Книжные разговоры 04.05.2020
Книжные чаепития (сюда не пишем)Юбилей победы.
На нашей памяти праздник был всегда, только с течением времени меняется форма глаголов в праздничных речах. Все меньше остается тех, кто пережил войну хотя бы ребенком и помнит это время.
В моем детстве никто не заморачивался проблемами знакомства детей с темой. И дети на тему натыкались везде - памятники, портреты ветеранов, семейные фотографии, мимолетные обыденные упоминания в разговорах, пожилые люди с орденами и медалями на улицах, фотографии в газетах и журналах, стихи песни по радио и телевизору,
фильмы, книги...
Но и сейчас в каждом городе у детей есть возможность посмотреть на боевую технику, потрогать, полазить, посидеть на броне. По-моему именно такие случаи легче всего использовать для разговора, для знакомства с темой.
Все-таки праздник - это именно праздник, день памяти...
День, когда приносят цветы к памятникам погибшим воинам.
Сейчас, в дни карантина среди разных обсуждений школьных будней возникла тема: при условиях карантина в обсуждении с детьми 1-2 класса в zoom что бы вы прочли и обсудили перед празднованием юбилея Победы для создания атмосферы?
Я подумала... Ориентируясь на детей, которых я знаю, с которыми мы смотрели фильмы, слушали песни, кое-что читали (Горбушку, Похождения жука-носорога, Сложное поручение, Выдренок Ная), которые играли на моих глазах, а сейчас учатся в школе как раз в 1-2 классах, у меня получилось вот так:
Я не представляю как это - обсуждать с маленькими, на карантине, зумно переживания. Вообще не представляю. Да вообще обсуждения такой темы.
Даже если бы меня, к примеру, обязывали что-то обсудить, я бы все равно свела занятие к чтению рассказа, стихотворения и вопроса о воевавших родственниках - даже не для обсуждения, а просто чтоб тот, кому не терпится что-то сказать, сказал бы. Сразу подумала про рассказ Николая Богданова "Медовый танк" - потому что он мне кажется подходящим по переживаемым ощущениям, близким уставшим от карантина детям. Внутри танка не очень-то развернешься, а в начале рассказа бойцы на жаре из замаскированного танка наблюдают за фашистами, за тем, как они грабят деревню. А потом вступают в бой. И все накопившееся напряжение находит выход в описании
мощного лавинного действия - это крушащее все на своем пути движение танка. При вовлеченности в чтение оно помогает эмоционально сбросить накопившуюся агрессию, примерно как дети в рисунках зачеркивают все-все густо-густо, давая выход эмоциям. Есть немного юмора, что снимает напряжение от военной угрозы. Опять повторюсь про похожесть в ощущениях - в танке от пчел никуда не денешься, цени что в квартире ты хоть руками помахать можешь )) Ну и танк потом легче легкого даже самым криворуким сляпать из пары коробочек и поиграть - повыть, погудеть, побабахать, опять-таки сбрасывая накопившуюся агрессию. Вместо парада. Тревожных детей успокаивает сознание "ура, какие молодцы, и слава богу война закончилась". А то ведь обсуждения военной темы, особенно с выводом на свои чувства, усиливают их тревогу.
Добавлю еще, почему именно танк - для многих это якорь, как ни странно положительный. Они видят, что в танчики рубятся старшие братья, папы, знакомые и какие-то разговоры на эту тему слышали не раз, и сами не прочь поиграть.
А вот пацифистские обсуждения уместны будут уже с чуть более старшими ребятами, у которых пальба и салюты уже в сознании улеглись.
Вообще книга Богданова хороша для младших школьников - в ней есть что выбрать для чтения. Рассказов много - и про танкистов, и про летчиков, и про пехоту - царицу полей.
Здесь, кстати, тоже есть рассказ с упоминанием бегемота, о котором говорилось в рассказе Баруздина "Сложное поручение". Он называется "Чемоданчик".
А что и на какой возраст вы планируете читать или уже прочли? Поделитесь своим опытом чтения, переживания. Понятно, что это войдет в дневники чтения. Но это будет крупицами рассыпано в разных постах, а здесь в комментариях соберется в одно полотно.