Если маленький ребенок рисует собаку зеленым цветом.
Методика Макато ШичидаМне давно советовали посмотреть Цвелика и вот я наконец-то нашла на это время!) Теперь делюсь с вами. Те, кто читал Озерову "О детском рисовании", найдет тут много перекликающихся мыслей. Но, к сожалению, все эти мысли полностью противоречат тому, как "учат" рисовать в наших дошкольных (и школьных) организациях и как пытаются научить рисовать ребенка родственники старшего поколения.
Итак, творчество. Творчество это музыка в красках, это полет фантазии, здесь нет границ и запретов, тут можно все, и каждый человек - творец и волшебник! Творчество доступно всем - от маленьких детей, которые только научились сидеть и уже окунают ладошки в краску и радуются оставленным пятнышкам, до стариков, которые скрашивают свои дни, рисуя пейзажи в парках. Для детей творчество это в первую очередь радость от процесса и интерес исследователя. Поэтому единственное НАДО в рисовании с детьми - минимально вмешиваться. Вы даете ребенку краски, кисти и ватман или пастель и бумагу и даете ему время самому исследовать возможности материала, поиграть с цветами!
Я знаю, как мамы ждут от детей осмысленных рисунков вместо непонятных каракуль, как они спрашивают "Что это?" или учат ребенка рисовать что-то простое, солнышко например, в виде кружка и линий-лучиков от него. Мое мнение (а так же Озеровой и Цвелика, которые безмерно более авторитетны), что так делать не надо.
Рисуя из раза в раз эти простые схематичные солнышки и домики, говоря, что небо всегда должно быть синим, а трава зеленой мы насаждаем детям шаблоны. Т.е. рисунок уже не является творчеством, он является аппликацией, где можно только менять местами одни и те же предметы. А ведь солнышко можно нарисовать тысячью самых разных способов, многие из которых вполне доступны детям, но не применяются родителями, потому что нас точно так же в детстве учили рисовать солнышко кружочком с лучиками. Можно солнце нарисовать например кляксой краски. А небо всегда должно быть синим? Кто вам сказал? А закатное красно-золотое небо, а ночное сине-фиолетовое, а тучное серое, а грязно-оранжевое зимнее ночное над городом? Дети гораздо наблюдательнее взрослых и в свое время они будут изображать то, что видят вокруг, и чем меньше у них в детстве было шаблонов, тем более креативными людьми они вырастут и у них не будет проблем с тем, чтобы найти нетривиальное решение проблемы, а такие качества сейчас в людях очень ценятся!
А что если маленький ребенок рисует собаку зеленым цветом? Поверьте, он в курсе, что собаки не зеленые)) Дело в том, что маленькие дети рисуют не саму по себе собаку, а скорее свое отношение к ней, свои чувства по поводу собак, иногда даже представляя себя самого собакой в этот момент. Как говорит Цвелик, ребенок, рисуя самолет, представляет себе что-то такое с двумя крыльями и летящее, у него рисунок на уровне эмоций от увиденного, а взрослый скорее разберется и нарисует все детали, чтобы было как настоящее. Марина Озерова в своей книге рассказывала, как дети рисуют семью: в центре ребенок, рядом мама и папа. По величине фигур можно увидеть их важность в жизни ребенка. Деревья на рисунках зачастую ниже мамы с папой)