Иностранные СМИ — о крушении российского A321 в Египте
Аналитика
31 октября в Египте потерпел крушение пассажирский Airbus A321 компании «Когалымавиа» (Шарм-эш-Шейх-Санкт-Петербург), в результате которого погибли все 224 человека, находившиеся на борту. Реакция мировых СМИ на крупнейшую в истории современной России авиакатастрофу - в подборке "Ъ".
The Bundaberg NewsMail (Бандаберг, Австралия)
Поначалу Россия и Египет официально настаивали на том, что катастрофа российского пассажирского самолета над Синайской пустыней произошла из-за механической неполадки. Но спекуляции о других причинах, в том числе и взрыве бомбы на борту не утихают.
Три версии взрывной разгерметизации
1 ноября стало известно о том, что пассажирский Airbus A321 «Когалымавиа» (Metrojet), разбившийся на Синайском полуострове в минувшую субботу, развалился на части еще в воздухе. Эксперты убеждены, что авиакатастрофа произошла из-за взрывной разгерметизации салона
Уже через несколько часов после того, как A321 упал, рассеяв обломки и тела по всей пустыне, оба правительства быстро заявили о технической неисправности. Но вечером в воскресенье президент Египта Абдель-Фаттах ас-Сиси сказал, что о причине катастрофы говорить слишком рано, что может потребоваться «широкое и сложное техническое исследование», которое может занять несколько месяцев.
«Исламское государство» (ИГ; запрещенная в России террористическая организация.- "Ъ") взяло на себя ответственность за уничтожение самолета, заявляя, что это месть за российскую интервенцию в Сирии на стороне режима Асада. Эксперты в области терроризма говорят, что ИГ никогда не брало на себя ответственность за атаки, которые не совершало.
Профессор-исламовед из Университета Тулузы Матье Гидер говорит, что ИГ «очень хорошо укоренилось в Синае, проникло практически во все организации и инфраструктуру, поэтому вполне возможно, что некий боец совершил акт саботажа еще до того, как самолет поднялся в воздух, или установил взрывное устройство на борту».
La Croix (Париж, Франция)
Ответственность за крушение российского Airbus на Синайском полуострове, которое привело к гибели 224 человек, взяла террористическая организация «Исламское государство». Версию теракта отвергли как египетские, так и российские власти. Тем не менее ничто не мешает рассматривать ее в качестве одного из возможных вариантов случившегося.
Как проверят «Когалымавиа»
Контрольные ведомства начали проверку «Когалымавиа» и ее самолетов A321, аналогичных тому, что разбился в Египте. Одновременная остановка всех таких воздушных судов привела бы к прекращению полетов авиакомпании, но «Когалымавиа» намерена проводить проверку «поэтапно»
По мнению ведущего научного сотрудника французского Центра исследований в области разведки Алана Родье, «и Египет, и Россия заинтересованы в том, чтобы отрицать версию теракта. Египту это нужно, чтобы не нанести ущерб туристическому бизнесу страны, а России - чтобы не очернить свою военную операцию в Сирии, которая до сих пор базировалась на принципе ведения боевых действий без людских потерь».
При этом все специалисты отвергают возможность поражения самолета с земли. «У джихадистов нет тяжелого вооружения, способного сбить самолет, пролетающий на высоте 9 тыс. м,- поясняет Алан Родье.- Другое дело, что они могли проникнуть в аэропорт Шарм-эш-Шейха, чтобы заложить взрывное устройство на борт самолета».
The Daily Telegraph (Лондон, Великобритания)
Если бы существовал свод правил того, что делать в случае катастрофы, унесшей сотни невинных жизней, Египет и Россия в субботу умудрились проигнорировать каждую страницу этой книги. В наши дни информация мгновенна, и это знают все, в том числе и правительства самых упрямых государств мира. Уже через минуту после того, как Airbus 321, принадлежащий мелкой российской авиакомпании «Когалымавиа», упал, сайты, отслеживающие полеты самолетов в интернете, показали всему миру его последние минуты. Тут, как говорилось бы в правилах, власти должны сообщить об исчезновении самолета и о том, что начато расследование. Те, кто занят в авиатранспортной индустрии, знают, их учат тому, как успокаивать родственников пассажиров и всех нас, для кого полеты - регулярный вид деятельности, в том, что они знают, что делают. Они прикладывают усилия к тому, чтобы говорить только то, о чем они знают наверняка, говорить одинаково, и, что самое главное, не сеять смятение и неверие, передавая слухи и выдавая свои собственные теории за факт.
Механическое воздействие
Единственной причиной катастрофы Airbus 321 в Египте, жертвами которой стали 224 человека, могло являться механическое воздействие на самолет в воздухе, заявили сегодня представители компании «Когалымавиа» (Metrojet). По их словам, лайнер был технически исправным, а то, что пилоты месяцами не получали зарплату, никак не влияло на безопасность полетов
В субботу, к примеру, через минуты после катастрофы самые противоречивые истории начали появляться со стороны египетских авиационных властей. Самолет покинул воздушное пространство Египта, заявил один такой представитель. Другой в подробностях рассказал, как пилот самолета сообщил о проблемах с радиосистемой и запросил разрешение на посадку на любом подходящем аэродроме. Эта информация была позже опровергнута без объяснений того, как столь детальная история была придумана.
Наконец, и египетские, и российские власти немедленно исключили любую связь с терроризмом, несмотря на то что самолет летел над горячей точкой джихадистов, а Россия стала самым свежим пугалом для всех арабских боевиков. Как сказал один бывший арабский пилот нашей газете, единственной причиной того, что ты исключаешь что-то еще до выяснения, возможно это или нет, является то, что ты боишься, что именно это и есть правда.
В субботу наипервейшей задачей Каира было, совершенно очевидно, предупредить возникновение идеи о том, что джихадизм на Синайском полуострове вышел из-под контроля. Нуждой России стало ограничение идеи о том, что обыкновенные отпускники могли стать жертвой ответного удара по авантюре в Сирии.
The Globe and Mail (Торонто, Канада)
Несмотря на заявление малоизвестного филиала «Исламского государства», подкрепленное низкокачественным видео, опубликованным в интернете, которое, как говорят его распространители, показывает горящий падающий самолет, нет никаких свидетельств того, что эта катастрофа как-то связана с этой суннитской джихадистской группировкой, которая обычно поддерживает свои пропагандистские заявления профессионально отредактированными и высококлассными фотографиями.
Петербургские власти думают о мемориале
Траур в Петербурге продлится до 3 ноября. 1 ноября вечером на Дворцовой площади прошла траурная акция - более тысячи горожан зажгли свечи в память о жертвах авиакатастрофы. Власти Петербурга сообщили о готовности создать общий мемориал с могилами погибших. Георгий Полтавченко заявил: если родственники жертв катастрофы выступят с такой инициативой, он ее поддержит - возможности для этого, по словам губернатора, у города есть
Российский Airbus A321 был слишком высоко, чтобы его могли сбить небольшой переносной ракетой. И хотя у Египта есть большое количество более крупных ракет «земля-воздух», нет никаких свидетельств того, что он потерял контроль над хотя бы одной из них в ходе своей продолжающейся антитеррористической операции против исламистских группировок. А для того, чтобы разместить бомбу на борту, требуется либо сбой в работе египетского экрана безопасности в Шарм-эш-Шейхе, либо причастность тех, кто занимается багажом, или служб подготовки полетов.
Египетское правительство, прекрасно понимающее, какой ущерб репутации будет нанесен, если выяснится, что имели место проблемы с безопасностью в аэропорту Шарм-эш-Шейха или что террористические группы способны сбивать самолеты над его территорией, попыталось замять эти спекуляции.
И тем не менее внезапное катастрофическое разрушение на крейсерской высоте очень соответствует взрыву бомбы на борту или тому, что самолет был сбит ракетой.
Daily Mirror (Лондон, Великобритания)
Катастрофическое разрушение российского пассажирского авиалайнера и гибель 224 человек на борту - катастрофа, требующая немедленной реакции.
Здравой предосторожностью было бы введение превентивных мер на всех фронтах до тех пор, пока не будет установлена причина катастрофы. Подозрения о бомбе требуют немедленного усиления безопасности в аэропортах.
Оспариваемые заявления фанатиков, связанных с ИГ, о том, что они сбили самолет, могут оказаться чудовищными выдумками джихадистов. И тем не менее эксперты в области безопасности были бы дураками, если бы просто отмахнулись от необходимости принятия мер предосторожности.
Россияне пересматривают Египет
Крушение лайнера авиакомпании «Когалымавиа» вряд ли приведет к существенному снижению интереса российских путешественников к самому популярному туристическому направлению - Египту. Участники рынка если и ждут падения спроса, то только в ближайшие две недели
Техническая неполадка в качестве причины, которая была бы удобным объяснением для авторитарных правителей Египта и России, потребовала бы другого, но столь же срочного ответа. Статистики и представители отрасли настаивают на том, что авиационный транспорт остается безопасным, но он кажется чуть менее безопасным после того, как очередной самолет превращается в массовый гроб.
Мы все не собираемся прекращать летать. Да и не должны этого делать. И в индивидуальном порядке, и в коллективном спокойствие - лучший ответ фанатикам, пытающимся нас запугать. Продолжать жить, как жили,- наилучший вариант, в том числе для отпускников. Но властям не должно быть позволено принимать спокойствие за благодушие. Необходимы ответы относительно того, что случилось на Синае. Россия не знакома с прозрачностью, как это было засвидетельствовано ее реакцией на уничтожение самолета Malaysia Airlines. Но тем, кто летает, нужно знать, что случилось.
Neue Zurcher Zeitung (Цюрих, Швейцария)
Как самолет может просто развалиться в воздухе? Самолет внезапно разваливается в воздухе, так что экипаж не успевает сообщить об этом. Как это возможно? Первое предположение в таком случае - это, конечно, взрыв бомбы или, как и в случае катастрофы MH17 над Восточной Украиной, попадание ракеты. Пока о настоящих причинах крушения российского самолета над Синаем можно только делать предположения. Однако имеющаяся информация позволяет предполагать, что речь может идти о трагической случайности.