"Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни. Сочинение на конкурс
конкурсы и розыгрыши книг!Сочинение длинное! Я училась в то время, когда сочинение измерялось не количеством слов, а степенью раскрытия темы. Тема не раскрыта - на ее раскрытие уходят годы исследований. Но все-таки решусь выложить.)
***
«Пушкин - наше все!», «Пушкин - великий поэт!», «Гений Пушкин!», «Я люблю Пушкнина!» - все это казалось мне в 9 классе лишь банальными пышными фразами, вроде модного в то время «я люблю Ди Каприо». Я не любила Пушкина и не стеснялась в этом признаваться. Этим я выгодно отличалась от других среди одноклассников, а наша замечательная учительница «позволяла» мне не любить Пушкина и вообще позволяла высказывать любую точку зрения, которую можешь доказать. Мне нравился Бродский, Цветаева, Ахматова… Нравилось то, в чем можно «копаться», «искать смысл». А Пушкин - что? У него ведь все ясно и понятно. Сюжет прост, как две копейки: Татьяна любит Онегина, он ее отвергает - Онегин любит Татьяну, она его отвергает. Понятно, что никто никого не любит на самом деле, иначе как же мечты о счастливой взаимной любви. Копаться тоже неинтересно. Ну да, «энциклопедия русской жизни», ну да, быт, нравы, традиции. Онегин- дэнди. Дэнди - что-то вроде модника. Поэтому пилочки, панталоны, фрак, еда тоже модная. И в театр -обязательно на модные спектакли. Ну и без балов - никак! В деревне - модные европейские порядки навел…. Просто-таки описание быта, наложенное на незамысловатый сюжет и прихотливо зарифмованное. Примерно такие были у меня мысли тогда.
Шли годы, я окончила школу, поступила на филфак. И курс литературы первой трети 19 века вели у нас два совершенно чудесных преподавателя - В. И Коровин и С.В. Сапожков. Они-то и научили нас «копаться» в текстах и находить бриллианты! Я не помню, сколько раз я перечитывала «Онегина», но бриллианты нахожу каждый раз.
И вот сегодня хочу с вами поделиться некоторыми. Дело в том, что «Евгений Онегин» - действительно, «энциклопедия русской жизни 19 века», и эта энциклопедия не сравнится ни с какими историческими трудами, потому что составлена она человеком, который жил в это время. Но и сложность тут тоже есть - по-настоящему понимали каждое слово в этом романе только люди поколения Пушкина, принадлежавшие к дворянскому сословию. Поэтому стоит, читая Пушкина, заглянуть в комментарии Н.Бродского, Ю.Лотмана, Посмотреть статьи Д.С, Лихачева, работы В.И. Коровина и роман Ю. Тынянова, чтобы полнее ощутить пушкинскую эпоху.
Но хватит предисловий! Довольно большое вступление получилось. Обратимся к тесту. Отрываем первую главу, и, чтобы не растекаться мыслью по древу, обратимся сразу к тем строкам, которые касаются быта того времени.
Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Отец Онегина жил долгами! Как же так? Ведь он был богат! Немного покопавшись в комментариях и исторических справках, выясняем, что действительно, очень многие богатые дворяне жили в долг. Виной тому сложившееся в царствование Екатерины II представление, что истинно дворянское поведение предполагало не просто роскошную жизнь, но роскошь не по средствам. Роскошь - это дорого, но лицом в грязь ударить нельзя, поэтому жили долгами, но давали три бала ежегодно, имели свою ложу в театре, давали обеды, какие вся Москва помнит.
Читаем дальше и узнаем об образовании Евгения (а заодно и об образовании среднестатистического дворянина).
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Онегин получил домашнее образование. Для обучения принято было приглашать французов, которые не слишком-то заботились о знаниях ученика. Чему же научился Онегин? Всему понемногу: умел хорошо говорить по-французски (дело в том, что по-русски говорили в то время только с прислугой. Русский язык был не в почете), молчать «с ученым видом знатока», знал несколько красивых фраз по-латыни, имел свою точку зрения об авторах, которых, возможно, не читал, танцевал, кланялся, смело судил об экономике….
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, -
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон…
И тут мы (спешно перечитав «Науку любви» Овидия), возвращаемся к Пушкину. Главная наука, которую освоил Онегин - наука… соблазнять девиц и дам. И интересно, что Пушкин приводит вполне конкретные «рецепты», на которые мы - дамы - до сих пор легко ведемся. Разве не так? Это совершенно замечательно раскрывает образ героя во взаимоотношениях с Татьяной. Но не будем уходить от темы.
Далее мы видим один день Онегина. Но до этого - одна оговорка: Онегин - денди. И это не просто модник. В России того времени дендизм был чем-то вроде популярной молодежной субкультуры. И если в Европе денди - это модник, культивирующий внешний лоск в одежде и утонченность в обращении, то "русский «дэнди» культивировал не утонченную вежливость", а напротив, "шокирующую небрежность и и дерзость во всем": в обращении, в поведении, в одеже. (Ю.Лотман) Эдакий фрик или хиппи 19 века.
Онегин не ходит на службу. Такую жизнь могли себе позволить немногие дворяне. Скорее всего он лишь формально числится в каком-нибудь министерстве, как некоторые «маминькины сынки», принадлежащие богатому дворянскому роду, имеющему связи в обществе. День его начинается поздно. И начинается он с… приглашений. Бал, детский праздник… Онегин успевает везде. Он - нечто вроде символа, которого модно пригласить в дом, как можно сейчас сказать, что у тебя на дне рождения пел, ну, скажем, Филипп Киркоров. (после синего настроения - особенно! Модно, дорого, скандально!) И вот наш герой успевает везде. Ему не важно, с кого начать. Ему - только «засветиться», чтобы он мог сказать, что был на балу у князя Н. И чтобы князь Н мог засвидетельствовать: «Был у меня давеча на бале Онегин». Естественно, по-французски!
Но прежде - прогулка.
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Боливар - это шляпа, цилиндр с широкими полями. А брегет - это карманные часы (по названию фирмы, их производившей). Часы были тогда в большой моде, но стоили очень дорого. Далеко не любой человек мог себе их позволить, и доходило до смешного: у молодых людей (да и не только молодых) можно было увидеть цепочку, на одежде, ведущую в карман, создающую видимость, что в кармане часы, хотя на самом деле часов не было. Это примерно как в метро сейчас можно встретить молодых людей, у которых телефон Филипс в чехле от Айфона. Так вот, у Онегина был брегет. Давайте еще немного внимания уделим одежде. Когда Евгения собирается на бал, Пушкин упоминает о некоторых предметах гардероба.
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет;
И тут стоит сделать небольшое пояснение. Весь европейский свет того времени носи короткие штаны с чулками - кюлоты. Длинные же штаны - панталоны были одеждой "третьего сословия". Поскольку в России военный составляли большую часть дворянства, допустима была военные форменные брюки и не осуждались белые панталоны, заправленные в высокие сапоги, ибо похожи на военную форму. Но Онегин, по-видимому, носил панталоны навыпуск (что можно подтвердить рисунками Пушкина на полях романа и классическими иллюстрациями), чем приводил в ужас окружающих. Этот вид одежды воспринимался чем-то промежуточным между штанами бомжа и нижним бельем. Теперь о фраке: он имеет разрезанные фалды, что очень удобно для верховой езды. И 18- начале 19 века фрак воспринимался исключительно как... спортивная одежда. Также, как и жилет. И вот Онегин в таком виде является на бал. Ну словно как если бы я сейчас надела спортивную олимпийку, пижамные штаны с вытянутыми коленками и явилась бы в таком виде на дипломатический прием.
А вот Онегин обедает. К слову, обедает он с Кавериным - военным деятелем, участником заграничных походов, который, кроме того, был известным кутилой, лихим повесой и заядлым дуэлянтом. Каверин ждет нашего героя в одном из самых модных и дорогих ресторанов Петербурга - Talon. Поваром здесь был француз, который стремился сделать все, чтобы «золотая молодежь» чувствовала себя как в лучших ресторанах Парижа. Какие е изыски на столе?
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Хорошо ныне известный ростбиф в то время был экзотикой: говядину с кровью в России не готовили. Из Страсбурга пирог нетленный - это паштет. Нетленный - потому что долго не портился. По сути - это первые консервы, которые стоили баснословных денег. Лимбургский сыр - особый мягкий сыр, имеющий почти желеобразную консистенцию, за что был прозван «живым». Трюфли (грибы) и ананасы - экзотика, говорящая сама за себя. В венчает всю эту роскошь - «вино кометы», т.е. 1812 года, когда над виноградниками стояла комета, а если учитывать, что действие происходит в 1820-е годы, а вино чем старше, тем лучше, о качестве вина можно только восхищенно молчать…. Вот такой повседневный обед.
После обеда Онегин отправляется в театр. Но вовсе не для того, чтобы смотреть спектакль.
…Онегин полетел к театру,
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).
Да, да, себя показать! Он де ДЭНДИ!
Помните, дальше?
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился - и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел»
Представляете, вот так приходит с диким опозданием на спектакль, мешает всем уже сидящим, смотрит по сторонам, здоровается с мужчинами и потом переводит взгляд на сцену: «Что там? Аааа, балет… скучно!» О чем не стесняется громко заявить. Ничего не напоминает?
А между тем, Пушкин раскрывает все карты: мы можем узнать, что ставили, кто ставил, какие спектакли были в моде… Он называет даже называет ведущую танцовщицу Большого петербургского театра Авдотью Истомину.
«Кончаю. Страшно перечесть…» Мы с вами прочитали всего лишь фрагменты первой главы, а уже знаем про молодежную субкультуру - дэндизм, про то, как одевалась «золотая молодежь», что подавали в ресторанах, что ставили в театрах, как жило дворянское сословие Петербурга… а если читать дальше - в этом гениальном тексте отразятся и торгово-политические отношения России и Европы, и деревенский быт, и обычаи старины (по святочным гаданиям я делала целый вебинар!), и отношения крепостных крестьян к своим владельцам, и культура дуэли, и пресловутое общественное мнение…. Трудно сказать, какая часть жизни не описана в этом небольшом произведении!
Я не люблю Пушкина, я его боготворю. Потому что то, что он сделал для русской литературы - это невероятно!



















