Досуг и игры
Развитие и игрыГолоса животных
Вам потребуются: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.
После того, как вы познакомили ребенка с животными, проведите обобщающие занятия. Вспомните, кто какие звуки издает, назовите их и изобразите.
Пчела — жужжит (Ж-ж-ж-ж).
Осёл — ревет (Иа-иа).
Утка — крякает (кря-кря).
Кошка — мяукает (мяу-мяу).
Петух — поёт, кукарекает (кукареку).
Ворона — каркает (как-кар).
Индюк — кулдыкает (кулды-кулды).
Лягушка — квакает (ква-ква).
Кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю).
Лошадь — ржёт (и-го-го).
Коза — блеет (ме-е-е).
Собака — лает (гав-гав).
Филин — ухает (уху-уху).
Гусь — гогочет (га-га).
Корова — мычит (му-у-у).
Слон — трубит (ту-у-у).
Тигр, лев — рычит (р-р-р).
Конечно, за одно занятие не стоит воспроизводить голоса всех животных. Спрашивать о том, какой звук издает то или иное животное, можно во время других игр, на прогулке и т.д.
Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.
- Птицы
Вам потребуются: карточки с изображениями птиц.
На прогулке рассмотрите птиц: сидящих на дереве, летящих в небе, гуляющих по земле. Покормите птиц, пусть ребенок кинет им крошки или семечки. Назовите всех встреченных вами птиц: «Это — ворона, она кричит «кар-кар», смотри какой большой у нее клюв. А вот — воробушек. Он очень маленький и шустрый. Видишь, как быстро он прыгает по земле и т.д.».
Обращайте внимание ребенка на то, как отличается оперение разных птиц.
По возвращении домой рассмотрите птиц на картинках, вспомните то, о чем вы говорили на улице.
Изобразите птичьи голоса.
Игра закладывает основы систематизирования,способствует развитию речи, знакомит с живой природой.
- Полетаем?
Предложите ребенку поиграть в птичек.
«Воробушек». Напомните малышу, что воробей - маленький, крылышки у него — тоже маленькие. Пусть ребенок сядет на корточки и быстро помашет кистями рук.
Повторяйте: «Воробушек — шустрый, крылышками машет быстро-быстро». Попробуйте подпрыгнуть, сидя на кор- точках. Чирикайте вместе с ребенком.
«Ворона» — объясните ребенку, что ворона побольше воробья, значит и крылья у нее больше воробьиных.
Покажите малышу, как махать полусогнутыми руками в среднем темпе, побудите его повторить ваши движения.
Сядьте на корточки и попробуйте так походить.
Поддерживайте ребенка. Пусть малыш каркает по-вороньи.
«Лебедь» — покажите ребенку изображение лебедя.
Расскажите о нем: лебедь — крупная птица, гораздо крупнее голубя и вороны. У лебедей длинные, красивые шеи и т.д. Внимательно рассмотрите картинку. Изобразите, как плавно машут лебеди крыльями (рука вытянута полностью), попросите ребенка повторить.
«Аист» — попробуйте постоять на одной ноге.
Игра развивает навыки сопоставления, улучшает координацию движений, способствует развитию речи.
- Игры со стихами
Вам потребуется: игрушка-лошадка.
Читайте стихотворение Агнии Барто:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Пусть ребенок повторяет действия, описанные в
стихотворении.
Кошки-мошки
Придумывайте простенькие четверостишия, где
рифмуются знакомые ребенку слова.
Беленькая кошка
Вышла на дорожку.
Прилетела мошка,
Укусила кошку.
Прилетела муха,
Села мне на ухо.
И щекочет ушко
Озорная мушка.
Как у нашей свинки
Жесткая щетинка.
Мы погладим свинку
По колючей спинке.
Рифмуйте знакомые ребенку слова, действия: крошка-картошка, мышка-малышка, кусать-бросать, кружить-дружить и т.д.
- Ча-ча-ча
Придумывайте простые рифмованные строчки, проговаривайте их или напевайте во время игры, на прогулке, во время купания. Вскоре ребенок запомнит и научится заканчивать фразу словом в скобках
Ча-ча-ча — мы увидели (грача);
Чу-чу-чу — на прием идем к (врачу);
Жа-жа-жа — есть колючки у (ежа);
Цу-цу-цу — мы поесть несем (птенцу);
Ла-ла-ла — у гусей по два (крыла);
Ко-ко-ко — не ходите (далеко);
Ом-ом-ом — мы найдем красивый (дом);
Ух-ух-ух — загоняй коров, (пастух);
Ра-ра-ра — дождик капает с (утра);
Бы-бы-бы — выросли в лесу (грибы);
Ой-ой-ой — нам пора идти (домой); и т.д.
- Веселая зарядка после пробуждения
Весело читайте малышу стишок, сопровождая его действиями:
Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели!
Встали!
Сно-ва
Се-ли!
А потом
Всю кашу
Съели!
Эту потешку можно читать, взяв в руки мягкую игрушку. Покажите ребенку, как мишка может хлопать «ручками», топать «ножками» и т.д. Предложите малышу повторить эти действия с другой игрушкой.
Игра способствует сенсорному развитию ребенка,укреплению доверительных отношений.
- Печем ватрушки
Прочитайте ребенку русскую народную потешку:
Трушки ту-тушки!
Испечем ватрушки.
Всем по ватрушке,
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Испечем оладушки.
Маслом поливаем,
Всех угощаем.
Хлопайте ладошками друг о друга так, как будто вы лепите пирожки.
В игре развивается мелкая моторика, координация движений.
- Кошка и котята
Вам потребуются: карточки с изображениями взрослых животных и их детенышей.
Покажите ребенку карточку с изображением кошки, обсудите все детали картинки, обратитесь к ребенку с просьбой показать, где у кисы ушки, глазки, хвостик.
Спросите, как киса разговаривает, а как она мурлыкает, где живут кошки, что они едят, как их надо подзывать (кс-кс), пусть ребенок повторит. Затем покажите картинку с изображением котят, сравните их с изображением взрослого животного (котята маленькие, ушки, лапки и хвостик у них маленькие, котята пьют молочко и очень любят играть и т.д.). Изобразите тонким голосом мяуканье котят,
попросите ребенка повторить, а теперь, грубее — мяуканье кошки и, снова, котят. Пробуйте это делать вместе с ребенком.
Аналогично можно играть с изображениями взрослой собаки и щенков.
Игра способствует развитию речи, обучает навыкам классифицирования.
- Корова
Вам потребуются: карточки с изображениями коровы и теленка.
Покажите малышу картинку с коровой. Вспомните все, что вы с ним знаете о корове (большая, рогатая, дает молоко и т.д.), изобразите коровье мычание. Попросите ребенка повторить. Затем покажите картинку с изображением теленка, сравните ее с предыдущей картинкой, обсудите отличия (маленькие рожки, ушки, нос и т.д.). Имитируя теленка, мычите тонким голосом, делайте это вместе с ребенком. Назовите синонимы слова теленок (бычок, телочка). Прочитайте малышу народную белорусскую потешку:
Ой, бычок, мой бычок,
Золотистый бочок,
Рога твои бодливые,
Копытца топотливые.
Ты иди, не топочи,
Не бодайся, не мычи:
Спят ещё ребятки,
Утром спится сладко!
- Курица
Вам потребуется: картинка с изображением курицы, петуха и цыплят.
Покажите малышу картинку. Объясните, что это — куриная семья. Курица — мама, петух — папа, цыплята — детки. Вспомните, как кудахчет курица, кукарекает петух и пищат цыплята. Обратите внимание ребенка, что курица и петух покрыты перьями, а цыплята — желтым пушком.
«Посмотри, маленькие цыплята похожи на желтые пушистые комочки». Покажите малышу, как ходит петух — пройдитесь по комнате, заложив руки за спину, подняв голову, высоко поднимая ноги. Попросите ребенка походить так же, похлопайте крыльями-руками, покричите по-петушиному.
Поиграйте в курочку, созывающую цыплят, затем бегайте и пищите, как цьплята, «поклюйте» пальчиками зернышки.
Прочитайте ребенку русские народные потешки:
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки — желтые цыплятки,
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!
Лапками гребите зёрнышки ищите.
- Что где лежит
Задавайте ребенку вопросы о предметах, между которыми прослеживается прямая связь, рассказывайте о предметах, название которых не знакомо малышу:
Что у нас лежит в хлебнице? (Хлеб)
Что я насыпаю в сахарницу? (Сахар)
Чем ты мылишься? (Мылом) и т.д.
Игра способствует развитию речи, навыков сопоставления, учит находить взаимосвязь между предметами.
Источник утерян

