Адаптация к детскому саду – результаты первого месяца
Детский садПрошел первый месяц учебного года, те родители, которые отдавали своих детей в садик в начале сентября уже имеют достаточно информации, что бы сделать вывод о том, как прошла адаптация и прошла ли она уже, или все еще длится?
Задавая вопрос об адаптации ребенка к детскому саду первое, что Вы должны узнать, причем ответив на этот вопрос честно и открыто – адаптировалась ли Я уже к тому, что мой малыш ходит теперь в детский сад и проводит там большую часть своего дня?
Особенно обратите внимание на этот вопрос, если малыш все еще к садику не адаптировался, если каждый поход в сад вызывает у него страшные слезы и жуткое горе. Отпустили ли Вы ребенка в сад? Действительно ли Вы были к этому готовы?
За первый месяц адаптация в норме может и не пройти, особенно если малыш очень уж крепко связан с мамой и до появления в его жизни детского сада от мамы не отрывался. В таких ситуациях одинаково тяжело и маме и ребенку.
Первое, что Вы должны сделать как мама, это успокоится самой. Успокоившись самой воспользуйтесь знаменитым на весь мир способом австралийского психолога Дорис Бретт: рассказывайте ребенку психотерапевтические сказки и истории. Подробнее об этом можно прочесть в ее книге «Жила-была девочка, похожая на тебя…» Истории и сказки в легкой и понятной для малыша форме донесут до него ту информацию, которую Вы, как родитель, считаете необходимым ему дать. Если Вы не можете сами придумать терапевтическую сказку, обратитесь к книжке «Зайка идет в садик».
Сейчас давайте сверим «показания», вес ли в первый месяц Вы делали правильно для того, что бы помочь Вашему малышу адаптироваться в новой для него среде.
Первые два –три дня, максимум неделю Вы забирали ребенка из садика до сна, например, во время прогулки. Разумеется, заранее согласовав это время и с самим ребенком и с воспитательницей.
В течение следующих 5 дней Вы оставляли ребеныша на сон.
А уже спустя 15 – 20 дней после начала знакомства с садиком, малыш остается в саду на весь день или на то время, что Вы для него определили на ближайшее, но продолжительное время (например, на пол-года или на год). Не забирайте ребенка сразу после сна, даже если у Вас есть возможность – иначе малышу будет трудно влиться в общий коллектив, он будет присутствовать там «одной ногой», не участвуя в половине дня.
В дальнейшем, т.е. сейчас уже возможны три варианта развития событий:
- ребенок пошел в садик без проблем. Это самый счастливый и приятный вариант. О таком можно мечтать и надеяться на него. Впрочем, к такому варианту ребенка и себя можно подготовить, рассказывая ему заранее как чудесно и почетно ходить в садик, как там интересно и как одна девочка так полюбила детский сад, что…. Дальше закончите сами, в зависимости от Вашего ребенка.
-сначала рыдал, но после проведенных работ и бесед он остается спокойно, т.е. уходит в группу и играет. Это вариант среднестатистический. Малыш обычно успокаивается после того как понимает, что есть время, в которое мама за ним придет, что он не вынужден будет там жить, а приходит поиграть и поучиться. С ребенком проводят беседы мамы или воспитатель. Помогать могут как вся родня, так и детский психолог.
-ситуация третья и самая неприятная: спустя месяц посещения десткого сада, малыш как рыдал, так и рыдает. Это самая проблематичная ситуация, самая травматичная и тяжело решаемая. Выхода тут два: или забирать (и тогда все равно в следующий раз столкнуться с этой проблемой) или решать каким-то иными способами. Необходимо, прежде всего, выяснить, из-за чего ребенок плачет. Причин может быть море: плохая воспитательница, плохая няня, заставляют кушать, не хочется ходить в садике в туалет, дразнят или иным образом обижают дети. В такой ситуации проконсультируйтесь с психологом обязательно, и обязательно встретьтесь с психологом садиковским – попросите его мнения, его консультации.
На самом деле «несадиковских» детей очень мало и, бывает, что это дети, страдающие той или иной формой десоциализации - поэтому обратите на это внимание, возможно за этими проблемами скрываются проблемы, связанные со здоровьем. Однако чаще всего, проблема именно в родителях, их отношениях к садику, их личных воспоминаниях о садике, проблеме переноса. Что тут можно посоветовать?
Сначала определитесь, не посылаете ли Вы ребенку странных посланий типа «ну что, этот мерзкий мальчик дергает тебя за нос?»,«Тетя Галя опять на тебя кричала?», «Охохоооонюшкиии, завтра снова в сад, снова будешь рыдаааать». Ребенок в таком возрасте интуитивно хочет оправдать Ваши ожидания, поэтому и будет он и рыдать, и историю Вам расскажет про несчастный обдерганный нос и накричавшую тетю Галю. Постарайтесь удержаться и от рассказов о том, как Вы тоже нелюбили детский садик, из этого Вашего честного объяснения малыш возьмет только то, что он должен, что бы радовать маму, садик нелюбить. Поэтому обязательно проанализируйте в подобной ситуации прежде всего свое поведение.
И уже на основании анализа своего поведения и того, что рассказывает Вам ребенок – делайте выводы. А не наоборот.
Помните, что все психологические проблемы решаемы, если их не запускать и уделять им достаточное количество внимания. Так что предпоясайтесь уверенностью и вооружитесь оптимизмом. Все будет хорошо!
И в заключение хотелось бы порекомендовать ряд книг, раскрывающих все проблема адаптации ребенка к детскому саду:
Е. Л. Иванова, Н. А. Гусева «Не хочу в детский сад!»(изд-во Азбука)
Мария Романовская «Как подготовить ребенка к детскому саду»(изд-во Эксмо)
Ивушкина Н.А. «Как подготовить ребенка к детскому саду? 49 простых правил» (изд-во Эксмо-Пресс)
Додокина Н. В., Евдокимова Е. С., Кудрявцева Е. «Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей»(изд-во Мозаика-Синтез)
Арнаутова Е.П. «Сама в садик я ходила. Проблемы выбора: семья, няня, гувернер, детский сад»(изд-во Карапуз)
2) Книги и игрушки ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Моя первая книга. В детском саду» (изд-ва Астрель, АСТ)
Чем интересным занимаются ребята в детском саду, вы узнаете из этой книжки.
Зимой вместе играют в снежки, катаются на сачках, лепят снеговика. Летом играют в салочки и прятки, ходят на прогулки.
«В детском саду. Книжка-подушка» (изд-во Эгмонт)
Обложка раскладывается и превращается в комнату с 3 стенами, полом и крышей. Сюжет простой. Мама будит зайку, везет его в детский сад, где он играет и обедает.
Для детей от 1-1,5 лет.
Анна Казалис «Мышонок Тим не хочет в детский сад» (изд-во Росмэн)
Как переубедить Тима, чтобы он перестал упрямиться?
Иногда мышонок Тим, как все маленькие дети, плохо себя ведет. Но его мама знает, что нужно сделать, чтобы ее сынок снова стал хорошим, послушным мышонком.
Галина Шалаева «Как вести себя в детском саду» (изд-ва АСТ, Слово)
Эта прекрасно иллюстрированная книга познакомит вашего малыша с основами этикета. Веселые стихи помогут ребенку понять, как вести себя в детском саду.
Карина Овсепян «Я иду в детский сад: Проблемы адаптации» (изд-во Карапуз)
Небольшая по объему, но очень полезная книжка о том, как девочка Аня пошла первый раз в детский сад, и как она провела свой первый день в детском саду. Также наряду с текстами для ребенка, даются некоторые советы родителям о том, как помочь малышу в адаптации. Для детей 2-4 лет.
«Детский садик: Сборник стихов» (изд-во Самовар)
В сборник вошли стихи детских поэтов: Валентины Донниковой, Владимира Товаркова, Ольги Кригер, Татьяны Волгиной, Бориса Иовлева, Нины Кан и других.
В книге карманного формата предложены стихи освещающие режим сада, занятия, игры с детьми и воспитателями. Благодаря этой книге ребенок сможет составить первое впечатление о садике, в который ему предстоит пойти, что безусловно облегчит ему адаптацию.
«Книга-мечта о том самом Зайке, о косолапом мишке, о большом и маленьком и тихих стихах. Детям от 1-3» (изд-во Карапуз)
В этой объемной книге есть истории на все случаи жизни, в т.ч. «История, в которой Зайка узнает, куда идут цыплята, и впервые приходит в детский сад, где Кисонька и Мишутка учат его новой игре в мяч»
Наклейки-мозайка «В детском саду» (изд-во Эксмо)
Книжка поможет малышу запомнить цвета и усвоить различия между их оттенками. Предназначена для детей от 4 лет.
Пазл «Играй и собирай: Детский сад» (изд-во Дрофа Медиа)
В комплект входят 4 пазла, состоящие из 6, 9 , 12 и 15 элементов. На картинках представлены основные моменты детсадовской жизни – сон, прогулка, праздник.
Еще есть очень интересная и полезная вспомогательная литература для поступающих в детский сад:
1) Агаджанова С. Н. «Как не болеть в детском саду»
2) «Мы идем в детский сад. "Правильная" одежда и обувь для дошкольника»
При поступлении ребенка в детский сад адаптация нужна, как правило, еще и маме. Очень поможет также и статья Шерман Екатерина «Адаптация: Мама тоже идет в детский сад»
http://www.nanya.ru/beta/articles/8292.html
Источник http://detochka.ru/articles/detail.php?ID=8853&sphrase_id=6950
Задавая вопрос об адаптации ребенка к детскому саду первое, что Вы должны узнать, причем ответив на этот вопрос честно и открыто – адаптировалась ли Я уже к тому, что мой малыш ходит теперь в детский сад и проводит там большую часть своего дня?
Особенно обратите внимание на этот вопрос, если малыш все еще к садику не адаптировался, если каждый поход в сад вызывает у него страшные слезы и жуткое горе. Отпустили ли Вы ребенка в сад? Действительно ли Вы были к этому готовы?
За первый месяц адаптация в норме может и не пройти, особенно если малыш очень уж крепко связан с мамой и до появления в его жизни детского сада от мамы не отрывался. В таких ситуациях одинаково тяжело и маме и ребенку.
Первое, что Вы должны сделать как мама, это успокоится самой. Успокоившись самой воспользуйтесь знаменитым на весь мир способом австралийского психолога Дорис Бретт: рассказывайте ребенку психотерапевтические сказки и истории. Подробнее об этом можно прочесть в ее книге «Жила-была девочка, похожая на тебя…» Истории и сказки в легкой и понятной для малыша форме донесут до него ту информацию, которую Вы, как родитель, считаете необходимым ему дать. Если Вы не можете сами придумать терапевтическую сказку, обратитесь к книжке «Зайка идет в садик».
Сейчас давайте сверим «показания», вес ли в первый месяц Вы делали правильно для того, что бы помочь Вашему малышу адаптироваться в новой для него среде.
Первые два –три дня, максимум неделю Вы забирали ребенка из садика до сна, например, во время прогулки. Разумеется, заранее согласовав это время и с самим ребенком и с воспитательницей.
В течение следующих 5 дней Вы оставляли ребеныша на сон.
А уже спустя 15 – 20 дней после начала знакомства с садиком, малыш остается в саду на весь день или на то время, что Вы для него определили на ближайшее, но продолжительное время (например, на пол-года или на год). Не забирайте ребенка сразу после сна, даже если у Вас есть возможность – иначе малышу будет трудно влиться в общий коллектив, он будет присутствовать там «одной ногой», не участвуя в половине дня.
В дальнейшем, т.е. сейчас уже возможны три варианта развития событий:
- ребенок пошел в садик без проблем. Это самый счастливый и приятный вариант. О таком можно мечтать и надеяться на него. Впрочем, к такому варианту ребенка и себя можно подготовить, рассказывая ему заранее как чудесно и почетно ходить в садик, как там интересно и как одна девочка так полюбила детский сад, что…. Дальше закончите сами, в зависимости от Вашего ребенка.
-сначала рыдал, но после проведенных работ и бесед он остается спокойно, т.е. уходит в группу и играет. Это вариант среднестатистический. Малыш обычно успокаивается после того как понимает, что есть время, в которое мама за ним придет, что он не вынужден будет там жить, а приходит поиграть и поучиться. С ребенком проводят беседы мамы или воспитатель. Помогать могут как вся родня, так и детский психолог.
-ситуация третья и самая неприятная: спустя месяц посещения десткого сада, малыш как рыдал, так и рыдает. Это самая проблематичная ситуация, самая травматичная и тяжело решаемая. Выхода тут два: или забирать (и тогда все равно в следующий раз столкнуться с этой проблемой) или решать каким-то иными способами. Необходимо, прежде всего, выяснить, из-за чего ребенок плачет. Причин может быть море: плохая воспитательница, плохая няня, заставляют кушать, не хочется ходить в садике в туалет, дразнят или иным образом обижают дети. В такой ситуации проконсультируйтесь с психологом обязательно, и обязательно встретьтесь с психологом садиковским – попросите его мнения, его консультации.
На самом деле «несадиковских» детей очень мало и, бывает, что это дети, страдающие той или иной формой десоциализации - поэтому обратите на это внимание, возможно за этими проблемами скрываются проблемы, связанные со здоровьем. Однако чаще всего, проблема именно в родителях, их отношениях к садику, их личных воспоминаниях о садике, проблеме переноса. Что тут можно посоветовать?
Сначала определитесь, не посылаете ли Вы ребенку странных посланий типа «ну что, этот мерзкий мальчик дергает тебя за нос?»,«Тетя Галя опять на тебя кричала?», «Охохоооонюшкиии, завтра снова в сад, снова будешь рыдаааать». Ребенок в таком возрасте интуитивно хочет оправдать Ваши ожидания, поэтому и будет он и рыдать, и историю Вам расскажет про несчастный обдерганный нос и накричавшую тетю Галю. Постарайтесь удержаться и от рассказов о том, как Вы тоже нелюбили детский садик, из этого Вашего честного объяснения малыш возьмет только то, что он должен, что бы радовать маму, садик нелюбить. Поэтому обязательно проанализируйте в подобной ситуации прежде всего свое поведение.
И уже на основании анализа своего поведения и того, что рассказывает Вам ребенок – делайте выводы. А не наоборот.
Помните, что все психологические проблемы решаемы, если их не запускать и уделять им достаточное количество внимания. Так что предпоясайтесь уверенностью и вооружитесь оптимизмом. Все будет хорошо!
И в заключение хотелось бы порекомендовать ряд книг, раскрывающих все проблема адаптации ребенка к детскому саду:
Е. Л. Иванова, Н. А. Гусева «Не хочу в детский сад!»(изд-во Азбука)
Мария Романовская «Как подготовить ребенка к детскому саду»(изд-во Эксмо)
Ивушкина Н.А. «Как подготовить ребенка к детскому саду? 49 простых правил» (изд-во Эксмо-Пресс)
Додокина Н. В., Евдокимова Е. С., Кудрявцева Е. «Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей»(изд-во Мозаика-Синтез)
Арнаутова Е.П. «Сама в садик я ходила. Проблемы выбора: семья, няня, гувернер, детский сад»(изд-во Карапуз)
2) Книги и игрушки ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Моя первая книга. В детском саду» (изд-ва Астрель, АСТ)
Чем интересным занимаются ребята в детском саду, вы узнаете из этой книжки.
Зимой вместе играют в снежки, катаются на сачках, лепят снеговика. Летом играют в салочки и прятки, ходят на прогулки.
«В детском саду. Книжка-подушка» (изд-во Эгмонт)
Обложка раскладывается и превращается в комнату с 3 стенами, полом и крышей. Сюжет простой. Мама будит зайку, везет его в детский сад, где он играет и обедает.
Для детей от 1-1,5 лет.
Анна Казалис «Мышонок Тим не хочет в детский сад» (изд-во Росмэн)
Как переубедить Тима, чтобы он перестал упрямиться?
Иногда мышонок Тим, как все маленькие дети, плохо себя ведет. Но его мама знает, что нужно сделать, чтобы ее сынок снова стал хорошим, послушным мышонком.
Галина Шалаева «Как вести себя в детском саду» (изд-ва АСТ, Слово)
Эта прекрасно иллюстрированная книга познакомит вашего малыша с основами этикета. Веселые стихи помогут ребенку понять, как вести себя в детском саду.
Карина Овсепян «Я иду в детский сад: Проблемы адаптации» (изд-во Карапуз)
Небольшая по объему, но очень полезная книжка о том, как девочка Аня пошла первый раз в детский сад, и как она провела свой первый день в детском саду. Также наряду с текстами для ребенка, даются некоторые советы родителям о том, как помочь малышу в адаптации. Для детей 2-4 лет.
«Детский садик: Сборник стихов» (изд-во Самовар)
В сборник вошли стихи детских поэтов: Валентины Донниковой, Владимира Товаркова, Ольги Кригер, Татьяны Волгиной, Бориса Иовлева, Нины Кан и других.
В книге карманного формата предложены стихи освещающие режим сада, занятия, игры с детьми и воспитателями. Благодаря этой книге ребенок сможет составить первое впечатление о садике, в который ему предстоит пойти, что безусловно облегчит ему адаптацию.
«Книга-мечта о том самом Зайке, о косолапом мишке, о большом и маленьком и тихих стихах. Детям от 1-3» (изд-во Карапуз)
В этой объемной книге есть истории на все случаи жизни, в т.ч. «История, в которой Зайка узнает, куда идут цыплята, и впервые приходит в детский сад, где Кисонька и Мишутка учат его новой игре в мяч»
Наклейки-мозайка «В детском саду» (изд-во Эксмо)
Книжка поможет малышу запомнить цвета и усвоить различия между их оттенками. Предназначена для детей от 4 лет.
Пазл «Играй и собирай: Детский сад» (изд-во Дрофа Медиа)
В комплект входят 4 пазла, состоящие из 6, 9 , 12 и 15 элементов. На картинках представлены основные моменты детсадовской жизни – сон, прогулка, праздник.
Еще есть очень интересная и полезная вспомогательная литература для поступающих в детский сад:
1) Агаджанова С. Н. «Как не болеть в детском саду»
2) «Мы идем в детский сад. "Правильная" одежда и обувь для дошкольника»
При поступлении ребенка в детский сад адаптация нужна, как правило, еще и маме. Очень поможет также и статья Шерман Екатерина «Адаптация: Мама тоже идет в детский сад»
http://www.nanya.ru/beta/articles/8292.html
Источник http://detochka.ru/articles/detail.php?ID=8853&sphrase_id=6950
Анастасия
Хороший посыл для всех родителей. Сегодня узнала, что нам дали путевку. Рекомендации ваши пойдут на пользу
26.04.2013
Ответить