Церковный развод
Разные вопросы христианской жизниВопрос:
Как Православная Церковь относится к разводу? Не является ли вступление в брак с разведенным и уже единожды венчанным человеком прелюбодеянием?
Вера
Ответ:
Уважаемая Вера! Безусловно, нормой христианского отношения в семье мыслится брак юноши и девицы, мужчины и женщины — один и на всю жизнь. Сами слова апостола Павла, уподобляющие брачный союз союзу Христа и Церкви, устанавливают исключительно высокую планку семейной жизни. Напомню и то, что в православной традиции брак в идеальной сфере мыслится простирающимся не только на земную жизнь, но и на жизнь будущего века.
При этом церковные каноны не говорят об абсолютной нерасторжимости брака. Сам Спаситель находил вину прелюбодеяния одной из сторон настолько серьезно искажающей саму сущность семьи, что допускал развод по этой причине и соответственно возможность вступления в брак пострадавшей стороны. С веками к этой главной причине развода церковными канонами и гражданскими установлениями были добавлены и другие: тяжкие уголовные преступления, скверные болезни, безвестное длительное отсутствие, принуждение супруга к греховному образу жизни, а в наше время также хронический алкоголизм, наркомания, ВИЧ-инфекция.
Правда, бывает в наше время и так, что люди разводятся и по куда менее основательным причинам. Здесь, имея в виду возможность супружеского союза с разведенным человеком, следует учитывать, наверное, прежде всего степень его воцерковленности к моменту заключения первого брака. Если он тогда являлся хотя и крещеным, но фактически нецерковным, неверующим человеком, а в венчанный брак вступил по настоянию родственников, моде или иным поверхностным побуждениям, не понимая цели и сути Таинства брака, воцерковление же его произошло фактически после распада семьи, то здесь есть место для икономии — церковного снисхождения. Если же человек все знал, понимал и лишь не совладал с собой, то думайте сами…
Вопрос:
Я прочитала, что согласно церковным законам тяжелые душевные заболевания, а также физические — сифилис, проказа, СПИД, являются поводом к разводу. По-моему, это тяжкое нарушение закона любви к ближнему, ведь супруги обязуются быть вместе и помогать друг другу не только в радости, но и в болезни. Как можно оставить больного человека? Это было бы самой вопиющей несправедливостью и немилосердием. Точно так же и с осуждением к наказанию — почему это повод к разводу? Во-первых, осуждение не всегда является следствием правосудия, во-вторых, причем тут лишение прав на состояние, ведь брак — это таинство, а не контракт на имущество? Бог не оставляет человека в моменты страданий, даже за прелюбодеяние (это символически описано в книге Осии, и вообще в истории падения и спасения Израиля), и если христианский брак олицетворяет брак Христа с церковью, брак бога со своим народом, то что тогда олицетворяет развод — как бог оставляет свой народ в болезни, как Христос покидает церковь, полную язв и греха?
Ольга
Ответ:
Уважаемая Ольга! Говорится о праве на развод, но не о поводе или не обязательстве к разводу. По большому счету, главная и единственная причина развода указана самим Спасителем в Евангелии — это вина прелюбодеяния. То есть такого рода искажение супружеского союза, которое, по сути дела его разрушает, его возможно уже только восстановить, то есть заново создать. Он как бы пребывает этим грехом разрушенный. И вот только подвигом любви его можно опять собрать и построить заново.
Церковь в опыте своем видит еще некоторые причины также близко к этому подходящие. Такие грехи, которые брак настолько разрушают, что его можно потом только заново создать. Понятно, что грехи, связанные с дурными болезнями — сифилисом, СПИДом или иными, сходными с ними, во-первых, в 99 случаях являются следствием вины прелюбодеяния или близких с ними грехов. Конечно, речь не идет о тех случаях, когда человек невинно пострадал, будучи инфицированным медиками.
Но такие случаи единичны. В большинстве, в подавляющем большинстве случаев, речь идет о грехе человека. Или такого рода грехе, как наркомания, который ведет к утрате человеком личности, предельного замутнения в нем черт образа и подобия Божьего, невозможности часто вернуться к нормальному, полноценному семейному бытию. В таком случае Церковь милует вторую сторону, не обязывает ее с тем, кого уже нормальным человеком нельзя назвать, в полном смысле этого слова, обязательно продолжать вести всю свою жизнь дальше.
Это именно милосердие к тому, кому тяжелей всего. Если же может подвигом любви покрыть и простить — жена грехи мужа, муж грехи жены, то, конечно, подвигом можно этот брак воссоздать и восстановить. Это достойнейший путь, только давайте не рассуждать об этом умозрительно.
Жена хронического алкоголика, избивающего с регулярностью ее и детей, теперь знает из слова Церкви, что она не связана с ним такими узами, которые дают ему право измываться над ней, да еще апеллировать к ее христианской совести: чтобы я с тобой не делал, ты все равно всю жизнь должна меня терпеть.
Может быть, хотя бы это знание того, что вот она все равно все в нем не обязана терпеть, побудит кого-то, сознательно, нечто переломить в себе.
Порядок получения церковного развода:
Развод церковный получается следующим образом: вместе со свидетельством о гражданском разводе Вам следует обратиться в Московскую Патриархию (Чистый переулок, дом 5), в один из будних дней с 10 до 17 часов. Вам подскажут, к какому священнику нужно подойти, и тот объяснит Вам прочее – как написать прошение, которое нужно будет подать на имя Святейшего Патриарха. Вместе с удовлетворением Вашего прошения Вы сможете получить и благословение на новый Церковный брак.
Источник: