2 - это звучит! :)
Малыш растетДолго я искала время, чтобы написать эту важную для меня заметку. Но, наконец, это свершилось! Моему сокровищу 4 мая исполнилось 2 годика. Второй рубеж и новый этап). Итак, коротенько о том, как растем и чего достигли, а также как мы отметили самый важный день в году. Подробности под катом)
К первому Настиному дню рождения я подготовиться не успела. Оказывается, этот праздник (как и любой другой) тоже имеет свойство наступать неожиданно. К тому же ему предшествовала наша апреле-майская поездка в Крым, и я думала - вот вернемся, соберемся потом как-нибудь на даче в хорошую погоду, а хорошая погода все не наступала и не наступала. В общем, с тех пор я не переношу праздники и празднования. В этот раз я не скажу, что успела все. Совсем нет. Кучу всего было придумано-передумано. В итоге было решено не заморачиваться сильно на самом празднике, а просто сделать малышке что-то запоминающееся. А запоминает Настя, как я уже выяснила, лучше всего детали. Большую цифру 2 было решено сделать обязательно, остановилась в итоге на своем варианте. Хотела сделать композицию на стены, но в итоге остановилась на небольшой и практически музыкальной гирлянде «С днем рождения» на шторы и куче-куче шариков. Во так просто. И Насте все очень понравилось!
В этом году дню рождения предшествовала наша трехдневная поездка по Золотому кольцу, поэтому у меня не оставалось никаких вариантов, как испечь очень простой и полезный тортик - песочный с большим количеством фруктов, ноткой шоколада и нежный (и на мой взгляд самым безвредным) заварным кремом. На самом деле тортов было аж 3. Два в день рождения, потому что одного не хватило на гостей, а третий слепили из того, что осталось, двумя днями позже. Я делала тортик с консервированными персиками, а варианты можно посмотреть тут: с виноградом, клубникой или бананом.
Говорить о том, что у Насти скоро день рождения я начала где-то дней за 10 до праздника. Говорила о том, что скоро Настя станет совсем большой, ей уже будет не один, а два годика! (Особенности своего возраста Настя понимает хорошо - и в последние пару месяцев друзьям она так и говорила - «Насте сейчас 1 год и 10 месяцев или 1 год и 11 месяцев, а скоро будет 2 годика». Хотя не уверена, что она «усекла», что год состоит из 12 месяцев и т.д. Может, просто запомнила мои слова) О том, что мы поедем по красивым городам, будем долго гулять, сходим в зоопарк к зверятам - Настя всем этим очень прониклась и ждала и поездки, и дня рождения.
Утром 4 мая я закрыла дверь в зал, сказав ей, что там ее ждет сюрприз, но нужно подождать, пока наш папа проснется. Настя честно выдержала полчаса, а потом пошла будить папу. Основные подарки к тому времени еще не подоспели (от нас с папой я заказала Насте удивительный конструктор Grimm's, но он не успел прийти к тому времени), поэтому я достала запасные - обожаемого ей Чебурашку, магнитную азбуку и книжку про географию «Карты». Все другие подарки дарили бабушки, дедушки, дяди, друзья - в этот раз я подготовилась и всех «проинструктировала» - что подарить ребенку. В первый день рождения это конечно было самое большое упущение - меня спрашивали «что подарить», а я почему-то пожимала плечами. В то время я еще не была погружена в прекрасный мир ХОРОШИХ детских игрушек. И вообще я всегда считала, что игрушек должно быть мало. Лучше сделать что-то самой. Их и было у нас мало. Об игрушках с иллюстрациями я напишу как-нибудь позже, чтобы не «засорять» пост, а пока скажу, что это были: детский столик и стульчик (да-да, до 2-х лет мы все делали исключительно на полу ну или за большим столом, сидя на высоком стульчике), самокат Micro Mini, беговел Puki LRM, чудесный и любимейший магнитный конструктор «Мagformers» (маленький набор мы купили на Новый год, а сейчас нам подарили еще деталей), деревянные дуги радуги и кубики Grimm's (волшебная вещь, я восхищена!!! Спасибо Инне), фигурки животных Shcleich, игрушечный мишка, на котором можно рисовать фломастерами, ну и небольшое дополнения к имеющемуся у нас Lego Duplo. и конечно, вязаная сумочка и шапочка от нашей рукодельной бабушки)
А эти фото сделаны чуть позднее)
Всю первую половину дня Настя была занята папой (или папа был занят Настей), а я получила возможность испечь торт, побегать по магазинам за овощами, замариновать шашлык. Больше ничего особенного не готовили. Настя обожает овощи и шашлык. Только еще картошки запекла и заказала роллы. Погода в этот день была очень переменчивой, и мы в последний момент решили, что все-таки едем на шашлыки на дачу (несмотря на ледяной ветер). А там уже все само собой - игры с мячом, прогулки вокруг небольшого пруда, бесконечное внимание всех, шарики, подарки, задувание свечи… Только фотосессию пришлось перенести. В общем, были счастливы и умотались в этом день все)
А сейчас немного пройдусь по пунктикам, какие мы в 2 годика).
Бытовые навыки
Настя упорно начала проявлять самостоятельность. Если чистить зубы с утра - сама (сама типа «чистит», а потом еще мама чистит для верности). Пасту используем детскую - Лакалют до 4-х лет. Другую Настя не признает.
Кушать - тоже сама. Сама хорошо ест ложкой кашу и вилкой омлет (например), уверенно пьет из чашки. Кушает большой ложкой суп, но тут еще бывают промахи в виде пролитого на себя супа. Учимся брать по половинке ложечки и кушать аккуратно.
С горшком дружим где-то с 1,9… раньше - никак. Я уже начала паниковать… А потом привыкла за пару дней. Сама выливает горшок в туалет, я только ополоснуть помогаю. Долго не хотела какать на горшок, но сейчас только туда!
От памперсов мы отказались (хотя еще простаивает последняя распакованная пачка) с наступлением тепла. Промахи бывают ночью, но нечастые. Все равно стелю клеенку на всякий пожарный. Гуляем без памперсов тоже.
Если что-нибудь прольет - сама просит тряпочку и вытирает.
Вот только одеваться Настя сама не хочет… Любит надевать на себя шапочки, трусы может, и сандалии. И все остальное.. мне ее еще нужно выловить, прежде чем одеть))).
А также малыш с удовольствием поливает цветы, моет полы, посуду и обувь. Под моим чутким руководством))
Физическое развитие
С самого первого дня в роддоме из-за сложных родов мне заявили, что мой ребенок будет отставать в физическом развитии. Именно тогда я плюнула на все авторитеты врачей.
Я считаю, что все у нас в свое время проходит. Правда, месяца в 2 и 3 мы сделали все-таки пару курсов массажей (из-за того, что ей уж совсем было трудно поднимать голову). Настя стала переворачиваться в 2,5 месяца. Поползла и села в 6,5, встала в 7,5, первые самостоятельные шаги (не придерживаясь за стенку или кровать) сделала в год. Вообще Настя - девочка, которая больше любит рассматривать и наблюдать, нежели носиться сломя голову везде. Бегать по дому она очень любит. А на улице - нет. Обожает динамические упражнения (особенно, когда они проделывают это с папой) - но мы делали только самые простые упражнения без перекручиваний и «вертолетиков». Бегать по улице она полюбила ближе к двум годам. И сейчас ее уже не удержишь)). При нашем небольшом росте (81 см), она уверенно сама забирается на высокий диван, высокую кровать, обычную табуретку, подоконники. Мы ходим гулять без коляски уже очень давно. Настя с удовольствием сама спускается и поднимается по лестнице на 4-й этаж, придеживаясь одной рукой (а сейчас так вообще может и не держаться - но ступеньки у нас высокие, я ее прошу держаться). Заберется на любую горку. Обожает ходить по бордюру. Сейчас уже недовольна тем, что я предлагаю ей руку. Прыгать ей нравится, но больше всего она обожает это делать в ванной. На асфальте побаивается. Зимой самые глубокие сугробы были наши)). Это если кратко).
Мелкая моторика
Настя обожает все упражнения на мелкую моторику). Чаще она любит находить их сама, нежели использовать мои варианты. Настя любит возиться с фасолью или пуговицами, лепить колбаски и кружочки из пластилина, рисовать, возиться с тестом, когда мы печем хлеб, чистить мандарины и отрывать виноград от веточек, втыкать силовые кнопки в пенопласт, шпажки с зонтиками тоже и так далее. Резать ножницами вот - не особо любит, но может. О, еще наклейки и прищепки - наше все! А еще бусинки разных цветов. Начинает уважать пазлы. Единственное, что она не любит - это играть с щипцами. Может, позже ей это понравится).
Речь
О речи я как-нибудь напишу отдельно. Примерно в полтора года я бросила записывать новые слова, появляющиеся в ее речи. Где-то в это время она начала говорить простыми предложениями. Дальше- больше. Сейчас Настя говорит сложными предложениями, при этом способна рассуждать и вести диалог, смеяться моим шуткам и шутить. Примерно в 1,7 стала вставлять слова в конце стихотворений, причем довольно длинных. Вот случайно запечатленный пример. Примерно в 1,8 рассказала первый короткий стишок полностью:
«Тук-тук. Строим дом.
Дом высокий. Дом с окном.
С острой крышей и трубой,
В доме мы живем с тобой!»
В последнее время взялась командовать нами)). «Значит так, ты - папа - сиди на кухне и кушай, а мы с мамой пойдем играть в зал». Или: «Пап, ты сначала посиди со мной, попей чайку, а потом, пожалуйста - иди, работай!» Или уходя из гостей: «Ну все, ребят, мы пошли!». Или рассуждает: «Знаешь, мам, мне кажется, что Тема - хороший мальчик. Он дает мне поиграть машинку. Дарит мне цветы..». Сейчас знает наизусть «Айболита», «Цокотуху», «Путаницу», «А что у вас», «Телефон», «Дядю Степу - милиционера» и много-много чего покороче. Иногда мы вместе рассказываем стихи, а иногда сама начинает какое-нибудь произведение с какого-нибудь места.
Мы не занимались не по каким специальным методикам. Шичиду мы попробовали только в 1 и 9. Мне кажется, в развитии речи определенную роль сыграло то, что мы читали книжки с рождения и рано начали путешествовать. И разговаривала я с ней конечно. Постоянно)
Музыка
Мы слушаем классическую музыку с рождения. Настя любила «помычать» под нее и засыпать. Сейчас ей больше по душе детские песенки. Хотя в ее репертуаре есть и «Призрачно все в этом мире бушующем» и др. Любит танцевать, но недолго. Сейчас с удовольствием за завтраком напевает «Я был когда-то странной игрушкой безымянной, к которой в магазине никто не подойдет»… Или песенку трубадура из «Бременских музыкантов»: «Куда ты тропинка меня привела, без милой принцессы мне жизнь не мила..» Любим петь вместе, когда едем куда-нибудь. Обычно поем песню из «Паровозика из Ромашково» или «Облака». А вот Железновы ей не особо по душе.
Я очень рада ее интересу к музыке, потому что сама никогда не училась в музыкальной школе и не занималась пением. Надеюсь, у Насти это получится! Я сейчас жалею, что у меня нет особых знаний в музыкальной сфере. Хорошо, что хоть со слухом все неплохо).
Память
О памяти уже частично рассказала, говоря о песнях и стихах. Стихов она знает очень много, готова декламировать фразы из них по любому поводу и без. Но только по своему собственному желанию. Если попросить - не расскажет ни за что!
А вообще Настя меня поражает иногда. Через неделю после того, как они с папой сходили в зооуголок, она мне рассказала, что видела там лисичек, которые ругались. Спрашиваю у мужа: «Правда?» Он сказал: «Да, одна на другую лисичку там шипела». Или то что она уточек кормила, да не чем нибудь, а круассаном! Она помнит, что осенью летала на море и строила там песчаные замки с папой, бегала по воде и еще хочет!. Она помнит, как прошлым летом бегала по большой площади (Дворцовой). Когда мы гуляем, она говорит - «Там магазин, мы с мамой там вчера покупали молоко. Или а это банк, мы с мамой там недавно были… А это почта, тут мы получали посылки с игрушками). И т.д. Она помнит друзей, к которым мы ездим в гости, и что они ей дарили. Она помнит, во что играла и с кем в гостях и т.д. А еще однажды за завтраком она набрала полную ложку овсянки и сказала: «Бжжжжжжж, открывай ротик, мама, самолетик залетает, ам!» (Это так ее папа кормил в годик примерно! Она об этом никогда не вспоминала раньше)
Творчество и фантазия
Это мой больной вопрос. Стараюсь, как могу, но получается не всегда. Итак, мы любим лепить из пластилина, рисовать руками, кисточкой, а также на магнитной доске мелом (доска висит на холодильнике). Но Настя отказывается «творить» по моим правилам, допускает только лишь мои небольшие подсказки. Например, залепить пластилином картинку ей не интересно, а вот художественно «оформить» маленькую куклу - это пожалуйста. И еще она довольная при этом скажет: «Смотри, как красиво она испачкалась». Или ей недостаточно нарисовать полоски на бумаги, она с удовольствием нарисует их на руках - от кончиков пальцев до плеча, фломастером (пока я отвлекусь на кухне) Я не знаю, как наши обои еще целы)).
Настя очень любит сочинять свои небольшие с истории, начиная с многозначительных слов: «Вот послушай меня, пожалуйста…» А потом рассказывает, как с ее головы смогли «сбежать хвостики». Или споет песенки на каком-то особом языке. Спрашиваю: «Настя, о чем ты поешь?» Отвечает: «Маме знать не нужно». Вот так. Поспорь, попробуй). Взрослый человек!
А еще она просто обожает «флористику». Наберет на улице веток, палочек, листиков, цветов и давай их художественно складывать по своим собственным правилам. И очень расстраивается, если что-то выходит не так, как она задумала.
А это Настя сама открытки рисовала на 8 марта. Я не вмешивалась!
Изобретает новые смешные слова и выражения. Поднимает папу с утра: «Давай-давайчики, вставай-вставайчики!». Или рассматривает пальцы на ножках. Отлично знает, как каждый из них называется. Показываю ей на свой большой палец и спрашиваю: «Настя, как пальчик этот называется?» Отвечает: «Большой мизин!» И хохочет) Примеров еще много привести можно. И вообще у нее часто такое хитрющее выражение лица, как будто она знает гораздо больше, чем я. И впору ей обучать меня, а не мне ее).
А еще Настя обожает «показ моделей». В основном папины вещи в ход идут)).
Чтение
Она начала интересоваться буквами. Но пока обучение чтению и буквам у нас не особо идет. Она жутко довольна тем, что может показать везде буквы А, Б, М и Ж. Называть она их называет, запомнила тоже наверняка. Но вот так чтоб ей хотелось двигаться дальше - пока такого нет. Начали собирать свою азбуку. Я ее не тороплю с этим. Все придет в свое время.
Математика
Если мы куда-то идем - то считаем ступеньки, если что-то собираем - тоже считаем. Настя может сосчитать до 10. Но мне не очень понятно, осознает ли она, что она считает либо она просто запомнила слова и их порядок, не особо соотнося со смыслом. В любом случае считать ей нравится). Будем продолжать свое знакомство с цифрами их миром).
А что до геометрии - Настя знает многие фигуры, сортирует их правильно, конечно, пытается рисовать. Ищет их очертания в привычных вещах (например, мяч - круг, песочница - квадратная и т.д.)
Английский
Наши занятия по английскому сложно назвать занятиями. С рождения я пою ей колыбельные на английском (чередую день-через-день), смотрим короткие мультики Hooplakidz, рассматриваем и пытаемся читать книги (пока у нас совсем небольшая библиотека на английском - спасибо Инге). Но в привычной жизни Настя не терпит английского. Когда начинаю разговаривать с ней на английском, она заявляет: «Настя боится английского. Мама, говори нормально». Но, тем не менее, она мне иногда подпевает). На этом видео Насте 1 и 7.
Стараюсь вводить язык планомерно и никуда не торопясь. Планируем попробовать какой-нибудь курс. Репетитора нам найти сложно, да и стоить он будет баснословных денег. В местных центрах развития язык дают только лет с 4-х не раньше(((
Социализация
Настя не сразу доверяет людям. Всем без исключения, даже детям. Сначала присмотрится, оценит человека и лишь потом начинает проявлять какие-то знаки внимания или старается увести меня от человека. Ей интересно играть с детьми постарше, которые уже хорошо разговаривают и могут комментировать игру. В принципе во дворе мы гуляем только с одним мальчиком (так сложилось - больше особо не с кем) - он старше Насти на 4 месяца. Ей поначалу было скучновато. Она постоянно бегала вокруг него и говорила: «Тема не хочет на качели, Тема не хочет на горку, Тема не хочет играть в песок». А тут он вдруг остановился, посмотрел на нее серьезно и сказал: «Хочет!» И потихоньку начал разговаривать. Теперь им интересно играть вдвоем). Другие дети во дворе у нас есть - иногда гуляем с соседями (мальчику 4, девочка младше нас на 3 месяца), но она не очень любит с ними играть. А можем по дороге домой задружиться с 3-4 мальчиками. Например, недавно пошли в магазин - там одному мальчику мама мороженое купила, так он сразу ее стал угощать. Пришли на карусели мальчик лет 4 предложил ей покататься на карусели, и она с радостью согласилась. А с еще одним познакомилась совсем уж на дороге (когда его родители разгружали машину после дачи), сказала - «Привет. Я Настя». Он заулыбался, но сказал, что стесняется)). В общем мало-помалу мы отходим от общения только с мамой и начинаем любить общаться с детьми. Это кстати, потому что все-таки скоро мы попробуем ходить в детский сад.
Всегда с удовольствием читаю подобные посты) Буду рада вашим комментариям!
А тут мы деловые. наверно о великом думаем))
А еще буквально на днях мы завершили ГВ. Свою программу - "кормить до 2-х лет и аккуратно свернуть ГВ" я выполнила)))