Методика С.Лупан и мы! Часть 2
Методика Сесиль Лупанпродолжение предыдущего поста
ЗООЛОГИЯ
Изображение и действительность
Важно продемонстрировать малышу связь между животным и его изображением. Сделать это можно с помощью рисунков или фотографий (очень хорошего качества). Если у вас дома есть какие-нибудь зверюшки, сфотографируйте их. Показывайте младенцу одновременно само животное и его фотографию. Объясняйте ему, что мы все - люди, а Атлас - собака, а Селим - кошка. На улице играйте с малышом в игру: узнай-ка, кто собака, а кто кошка.
Тематические альбомы
«ПТИЦЫ», «РЫБЫ», «НАСЕКОМЫЕ» (можете назвать его «БУКАШКИ»).
Другие лесные животные - волк, лиса, заяц и другие вам вряд ли встретятся в ближайшем лесу. Но можно сделать альбом «Кто живет в лесу» и разместить туда изображения этих лесных жителей.
Отдельный альбом можно сделать про домашних животных и птиц, назвав его «Кто живет с людьми». А можно приобрести книжку с картинками на эту тему.
Еще один альбом сделайте про экзотических животных, назовите его «Звери и птицы жарких стран». Экзотические животные, конечно, в жизни вам и малышу не встретятся, но их изображения часто встречаются в детских книгах, в детских стихах, сказках, мультфильмах с ними происходят разные невероятные приключения. Кроме этого можно будет сходить пару раз в зоопарк и посмотреть, как на самом деле выглядит жираф, слон и бегемот.
Разглядывая картинки в альбоме, показывайте малышу, где у зверей, птиц, рыб голова, уши, нос, лапы, хвост, крылья, плавники, клюв. Кратко сообщайте о том, что характерно именно для этого животного на доступном ребенку уровне: что животное ест, какие издает звуки, где живет (нора, дупло, логово, берлога).
Саша очень любит рассматривать картинки. Может подолгу этим заниматься.
В гости к животным
Подготовьтесь к посещению фермы или зоопарка, показав малышу заранее с десяток хороших картинок. Совершенно не нужно осматривать весь зоопарк за один раз. Выберите тех животных, о которых вы уже рассказали своему ребенку. Когда он будет хорошо знать, где кто изображен, идите с ним в зоопарк, захватив с собой картинки. Вас ждет большая радость!
В зоопарк ходили пару раз. Первый раз смотрели только животных нашей полосы - коров, свиней, лис, волков… Второй раз уже посмотрели некоторых экзотических - жирафа, слона, тюленей… Оба раза у ребенка восторг, правда, и утомление очень большое потом
Контакт с природой
это очень важно. Возьмите ребенка с собой в лес, в горы, на берег реки или моря. Пусть он увидит воочию то, о чем до сих пор знал только из книжек и ваших рассказов.
Ходим только в лес около дома. Фауны там маловато, но хоть что-то найти в городе
Породы собак
Вот прекрасное упражнение, чтобы развить у ребенка наблюдательность. Подберите несколько фотографий собак различных пород. Покажите их ребенку по очереди и спрашивайте его на улице, какая собака идет вам навстречу. Если он еще не сможет правильно назвать породу, подскажите ему верный ответ. Возьмите с собой на прогулку книгу о собаках и разыскивайте в ней каждую встреченную породу.
Купили книжку в картинками собачек. Стал обращать внимание на породы встречающихся на улице собак. Сам называет некоторых
Звуки, которые издают животные
После того как ребенок познакомился с ними, пусть он выучит их правильное название
Названия: ПАПА-МАМА-МАЛЫШ
Будьте всегда точны, когда называете что-либо или кого-либо. Если есть возможность, объясните, как называют каждого "члена семьи" животных. Например, рассматривая овец, скажите: папа называется "баран", мама - "овца", дети - "ягнята", а один детеныш - "ягненок".
Сейчас активно этим занимаемся. Многих помнит, многих путает. Работаем…
Классификация
Выберите десять наиболее известных представителей фауны, чтобы объяснить ребенку их классификацию: млекопитающие, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые, земноводные и моллюски. Расскажите ребенку о каждом классе отдельно.
У нас есть наборы игрушек ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ, НАСЕКОМЫЕ, РЕПТИЛИИ. Играем ими, распределяем диких и домашних по месту обитания (лес-деревня), собираем по корзиночкам (положи к насекомым, а это лежит там, где все рептилии…)
БОТАНИКА
(у Лупан очень мало о ботанике, она говорит, что в этом не сильна. Это если я не путаю, из статей Л.Даниловой)
рассматривание картинок
Дома я сделала выставку изображений растений, которую обновляла раз в две недели. Создать ее совсем несложно. Вбив два маленьких гвоздика на расстоянии примерно двух метров друг от друга, я натянула между ними прочную нить и, вооружившись прищепками, развесила на ней картинки, которые должны располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Они могут быть с изображением цветов садовых и полевых, деревьев плодовых и диких, грибов, ягод. За рассматриванием картинок мы провели довольно много времени и к двум годам выучили почти все растения из наборов.
Тематические альбомы
с изображениями разных растений - целое растение, или ветки растения, или только листья: деревья, дикорастущие кусты, плодово-ягодные, цветущие кусты, травы, садовые цветы, комнатные растения
Произносите несложный, запоминающийся, важный по содержанию текст - желательно содержащий информацию о связи растения с человеком или его пользе в природе «Из веток ивы плетут корзины», «Ягоды черники вкусны и полезны», «Из льна делают нитки, ткут ткань и шьют одежду», «Вороний глаз - ядовитая ягода, её есть нельзя». Для этого необязательно быть биологом или готовится перед каждым просмотром, выписывая сведения из энциклопедий. Просто говорите то, что помните о том или ином растении.
Обращайте внимание ребенка на: форму листа, зубчики, листовые пластинки, направление жилок
Про картинки уже писала - мы их любим)))
знакомство с названиями трав, деревьев и кустарников
одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, нарцисс, астра, маргаритка, другие, если они растут у вас на даче, клен, береза, дуб, тополь, ель, сосна, смородина, боярышник, малина (плодовые кустарники показывайте тогда, когда на них есть ягоды, но не забывайте обращать внимание на форму листьев),
в движении
бегая наперегонки к разным деревьям! Например, я говорила: «Бежим к липе!» - и, дав ребенку время оглянуться вокруг, чтобы найти глазами липу, мы бежали к ней. Бывало, что сын в порыве азарта ошибался и прибегал к стволу другого дерева. Тогда я подходила и спрашивала, уверен ли он, что прибежал правильно. Ребенок внимательно разглядывал дерево и либо восклицал, что он ошибся, либо настаивал на своем, и тогда мы вместе старались найти отличия: сравнивали ветки и листья у деревьев, рассматривали и трогали кору.
В прошлом году Сашу мало интересовали растения. Узнали некоторые деревья (береза, дуб, елка, сосна), цветочки (ромашки, одуванчики…). В этом году продолжим обучение
Маленький садик для ребенка
Обратите внимание ребенка на то, какое это чудо, когда расцветает растение. Дайте малышу специальный ящик, в котором вы поможете ему посадить семена. В дальнейшем он сам (конечно, под вашим руководством) будет ухаживать за ними. Пойдите в магазин покупать семена вместе с ребенком. Пусть он самостоятельно по картинкам на пакетиках выберет семена. При этом сделайте так, чтобы он выбрал те растения, которые растут быстро.
Обязательно хочу в этом году попробовать. Уже выращиваем из почек листики сирени и из луковица гиацинт - не особо привлекает, но радуется, когда обращаю его внимание
ИСТОРИЯ
прошлое ребенка
Когда вашему сыну или дочери начинает нравиться, что, рассказывая ему различные истории, вы показываете при этом картинки в книге, возьмите альбом с фотографиями малыша. Проследите, чтобы они располагались в хронологическом порядке, и торжественно объявите, что теперь он услышит свою собственную историю. Объясните, что не всегда он был таким большим, как сейчас. Вначале, совсем маленький, он не мог самостоятельно передвигаться, все время спал. Рассматривая фотографии, покажите, как он постепенно рос, отмечайте знаменательные этапы развития: вот он начал садиться, а теперь - самостоятельно ест, вот научился ползать, вставать, ходить... Вспомните, когда он начал говорить, какими были первые слова, какие смешные звуки ему нравилось издавать. Дети обожают, когда им рассказывают про них самих. Говорите своему ребенку об этом почаще и обещайте, что будете продолжать альбом по мере его роста. Когда вы почувствуете, что он хорошо понимает свою собственную историю, переходите к следующему этапу, не забывая первого.
Мы сделали недавно альбомчик САША РАСТЕТ. Ему нравится разглядывать и комментировать. Когда видим маленьких деток, обращаю его внимание на то, что они умеют и не умеют, вспоминаем сашины фотки. Дальше планирую сделать такие же альбомы о нашем с мужем детстве и о том, как росли наши бабушки и дедушки. Вот так планируем продвигаться в изучении Истории
ГЕОГРАФИЯ
Распределение вещей в пространстве
Вы должны постоянно следить, чтобы ребенок замечал, где находятся определенные вещи. Примерно года в два малыш уже может визуально представить себе то, что не находится у него перед глазами. Пусть он научится различать комнаты в квартире. Выберите для каждой комнаты типичный предмет: ванну - для ванной комнаты, холодильник - для кухни, кровать - для спальни, стол - для столовой, и т.д. Спросите ребенка, где находятся эти предметы. Если он еще не говорит, пусть покажет вам эти комнаты. Пробегитесь вместе с ним по квартире: "Где холодильник? Ну, так где же холодильник? А-а, в кухне! Ну, конечно же, в кухне, а не в спальне и не в ванной. Он в кухне!" Постепенно приучите его играть в эту игру в уме.
Пока мы только на этом этапе. Это все слишком далеко для понимания ребенка, надо охватиться слишком много информации. Но в квартире уже неплохо ориентируется
Уменьшение предметов, когда на них смотришь издали
Обратите внимание малыша на то, что люди, машины, деревья очень большие, когда находишься с ними рядом. Потом поднимитесь на верхний этаж и покажите ребенку, каким все стало маленьким! Объясните, что чем больше удаляешься от предмета, тем меньшим он кажется. А если отойти еще дальше, можно совсем не увидеть этот предмет - таким маленьким он станет. Однако предмет не менял своих размеров!
Регулярно это проверяем со своего 12го этажа. Еще недавно стали смотреть в бинокль, чтобы приближать далекое
Вот такой обзор книги получился с комментариями. Даже не ожидала, что получится так много)) Надеюсь, кому-нибудь пригодится