Эйнштейн учился без карточек
Книги для родителейДевочки, решила поделиться своим впечатлением о книге "Эйнштейн учился без карточек"
Это вторая прочитанная мной книга, в которой авторы - специалисты по развитию детей пишут о ненужности и возможном вреде методик раннего развития, раннем обучении детей и чрезмерной загруженности детей разного возраста развивающими занятия, кружками, а также спортивными секциями. Первой я читала книгу еще одного ученого - Правила развития мозга вашего ребенка, автор Джон Медина. Она мне понравилась больше. Эйнштейна я читала в несколько подходов, первые 200 страниц мне вообще категорически не понравились из-за чересчур агрессивного доказывания вреда раннего обучения. Но в целом книга полезная, отлично подойдет родителям - перфекционистам, которые боятся упустить что-то в развитии детей, а также сомневающимся, увлекающимся родителям вроде меня, которых легко увлечь разрекламированной методикой или популярной развивающей игрушкой. Я решила сохранить для себя несколько полезных и интересных идей, потому что перечитывать книгу вряд ли буду, а в виде конспекта возможно и просмотрю пару раз. Вдруг кому-то пригодится :) Но сначала пару слов о некоторых недостатках книги (мое субъективное мнение): 1) Авторы очень агрессивно пытаются убедить читателя во вреде развивающих занятий. Поскольку я сама занимаюсь научной деятельностью, то привыкла по одному вопросу читать разные теории и субъективные позиции, оценивать аргументы, а уже потом выбирать близкую для себя идею. Авторы, как мне показалось, в принципе не признают возможность существования иной позиции, и это сразу отталкивает. 2) Мне понадобилось прочитать практически 2/3 книги, прежде чем понять, против чего все-таки выступают авторы. Сначала складывается впечатление, что вообще против любых занятий с детьми, направленных на какое-либо развитие или обучение. На каком-то этапе все-таки я поняла, что они против раннего обучения чтению (лет до 4-5) и счету; загрузке мозга малышей энциклопедическими знаниями; тестирования детей в раннем возрасте; запоминания детьми информации, не нужной им в раннем возрасте (например, ФИО композиторов), загруженности расписания, в том числе и школьников, кружками, секциями, и, как следствие, отсутствие времени на самостоятельную игру, ничегонеделание и совместного досуга детей и родителей. 3) Я не знаю, кто составлял аннотацию к книге, но она совершенно не соответствует содержанию и вводит в заблуждение покупателей. В ней написано, что в книге есть сборник игровых упражнений, которые помогут подготовить ребенка к школе. Это совсем не так. В книге нет никаких упражнений или игр, это совсем не из серии «150 развивающих занятий с детьми в возрасте от 0 до 6 лет». По ходу текста, есть разделы, где приводятся примеры, какие навыки в каком возрасте обнаруживаются или как можно общаться с ребенком в том или ином возрасте, чтобы добавить образовательный момент в игру. Например, один из примеров - просить убрать игрушки каждый день разным способом, это тоже вариант развития речи и пополнения словарного запаса. Но это не примеры игр или занятий. 4) Любую методику раннего развития авторы отрицают аргументов «Вы не вырастите гения, если будете слушать с годовалым ребенком классическую музыку, учить его читать, показывать карточки и т.д.». Очень узкий подход, на мой взгляд, потому что не все родители ставят себе целью вырастить гения, занимаясь с детьми. А теперь о интересных мыслях, которые я для себя отметила: 1) Приводится научное обоснование неверности многих популярных теорий, например, о том, что беременным женщинам полезно включать классическую музыку для плода. 2) Достаточно просто описан процесс синаптогенеза - образовании соединений из нейронов. У малышей в мозгу, действительно, гораздо больше синапсов, чем у взрослого человека, именно поэтому они так быстро развиваются за короткий срок. При этом с каждым годом мозг «сбрасывает» часть синапсов, это естественный процесс. Те синапсы, которые используются достаточно часто, выживут, другие - умрут. Например, если с маленьким ребенком очень много заниматься в ущерб, например, прогулкам, то он будет очень развитым к определенному образу, но возможно не сможет сосуществовать с другими детьми, потому что синапсов, отвечающих за социальное взаимодействие, у него будет не достаточно. 3) Первые 3 года жизни не являются золотой порой для обучения. Если дети растут в здоровой обстановке, полной предметов, повседневных источников знаний, с людьми, которые любят и постоянно общаются с ними, то мозг будет развиваться совершенно самостоятельно. 4) Очень часто натасканность ошибочно принимается за развитость. В качестве, примера описано, как дети учатся распознавать слова по карточкам Домана, запоминая формы знаков, но при этом не умеют читать в общепринятом смысле. 5) Совместные путешествия и прогулки с детьми в разные места (даже на детскую площадку в другом дворе) являются неисчерпаемым источником стимуляции детского развития. 6) Развивающие занятия из повседневной жизни могут быть гораздо эффективнее любой развивающей игрушки. Например, понятие количества легче усваивается из таких занятий, как накрывать на стол и раскладывать каждому члену семьи по сету столовых приборов. 7) Наилучший способ обучения для детей - это манипулирование с предметами. Обучение через физические действия более эффективно, чем просмотр видеоматериалов или занятия с печатными материалами. 8) В процессе развития речи родитель не должен быть преподавателем, но должен быть партнером. В книге очень подробно написано, как общаться с детьми разного возраста, почему реакция на детский лепет в первый год жизни определяет, как скоро он заговорит и т. д. 9) Один из очень полезных советов - интересоваться тем, чем заинтересован ваш ребенок. Очень жизненный пример - ребенок на выставке «завис» над одним экспонатом, а родитель старается утянуть его, чтобы посмотреть что-то еще (может быть, и из хороших побуждений). В итоге удовольствия не получает ни ребенок, ни родитель. Ритм жизни детей гораздо медленнее, чем у взрослых. Поэтому им требуется больше информации, чтобы впитать и обработать информацию. 10) Прежде чем дети начнут читать, им необходимо развить базовые способности. Это строительные блоки чтения: 1) широкий словарный запас; 2) мастерство рассказчика; 3) фонологическое осознание, то есть понимание, что слова сделаны из звуков; 4) понимание основных принципов письменной речи: отделение букв друг от друга, сливание их вместе, понимание, в каком направлении читать текст. 11) Важно сделать чтение неотъемлемой частью жизни семьи и создать среду богатую материалами, развивающими грамотность. 12) Просто читать ребенку - недостаточно. Эффективный подход - это диалогическое чтение (придумать альтернативные концовки, связывать текст и картинки, находить знакомые буквы). При этом ребенок имеет право прерывать чтение для обсуждения, требовать читать другую книгу, не дождавшись окончания первой и т. д. 13) Академически-ориентированные дети не отличаются более развитым интеллектом, чем их сверстники, зато проявляют меньше креативности и энтузиазма в учебе. 14) Среди разделов современного IQ-теста тот, который связан со словарным запасом, наиболее точно определяет конечный результат. 15) Демонстрация знаний ребенка не является показателем его интеллекта. Это - показатель его достижений. Уметь выполнить какую-то ограниченную задачу - не то же самое, что уметь разумно пользоваться своим знанием. 16) Ребенок лучше всего усваивает новые навыки, когда его побуждают ступить чуть дальше его сегодняшних умений. 17) Эмоциональный интеллект имеет очень большое значение. Не имеет значение, насколько вы умны и насколько хорошо сдаете экзамены, если вы не можете ладить с детьми, читать их сигналы и принимать во внимание их чувства. 18) Социальный интеллект необходим для успешного функционирования ребенка не только в школе, но и в жизни. Для развития социального интеллекта нужно искать возможность для обсуждения чувств других людей, объяснять ребенку, что чувства людей имеют свои причины, пресекать агрессивное поведение в самом начале, создать пространство для общения, не игнорировать и не принижать чувства ребенка и попытаться увидеть мир глазами ребенка. 19) Результаты исследований свидетельствуют о новом равенства: ИГРА = ОБУЧЕНИЕ. 20) Игра характеризуется пятью ключевыми элементами. 1. Игра должна быть приятной и радостной. 2. У игры не должно быть никаких внешних целей. 3. Игра является спонтанной и добровольной. 4. Игра подразумевает активной участие со стороны играющего. 5. Игра содержит определенный момент фантазийности. 21) Игровая депривация может привести к депрессии и враждебности у детей. 22) Психологи делят игровые задачи на конвергентные и дивергентные. Для конвергентной задачи существует лишь одно возможное решение. Дивергентные задачи имеют множество решений (например, игра с кубиками, из которых можно построить множество различных структур). Большинство из современных развивающих игрушек конвергентны по природе, они подразумевают один-единственный правильный ответ на задачу, поскольку их цель - тренировка навыков. 23) Предпочтению процесса результату вызывает любовь к учению. 24) Обучение в контексте является истинным познанием. 25) Исследования показывают, что в семьях. В которых заведено вместе садиться за стол, растут дети, имеющие меньше проблем в подростковом периоде.












