Малыш в музее
Художественно-эстетическое развитие
Впервые мы пошли с Агатой в музей когда ей было 9 месяцев. Я описала этот наш поход в деталях.
С того момента я постоянно пытаюсь сделать наши музейные выходы все более интересными и полезными для А. И вот хочу поделиться нашим опытом, и обсудить разные моменты "музейной" жизни ребенка.
Зачем я веду Агату в музей?
Причин очень много: от банального желания разнообразить ее досуг до первого прикосновения к искусству, а также возможности посодействовать формированию эстетического и художественного вкуса малышки. Да и потом, ребенок мыслит образами, и музеи - это во многом и детская среда тоже.
Если же речь идет не о художественном музее, а о научном, то чаще
всего мы идем туда, когда знакомимся с какой-либо темой. Например,
изучаем динозавров, идем в палеонтологический музей.
Книги которые мне помогли:
Во-первых конечно же книга Франсуазы Барбр-Галь. Писала о ней уже. И до сих пор иногда заглядываю за идеями.
Книжечки по музейной педагогике, купленные всюду и везде. Вот, например, из одного из музеев Крита и из биологического.
Из таких брошюр можно взять множество идей для собственных экскурсий с малышкой.
И конечно блоги с отчетами о походах других мам. Вот настоящий живой источник самых ярких впечатлений и идей!
Принципы, выработанные нашим личным опытом.
Соблюдаем режимный момент. Чтобы А. не была уставшей в музее.
Мы
стараемся попасть только на недолгие экспозиции. Так Агата не успеет
устать и у нее не останется гнетущего впечатления от события и от музеев
вообще.
В музей мы ходим не чаще, чем раз в 3 месяца.
Я выбираю для А. выставки с пейзажами и натюрмортами. Наш приоритет - картины с яркими деталями и буйством красок. Все же, как настоящий малыш, она пока лучше всего реагирует на цвет.
Обязательно
я стараюсь рассказать ей за день куда и зачем мы идем. Сделать
пару-тройку игр. Например, лото из картин, которые посмотрим в музее или
мемо, или еще что-то подобное. Рассказать о художниках, о том, что мы
увидим.
Вечером, после похода, мы обсуждаем, где мы были и
что запомнилось. Исходя из впечатлений А., можем поиграть еще во что-ниб
на эту тему.
Я пробовала много разных игр в музее, но самыми интересными занятиями для нас остаются:
- искалка (когда А. по карточкам ищет соответствующие картины).
-
обсуждения и разговоры. (кого ты видишь на картине? какого цвета
одежда? Как ты думаешь, куда идет дядя? итп). Очень мне понравился Танин
подход: из каждой картины она умеет на ходу сочинить сказку. Дети
слушали ее с огромным интересом!
И еще пара моментов:)
Я обязательно стараюсь забежать в музейный магазин: там обычно всегда можно найти что-ниб интересное)
Многие мои знакомые девочки опасаются, что детям в музее будут не рады. Я ни разу, к счастью, не столкнулась с таким отношением. Ни в Москве, ни в каком-либо другом городе. Однако есть всякие ограничения, такие как отсутствие туалета по близости или невозможность взять внутрь еду/воду, и это конечно задевает комфорт детей и родителей.Результат.
Я не стремлюсь ни к какому результату. Не жду, что А. станет ходячей искусствоведческой энциклопедией. Не претендую, чтобы в 3 года она отличала реализм от импрессионизма, или с ходу могла назвать век, эпоху, стиль, автора картины:))
Для меня главное, что мы чудесно провели время. И теплые впечатления Агаты, пусть даже не от полотна Левитана, а от игры в догонялки во дворике музея с другим малышом, или от круассана с какао в кафе, для меня дороже ее знаний в сухом остатке.
Разумеется,
в один и тот же музей, особенно в Москве, Агата придет еще не раз. Как
со мной и папой, и нашими друзьями, так и уже будучи школьницей с
классом, и, став взрослой, со своими друзьями, и конечно в последствии
со своими детьми:)
Но самые теплые впечатления - они ведь из детства, правда? А потому, каждый раз, приближаясь к красивым дверям, я робко надеюсь, что в будущем, переступая порог музейного комплекса, она будет с теплотой улыбаться)
А что вы думаете о музейной педагогике?