Ольга Лишина: Сияй! Чтение взрослой дочери
подросткамЯ не первый раз говорю о том, как хорошо иметь личного агента в месте, где проводятся книжные фестивали, и куда приехать у самой не получается. Правда, агента пришлось убалтывать сходить на интересующую меня встречу, но в конце концов удалось, потому что совпало участие единственного интересующего агента автора именно в этом мероприятии. Так что я имею не только книжный отзыв, но и впечатления от разговора.
Далее рассказ дочери:
Здесь можно было бы написать о том, что это первая книжка, которую я прочитала, связанная с фандомом - с людьми, которые фанатеют от чего-то или от кого-то. И о том, как это круто, когда ты находишь единомышленников по этому твоему легкому сумасшествию.
А еще можно было бы написать, что эта книга про хороших людей - про интересных, тонких и умных подростков, которые хоть и ошибаются, и запутываются, но все равно остаются хорошими людьми и взрослеют на своих ошибках.
Или про то, что повесть как-то очень бережно напоминает каково это быть подростком, сомневаться в себе, переживать и страдать на ровном месте (впрочем, взрослые с этим тоже неплохо справляются).
Но не напишу *показывает язык* пусть каждый сам ощущает радость общности с героями в каких-то моментах, каждый в своих.
Зато напишу про сопутствующее, которого внезапно оказалось очень много, что теперь делает книгу еще лучше, потому что она обросла историей.
Почему я выдернула именно эту сравнительно тонкую в мягком переплете книжку из стопки, лежащей на тумбочке рядом с кроватью, в которую регулярно добавляются книжки после маминых заказов на лабиринте, я уже и не вспомню - то ли повелась на небольшой объем, чтобы быстренько прочитать, то ли зацепило название, то ли заветное слово «фандом» в аннотации. Прочитала за два вечера, порадовалась за героев, а еще порадовалась про себя тому, что теперь вместе с Дашевской, которая пишет про благополучных подростков и их пусть небольшие, но проблемы, с которыми надо как-то справляться, можно советовать теперь еще и эту книжку - она еще и очень девочковая, тонко чувствующим барышням должно понравиться. Еще кстати порадовалась, что в книге очень много нюансов, которыми пронизана современная подростковая жизнь - твиттер, тикток, вк, сленг - по которым легко можно определить время действия: не абстрактный вневременной подросток города Н, а вполне себе современный, вон как тот, который сейчас на светофоре со скучающим видом стоит и в телефоне что-то смотрит.
А через неделю на квизе мне начали рассказывать про какие-то книжные новости, в том числе про то, что Ольгу Лишину уговаривают где-то почитать какие-то стихи, на что я честно сообщила, что понятия не имею, кто такая Ольга Лишина (читать фамилии авторов на обложках - это же лишнее). Мне быстренько объяснили, что она пишет тексты для "Мельницы" (ты же любишь "Мельницу"!), вообще поэт и вот на тебе ссылку и читай. Почитала и естественно обнаружила, что именно ее книжку я прочитала неделю назад. Очень люблю такие совпадения.
А еще через неделю мама сообщает, что у нас в Бердске будет книжный фестиваль "Сибирская Атлантида", на котором Евгения Шафферт (книжный обозреватель и член жюри Книгу.ру) будет задавать неудобные вопросы авторам подростковых книг, среди которых будет кто? конечно же Ольга Лишина. Я до самого воскресенья сомневалась, ехать или нет - мой внутренний интроверт негодовал: единственный выходной, а до Бердска ехать час, и обратно час, и на фестивале там наверняка куча людей, а с кем-то поди еще и разговаривать придется. Но блог Ольги и мамино нытье свое дело сделал - захотелось посмотреть на живого человека, который так классно пишет про Академ и самолет писателей (и не только про это, конечно же). И не зря, живые писатели - прекрасны )
У нас потом был чудесный диалог, когда я пыталась передать привет от мамы и объяснить, кто же это - говорила, что они общались на том самом фестивале в Мокросибирске, когда писателей и всех пришедших чуть не смыло дождем, а в ответ: «Марина! Так вот в чем дело! А я всю голову сломала, думаю, вроде Марина, но какая-то совсем юная, пластику чтоль какую модную человек сделал."
Разговор с неудобными вопросами, кстати, тоже был очень интересный. Я после него теперь читаю «Zoom. Карантинные истории» Елены Бороды.
А еще я обнаружила в записях Ольги два прекрасных момента:
Она когда-то преподавала многомерные статистические методы (а я их тоже когда-то преподавала)
И второе - в одном из постов есть упоминание Крисании, а под этот мюзикл (Крисания - главная героиня мюзикла «Последнее испытание») у меня прошли январь с февралем. Да и в целом это не самая известная вещь.
И это какая-то незамутненная детская радость, когда ты понимаешь, что не только ты это читал/смотрел/слушал, но и вот этот другой человек тоже, и ему тоже нравится.
А еще теперь есть стихи про Обское море и Академгородок! Точнее они конечно же не про них, но само упоминание очень греет душу. Уж очень хочется больше книжек, в которых действие происходит в Новосибирске или каком-то другом, не столичном городе.
***
Нам с тобой самое место -
На дне Обского моря.
Там-то мы будем вместе,
Там-то нас будет двое.
Интересно, на дне есть музыка?
У тамошнего царя.
Бубен возьму и гусельки,
Чтоб не замерзли зря.
Нам с тобой самое место -
Под белым и гладким льдом.
Будут встречать нас песней
Или одни побредём?
Мёрзло звенят бубенчики,
Писана жизнь по воде.
Там - не беда, что не венчаны.
Рыбы добрее людей.
Нет на земле нам места.
Не донырнуть до дна.
Обское море - пресно.
Хочешь - ступай одна
Скользкими бездорогами
Места не находить.
Что ты смеёшься, убогая?
Как тебе объяснить?
Хочешь - иди на дно.
Ему всё равно.
Вид сверху
В Петербурге туман,
В Академгородке - солнечно и мороз.
Я пишу, когда больно сказать,
Я смеюсь, когда больно - всерьёз.
Я хотела бы быть с тобой,
Пролетая над городом,
Но что-то пошло не так.
Женя говорит «Ты же фея,
У тебя-то всё по-другому»
И я улыбаюсь -
Факт.
Пролетая над нашим городом
В сторону неизбежного солнца и новой весны,
Заглянуть украдкой в иллюминатор -
Прямиком в твои сны.
Не те, которые пересказывают подписчикам
(Им такой контент - в самый раз).
Другие.
Те, которые - никому.
Те, где - никого,
Никого
Кроме нас.
Человеку нужен человек -
Не какой-то, а тот, которого-я-придумала-ты.
Пролетая над нашим городом
Я совсем не боюсь падения с высоты.
Заглянуть бы украдкой -
Где мы будем оба
Через десять лет,
Через сотню полётов
И три с половиной тысячи разных снов.
Какая там будет история,
Про войну или про любовь?
Без подробностей,
Просто кадр нечёткий -
Насколько будем друг другу мы далеки.
И какие будут тогда слова,
Сомнения,
Маяки?
Пролетая над нашим городом,
Над гирляндами ярких окон,
Сотен и сотен сот,
Засыпать и знать,
Кто-то там, во сне, меня ждёт.
«Космос слишком хрупок,
Для таких чудовищ, как ты».
Пролетая над нашим городом
Я уже не боюсь отчаяния и немоты.
Я найду слова,
Я продолжу дышать, смеяться, лететь.
У меня же всё по-другому.
А ты
Продолжай смотреть.
******************************************************************
А теперь немного комментариев и воспоминаний от меня.
Присылает как-то недавно дочь ссылку - вот почитай как интересно человек пишет. Да я, говорю, уже лет 5 читаю, с тех пор как на одном из новосибирских фестивалей пережидали наводнение, сидя на соседних стульях.
"Новая книга", проходившая в Первомайском сквере, была после этого события переименована в "Мокрую книгу", а фотографии периодически пересматривались с непроизвольным "Бр-р-р-р"
Если сначала фестиваль, хоть и не баловал погодой, но выглядел все же прилично,
то потом небеса разверзлись и я поняла что такое "хляби небесные". И почему они именно "хлынули", потому что никакое другое слово тут было неуместно.
Наверное, накаркали вот этими книгами
Мы сидели в крайней палатке, задрав ноги на детские табуретки, под которыми неслись потоки воды.
Если оказавшийся вместе с нами молодой человек мужественно переносил невзгоды и даже утолял при этом исследовательский интерес, запуская бумажные кораблики из найденных по карманам обрывков бумаги,
то его сестренка периодически начинала плакать от страха, и ее пытались отвлечь какими-то небылицами.
Ну а я в своем репертуаре, времени не тратя даром, наслаждалась разговором о книгах, раз выпала такая возможность и такая замечательная компания.
Екатерина Асонова и Михаил Павловец.
Когда ливень закончился, выползать даже из такого хлипкого убежища было страшновато... Но героев там было навалом! Вот, может кто-нибудь знакомые ноги увидит )))
Я тогда после двух проходивших одновременно фестивалей писала только о книгах - купила же "Наследника из Калькутты", подписала у Драгунского "Денискины рассказы", книжку стихов у Лукомникова, Антоненков нарисовал смешную зверюшку на книжке Мориц, я неожиданно узнала о "другом" страшно умном Гарри Поттере, после разговоров с Асоновой размышляла о вещах, связанных с детским чтением вообще. Ливень остался только на фотографиях и периферии сознания, а сейчас оказалось так приятно вспомнить само событие, такие необычные обстоятельства и так смешно было узнать кодовое название мероприятия - Мокросибирск))
С современной музыкой у меня отношения очень и очень спокойные, да и с любой. Она мне чаще мешает, чем как-то по-другому действует. Ну разве что в фильмах люблю. Поэтому, когда узнала про тексты Лишиной для "Мельницы", слушать пришлось специально. Я не фанат, но, оказалось, что слушать это могу. Что уже много значит. Сказала дочке. О, круто! - говорит. И забыла - некогда-некогда, работа, диссер. Теперь вот заценила ))
Появление книги у меня сразу вызвало любопытство - интересно же, что человек написал ))
Поэтому купила, хоть и негативные отзывы встречались. Обрадовалась, когда дочка сказала, что понравилось, потому что устала уже от мрачно-проблемных книг. Если вас вдруг интересует, то про негативный отзыв я дочь спросила.
В общем, тоже хочу прочитать, но книги "Волчка" не найти в электронке, а на наших маркетплейсах цена такая, что я согласна подождать до лета.
И хорошо, что книга помогла вытащить в люди дочкиного внутреннего интроверта, да еще в воскресенье ) Я неделю ныла, пытаясь найти какие-нибудь интересные и веские подробности. Самый убойный аргумент про Мельницу был давно уже израсходован, да еще не мной. Осталось только соблазнять возможностью "просто послушать" и взять автограф. Ответ был один "Не знаю, посмотрим". Что она на месте и слушает, я узнала уже в середине встречи, пока пыталась найти трансляцию. Что мне вообще непонятно, как интроверт даже в книжные ряды не заглянул, а сразу рванул обратно домой. Ну есть же Лабиринт, че.
Всем спасибо и хороших книг.