Видеосъёмка в школе
Правовые вопросы. В том числе Прием в 1 класс. Перевод в другую школуПравовая справка по вопросу правомерности видеосъёмки в учебных кабинетах и иных помещениях школы
Действующее законодательство РФ не содержит каких-либо запретов на осуществление видеосъёмки. Установленные законом ограничения связаны с использованием изображения гражданина, полученного в результате проведения такой видеосъёмки.
Такие ограничения установлены ст.152.1. ГК РФ (Охрана изображения гражданина), согласно которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
Разъяснение понятия "обнародование" дано правоприменительной практикой, в именно в п.42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Под обнародованием изображения гражданина по аналогии с положениями статьи 1268 ГК РФ необходимо понимать осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети "Интернет".
Таким образом, просмотр видеозаписи директором, сотрудником службы охраны или иным работником школы, кому такое право предоставлено по решению директора школы, не может считаться обнародованием изображения, поскольку просмотр видеозаписи ограниченным кругом лиц не делает ее доступной для всеобщего сведения.
Запрещено лишь опубликование, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети "Интернет".
Таким образом, действующее законодательство не устанавливает запретов на проведение в школе видеосъемки и необходимости получать на это согласие учителей или родителей учащихся.
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", утв. Приказом Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018, предусмотрено, что аудитории и помещение для руководителя ППЭ оборудуются средствами видеонаблюдения, позволяющими осуществлять видеозапись и трансляцию проведения экзаменов в сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных. Аудитории и помещение для руководителя ППЭ* оборудуются средствами видеонаблюдения без трансляции проведения экзаменов в сети "Интернет" по согласованию с Рособрнадзором.
*Примечание:
Пункт проведения экзаменов (ППЭ) - образовательная организация, утвержденная в качестве ППЭ на период проведения ЕГЭ распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
Методическим рекомендациям по организации систем видеонаблюдения в пунктах проведения экзаменов и региональных центрах обработки информации при проведении единого государственного экзамена (Письмо Рособрнадзора от 15.04.2014 N 02-224), а именно п.2.16 указанных методических рекомендаций предусмотрен порядок использования видеонаблюдения в период, не связанный с организацией и проведением ЕГЭ (с сентября по май). А именно:
ПАК* могут быть использованы:
- для организации онлайн (оффлайн) трансляции занятий для обучающихся, которые временно освобождены от посещения занятий (в связи с болезнью);
- для организации занятий с обучающимися, находящимися на домашнем обучении, экстернате;
для организации сетевого взаимодействия образовательных организаций;
- для трансляции изображения во время проведения занятий в открытую сеть Интернет (в целях контроля родителями посещаемости занятий своих детей, ознакомления их с содержанием и методами обучения);
- для обеспечения безопасности в образовательной организации (в аудиториях и пр.).
*Примечание:
Программно-аппаратный комплекс (ПАК) - устройства, сохраняющие запись изображения и запись звука и позволяющие (в случае наличия технической возможности) передавать в центр обработки данных записываемое изображение и звук из аудитории ППЭ и РЦОИ. ПАК поставляется Федеральным оператором.
Что касается отнесения изображения человека на видеозаписи к биометрическим данным, следует учитывать Разъяснения Роскомнадзора "О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки". Ниже приведены выдержки из указанных разъяснений (курсивом).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" к биометрическим персональным данным относятся сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных.
Соответственно, в контексте Федерального закона "О персональных данных" отнесение сведений персонального характера к биометрическим персональным данным и их последующая обработка должны рассматриваться в рамках проводимых оператором мероприятий, направленных на установление личности конкретного лица, если иное не предусмотрено федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами.
Обработка биометрических персональных данных может осуществляться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О персональных данных", предусматривающей исключения, связанные с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
Исходя из определения, установленного Федеральным законом "О персональных данных", к биометрическим персональным данным относятся физиологические данные (дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес и другие), а также иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе изображение человека (фотография и видеозапись), которые позволяют установить его личность и используются оператором для установления личности субъекта.
Таким образом, в отношении материалов видеосъемки в публичных местах и на охраняемой территории до передачи их для установления личности снятого человека они не являются биометрическим персональными данными, обработка которых регулируется общими положениями Федерального закона "О персональных данных", поскольку не используются оператором (владельцем видеокамеры или лицом, организовавшим ее эксплуатацию) для установления личности. Однако указанные материалы, используемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие в рамках проводимых мероприятий, являются биометрическими персональными данными, в случае, если целью их обработки является установление личности конкретного физического лица.
Необходимо отметить, что при ведении видеонаблюдения в рабочих помещениях оператора с целью фиксации возможных действий противоправного характера согласно ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации работники должны быть уведомлены об изменении условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (введением видеонаблюдения), под роспись.
Вместе с тем, посетители указанных публичных мест должны заранее предупреждаться их администрацией о возможной фото-, видеосъемке соответствующими текстовыми и/или графическими предупреждениями. При соблюдении указанных условий согласие субъектов на проведение указанных мероприятии не требуется.
Видеонаблюдение может осуществляться только для конкретных и заранее определенных целей. Эти цели должны быть обусловлены соответствующими нормативными правовыми актами, устанавливающими правовые основания видеонаблюдения (видеосъемки).
Кроме того, необходимо отдельно отметить случаи открытого наблюдения, которое ведется в целях обеспечения прав пациентов, клиентов, потребителей при осуществлении тех или иных услуг населению (например, медицинских или по производству продуктов питания), путем установления видеокамер, направленных на рабочие места сотрудников с целью осуществления контроля качества предоставляемых услуг.
В целях установления дополнительных гарантий соблюдения прав как потребителей (пациентов, клиентов), а также самих работников и сотрудников должны быть приняты внутренние документы, которыми должны быть предусмотрены порядок и сроки хранения видеозаписей, а также ответственные лица, имеющие доступ к системе видеонаблюдения. Также необходимо предусмотреть возможность информирования о системе видеонаблюдения путем размещения информационных табличек в зонах видимости камер.