"Мальчики из блокады" А. Крестинский
подросткам
Издательство «САМОКАТ», 2015. Серия «Собрание сочинений». 192 стр., офсет. Размеры: 210x155x15 мм. Художник - Ремизова Елена.
Ленинградская блокада была для писателей шестидесятых особой темой - трагической и священной одновременно. Острее всего ощущал это тот, кто сам пережил блокаду, перенес тяготы голода и холода, стал свидетелем гибели родных и друзей. Таким писателем был Александр Крестинский (1928-2005): все вышесказанное относится к нему в полной мере. Рассказы и повесть, вошедшие в сборник, автобиографические; и все же прежде всего они - художественные тексты, адресованные подростку. Правдиво и просто рассказывают они о понятных юному читателю вещах: о мальчишеской дружбе и первой любви, о родительском самопожертвовании - и сложности взаимопонимания, о силе и благородстве - и о слабости и низости; одним словом, о детстве и юности, пришедшихся на годы страшного бедствия, Ленинградской блокады.
Аннотация «Самоката», как обычно, очень точная (редкий случай), книга действительно об этом - о жизни детей в годы блокады с небольшим захватом довоенного времени. Книга очень «настроенческая», на моя взгляд: начала читать, как обычно, гуляя с дочкой на детской площадке, и очень быстро поняла, что не «прокатит». Эту книгу нужно читать, не отвлекаясь. Дождалась выходного от повседневных забот дня, отложила другие интересные дела и книги и начала читать «Мальчиков».
«Мальчики из блокады» - воспоминания взрослого мужчины спустя несколько десятков лет после окончания войны. Спокойное повествование, без надрыва, без подвигов и героизма. Размышления. Фиксация событий и чувств. Нюансы, мимолетности. Вот жизнь дворовой детворы накануне войны: шумные, жадные до впечатлений, такие разные. Вот главный герой - вырезал красивые картинки из журналов и … эх.. книги, наклеил на картон: Кавалер, Матрос и Девочка. Шикарный галантный Кавалер, трудяга Матрос и капризная Девочка, обожающая конфеты. Злюка Кондитер, сплетники Графин и Кувшин. Каждый день во дворе дома представление, детвора бросает все игры, завороженная очередной Историей: «Ещё, ещё!» Дворовые войны, и украденная врагом из соседнего двора флейта Кавалера…
А потом началась война… И в жизнь детей иногда входят реальные Матрос, Кавалер и Кондитер, а кто-то из детей оказывается, в свою очередь, Девочкой, мечтающей съесть хоть кусочек хлеба…
Блокада в книге мне представляется в образе взрослой женщины в сером плаще. Плащ тащится по улицам и проспектам красивого города, превращая все, чего коснётся, в камень, лёд… Как река зимой: сверху - толстый слой льда, а под ним - жизнь. Замороженная, но жизнь. Кусок конины, подаренный знакомым парнем - богатство! Земля, добытая соседскими мальчишками на месте сгоревшего хранилища сахара, которую варили особым образом и пили, спасшая, наверное, не один десяток людей от голода. Наледь на стенах квартиры, украденные продуктовые карточки, переулок, куда отвезли зашитого в ткань отца… Люди, которые по-разному приспосабливались к войне и её ужасам, а кто-то приспособиться не мог и не смог, как отец героя книги, и просто тихо умер…
Но стало полегче - и жизнь берёт своё: девочка нравится, хотя сам этого еще и не осознаёшь, солнечный день в Александровском саду, мальчишеская грубость и неспособность понять того, кто не похож на тебя, другой. Параллельно - горечь от того, что война исковеркала людские жизни, навсегда изменила судьбы - и ничего тут не поделаешь.
Книга о страшном. Книга о грустном. Но - не тяжёлая. Наверное, потому, что вспоминает тот, кто тогда был ребёнком. И потому, что война всё же закончилась.
«В новом районе Ленинграда, где дома так похожи друг на друга, что порой кажется, будто не идёшь, а топчешься на месте, ничто, кроме поросших травой дотов, не напоминает о прошлом.