Адвент - светлое время
КатоличествоАдвент – это литургическое время, с которого начинается новый церковный год. Адвент предваряет рождественские праздники, готовя верующих к глубокому переживанию праздника Рождества Христова. Одновременно литургия Адвента приглашает нас к созерцанию одной из главных тайн христианской веры - ожиданию второго пришествия Христа во славе.
Адвент – это время радостного ожидания встречи с Господом и приготовления к
этой самой важной в нашей жизни встрече. Поэтому Церковь во время Адвента
призывает верных отказаться от участия в шумных развлечениях и посвятить больше
времени общению с Богом в молитве и духовном чтении, чаще участвовать в
церковных богослужениях.
Богослужебные тексты Адвента напоминают нам, что каждый встретится с Иисусом
лицом к лицу – после смерти либо в момент Его второго Пришествия.
В это время стоит задать себе вопрос: готов ли я встретиться со Христом
сегодня? Счастлив ли я здесь и сейчас, в земной жизни? Жду ли я встречи с
Иисусом в вечности?
Наше отношение к смерти – показатель нашей веры. В современном мире смерти
боятся, на смерть наложено табу. Первые христиане ожидали смерти как встречи с
Женихом. Это свидетельствует о силе их веры.
Радостно ожидать Господа - это все равно, что готовиться к приходу любимого
человека: приводить себя и свой дом в порядок, совершая каждое действие в
предвкушении радости встречи.
В каждом католическом приходе во время Адвента проводятся духовные упражнения
(реколекции). Реколекции обычно проходят с пятницы по воскресенье, чтобы как
можно больше прихожан имело возможность принять в них участие и получить пользу
для своей души. На каждой Святой Мессе священник-реколекционист говорит
проповеди, помогающие верующим понять глубокий духовный смысл Адвента.
Остальные священники стараются во время реколекций служить прихожанам в
таинстве покаяния и примирения с Богом.
В соответствии с новым литургическим календарем (1969) Адвент начинается с
первой вечерни I Воскресенья Адвента, которое выпадает между 28 ноября и 3
декабря.
Адвент завершается первой вечерней Рождества.
Время Адвента делится на две части:
– до 16 декабря на литургии читаются отрывки из Святого Писания, содержащие
обетование второго пришествия Спасителя. Верующие размышляют о конце всего
сущего и о встрече со Христом-Судьей.
– с 17 декабря начинается непосредственное приготовление к духовному
переживанию Тайны Воплощения Сына Божьего, к празднику Рождества Христова.
Во время Адвента на Мессах читаются ветхозаветные пророчества о пришествии
Мессии. Евангелия дня предлагают нам образы Богородицы и Иоанна Крестителя,
ожидающих Мессию.
Радостно ожидать Рождения Господа - это быть бедным в своем серце, ибо только
бедный может нуждаться. Влюбленные упиваются бедностью, требующей проводить
время друг с другом. Ждущие Бога не ищут мирских мимолетных утех, создающих
иллюзию богатства: не жаждут денег и роскоши, не жаждут мести и славы. Любовь
может войти в сердце только к бедному, который жаждет именно Любви, а не
материальных утех. Поэтому так важно избегать во время Адвента шагов,
отвергающих возможность принять Любовь, принять Бога в свое сердце.
История Адвента.
Этимология слова «Адвент» восходит к латинскому слову «adventus» –«пришествие»,
«прибытие», «приближение», «начало». Христиане, вероятно, взяли это слово из
языческого обихода римлян. Так назывался торжественный вход императора в Рим, а
также церемония посещения императором храма в государственные праздники.
Первое упоминание об Адвенте в истории мы находим в одном из декретов синода,
прошедшего в испанском городе Сарагоса в 380 г. Уже тогда Адвент существовал в испанской
и галльской церквах. Более подробные сведения относятся к V и VI Векам. Как и
Великий пост, Адвент тогда во многих странах продолжался сорок дней. Начинался
он в праздник св. Мартина 11 ноября и завершался в Рождественский Сочельник. Во
время Адвента верующих обязывали покаянные практики и ограничения в еде,
правда, менее строгие, чем в Великий Пост. Кроме того, было предписано
супружеское воздержание, не совершались браки, был запрет на военные действия и
шумные забавы. Адвент был временем покаяния, Более того, в некоторых поместных
церквах Адвент начинался гораздо раньше, Торжеством Воздвижения Святого Креста,
14 сентября.
В римской епархии традиция четырехнедельного Адвента перед праздником Рождества
Христова утвердилась в начале VI века. И так как уже тогда Римская Церковь была
матерью всех поместных церквей, то литургическое совершение Адвента утвердилось
во всей католической латинской Церкви именно по римскому образцу.