"Койот Санрайз. Невероятная гонка на школьном автобусе"
подросткамПронзительная и светлая история. О бегстве от себя и пути к себе. История, от которой перехватывает горло и сами по себе текут слёзы. А потом сквозь слезы появляется улыбка. Как восход солнца после тьмы.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы 12-летнюю девочку звали Койотом? А ее странного хипповатого отца (которого она никогда отцом не называет) - Родео? Нет, это не прозвища, это официальные имена. А про дом на колёсах знаете? Дом, сделанный из школьного автобуса, в котором есть собственная комната Койота, кровать Родео, диван с креслом, набитый под завязку книжный шкаф и даже рассада на окошке. Где совсем недавно поселился котёнок Айван, названный в честь героя любимой книги Койот. Дом, который постоянно движется вперед, колеся по бесконечным дорогам Америки, переезжая от одного города в другой, пересекая один штат за другим, направляясь куда глаза глядят. Только в один город никогда-никогда не поедет это замечательный дом. Город, где осталась их прежняя жизнь, где живут воспоминания и призраки прошлого выворачивают душу наизнанку. Нельзя. Нельзя вспоминать. Нельзя жить прошлым. Нельзя называть папу папой, нельзя произносить вслух имена. Всего 5 имён. Их было 5. А теперь осталось двое.
Они покончили с прошлым, они оставили его позади. Они поменяли имена и поселились в вечно движущемся доме. Им хорошо, им замечательно, им просто распрекрасно. Они совершенно свободны.
Но разве это возможно, заставить себя не помнить? Особенно когда вдруг узнаёшь, что где-то там, далеко, начинаются работы по сносу парка, где когда-то, 5 лет назад, в прошлой жизни, мама и три дочки закопали "коробку памяти", наполненную их рисунками, письмами, локонами и другими "маленькими частичками себя, маленькими частичками друг друга, маленькими частичками жизни, прожитой вместе". "И все они дали обещание, все три сестры и одна мама, дали обещание вернуться за этой коробкой с воспоминаниями. Они широко улыбнулись друг другу под весенним солнышком, и взялись за руки, и торжественным шепотом поклялись: что бы ни случилось, они вернутся за этой коробкой. А потом, всего через несколько дней после того, как коробку закопали, всё рухнуло. За одну ужасную секунду, с визгом покрышек об асфальт и звоном стекла, всё рухнуло. И вместо трех сестер и одной мамы теперь была только одна девочка. Одна девочка, и ей почти всегда было одиноко, и душу раздирала тоска. Сестра без единой сестры. Дочь без мамы. Но эта девочка ничего не забыла. И помнила своё обещание. И была готова на всё, чтобы это обещание сдержать".
И начинается безумная гонка. Потому что всего за 4 дня надо успеть. А главное - Родео не должен догадаться, куда же на самом деле они направляются, потому что ни за что в жизни он не согласится вернуться туда.
Неожиданно автобус, в котором целых пять лет жили только двое, начинает наполняться пассажирами. Маленький котенок Айван, как оказалось, стал только первой ласточкой. Чернокожий музыкант Лестер, спешащий на встречу со своей девушкой. Ровесник Койота Сальвадор, вместе со своей мамой, которая в поисках работы и лучшей жизни едет на встречу со своей сестрой. 17-летняя Вэл, сбежавшая из дома. И все они, в отличие от Родео, знают, куда направляется автобус. Они помогают Койоту хранить ее тайну, помогают научиться вновь доверять людям. "Иногда боишься довериться людям, боишься так сильно, как будто ничего страшнее не бывает. Но знаете что? Ещё страшнее, неизмеримо страшнее справляться с чем-то в одиночку". Но и Койот помогает им. В общем-то, в том же самом: найти и принять себя, довериться другим и позволить помочь, поверить в то, что если чего-то сильно хочешь, к чему-то очень сильно стремишься, всё у тебя получится. Оказывается, "иногда заводить друзей трудно, а иногда легче лёгкого - достаточно встретить кого-то, кто, совсем как ты, обожает книги и котят". И еще оказывается, что "когда у тебя появляется кто-то, кто тоскует по тебе, когда тебя нет, - это не пустяк. И когда у тебя появляется кто-то, кто в лепешку расшибется, чтобы тебя вернуть, - тоже не пустяк".
Чем закончится эта безумная гонка? Гонка, полная тревог - и радости, слез - и смеха, неожиданных приключений - и удивительных открытий. Много раз надежда успеть буквально повисает на волоске, такое количество препятствий вдруг возникает ни с того ни с сего. Впору опустить руки и смириться. "Но вот в чём штука: надежда - все равно что окурки на парковках. Они всегда есть, если хорошенько поискать".
Надежда не просто успеть спасти коробку, а вернуть память себе и Родео, вернуть себе папу - живого, настоящего, и сестёр с мамой - погибших, но всегда живущих в душе. "Думать об этом грустно. Но оно того стоит. По-моему, вспоминать о них и грустить - намного лучше, чем забыть их". "Помню" - это же не прошедшее время. Это слово в настоящем времени. Здесь и сейчас. И я хочу здесь и сейчас, вот прямо сегодня, быть таким человеком, который помнит свою маму и своих сестер, помнит здесь и сейчас, прямо сегодня. И завтра тоже. И каждый день.(...) И я не говорю: "Я их любила". Я их люблю. Здесь и сейчас. Сегодня."
Где-то месяц назад Настя просила написать в комментариях к ее посту лучшую, по мнению мам-сообщниц, детскую книгу, прочитанную ими за последние полгода. Марина назвала тогда "Койот Санрайз". А я в тот момент эту книгу только читала, поэтому назвала другую. Сейчас однозначно назвала бы именно её.
Вышла книга в "полосатой серии" издательства "Розовый жираф". Кто не знает об этой серии, хочу очень-очень порекомендовать, а кто знает (думаю, таких большинство)) - напомнить. Практически каждая книга в ней - бриллиант.
У меня постепенно собралась небольшая коллекция (еще есть "С кем бы побегать" и "Всё из-за мистера Террапта", не докопалась до них для фотосессии)).
Причем большинство книг ("Три твоих имени", "Привет, давай поговорим", "Ямы", "Чудо", "С кем бы побегать" и "Мистера Террапта") я купила после прочтения в электронном виде. Это книги, которые хочется иметь на бумаге. В них нет иллюстраций, но они с такой любовью и вниманием к читателю сделаны! И такое от них идёт тепло...
И как верно сказала Койот! "Все книги, которые есть на свете, - они на самом деле про любовь, даже если автор сам об этом не догадывался..."