Вселенная для детей в рассказах и картинках
познавательные книги, энциклопедииЭпиграф
- Мама, я буду есть, а ты садись рядом и рассказывай, как жизнь на Земле началась.
- Когда Земля только появилась, на ней еще никто не жил...
- Мама, подожди! А когда она появилась?
- Очень, очень давно.
- А откуда она взялась? И что было на этом месте раньше? Ты с самого начала начинай!!!
- Ну, эээ... Сначала был большой взрыв. А потом стали появляться звезды и планеты.
- А почему случился взрыв?
Прошедшим летом моя 4-летняя дочка всерьез заинтересовалась происхождением жизни на Земле, и в итоге я приобрела книгу "Как все начиналось на Земле" ( по ссылке - о книжке), а вместе с ней и книгу о Вселенной, о которой пойдет речь.
Тема появления жизни оказалась тесно связана с темой происхождения самой Земли в частности, и космоса в целом.
К этому моменту с Солнечной системой Олеся уже худо-бедно была знакома. Планеты, крутящиеся вокруг Солнца, какая на каком месте, чем примечательна и так далее. И это вовсе не моя заслуга, дочка почерпнула эти сведения из развивающего мультика, который одно время смотрела запоем чуть ли не каждый день (кому интересно, вот ссылка. У этой студии, кстати, на разные темы есть мультфильмы, и мне они в основном кажутся довольно бестолковыми. Но дочка их обожает с очень раннего возраста).
Помню, летом мы зашли в магазин и Олеся ткнула пальцем: "Купи мне Юпитер, пожалуйста!"
- А почему ты думаешь, что это Юпитер?"
- У него красное пятно! Это ураган, который там бушует, - ответила дочь.
Мячик мы купили, и вечером я из любопытства провела опрос среди мужской части семьи на предмет опознания планеты. С прискорбием вынуждена констатировать, что 17-летний сын с заданием не справился!
Одним словом, дочь требовала продолжения банкета в смысле расширения знаний о космосе.
И вот, во время визита в Планетарий, мне очень кстати на глаза попалась эта книга.
Полистать в Лабиринте
Сразу скажу, она будет посложнее, чем "Как все начиналось на Земле". Но многое в ней авторы постарались изложить на доступном ребенку уровне. Пользуясь ей, как шпаргалкой, для детей помладше можно еще более упростить текст и выбросить лишнее. Для тех, кто постарше, можно читать с листа.
Сначала я прочла дочери примерно половину и собиралась пока на этом остановиться. Мы узнали, с чего все началось.
Что такое атомы, и как влияет их количество на силу тяжести. И что такое, собственно, сила тяжести.
Что такое фотоны, и почему мы видим предметы.
Как рождаются звезды и какие они бывают.
Почему звезды объединяют в созвездия.
Что случается со звездой, когда она "съест" весь водород. И что происходит, когда и весь гелий заканчивается.
Что такое сверхновая звезда и белый карлик.
Прочли, как образовываются галактики, и в какой галактике находится Солнечная система, а значит, и мы с вами.
И про черные дыры узнали тоже, - на самом деле, и не дыры это вовсе, а сжавшиеся звезды, не отпускающие от себя фотоны, до того большая у них сила тяжести! А раз фотоны от них не могут оторваться и попасть к нам в глаза, значит, и увидеть их мы не можем.
И побоялись немножко тоже:
- Мама, а такая дыра Землю не притянет своей силой притяжения?
- Нет, котенок, она очень далеко. До нее сто тыщ мильонов лет, не дойти и не доехать.
Еще было про Солнце страшновато читать. Оказывается, и у Солнца когда-то закончится водород, и оно распухнет.
- А что тогда будет с Землей? Она погибнет?
Но тут мама малодушно сказала, что на самом деле, никто не знает точно, что будет с Солнцем, ученые это только предполагают, так что, может быть, и не кончится у него водород никогда. Ребенок успокоился, а я пролистала пару страниц, предрекающих бесславную кончину Солннчной системы.
На следующих страницах как-то совсем уж все непросто для 4-летки. Но она упрямо требовала читать дальше.
Парадокс Ольберса:
Антропный принцип:
Реликтовое излучение (вы знали, что его можно наблюдать по телевизору, как часть ряби, в отсутствие программ? Я - нет).
"Взгляд в прошлое"
Про все про это я читаю очень сжато и выборочно, почти пропускаю.
Немного читаю про теорию параллельных вселенных, - Олесе этого, конечно, не понять, но ее забавляет предположение, что где-то может жить такая же девочка, как она, но с вариациями ("ест на завтрак шоколадный торт с улитками", написано в книге, ну а мы уж с ней включаем фантазию, что такого может любить или делать эта девочка).
Ну что я могу сказать, эта книжка затмила первую. Не знаю, насколько Олеся понимает изложенное в ней, - честно сказать, я-то не до конца все понимаю. Но слушает, как завороженная, и многое рассказывает окружающим.
Кстати говоря, в книге рассказывается именно об устройстве Вселенной. Про смену дня и ночи, времени года, так же как и о планетах Солнечной системы, вы здесь ничего не найдете. Нет здесь и привычных в книгах о космосе глав о космонавтах и полетах на Луну. Авторы попытались дать ребенку понятие о мире за пределами планеты Земля на максимально доступном уровне.
"Вселенная для детей в рассказах и картинках", изд. Аванта, серия "Просто о сложном".
На днях видела в магазине и листала еще одну книжку из этой серии, про мозг. Вот не собиралась ее покупать, - на мой взгляд, очень она узконаправленная. Но там столько интересных сведений о мозге и его работе, что я теперь ее тоже хочу (Brant , вспомнила вас:))
П.С. А теперь уберите ваших детей от наших голубых экранов!
Простите, но очень уж в тему))
Вчера сфотографировала на соседней улице:



















