Рисование - инструмент развития мышления!
Развитие детей второго года жизниВ обществе бытует мнение, что занятие рисованием очень хорошо стимулирует развитие мелкой моторики и поэтому надо уделять этому много внимание. Казалось бы все верно - мотивируем ребенка к развитию мелкой моторики и получаем результат. Но на самом деле развитие мелкой моторики и связанных с ней отделов мозга при рисовании, это только верхушка айсберга! Рисование даёт гораздо больше возможностей развития ребенка, чем просто развитие мелкой моторики, которую еще более эффективно можно развивать другими способами. Целенаправленное развитие мелкой моторики рисованием аналогично «забиванию гвоздей микроскопом».
В этом посте вы узнаете:
Правила рисования для самых маленьких родителей малышей (о распространенных ошибках родителей)Средства рисования для самых маленьких
Прогресс детского рисунка (когда ожидать первый домик, цветочек и другие узнаваемые предметы)
Более важные аспекты развития при рисовании, чем мелкая моторика (теория свободного рисования - заблуждение фанатиков или единственный путь к творческому мышлению? информация для настоящих зануд и немного моей демагогии)
В завершении о детском рисовании в литературе (Неожиданно для себя именно в книгах о детском рисовании я нашла очень интересную информацию о развитии ребенка, Сесиль Лупан с её попытками замучить младенцев расширенной школьной программой была бы удивлена таким подходом к развитию малышей)
Правила рисования для малышей родителей малышей
Проанализировав всю информацию о развивающих особенностях рисования, я вывела следующие правила для максимального развития творческого мышления при рисовании (тут хочу напомнить, что я не специалист ни в рисовании ни в педагогике, а инженер-программист, который через-чур много читает и везде сует свой нос ):
- Не вмешиваемся! Для предоставления ребенку максимального простора для творчества необходимо запомнить главное правило - нельзя вмешиваться своими советами и рекомендациями в процесс рисования. Такие рекомендации улучшат качество рисунка, но не позволят ребенку самостоятельно сделать какие-то выводы.
- Разумно используем вспомогательные инструменты. Использование пособий по рисованию предлагающих дорисовать или научить рисовать конкретные объекты необходимо в меру. Такие пособия очень привлекают как детей, так и взрослых, возможностью быстрого развития за счет повышенного интереса. Но мы должны помнить, что рисование в них не может заменяться рисованием на чистом листе бумаги. При использовании подобных пособий развиваются в основном центры связанные с мелкой моторикой и наращивается количество шаблонов, в то время как творческое мышление отдыхает. Раскраски можно отнести только к развитию мелкой моторики.
- Предоставляем эстетические эталоны. Книги ребенка должны содержать иллюстрации высокого качества, так как именно из них будет создан массив шаблонов в голове вашего ребенка. Под высоким качеством имеется ввиду не яркость и сочность рисунков, а общая гармония изображения. Более детальные и сложные иллюстрации и мультфильмы несут в себе более качественные шаблоны.
- Подаем собственный пример. Я встречала мнение, что необходимо предоставить
ребенку возможность наблюдать за рисованием взрослого. В целом это так, но в меньшей степени касается случаев, когда взрослый рисует шаблонами. Идеально, когда взрослый демонстрирует определенные техники рисования. Если Вы не умеете рисовать, лучше ограничиться демонстрацией возможностей инструментов (мазки, тычки под разные углами, размазывание, разбрызгивание и т.п.), предоставлять ребенку заниматься рисованием самостоятельно или организовывать занятия по абстрактному рисованию для которого не требуются специальные навыки.
- С начала знакомства с рисованием и другими видами творчества делаем акцент на важность результата. Никогда не выкидываем рисунки на глазах у ребенка! Лучший способ мотивировать ребенка к рисованию - организовать стенд с рисунками для демонстрации результатов его работы. Также не забывайте часть рисунков с подписанными датами убирать в семейный архив для последующего анализа и просто для души.
Инструменты и средства
Правила выбора
- для тех кто все тянет в рот, выбираем съедобные материалы и нетоксичные;
- чем ярче след красителей, тем больше интерес;
- чем младше ребенок, тем крупней инструменты рисования и меньше цветов в используемых средствах (если дать через-чур богатую цветовую гамму, то процесс рисования превратится в пробы цветов). Начинать знакомство оптимально с 1-2 цветов.
Средства и инструменты
- Пищевые продукты. Для самого первого знакомства с рисованием можно использовать пищевые продукты, которые полностью исключат риски отравления при пробе инструментов на зуб. Самый простой вариант - сварить обычный густой кисель из крахмала и воды с добавлением пищевых красителей. Красители можно использовать как натуральные - овощные и ягодные соки, так и промышленного производства для получения более насыщенных и интересных цветов. Также можно попробовать рисовать овощами или яркими съедобными пюре - кусочками свеклы, ягодным пюре.
- Краски. Лидером в списке средств рисования являются краски. У них масса достоинств - начиная с самого простого процесса смешивания цветов. Специалисты рекомендуют для самых маленьких использовать жидкую гуаш, так как она яркая, нетоксичная и имеет оптимальную консистенцию, которая не требует разведения водой. Ей можно рисовать, как кисточками так и пальчиками. Для малышей, которые все пробуют на зуб, лучше начать со специальных красок с пищевыми красителями, но они, как правило менее яркие. Качественные гуаши - российские «Гамма» и «Невская палитра». Про гуашь я узнала совсем недавно поэтому личным опытом пока вас порадовать не смогу. Акварельные краски рекомендуются для рисования не ранее 7 лет из-за сложности смешивания цветов (очень часто при ошибках получается бурый).
- Кисти. Выбираем крупные. У нас в настоящий момент пони №5, но я планирую купить еще парочку покрупней. Сразу уточню, что пони мне попался абсолютно случайно и на этом этапе рисования материал кисти не важен. Зачастую у нас в ходу силиконовая кисточка для смазки выпечки.
-
Мягкая масляная пастель является одним из видов восковых мелков, который оставляет яркие следы. По-моему мнению, это средство первой необходимости для самого маленького художника. В отличие от рисования красками, фломастерами и сухой пастелью масляная пастель оставляет минимум последствий - не требует уборки в квартире и специальных мер в виде защитной одежды. Такие свойства позволяют размещать масляную пастель в доступном для малыша месте для рисования в любое время. Качественная пастель - «Олки» (Россия), Crayola, Derwent (Великобритания), Koh‑I‑Noor (Чехия), Pentel (Япония), Silwerhof, Stabilo, Staedtler (Германия). Перечисленные бренды мы не тестировали, потому что нам очень приглянулась масляная пастель для маленьких художников Школы талантов в магазинчике недалеко от дома (к сведению Абаканцев - это Оранжевый слон напротив Детской поликлиники).
- Мягкая сухая пастель считается хорошим вариантом для малышей. По консистенции
она похожа на знакомый школьный мел. Такая пастель оставляет тоже яркие сочные следы всевозможных цветов. Для достижения интересных эффектов ей можно рисовать на контрастной цветной бумаге. Мы на данный момент рисование сухой пастелью не практикуем, так как она очень хрупкая - при падении на пол откалываются кусочки или разламывается весь мелок, при сильном нажатии крошиться. Яну это свойство через-чур заинтересовало и мне пришлось пока её убрать подальше. При покупке сухой пастели через интернет-магазин имейте ввиду, что она может пострадать при транспортировке!
- Восковые мелки. Многие рекомендуют начинать рисование с восковых мелков, я бы все-таки рекомендовала именно масляную пастель. Кстати, она является одной из разновидностей восковых мелков. Классические восковые мелки твердые и оставляют не такие интересные следы, чтобы заинтересовать малыша рисованием. Самые популярные мелки Икея и Crayola. Яна пока ими интересуется только как материалом для развития мелкой моторики - перекладывает, пересыпает и т.п.
- Карандаши. Специалисты рекомендуют использование мягких толстых карандашей уже с полутора лет. Качественные цветные карандаши - Boom (Италия), Crayola (Великобритания), Koh‑I‑Noor (Чехия), Silwerhof, Stabilo, Staedtler (Германия). Знакомство с карандашами у нас еще впереди.
- Фломастеры специалисты занесли в черный список, потому что они не дают возможности смешивать цвета. Но по своему опыту знаю, насколько важно ребенку получить яркий след и как это привлекает к рисованию в целом. В возрасте полутора лет осмысленного интереса смешивать цвета еще нет, поэтому, на мой взгляд, малыш больше приобретет от общения с фломастерами нежели потеряет. Мы рисуем смываемыми фломастерами Crayola (Великобритания). Они также отлично отстирываются от одежды.
- Бумага большого формата. Мы рисуем на рулонной Икеевской и офисной(А4) бумаге. Красками очень понравилось рисовать на белом картоне. Это занятие не для экономных, но результат более эффектный.
- Многие рекомендуют малышей усаживать за детские столы или предоставлять мольберты. С точки зрения свободного рисования это сковывает и доставляет неудобства. Мольберты рекомендуется использовать не ранее 6 лет. Для меня это отличная новость, так как мольберт надолго выбыл из списка моих хотелок (я максимально стараюсь избегать нефункционального загромождения интерьера). Пока мы чаще всего рисуем на полу и в ближайшем будущем целенаправлено этого менять не собираемся.
Прогресс детского рисунка - когда ожидать первый домик, цветочек и другие узнаваемые предметы
Об этой периодизации можно прочитать сквозь строки у Марины Озеровой в
книге «О детском рисовании». Мне было очень интересно когда появится первый домик и другие осмысленные рисунки, поэтому я решила вынести эту информацию отдельно для таких же интересующихся:
- 0 - 1,5 Лишенные смысла штрихи, или каракули (непроизвольные линии, нанесенные в хаотическом беспорядке);
- 2 - 3 Бесформенные изображения. Визуально они иногда неотличимы от рисунков первого этапа. Но теперь ребенок стремится найти в своем рисунке смысл;
- 3 - 8 Схематические изображения. В это время ребенок делает рисунки, построенные по определенным канонам (небо и земля в виде полосок на краях листа, отсутствие перспективы и реальных соотношений предметов).
- 8 - 10 Правдоподобные изображения, или
«полусхемы». Предметы приобретают свой действительный размер и внешний вид, появляются попытки изобразить разные планы, найти верные соотношения размеров. Люди принимают разнообразные позы, вещи - положения;
- С 10 лет Правильные изображения. Стадия характеризуется реалистичными рисунками с перспективой, объемом, светотенью.
Специалистами считается очень важной периодизация прогресса рисования человека:
- Четыре года : туловище изображается чаще всего в виде круга или овала (возможна и другая фигура). Голова соединена непосредственно с туловищем. Ноги расставлены, связаны с линией туловища. Пропорции неправильные.
- Пять лет : в изображении появляются детали - уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по‑разному.
- Шесть лет : уточняются пропорции. Руки присоединяются к туловищу на высоте плеч, может быть изображена шея. В одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы).
- Семь лет : переход от постоянного изображения в анфас к полупрофилю и профилю. Формы и пропорции правдоподобные.
- Восемь лет : шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.
- Девять лет : ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т. п.
- Десять‑одиннадцать лет : появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется.
Более важные аспекты развития при рисовании, чем мелкая моторика
Этот наиболее важный раздел поста я оставила напоследок, так как не многие выдерживают демагогию. Что ж приступлю …
В первую очередь необходимо всегда помнить рисование - это инструмент для творческого и интеллектуального развития!
По поводу этого вопроса существуют два основных мнения:
- популярное, которое заключается в том, что рисование в любых его проявлениях очень развивает и задача любого родителя заинтересовать ребенка рисованием любыми способами. Лучший способ - предоставить инструменты облегчающие получение быстрого результата. К ним можно отнести творческие альбомы, тетради с заданиями по рисованию, раскраски, различные инструменты рисования облегчающие получение интересного результата - штампы, фигурные кисти и т.п.
- сторонники альтернативного мнения утверждают, что развитие творческого мышления и воспитание тонкого эстетического вкуса процесс сложный, которому всё лишнее может быть послужить помехой! Для рисования требуется бумага, краски, кисти и ограничения во всем, что может сформировать у ребенка шаблоны. В некоторых источниках специализированной литературы вы можете встретить термин «свободное» рисование - это и есть рисование без шаблонов и правил.
- я самонадеянно решила, что оба мнения радикальны и истина находится посередине.
Свободное рисование
В первую очередь хочу остановиться на свободном рисовании более подробно, потому что это больше чем просто подход к рисованию, это целая философия естественного развития ребенка и очень убедительная!
С точки зрения свободного рисования очень важно дождаться, когда ребенок самостоятельно научится рисовать - придумает и нарисует свой авторский домик, цветочек, елочку, солнышко и т.п., так как именно в процессе этого «придумывания» максимально развиваются интеллект и творческие способности. Чем больше у мозга возможности придумывать, тем больше он получит практики и лучше будут результаты развития. Для того чтобы ребенок всё это сам придумал необходимо его максимально оградить от шаблонов в рисовании. Всем нам известны самые простые шаблоны: солнышко в виде круга с лучиками, елочка из треугольников, цветок из 6 кружков…
В современном мире очень сложно убежать от шаблонов. Они навязываются повсюду - в иллюстрациях книг, мультфильмах, в большинстве развивающих пособий и занятий по рисованию. Еще 20 лет назад для рисования было принято использовать бумагу, карандаши и краски, а сейчас в любом приличном магазине с аксессуарами для рисования глаза разбегаются от разнообразия творческих альбомов и раскрасок. Редкий родитель пройдет мимо это всего «богатства». А ведь раскраски и творческие альбомы приучают ребенка к максимальному результату с минимумом усилий. По мнению специалистов школы свободного рисования, творческое мышление с такими средствами задействовано по минимуму, а вот моторика развивается в полной мере.
Обнаруженные мной, несостыковки теории свободного рисования
При первом знакомстве с информацией о свободном рисовании мне сразу же захотелось сильно ужесточить отбор книг, игрушек и вообще всего для Яны, что может содержать изображения. Но поразмыслив, у меня возникла следующая идея - если ребенок без багажа шаблонов создает новые образы на основе своих замыслов, то возможно дети с богатым запасом качественных шаблонов(эталонов), учатся ими оперировать - создать на их основе, что-то еще более интересное. Наличие шаблонов, на мой взгляд, не исключает творческое мышление, а качественно улучшает рисунки, за счет более широкой базы знаний. Вся суть прогресса заключается в том, что потомки берут идеи предков и совершенствуют их. Если бы каждое поколение начинало изобретать с нуля, прогресс бы далеко не ушёл.
Не может такого быть, что ребенок, имеющий в памяти многочисленные шаблоны, просто в цикле рисует их. На мой взгляд, такая ситуация должна относится к отклонениям в развитии. Как может получиться, что ребенок рисует с помощью одних тех же шаблонов получая однообразные рисунки? Возможно, сказывается наличие у ребенка в памяти очень яркого неверного шаблона. Вероятность этого не уменьшается даже в ситуации, когда родители ограничивают доступ ребенка к всевозможным шаблонам. В такой ситуации ярким впечатлением может быть нарисованная Барби на рекламном щите и т.п. После этого родители, оберегающие ребенка от шаблонов, столкнутся со сложностью вымещения этого шаблона. Родители, которые вообще не думают о шаблонах, избавят от него ребенка купив очередную куклу или книжку с иллюстрациями девочек нарисованных «правильно».
Опасность шаблонов для нормального развития ребенка я вижу только в их качестве, количестве и умении использовать. Если девочка любит Барби и мама ей в этом потакает, то избыток использования в рисовании шаблона Барби неизбежен. Если же родители предоставляют ребенку разнообразные игрушки, то каждый шаблон это новый образ с которым можно оперировать.
Разумеется, рисование в развивающих альбомах мало имеет общего с творческим рисованием и не может его заменять, но бросаться в крайности и видеть один вред в пользе занятий с развивающими рисование пособиями является неверным. Наиболее полезным для развития ребенка, конечно, же является обычное рисование на листе бумаге и занятия именно таким рисованием должны существенно превышать по объему все остальные.
В целом тема свободного рисования очень интересна и имеет сильные стороны, но как и во многих вопросах в ней присутствует фанатизм. Из нее стоит почерпнуть тот факт, что при рисовании (без вспомогательных инструментов) максимально развивается мышление!
В завершении о свободном рисовании в литературе
Несмотря на свои несогласия с теорией свободного рисования, всем родителям занимающимся развитием детей настоятельно рекомендую почитать материалы на эту тему. В них очень хорошо описывается психология в разных возрастных группах с нестандартной точки зрения. Также много ценной практической информации в ответах на частозадаваемые вопросы. Например:
«Вы рекомендуете не учить «правильному захвату». А если ребенок так привыкнет держать карандаш, ведь потом не переучишь?
Ребенок учится постепенно. Есть дети, которые сразу же захватывают карандаш правильно, но они скорее исключение. Обычно ребенок до трех лет рисует, зажав карандаш в кулаке. Уверяю, такой захват не останется навсегда и уйдет на соответствующем этапе развития мелкой моторики.»
Чтение книги Марины Озеровой «О детском рисовании» педагога - сторонника свободного рисования качественно расширило мои взгляды на развитие малышей. Цену книги нельзя назвать демократичной, но для экономных есть бюджетный электронный вариант. Многие критикуют книгу за малый объем текста и большой объем иллюстраций, но я не представляю себе как можно иначе подать информацию о тех же этапах формирования каракулей. Еще одно из достоинств книги - доступность изложения. Я её прочитала на одном дыхании всего за пару вечеров.
В ближайшее время, отодвинув другие дела на потом, я решила продолжить изучение темы свободного рисования, чтением книг Елены Макаровой и Романа Айххорна. Последний автор особо интересен тем, что он профессиональный художник с большим опытом в преподавании рисования.
Надеюсь пост оказался полезным для Вас. Интересно Ваше мнение о свободном рисовании.
Кому статья показалась интересной приглашаю подписаться на обновления моего дневника .