Корокий список "Книгуру". Прочитала 8 книг
подросткамКак заинтересовать детей книгами? Вопрос животрепещущий. Можно рассказывать о культурном наследии, о связи поколений, о пополнении словарного запаса - все это будет правдой, но правдой скучной. Можно предложить что-то поинтереснее. Например, стать членом жюри литературного конкурса.
В РФ существует две премии, где победителей выбирает детское жюри. Одна из них - «Книгуру».
Как это происходит
На конкурс «Книгуру» присылают работы на русском языке и переводы. Произведения должны быть либо не изданы, либо изданы не раньше, чем два года назад. Длинный и короткий список книг определяет взрослое профессиональное жюри. А вот победителей выбирают дети и подростки, выставляя прочитанным книгам баллы.
Когда
Сейчас идет голосование десятого сезона. Если вашим детям интересно - самое время присоединяться 😀
Лайфхаки
На сайте конкурса в свободном доступе выложены тексты книг, вошедшие в шортлист десятого сезона. Можно читать с сайта, а можно сохранить в нужном формате и залить в электронную книжку. Также в доступе есть тексты-победители и книги из шортлиста предыдущих сезонов. Например, «Кот забвения», «Брат-юннат», «Кит плывет на север», «Около музыки» и другие.
Минусы
Поскольку на конкурс предоставляются в том числе рукописи, опечаток чуть больше, чем хотелось бы.
Короткий список текущего сезона
Ну и практическая часть. Мои впечатления.
«Азот и Селедочкина». Ая Эн. 13+ - 5
Звенит звонок, начинается урок. А на уроке Азот, Углерод, Кислород, Вода, Золото и Серебро, и новенькая. Маша Селедочкина. Как вам ситуация?
Мне показалась странной. Но оторваться от книги я не могла. Про сюжет рассказывать бессмысленно, это надо читать. Расскажу о тексте.
Книга смешная. Я уже писала как-то, что редко смеюсь над книгами, над этой я смеялась. А муж - который вообще-то не читает подростковое - хохотал в голос. Одни только встроенные опции мам чего стоят:
«Многие мамы накручивают трагизм на пустом месте, это вторая опция, встроенная в них по умолчанию. Пошел на новый кружок, гуляешь в новой компании - ужас, его заманили в секту! Разговаривает со случайным прохожим - о, нет, это же маньяк! Получил четверку - все, покатился по наклонной, сейчас пойдут тройки, двойки, сигареты, водка, наркотики».
В книге много отсылок к иным прозведениям и философским понятиям, и они оригинально вплетены в текст. Обычно как? Автор просто называют книгу, которую читал кто-то из героев. У Аи Эн иначе:
«Книжный коридор плавно переходит в книжный дедушкин кабинет. Дедушка стал вишней вскоре после Машиного рождения. Но кабинет все равно называется - дедушкин. Папа в нем временно».
«Бабушка три раза заходила. В первый раз занесла только блюдечки и освободила под них место. И сообщила между прочим:
- Петровы в гриппе.
Маша не была знакома с Петровыми, но решила, что речь идет о бабушкиных друзьях из Петербурга»
Или самое начало:
«- Азот!
- Я!
- Водород!
- Тут!
- Кислород!
- На месте…
- Углерод!
- Я!
- Стоп! Стоп, стопусик, - шепчет-хмурится Светлана Евгеньевна, молоденькая и неопытная, проницательная и подозрительная. - Давайте-ка еще раз. А то что-то голоса Азота и Углерода похожи.
Она встает, чтобы лучше видеть каждого.
- Азот!
Тишина в классе. Азота нет».
Потрясающе!
По результатам прочтения мы с мужем поставили книжке по высшему баллу и сошлись во мнении, что «Азот и Селедочкина» напоминает раннего Пелевина. Книгу активно рекомендую и буду очень рада обсудить ее с прочитавшими.
Огни студеного моря. Ника Свенстен. 13+ - 5
Саша натворил дел в школе, за что был сослан на лето к бабушке. В домике на берегу Белого моря он сначала скучает, потом начинает присматриваться к происходящему вокруг, обрастает друзьями и даже участвует в детективной истории.
Отличное произведение, которое объединяет интересный сюжет, хороший язык, глубоко порисованные характеры и конфликты. Молодежные книжки периодически сваливаются либо в бессюжетное соплежуйство, либо в сюжетную историю с картонными персонажами. Здесь баланс соблюден великолепно.
Отдельно хочу выделить прием, который я раньше не встречала в подростковых книгах. Рассказ идет от первого лица, и Саша ряд событий пересказывает нам дважды: в первый раз так, как он хотел бы событие видеть, а во второй - более объективно, признаваясь в своих ошибках, слабостях, нечестности.
«Когда Даниил Яковлевич строил для нас этот флигель, все ему говорили, что напрасно он такие большие окна делает, не по здешним это правилам. Север, ещё и море рядом. Надо совсем маленькие, чтобы тепло не уходило. А он им отвечал: в большие окна столько света проходит, что и теплом поделиться не жаль. Говорил, Тася моя из Ленинграда приедет и обрадуется. И угадал. Приехала, а здесь такой дом глазастый. Твоего дедушку все считали чудаком. А он так и жил. Не форточкой, а большим окном. Нараспашку».
Квартира номер 100. Людмила Потапчук. 11+ - 4,5
В квартире номер 100 живет школьная уборщица, тетя Галя. Женщина странноватая, тихая, несчастная, но со школьниками добрая. Казалось бы, ничего интересного. Но именно ее группа подростков считает ведьмой и подозревает в причастности к исчезновению нескольких людей. Главная героиня - Полина - нечаянно попадает в группу сыщиков-любителей и оказывается втянута в самую гущу событий.
Добротный ужастик, в котором есть чего побояться и что обсудить. Написан гладко, читается легко, любителям жанра рекомендую.
Семь дней до Сакуры. Светлана Лаврова. 10+ - 4
В жилом квартале Екатеринбурга появился кусок средневековой Японии. Как в океанариуме. Люди на дорожках рассматривают рыбок за стеклом, а рыбы рассматривают людей. С Японией система примерно та же: россияне наблюдают за сакурой, самураями и прочим бытом страны восходящего солнца, а японцы смотрят на жизнь современного Екатеринбурга, называя его «страной демонов». Граница между Японией и Россией оказывается не совсем непроницаема, некоторым удается проходить в соседний мир и даже заводить в нем друзей.
Сюжет завязывается, когда к главной героине прилетает двоюродная сестра и они отправляются знакомиться с дивом дивным.
«Семь дней до сакуры» - честное жанровое приключение. Характеры показаны минимально, герои обходятся без особых рефлексий, зато сюжет неизбитый, много информации о Японии и неподражаемая восемнадцатилетняя кошка О-Цюро.
«О-Цюру обиделась: она вся такая больная, а на неё никто внимания не обращает, не гладит, не кормит и даже тапком не швыряет. О-Цюру очень любила эту игру: она орёт «Мя-а-ау!», а в неё кидают тапок. Бабушка, видимо, тоже любила эту игру, потому что её тапки утром валялись по всей квартире. О-Цюру всегда жалела, что у бабушки всего две ноги, а не четыре - игра была бы в два раза интереснее. В конце концов тапки можно было надеть и на руки, и тогда их было бы четыре. Но бабушка не догадалась, хотя О-Цюру намекала. Люди вообще не очень сообразительны. Но О-Цюру их всё равно любила и прощала их недостатки».
Вирта. Екатерина Каретникова. 14+ - 4
«Я знала, что не справлюсь. Железная двойная дверь плотно прилегала к коробке, не оставив ни щёлочки, ни просвета. Её было не только не открыть, через неё даже голос никто бы не услышал.
Никто - это ящерицы и муравьи. Больше я никого тут не видела. Уже полдня - никого. Крохотная ящерка пролезла ко мне с улицы через трещину в стене, пробежала по бетонному полу и, не обнаружив ничего полезного для ящеричной жизни, исчезла так же легко, как пришла. Если бы я сумела повторить её путь - проскользнуть через почти невидимую трещину и оказаться на улице!»
Начинается книга страшно. Главная героиня заперта в чужом деревенском доме. Не может выйти. Не может позвонить - ее телефон разряжен. Она не знает, как поступить: попытаться убежать или ждать того, кто пригласил ее на эту дачу. А пригласил ее совершенно незнакомый фейсбучный френд. И Катя - дура - согласилась.
Рассказ цепляющий и очень актуальный. Здесь хорошо показаны несколько тем: риски социальных сетей, сложности взаимопонимания и восприятия информации при онлайн-общении, подростковый максимализм, даже негативный образ органов правопорядка, к которым никто из героев не обращается.
Мне рассказ понравился. 4 поставила за некоторые несостыковки и слишком простое решение проблем. Возможно, это сознательное решение автора, нежелание сгущать краски в подростковой книге. Возможно, страх попасть под цензуру. Сказать сложно, но очень серьезные ситуации решаются как-то вдруг, легко. Получаются качели «триллер-сказочка-триллер-сказочка». Но все равно повесть хорошая и своевременная.
Осеннее солнце. Эдуард Веркин. 11+ - 4
Книга об умирающей деревне «Туманный Лог». В ней живут всего три семьи. Точнее три мамы (папы работают вахтовым методом) и три подростка. При этом двое из них - Александра и Наталья - находятся в состоянии холодной войны. А главный герой мечется между двумя огнями, чередуя дни общения: день Шныровой, день Дрондиной.
Всю книгу я ждала, что конфликт девочек прервется каким-то событием. Мне очень хотелось, чтобы нечто свело их хотя бы на время, и я бы увидела, как функционируют столь разные характеры в связке. Но не случилось.
К концу книги я устала. Очень много подросткового противостояния, очень мало событий. Держала меня надежда на яркий переломный момент и потрясающие описания, в которых Веркин дока.
«- Вот и еще год прошел. Мы расстаемся… Ненадолго. Ведь время скоротечно, думаю, многие из вас это уже поняли. Через три месяца вы вернетесь в школу. Но вы… вы вернетесь немного другими людьми…
Нина Викторовна - наша классная руководительница, русский-литература-драмкружок. Наверное, поэтому она любит искренние напутственные речи и долгие проводы, в конце каждой четверти прощается с нами так, словно мы улетаем на Луну. Хорошо хоть за руку по очереди не держит и питание в тюбиках не выдает. А конец учебного года - особенный повод, к нему припасены самые душевные и проникновенные слова о рубежах, порогах и далях.
- …Запомните это лето. Запомните июнь с его зеленью, синие дали и жару июля и золото августа, его последние и прозрачные дни перед порогом…
Нина Викторовна рассказывала, как у нее всегда щемило сердце в конце августа, когда каникулы заканчивались, и вот-вот должен был начаться учебный год. А я думал, что хорошо бы поскорее свалить. Последний день последним днем, но мама просила купить кофе, а Нина Викторовна, похоже, хорошо подготовилась.
- … И на рубеже нового учебного вспомните себя три месяца назад, вспомните сегодняшний день - и вы увидите…
Тут я немного запутался, кто в каком послезавтре должен куда посмотреть, и заскучал, а Нина Викторовна сделала паузу, набирая форсажа перед заходом на новый лирический вираж, но тут, к счастью, поперек кабинета прогудела крупная зеленая муха. Вдохновение Нины Викторовны погасло.
- А теперь… - вздохнула Нина Викторовна. - А теперь каникулы…
Все заорали. Все вскочили. Кинулись к дверям, опрокидывая стулья».
Вся суть школьного конфликта в коротком эпизоде. Элегантно сделано.
Формула раззеркаливания. Артем Ляхович. 12+ - 2,5
Самая, как мне показалось, сырая вещь в списке. Завязка интересная: герои начинают встречать близких людей там, где их быть не должно. Например, главный герой знает, что мачеха находится дома, в России, но видит ее на улице Праги. У второго героя подобное происходит с дедушкой. А помимо двойников в книжке появляется очень интересная старушка, которая просит называть себя Сударыней.
После заманчивой завязки повествование начинает комкаться. Слишком много событий, неудачно связанных между собой. Слишком много отсылок к информации, которую нынешние подростки вряд ли знают: Чаки, два одиночества, Rammstein, гоп-стоп. Слишком много необоснованной ругани. Слишком много бетона в тексте: «размазал по бетону», «почудился крик сквозь бетон», «проваливается сквозь бетон», «бетонное горло» и т.д. Бетон аж 17 раз встречается. Преимущественно не к месту.
Причесывать и причесывать.
Дом четырех ладоней. Лариса Романовская. 12+ - 2,5
Нудная вещь о непростой жизни 14-летней девушки. Родители в разводе, отец живет на другом континенте, у мамы новый друг (и он не нравится Тате), смерть бабушки.
YA часто представляют собой описание подростковых будней, с немного раздутыми проблемами и их меланхоличным пережевыванием. Это нормально. Но все-равно должно быть в книге что-то цепляющее. Интересный второстепенный герой, интересное событие, нестандартный взгляд на вещи или оригинальная идея. В общем, нужен крючок. Здесь крючков было несколько, но все они оказались без наживки. Закидывает автор мысль и сливает ее. Не люблю такие книжки, чувствую, будто меня надули.
Итого
Из 15 книг короткого списка я прочитала 8. Остальные начала и по разным причинам бросила. Жду теперь результатов детского голосования: интересно, насколько мои вкусы совпадут со вкусами целевой аудитории.
























