Математика для малышей
Математическое развитие (арифметика, геометрия, величины, временные и пространственные представления
Вижу, что наши занятия математикой многим интересны, поэтому буду понемногу делиться книгами, пособиями и идеями (своими и не только).
Может быть, кто-то знаком с книгой книгой "Малыши и математика" Александра Звонкина.
Про него я узнала из книг Ю.Б.Гиппенрейтер и решила, что непременно буду читать эту книгу и заниматься с Тиграшей.
Автор книги- папа- математик, который делиться своим опытом. Когда его детки были маленькими, он организовал для них и их друзей математический кружок на дому.
Александр показывает, как можно сделать математику интересной и увлекательной для дошкольников, в книге приводит конкретные примеры.
Книга читается легко, так интересно наблюдать за рассуждениями деток. А еще интереснее вести такой же дневник занятий со своим ребенком.
Очень мне нравится и то, что автор на примерах показывает как развить у ребенка нестандартное мышление. Также мне нравятся задачи с неоднозначным ответом.
Вот небольшой пример покажу ( фото с наших занятий).
Игра "кто лишний?" Правила всем понятны- надо найти лишний предмет.
В школе обычно в подобных случаях, как это ни печально, "правильный" ответ один.
В книге же автор предлагает вместо поиска лишнего предмета, самим назначать какой предмет лишний и объяснять, почему он лишний. Так на фото лишним может быть любой предмет
Первый квадрат-т.к он отличается размером от остальных, он маленький.
Второй квадрат-т.к он с отверстиями ( или как модет ответить малыш- он с дырочками, а остальные нет)
Третий квадрат- т.к он не зеленый, а красный.
На первых парах можно самим назначать лишний предмет, а ребенка просить дать объяснение.
На таких примерах автор пытался внушить деткам важную для математики идею, что нужны не только и даже не столько правильные ответы, сколько правильные объяснения. Или на более научном языке-не только правильные утверждения, но и их доказательства.
А еще в книге можно встретить и словесные задачки с неоднозначным ответом:
Найдите, кто лишний:
Можно лишним считать самолет- т.к неживой, а можно улитку-т.к не летает
Мы с Тиграшей любим такие задачки, я делаю для него карточки, состоящие из 4 предметов, где надо исключить кажждый и объяснить свое решение. Карточки такие.
Схема "четвертый лишний" и ее разновидности, по мнению автора, очень удобны для того, чтобы учить детей угадывать закономеркости ( эта грань математического мышления полностью игнорируется школьной педагогикой). Как математик скажу, что, к сожалению, это действительно так.
Эту книгу я "пью по глоточку", наслаждаясь и параллельно занимаясь с сыном.
Например, вечером прочитала рассказ о занятии, сделала заметки в тетрадке- дневнике, а днем или через несколько дней (по желанию сына), провела такое же занятие. И в дневник-тетрадь записала ответы сына.
Но занятие-громко сказано, скорее сказку с интересным сюжетом. Я стараюсь обыграть каждое понятие. И результаты уже есть! Поэтому, рекомендую книгу и вам, мои друзья.
И по возможности буду показывать особо интересные кусочки наших занятий.
Вот одно из них. Поехала белочка с зайкой на грузовике кататься по комнате, а на дороге им встретился волк, который попросил помощь у наших друзей. Волчонок не может загадку разгадать, запутался в веревочках.Загадка такая:
у Волка есть фигуры, которые с помощью веревочек надо разделить на два множества. Помогаем Волчонку распределить фигуры - в одно множество сортируем фигуры (оказалось, что там все квадраты) без отверстий, в другое - с отверстиями. А потом находим общий предмет, который подходит и к квадратам и к фигурам с отверстиями:
Можно озвучить, что квадрат с отверстиями является "общим" для двух множеств, т.е он и квадрат, и фигура с отверстиями.
Все, задачка решена, Волчонку помогли, едем дальше! Встречаем в другой комнате вот такие домики, рядом с ними тигра. Тигр не хочет пропускать нас дальше, т.к не знает какой из домиков лишний. Показывает нам домики, мы помогаем Тигру - выясняем, что каждый домик можно назвать лишним и едем дальше.
Затем наши герои опять встречаются с задачками подобного плана: распределить фигуры- в одно множество сортируем фигуры желтого цвета, в другое - фигуры с отверстиями. А потом находим общий предмет, который подходит и к желтым фигурам и к фигурам с отверстиями:
Такие примеры можно организовать не только с фигурам, но и с игрушками или картинками.
Например, мяч, автомобильная шина, резиновые сапоги, пальто, шапка. Надо разбить эти предметы на две группы. Здесь три предмета из резины- мяч, шина, сапоги и три предмета одежды- сапоги, пальто, шапка. Но при этом общий элемент - резиновые сапоги, т.к это и предмет одежды, и он сделан из резины. Картинки можно тоже объединять в группы с помощью веревочек.
Очень мне понравились рассуждения автора про феномены Пиаже. Но про это в следующий раз расскажу.
Я записываю за сыном любые рассуждения, поэтому завела отдельную тетрадку, в которую записываю вопросы из книги и тут же пишу Тиграшины ответы. Очень интересно прочитать, что Тиграшка отвечал мне на первых занятиях, интересно следить за развитием своего любознайки. Вам тоже советую завести подобный дневничок, т.к такие мелочи, к сожалению, забываются, а читать их одно удовольствие!
Приятных вам занятий!
Ссылки:
Более развернутые отзывы о книге можно почитать здесь
Купить:
книга "малыши и математика. домашний кружок для дошкольников" а. к. звонкин |
Интернет-магазин Оzon.ru |
Скачать книгу можно тут.