о детской мотивации
Малыш растетЕсли честно, то информацию для этого поста я собираю давно и насколько возможно тщательно.
Мне кажется, что мотивация - это самое важное, что может быть. Если ребенку неинтересно и не хочется, то никакие тематические комплекты, яркие пособия, крутые игрушки и прогрессивные методики вместе взятые ничего не смогут сделать и не помогут добиться хоть какого-то результата.
Вот собственно вопрос, который я и хочу обсудить. Как мотивировать ребенка учиться и трудиться?
Перечитав некоторое количество книг (одна из последних - "Как дети добиваются успеха", где, на мой взгляд, очень интересно изложен этот вопрос), я сделала для себя вывод, что традиционно выделяются:
1. Мотивация с помощью награды. (Ты сейчас выучишь стихотворение, а я тебе куплю шоколадку).
2. Мотивация, когда акцент делается на достижении будущих успехов. (Если ты будешь упорно трудиться, займешь 1е место на олимпиаде).
3. Мотивация, когда ребенку обещается личностный рост. (Отожмешься 100 раз - будешь очень сильным. Решишь весь учебник с задачами - станешь на 30% умнее)
4. Принципиальное отсутствие какой-либо мотивации.
5. Мотивация примером какого-либо человека, группы людей. (Твой любимый певец/композитор/писатель имел 5 по математике. Хочешь быть президентом - учи физику).
Примеры в скобках, конечно, утрированы. Это просто, чтобы покороче пояснить суть.
Агата, конечно, еще мала. Если она не хочет заниматься сейчас, я ее никак не заставляю. Однако, вместе с тем, с горечью смотрю на некоторых детей/школьников своих друзей и знакомых, понимая как сложно бывает с ними родителям. И хочу продумать этот вопрос несколько на будущее для себя.
Оглядываясь на собственный подростковый опыт, могу сказать, что со мной произошли две историй, которые очень меня замотивировали учиться. И в кратчайшие сроки я добилась весьма заметных успехов в одном из школьных предметов, по которому отставала, и, как мне казалось, не понимала и не имела способностей.
Ну и не могу не рассказать еще вот о чем. Имея некоторые связи и знакомства в образовательных кругах, несколько раз обсуждала тему мотивации с корифеями профессии: директорами школ, заслуженными учителями, руководителями различного уровня из Мин Образования и др. Их мнения относительно максимально эффективной мотивации делятся между п.2 и п.3.
А что вы думаете? Какая/какие книги на тему именно детской мотивации вам особенно нравятся?