акварели Милашевского. Чудесные, яркие и выразительные иллюстрации, но потрясает даже не то, как творчески автор подошел к оформлению, а его погружение в историю с доскональным изучением культуры, быта, национальной одежды того времени. Это подтверждается пояснением от художника в конце книги. Позволю себе процитировать его, параллельно пробежавшись по самим иллюстрациям.
«В рисунках первой части Иван в типичной крестьянской одежде: верхняя одежда называется зипун, из домотканной овечьей шерсти, на голове шляпа - гречневик, тоже шерстяная, валянная как фетр. Обычно молодые люди вставляли за тесемку тульи петушиное или ятребиное перо. На ногах лапти, они делались из липового лыка. Голень обернута длинным полотнищем - это онучи, обвязаны они веревкой».
«Одежда городского отряда - красные жупаны из крашеного сукна. Стрельцы имели одежду разных цветов: огуречный, травяной, гороховый, красный и черносмородиновый».
«Любимой мастью в XVIII веке были лошади пегие, то есть пестрые, с неправильными пятнами.
Кони, которых продал царю Иван, фантастической масти, типа масти игреневой. Но она была любима позднее, в XIX веке. Ершов запечатлел вкусы своего времени».
На этой станице «Иван изображен в казакине - безрукавке. Эту одежду носили кучера и люди, приставленные к лошадям.
В руках правого дворянина декоративное оружие в виде месяца - это протозан».
Ниже «Иван одет в романовский полушубок. Они выделывались в Романове, Борисоглебске, на Волге из особой породы овец. Шапка на нем типа казачьей».
А тут «Иван одет в верхнюю одежду для верховой езды, она с короткими рукавами - это чуча.
Сласти в XVIII веке были главным образом пряники, сухое варенье, пастила разных сортов и, конечно, мёд».
«Ершов писал своего «Конька-горбунка» уже после пушкинских «Сказок», и образ Царь-девицы перекликается с образом Шемаханской царицы, поэтому я девицу изображаю в костюме азербайджанско-иранского стиля».
«В третьей части сказки Иван одет богаче. Его костюм называется тёрликом, он шился из узорной бархатной или шелковой материи. Подпоясан Иван дорогим поясом, расшитым разноцветными шелками. Это пояс иранского изготовления или их копии - сулуцкие пояса, то есть изготовлявшиеся в Польше, в городе Сулуцке. Московские щёголи были самыми щедрыми их покупателями».
История костюма прям)))
Впрочем ,помимо этих фактов ,в иллюстрациях нашлось место,конечно, и сказочности.
Пробовала читать Лёне, не захотел пока слушать. Заказала для него еще иллюстрациями Кокорина, может в таком виде больше понравится. Милашевский все таки для детей постарше мне кажется, также «на постарше» мне еще очень хочется Кочергина, но тот что от Речи мне совершенно не нравится, так что будем ждать, благо время у нас пока еще есть, надеюсь издадут что-то достойное.