Андорчик
самодельные игрыОй-ей! Что начинается! Драконы, орки какие-то, тролли! А еще травяная ведьма, странный охранник и волчица. Да тут конец света близко! Это точно детская игра? Тем не менее, представляю вам - Андор джуниор! Покажу, распишу, как сам все понял.
Дабы не растягивать обзор (а он будет подробный, ибо правил я нигде на русском не нашел - пришлось переводить самому), обойдусь без хиханек и хахонек, тем паче - дракон, ведьма, тролли, сами понимаете, какие уж тут шуточки. Андор в опасности.
Начнем с предыстории:
Прошел сильный шторм и волчица бродит и ищет своих волчат. В последний раз их видели за рекой и, возможно они бродят в гномьих шахтах. Мы должны их спасти! Но вот проблема - охранник моста Март не пускает отважных героев на другую сторону и требует выполнить 10 его заданий (по ходу игры выясняется, что не все задания его, но считаются они все же его). Как в какой-нибудь компьютерной игре РПГ прям. И это при том, что на город Ритбург летит страшный Дракон, а по земле прут орды каких-то отморозков. Мне этот Март вообще напоминает взрослого, который не видит за детскими проблемами надвигающегося гхм..звездопада.
Наши герои: Зеленый следопыт имеет 9 солнечных дисков (у остальных по 6) и три кубика (замечу, что значения на кубиках у каждого персонажа свои, но у самих персонажей кубики одинаковые) - он дольше всех не спит и может исследовать больше областей. Синий воин имеет 4 кубика (у него больше мечей). Фиолетовый волшебник имеет один кубик, но на нем есть молнии, которые побеждают Гора сразу же, несмотря на количество мечей, указанных на местности. Наконец Желтый гном - умеет быстро перемещаться между 4 пещерами на поле, на что тратит одно действие. Также у него на кубиках больше факелов, что может помочь в шахтах.
Сами задания мы рассмотрим чуть позже, а пока взглянем на общий вид государства и компонентов игры.
Тут видна сама Карта, Жетон (хех! Жетон, да он почти размером с игровое поле какой-нибудь карманной игры. Например, Предельного погружения) первого игрока (а если быть точнее, то первого сони, но об этом позже), коричневые Жетоны шахт, серые Жетоны тумана, Жетоны заданий, Факелы, Колодцы, Карты заданий, Планшеты игроков, Фигурки персонажей и их противников.
Остановимся на каждом подробнее (кроме заданий - сказал же, что про них позже!):
На поле мы видим множество территорий, разделенных границами - эдакая замена квадратам игровой доски. Ходить можно везде, на сколько позволяет ход или желание. Мелкие следы на карте - это маршрут движения наших основных противников в игре - Горов, а цифры на некоторых территориях (от 1-8) играют такую роль - под жетонами Тумана иногда прячутся эти самые Горы. На них есть цифры от 2-8. Именно на местность с таким номером и выставляется найденный мерзавец (нашли Гора с цифрой 5 - ставьте на скалы с цифрой 5. Ах, занята? Тогда на следующую по убыванию - на 4, если и тут занято, то на 3 и т.д.).
Справа на карте, собственно, сам мост и шахты, куда нам в итоге надо попасть.
Слева в верхнем углу город Ритбург, который мы должны по ходу игры защищать от движущихся в его направлении Горов (по лесам и горам) и Дракона (по воздуху, естественно). С него мы и начинаем игру.
Спойлер: чувак слева - пещерный тролль, он появится в конце игры. Такие вот у нас противники - Горы (дочь предложила их как-нибудь переименовать, ибо звучит неестественно. Например в Горлумов. А по мне и так нормально) и Дракон.
А вот так выставляется Дракон в начале пути
Ну, не совсем так - он ставится на само облачко - это я отодвинул, чтоб видно было, че вы придираетесь? Капли на тучах говорят о количестве игроков - отсюда и начинает свое движение Дракон. А головешки Горов обозначают, сколько миньонов призовет Дракон в свой ход. У него есть свой кубик (1, 2, 3).
Это начальная точка Горов. По числу игроков выставляется количество этих троллей, начиная с цифры 8. Сразу обращу внимание на квадратики мечей. Именно столько должно выпасть мечей на кубиках, чтоб победить Гора. Причем, кубики не обязательно одного игрока - можно звать друзей на помощь. Либо вообще не бросать кубики ,а использовать Жетоны тумана (если они есть) с изображением мечей.
По всей карте, на каждом ПУСТОМ месте (свободном от кустарников, шахт, колодцев, скал и деревьев и прочего) выкладываются Жетоны Тумана. Можно проскочить мимо в свой ход, но если уж ты остановился на нем, то будь добр открывай. Что же там есть?
Дрова - нужны для одного задания (3 шт) и для сигнальной башни (см.на фото) - каждое полено отпугивает Дракона и отодвигает его на один шаг назад. Но так сигналить можно только три раза за игру.
Дракон - бросаете кубик Дракона и передвигаете его на соответствующее количество делений к городу. В жетонах шахт, кстати тоже есть 5 Драконов.
Подзорная труба - позволяет заглянуть под ДВА жетона тумана. После этого надо перевернуть их серой стороной обратно. В шахтах есть аналог - сокол. Но он позволяет заглянуть только под ОДИН жетон шахты.
Мечи - замена кубикам в сражениях.
Монеты - позволяют купить зелье у ведьмы для 8 задания за 2 монеты, либо 3 факела по рублю на ярмарке (справа от центра фиолетовый шатер). Кстати, ведьма факелами тоже приторговывает.
Песочные часы - со следующего хода прибавляют один ход к вашим солнечным дискам (о них чуть позже).
Ведьма Река - тут все ясно, нашли ее, не трогайте (не положишь же ее в карман, чесслово), пусть стоит. Можно к ней заглянуть потом.
Жетоны Горов - выше все объяснил.
В шахтах немного другие порядки - чтоб открыть жетон, надо выбросить на кубике факел (или осветить одним из трех купленных). Что мы можем найти в шахтах?
Собственно то, за чем мы вообще играем в игру - трех волчат.
Драконов. Сокола. Уже рассказал про них.
Осьминога. Сюрприз! Вы разве не знали, что осьминоги живут в шахтах? Вот и мы не знали. В общем тема такая - если открыли этого Ктулху, то на этом ваш день (я не оговорился - об этом чуть позже) сразу заканчивается, а вас отбрасывает ко входу в шахты.
Итак, начальная раскладка выглядит так
Самые наблюдательные, конечно же заметили, что одного Жетона тумана не хватает. Все верно - я его посеял где-то.
Герои в городе, Март на мосту, Горы на местах, Дракон на низком старте. Достаем задания.
Но прежде, чем мы рассмотрим каждое (да-да, каждое. Кому неинтересно, листаем в конец) задание, давайте поговорим, а как же происходит сам процесс игры. А он разделен на две фазы - День и Ночь.
На планшете игрока (а они двусторонние - на одной стороне мальчик, на другой - девочка. Кстати, и фигурки, тоже в двух исполнениях. Отличий никаких. Функциональных, конечно же) мы видим разное количество оранжевых (в оригинале - желтых) дисков. Их тут называют солнечными. Это ваше количество действий. Когда они закончатся, вы ложитесь спать. Кто первый заснул, тот забирает Жетон первого игрока. Понятно же, что он встанет раньше! Действия можно потратить на передвижения по карте и на стояние на месте (ну, вот не надо вам никуда идти - придется сбросить жетон или, например, вам не удалось выбросить необходимое количество мечей в битве и вы решили досражаться в следующий ход).
Еще на планшете есть бездонный мешок, в который вмещается весь хлам, который попадется вам по пути. Все вещи можно, не тратя действий передавать друг другу, если вы находитесь на одном гхм..квадрате? И если нет возражений (странное, конечно, уточнение в правилах, но, может, у них там принято играть не в команде?)
Также на планшете располагаются кубики (тоже разное количество для разных игроков). Необходимы для боя и факелов.
Как происходит бой - войдя в зону с кубиками (в скалах три, на деревьях два), если там находится Гор (или форт в 3 задании), вы можете выбрать бой. Вы бросаете ВСЕ свои кубики и выбирает мечи, если они выпали. Ставите их на квадратики. Остальные кубики возвращаются на планшет до следующего хода. Кубики с квадратов не убираются до утра. Если Гор побежден, то он с диким криком убегает с поля, чем пугает Дракона и тот отходит на ОДНУ клетку назад. Таким образом, сражения с Горами нам просто необходимы, чтоб держать Дракона на расстоянии. Если выбросить нужное количество не удалось, ничего страшного - в следующий раз получится ил у вас или у ваших товарищей, если есть солнечные диски.
Теперь рассмотрим фазу День - она длится до тех пор, пока у всех игроков не закончатся их солнечные диски. Может даже получится такой момент, что у одного игрока осталась куча времени, а остальные уже спят. Вот и все вкратце.
Наступает ночь. Город засыпает. Горы просыпаются. Жетон первого игрока переворачивается (на лицевой стороне изображен золотой петушок, на обратной - алгоритм ночи).
Первым делом бросаем кубик Дракона и перемещаем его на выпавшее значение. Смотрим, сколько головешек Горов находится на этой тучке.
Далее все Горы смещаются на одну цифру по направлению к городу. Также добавляется то количество Горов, которое мы увидели в предыдущем пункте и если в начале нет свободного места, то значит, Гор занимает первое свободное. Если вдруг так оказалось, что выставлять некого, то что ж - считайте, что "повезло" - все орки на подступах к городу.
Восстанавливаются все колодцы (про них ниже).
Восстанавливаются все солнечные диски.
Все кубики возвращаются на планшет, даже те, которые вот-вот принесли бы нам победу.
Планшет первого игрока переворачивается на солнечную сторону и начинает первый уснувший игрок.
Итак, рассмотрим 10 заданий от вредного старика, который на картинке выглядит как доблестный викинг, а на деле какой-то охранник в магазине - за его спиной целая армия топает, а он шпану в шахты не пускает поиграть с собачками.
Задания разбиты на несколько частей и дело происходит так - выкладывается карточка начала игры (на обратной стороне написано предисловие) и конечная (на обратной стороне написаны 2 концовки - хорошая и неудачная). Между ними выкладываются группа заданий. Порядок выполнения заданий неважен. Задания разбиты на части не просто так - чтоб игра не затягивалась и ребенок не заскучал, можно выполнять их частями. Выполнили первую часть - кто молодец? Мы молодцы! Прошли игру! Затем усложняем. Ну, и т.д. до победного.
1 часть - задания 1 и 2:
1.Волчата не подпустят к себе, если от вас будет пахнуть чужаком. Нужно собрать волчью траву. Минимум 2 травы должно быть хотя у одного игрока.
Надо разложить 6 жетонов травы на карте на места, на которых нарисованы кустарники.
2. Март просит отнести раненного сокола в город к целителям от моста. Но есть нюанс - сокол до жути боится шахт (значит, Гном не пронесет его через пещеры), тумана (значит, нельзя идти с ним через участки, покрытые Жетонами тумана) и Горов (соответственно нельзя пройти через территорию, занятую Гором).
2 часть - задания 3 и 4:
3. Горы построили укрепления на деревьях. Надо их разрушить. Выкладываем 3 жетона частокола на деревья в лесах (где значки с мечами). Есть нюанс- если местность занята Гором, то сначала надо победить его и лишь потом браться за укрепления.
4. Народ боится Горов и не ходит в горы собирать припасы. Начинается голод. Для подготовки надо разложить 4 корзинки с припасами в горах. Наша задача - собрать их все и принести в город.
3 часть - задания 5, 6 и 7:
5. Народу грустно и мрачно - надо поддержать их хорошей музыкой. В центре поля есть Древо песен. Надо разместить на нем жетоны с изображением нот (по количеству игроков). На обратной стороне нарисована часть карты, в которую эти жетоны надо унести. Нести можно только одну тетрадь с нотами за раз.
6.Во время бури мост сильно пострадал. Его надо починить. Необходимо найти среди Жетонов тумана 3 жетона с дровами и принести их к мосту.
(Знаю, что фото повторяется, но нести надо сюда)
7. Колодцы. Для начала расскажу про них. Во время игры можно подойти к колодцу (их три на карте) и восполнить количество солнечных дисков у себя на планшете - не больше трех и не больше значений, указанных на планшете игрока. После использования жетон колодца переворачивается серой стороной вверх. Следующим утром колодец переворачивается обратно.
Так вот - в этом задании все колодцы загрязнены и у людей нет чистой воды. На колодцы выставляются 3 жетона с загрязнениями. Проблема в том, что очистить должны сразу ДВА игрока. После очистки колодец нельзя использовать сразу. Только на следующий ход.
Часть 4 - задания 8, 9 и 10:
8. Лечебное зелье для волчат. Ведь по-любому они там изранились все в шахтах. Зелье можно купить за 2 монеты у травяной ведьмы Реки. Прикол в том, что ведьма прячется в тумане и если вы ее не нашли, то теперь самое время.
9. Каждому персонажу король отправил личное сообщение, но бестолковые гонцы разбрелись по карте. Надо перемешать ВСЕ 4 жетона со знаком письма на одной стороне и вопросом на другой и разложить на участки с гонцами. Фишка в том, что забрать письмо может только тот игрок, чей цвет совпал с цветом на конверте. А еще нельзя другим сообщать, какого цвета конверт. Такая вот беготня.
10. Пещерный тролль наводит страх на всех в округе. КАЖДОМУ игроку надо сразиться с ним и победить, выкинув факел на своих кубиках. После победы жетон с гербом цвета игрока кладется на карточку с заданием. Но тролль не так уж и прост. Для начала его надо выставить на рандомную пещеру. Рандом выбирается драконьим кубиком. Пещеры пронумерованы 1, 2 и 3. После первого поражения тролль убегает и опять бросает кубик - вылазит в другой (или той же самой) пещере. И так до победного конца.
После выполнения какого-либо задания его карточка переворачивается зеленой стороной вверх.
Все задания пройдены и можно отправиться в шахты - искать волчат. Но я вас уже подготовил к шахтам и все описал выше - открывать только с факелами, осьминоги и драконы. И волчата, конечно же!
Теперь о моем мнении. Играли со Средним и Старшей. Средний в середине игры слился, но оно, если честно, и понятно - мы перли как танки, выполняя задание за заданием. Где-то в после первой четверти я понял, что победа над Горами отодвигает Дракона (когда мы играли первый раз, Дракон беспрепятственно подлетел к городу и теперь понятно, почему). После середины игры я понял, что кубики надо кидать ВСЕ и оставлять у СЕБЯ неудачные. Раньше мы кидали по количеству, указанному в месте стычки и убирали их в сброс, если бросок был неудачным. Когда вся стратегия стала понятна, мы с дочкой буквально ломились вперед по сюжету и только неудачный бросок кубика Дракона (три хода!) в конце из-за Жетона шахты привел нас к проигрышу. В принципе играть с 5-летним можно, выполняя задания на свой выбор. Конечно, вымораживает долгая раскладка жетонов. Но игра интересна сюжетом (смотря какой из вас рассказчик, конечно) и в принципе проста в освоении. Это не 5-минутная игрушка, тут надо подготовиться, разложиться...
Моя оценка 7 Горов из 10
Вот и все. Спасибо за терпение.