Чернолесье. А не отправиться ли нам в ближайший лес за... ингредиентами для зелий?
семейные игрыПопытаюсь запрыгнуть в последний вагон флешмоба, расскажу про игру Чернолесье.
Игра эта была куплена почти год назад без раздумий и чтения правил как раз из-за излюбленной нами тематики.
А первая и единственная пока партия почему-то сыграна только вчера. Но я решила написать отзыв, потому что не увидела в игре каких-либо особых хитростей, всё стало понятно с первой партии. А на этапе чтения правил казалось, что "всё слооожно", много нюансов, дополнительных действий, которые можно выполнять в любом количестве в свой ход. На деле игровой процесс оказался довольно простым - "наливай да пей" (как написал однажды Макс), ну т.е. собирай ингредиенты да вари себе зелья. Но обо всём по порядку.
Чернолесье - это деревня, в которой живут ведьмы. И каждый игрок перевоплощается в одну из них, дабы наварить зелий и набрать благодаря этому как можно больше очков репутации для того, чтобы попасть в Колдовской совет Чернолесья.
Что у нас для этого есть?
1)Три фрагмента игрового поля. На одном из них изображена ведьминская деревушка. В ней также живет волшебник Тапимоке (фамилия автора игры), у которого за зелья и монеты ведьмы могут приобретать свитки заклинаний. На втором - лес, из которого ведьмы берут ингредиенты для своих зелий. На третьем - хижина лешего-шарлатана, который снабжает ведьм деньгами в обмен на очки репутации.
2)Котел с кипящим зельем на подставке - маркер первого игрока.
3)Деревянные фигурки зачарованных марионеток (по 3 штуки одного цвета на игрока) - волшебных существ, которых ведьмы посылают в лес собирать ингредиенты для зелий.
4)Маркер походов - картонное колечко, которым отмечаются походы в лес. Походы - это равноценные между собой этапы игры, всего их 3, и в каждом из них по 5 раундов.
5)Маркер раундов. Это жетон на подставке с изображенной на нём марионеткой с корзинкой. Он отмечает столбец карт леса, из которого в данный момент игры можно собирать (покупать) ингредиенты.
6)Монеты номиналом 1 и 5. При подсчете очков 3 монеты дают 1 очко репутации.
7)Жетоны с изображением Фагуса Бука, того самого лешего-шарлатана, у которого можно разжиться деньгами. Можно взять 5 монет, но вместе с ними и жетон Фагуса Бука, который при подсчете отнимет у ведьмы 5 очков репутации.
8)Три вида карт. Карты заклинаний, карты зелий и карты леса.
Начну описание с последних.
а)Карты леса - это как раз те карты, на которых изображены ингредиенты, из которых варят зелья. Всего ингредиентов четыре: четырехлистный клевер, грибы, лягушки и летучие мыши.
На каждой карте леса есть её стоимость, по легенде игры это оплата ведьмами услуг марионеток. На карте леса может быть изображено от одного до трех ингредиентов. Дочь, в отличие от меня, сразу смекнула что летучие мыши самые дорогие. В середине карта леса лежит рубашкой вверх.
б)Карты зелий.
На каждой из них для красоты изображена одна из четырех ведьм, входящих в Колдовской совет Чернолесья. Цвет наряда ведьмы совпадает с цветом зелья. Имея зелья определенных цветов можно купить свиток заклинаний. В левом углу карты на бутылочке с зельем указаны очки репутации, которые получит ведьма, сварив это зелье. В правом углу - количество монет (вознаграждение ведьмы за сваренное зелье). Также на карте зелья изображены ингредиенты, которые нужны, чтобы сварить это зелье.
Рубашки карт зелий тоже используются в игре.
Любое зелье можно продать за 3 монеты, но при этом теряешь 2 очка репутации, что и отражено на одной половине рубашки карты зелья (при продаже карта зелья переворачивается рубашкой вверх). Также карта зелья переворачивается рубашкой вверх при покупке с помощью этой карты свитка с заклинанием. При этом очки репутации не теряются (используется другая половина рубашки карты зелья).
в)Карты заклинаний. Всего заклинаний 6.
Купить карту заклинаний можно, имея приготовленные зелья определенных цветов и уплатив 2 монеты (покупка каждой следующей карты заклинаний будет обходиться каждый раз на одну монету дороже). Купив карту-свиток с заклинанием, можно использовать его действие один раз за поход (при этом карта заклинания временно переворачивается). Примеры свойств этих карт: одна позволяет не платить за карту леса, другая позволяет выставить 2 марионетки за раунд вместо одной, третья - сварить зелье, если не хватает одного ингредиента. В целом, карты заклинаний позволяют получить небольшое преимущество над соперником.
Начальная раскладка при игре на двоих
Из трех фрагментов игрового поля формируется основа этого самого поля.
Далее над картонкой с деревней выкладываются в столбцы 6 разных карт заклинаний и 6 случайных карт зелий. Маркер походов кладется на цифру 1.
Над картонкой с лесом выкладываются случайные карты леса в 3 ряда по 5 карт в каждом. Маркер раундов устанавливается под крайний слева столбец.
Игроки берут себе по 3 фигурки-марионетки одного цвета (своего рода рабочие в игре) и по 8 монет. Один из игроков получает маркер первого игрока (котел).
Всё, можно играть. Один раз за раунд можно выставить одну свою марионетку на любую из выложенных в ряды карт леса (если на ней нет марионетки другого игрока). Первым выставляет свою марионетку игрок с маркером первого игрока. Конечно, выбирать карту леса для этого надо ориентируясь на открытые карты зелий и с оглядкой на действия других игроков (их выбор карт леса может подсказать на приготовление какого зелья они нацелились). Эта фаза в раунде (в правилах вместо слова "фаза" используется слово "шаг") называется "Исследование леса".
Следующая фаза раунда называется "Возвращение в деревню". Сначала в этой фазе нужно обязательно определить первого игрока следующего раунда (по марионетке, находящейся в этом столбце дальше всех от маркера раунда). Затем в этой фазе можно купить карту леса с выставленной на неё марионеткой своего цвета (только из столбца карт над маркером раунда). Покупка карт начинается с марионетки, находящейся в этом столбце ближе всех к маркеру раунда.
В игре есть интересный момент. При покупке какой-либо карты леса остальные карты этого ряда сдвигаются влево, заполняя пробел в ряду, при этом марионетки сдвигаются вместе с картами, на которых они стояли. Если над маркером раунда опять оказались карты с марионетками, то они снова разбираются ведьмами, начиная с карты, ближней к маркеру раунда.
Сразу после покупки карты ведьма может сварить зелье, если у нее хватает ингредиентов на купленных ею картах леса (тогда она забирает себе карту зелья и получает количество монет, указанное на этой карте зелья). Ингредиенты с одной карты леса можно разделить, чтобы использовать в приготовлении разных зелий, но каждый ингредиент можно использовать только один раз (неиспользованные с карты леса ингредиенты "сгорают"). Это действие (приготовление зелья, одного или нескольких) считается дополнительным, и выполнить его можно только в фазе "Возвращение в деревню". Остальные дополнительные действия (продажа зелья, покупка свитка с заклинанием, использование заклинания, одалживание денег у лешего) можно выполнять в любом количестве в любой момент своего хода.
Раунд заканчивается, когда в столбце над маркером раунда не осталось карт с марионетками. Перед следующим раундом карты зелий докладываются до шести из колоды карт зелий, а ряды карт леса заполняются новыми картами из колоды карт леса. И начинается новый раунд (маркер раунда передвигается на одно деление вправо, на следующую колонку карт леса). По истечении пяти раундов начинается следующий поход (маркер походов передвигается на цифру 2 и т.д.). После трех походов игра заканчивается. Но также она может заканчиваться, если не осталось зелий, которые можно сварить.
Взаимодействие между игроками в этой игре заключается в борьбе за маркер первого игрока, чтобы получить преимущество при выборе карт леса, и конкуренции за карты зелий и заклинаний. Т.е. это игра гонка, которая не прощает ошибок.
Впечатления от игры очень ровные. И восторга такого нет, что хочется играть снова и снова, но и отторжения игра не вызвала (с удовольствием сыграю партию). Игра, по моему мнению, на твердую четверку по 5-балльной шкале. Дочь поставила пятерку, но особого восторга у неё я тоже не заметила. Она всегда очень благосклонно относится к играм, где ей удалось выиграть у меня в самой первой партии. В общем, неплохая семейная игра. В большой коллекции может затеряться. А при небольшом количестве игр и интересу к такой тематике, мне кажется, даже может стать одной из любимых.
Оформление у игры приятное глазу. Она мне внешне (цветовой гаммой и полем из карт) напомнила ещё две имеющиеся у нас игры (Алхимик из Гластонбери и Грибной суп). Да и тематика, можно сказать, одна у них.
Игра несложная, но довольно долгая (на коробке стоит время игры 60 минут), мы играли как минимум 1,5 часа (но я тугодум, путаюсь с картами, дочь гораздо лучше меня ориентируется и делает ходы быстро).
Напишу ещё, какие у игры плюсы и минусы, на мой взгляд.
Плюсы:
1.Красивое оформление.
2.Чувствуется атмосфера благодаря хорошо продуманной автором истории.
3.Легко освоить (за исключением момента чтения правил, они хотя и подробно написаны, но сначала пугают большим количеством информации).
4.Можно попробовать сократить время партии до двух походов.
5.Можно облегчить освоение игры, играя поначалу без покупки карт заклинаний.
6.Можно начинать играть с ребенком раньше указанных на коробке 10 лет.
7.На двоих играется хорошо (без костылей).
Минусы игры:
1.Долгая (если играть по правилам все 3 похода).
2.Однообразная, походы и раунды ничем друг от друга не отличаются. Каждую игру используются одни и те же карты заклинаний (теоретически можно попробовать хоумрул, уменьшить число карт заклинаний при игре вдвоём). При игре бОльшим составом карт заклинаний выкладывается больше (по 2 и 3 на каждое заклинание при игре сответственно втроем и вчетвером), и нет ограничений на количество карт и покупку одинаковых карт одним игроком.
3.Фрагменты игрового поля никак не скрепляются (не помешал бы пазловый замок).
4.Гнутые по диагонали карты леса и зелий (зато брать их удобно).
5.Слишком крупный маркер раундов (мы его разворачивали поперек, тогда он нормально помещается на поле с лесом и четко обозначает нужную колонку карт леса).
Ну и напоследок фото момента нашей вчерашней партии с дочкой
Прошу прощения за качество, фото сделано при плохом освещении, да и карты бликуют.