Сложная дислалия
Ваши вопросыДобрый день. Девочки, подскажите кто сталкивался с дислалией у детей. У ребенка нарушены "л-ль", "р", и шипящие, свистящие. Сама пыталась поставить "л-ль", но дочь не хочет заниматься. На консультации у логопеда все задания выполняла. Логопед хороший и готов взять дочь на занятия. Но поскольку занятия не дешевые, а коррекция сложной дислалии 3-6 мес возник вопрос. Стоит ли начинать занятия с логопедом в 3,5 г или лучше после 5 лет? Читала, что дислалию до 5 ставят часто, из-за того, что речевой аппарат слаб и еще развивается, а к 5 годам может само все решится. Вот если в 5 звуки нарушены, тогда обязательно нужны занятия логопеда.
Лучший ответ

Глнгоршлр
Добрый день. Я-логопед.
переведу на русский заключение.
дислалия- это когда рот работает нормально (с тонусом, дыханием все ок), но звуков нет. В норме и простительно не иметь шипящих ( ш, ж) до 4-4.5 лет, соноров- до 5.5 ( ну Ль разве что в 5 , а Л и Р - до 5.5).
«сложная»- это значит, что нарушена не одна группа звуков: в Вашем случае не только сонорный, но и шипящие .
вообще, у детей до 4.5 лет ВПРИНЦИПЕ сложная функциональная дислалия. Другими словами «не говорит звуки, так как ещё не по возрасту».
Если у ребёнка реально дислалия, а не дизартрия ( свистящие говорит чисто - не межзубно, когда язык выпирает между зубов, соноры меняет на В или Ы , а не горловой Р), я бы рекомендовала не парить детя и свой кошелёк занятиями до 4 лет .
бемоли хотите Заниматься сами: есть понятие звукового онтогенеза. Тоесть звуки встают в определенном порядке . Лучше и ставить их в этом порядке . В Вашем случае к шипящим в 3.5 я б не придиралась - их дольше ставить . А вот Ль - можно взять . Как взять? Почитайте Ткаченко или Полякову . Если коротко и самый действенный способ: « посмотри, какой у тебя язычок ( высунул)? Он, как и ты, любит гулять. Он гуляет, когда выходит из ротика. Давай поиграем: если я говорю «язычок, иди погуляй»- пусть выходит из ротика , если «язычок, иди домой»- пусть идёт в ротик. Поиграли . Ой! Как здорово получается! А давай представим, что язычок не слушался и ушёл гулять без разрешения и мы его наказали? Улыбнись так, чтоб были видны все зубки, укуси самый-самый кончик язычка (так, чтоб прям было еле-еле видно кончик), а теперь подуй на язычок? И показать .»Получиться межзубный Ль.
закрепляем межзубный в прямых слогах типа Ля, лю, ле, ли ( изолированно, по 2 повторения, по 3 повторения, по 2 повторения с ударением: ЛЯ-ля, ля-ЛЯ, по 3 с ударением). И потом прости кончик не кусать, а бить им в верхние передние зубки
21.05.2021
Ответить

MsBoo
Глнгоршлр, спасибо очень понятно все объяснили. Просто беспокоюсь,что когда ребенок пытается что-то рассказать мне многое не понятно, и окружающим тоже. То есть помимо того,что она звуки говорит неправильно,они как-бы смазываются. И получается каша во рту. Есть ещё младший ребенок,который чище говорит,чем старшая в 3,5 г.
21.05.2021
Ответить

Глнгоршлр
MsBoo, к сожалению, не видя Ребёнка, не могу точно сказать что как . Но! Абсолютно любой асс логопедии ( Ткаченко, Томилина, Нищева, Шаховской) и нейропсихологии (Визель, Цветков) скажут « если нарушена слоговая структура - нарушена и иннервация» (перевод на русский: если каша и речь не понятна- сто процентов уже не дислалия, а дизартрия).
со слоговой нужно работать уже сейчас. И постановка звуков тут второстепенна.
22.05.2021
Ответить

MsBoo
Глнгоршлр, спасибо огромное за ваш ответ. Мы решили с мужем все таки поводить на занятия ребенка. А там посмотрим.
28.05.2021
Ответить

Наталья Бычкова
Самим вообще не стоит браться за постановку звуков, можно сделать хуже. Ну и откладывать работу с логопедом, мне кажется, не лучший вариант. Мы с 2.5 лет занимались с логопедом и дефектологом, речь поставили отлично, в этом году в школу идем, никаких проблем.
13.07.2021
Ответить

Kristinochka
Наталья Бычкова,
Где занимались? Я сейчас тоже в поиске логопеда-дефектолога.
14.07.2021
Ответить

Наталья Бычкова
Kristinochka,
Мы ходили в нейрологопедический центр Выше радуги. Там дорого, конечно, но занятия совершенно необычные. Там не сидят за столом, никаких скучных заданий, все очень интересно и увлекательно. Занимались на ковре, с привлечением самых разных методик и игр. Я даже не представляла, что бывает такой формат, но эффект прямо порадовал.
15.07.2021
Ответить

Kristinochka
Наталья Бычкова,
У нас соседи по поселку там занимаются, тоже по логопедической части, но они говорят, что сложно попасть, детей немного набирают.
16.07.2021
Ответить

Наталья Бычкова
Kristinochka,
Да, там подождать надо, но попробуйте на диагностику записаться, бывает, что освобождаются места. Очень классный центр, там с самыми сложными случаями работают.
16.07.2021
Ответить

Наталья
Речь в развитии проходит этапы филогенезасначала свистящие потом шипящии итд. Звук ставят в соответствии с развитием и строго по 1 потом автоматизируют, те никаких сонорных в 3,5 нормальный логопед не ставит
Псы мохно брать урок в неделю и остальное время самим чистоговорилки по теме занимать
Если там только звуковки то все быстро встанет
29.05.2021
Ответить

Виктория
Похоже больше на дизартрию..у дочки была(каша во рту,понимали только мы с мужем ее речь),ставили с частным логопедом(т к мы в сад не ходили),с 5 лет до 6 поставили и ввели в речь..но я с ней занималась каждый день!!!
У дизартриков ещё проблемы именно введения в речь,даже если звук стоит... поэтому это тоже надо отрабатывать..раньше 4 ,5 лет наша логопед дефектолог звуки не берет ставить..т,к ребенок менее усидчив.
Но сами звуки не встанут(если это дизартрия)
22.05.2021
Ответить

Светик
Если бы я в 3,5-4 года занялась исправлением звуков у своих детей, я бы разорилась. Зачем?!!! Еще по возрасту вполне нормально, что эти звуки не стоят. Какая дислалия может быть у ребенка до 5 лет? То есть она есть, конечно, но это норма. К 5 годам мои дети заговорили чисто, с сыном в 5,5 лет ходили к школьному логопеду (с подготовки всем рекомендовали), нареканий не было. У дочки после 4 лет стали выравниваться шипящие, и вот совсем недавно Р появилась. Почти 5 лет. Я для себя и определяла возраст 5 лет, что если будут логопедические проблемы после 5, пойдем к логопеду. Но не пришлось.
21.05.2021
Ответить

MsBoo
Светик, меня беспокоит,что когда ребенок пытается полноценно что- то рассказать, так сказать большой объем текста то ни мне не понятно, не окружающим. Если сравнить с младшим ребенком, то мелкая говорит намного чище и понятнее,чем старшая в 3,5 г.
21.05.2021
Ответить

Светик
MsBoo, то, что у вас младшая в 1,9 говорит чище и понятнее, чем в 3,5 некоторые дети, не говорит о том, что все должны на нее равнятся, она в меньшинстве. Большинство детей не то что не говорит чисто до 2 лет, а вообще ничего не говорит, кроме простейших слов, лепета и звукоподражаний, что является нормой.
Я занимаюсь (общим развитием) с девочкой 3,9. Умная, много знает, мелкая моторика и физическое развитие, координация на высоком уровне, рисует хорошо для своих лет, фантазия богатая, играет очень хорошо и сама, и с детками. Но вот счет до 10 пока освоить не может, ошибается, и это норма. Говорит часто непонятно даже для своих, я нередко ее переспрашиваю. Ей трудно сказать, например, "кувшин", она говорит "кусинь". Начинаешь ее просить по слогам, с хлопками, она повторят "куф - синь", смягчает многие звуки, "шапка" у нее стабильно "сяпка". Но прогресс есть: вместо "адичка" стала говорить "вадичка", вместо "адамёт" появился четкий "бегемот" и т.д. И я, и ее родители уверены, что к 6 годам ребенок будет говорить хорошо. Ну если к 5 годам не встанут все звуки, тогда и задумаются о логопеде. А пока чего нервничать, сеять в ребенке сомнения в себе?
Вспомните, как говорил ребенок в 2-3 года, есть ли какие-то улучшения? Сравнивайте не с одаренной ранней речью сестрой, а с ней самой прежде.
22.05.2021
Ответить

MsBoo
Светик, спасибо за ваше мнение. Беспокоюсь, потому что у ребенка была травма шейного отдела и асфиксия в родах. В целом речь всегда была невнятна, но динамика "чистоты" есть. И естественно, мне хочется знать не упускаю ли я время. Просто вижу очень много детей такого же возраста, которые вполне внятно говорят. Я помню, про не сравнивать))
28.05.2021
Ответить

Светик
MsBoo, сложно судить только по словам, конечно. Вы мама, слушайте свое сердце. Можете для своего спокойствия сходить на диагностику к специалисту.
28.05.2021
Ответить

Мария
У сына целый набор логопедических проблем был. За 2 года, с 5 до 7 лет, в логопедической группе в саду все исправили. Я бы на вашем месте не торопилась.
21.05.2021
Ответить


VER4EVI4
Логопед подоражает, а ребенок еще больше будет сопротивляться...
Тут вы для себя решите, нужно оно вам или нет. Нам хватало одного занятия с логопедом-дефектологом в неделю и ежедневных занятий дома. Пошли ровно в 4.
21.05.2021
Ответить

MsBoo
VER4EVI4, со мной дома она не хочет заниматься( я бы с удовольствием дома занималась хоть по два раза в день.
21.05.2021
Ответить


MsBoo
Катя, просто информация разная в сети. Где-то пишут,что чем раньше начнёшь,тем это все проще ставить. В других источниках много пишут,что это физиологически.
21.05.2021
Ответить

Катя
MsBoo, Да, согласна. Мы впервые обратились к логопеда около двух лет, для запуска речи, потому что мало говорил. Потом в 4 года ходили уже к другому логопеду для постановки звуков. Так вот оказалось что работы непочатый край, хотя мне казалось что все более-менее. Но хороший специалист поставила нам звуки за месяцев 8 примерно
22.05.2021
Ответить