Состав числа. Как объяснить ребенку в игровой форме.
Процесс обученияОх уж эти школьные программы, ох уж эти учителя, которые просят детей зазубривать "состав числа" и учить таблицу сложения (да, я не описалась, не таблицу умножения, а таблицу сложения.) 🤓
Как-то на катке встретилась я с мамой первоклассника, она объясняла мне что уже сейчас я должна учить своего сына составу числа да так, чтоб "его ночью разбуди - он все рассказал!" 😤
Этой маме посчастливилось записать своего ребенка в лучшую школу нашего района ( а может быть даже города), вот она и учила меня ( не зная, что я математик).
- Учите с ребенком как стихотворение, 8 это 7 плюс 1, 6 плюс 2, пять плюс 3, 4 плюс 4 ... ноль плюс 8. И тогда у ребенка с математикой будет все отлично!И тут я ей сказала какое у меня образование. Женщина смутилась, уточнив, что это учитель так требует.
А я ей объяснила, что зазубривание "состава числа"-это не гарантия того, что ребенок будет знать математику, что математика - это не только арифметика.Что гораздо лучше развивать логику у ребенка и пространственное воображение.
На что мама ответила мне, что пятерки ставят за "стишки про состав числа."
Им важнее пятёрки, чем знания ребенка. ☹️
Почему пишу "состав числа " в кавычках. Потому, что на самом деле число, к примеру, 10 состоит не только из 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, ..., 10 и 0. А десять можно записать как:
10=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1,
10= 8+1+1
10=7+1+1+1 = 7+2+1 и еще много таких примеров можно привести.
Так зачем же ограничивать ребенка и не давать ему полные представления о математике?
А если ваш ребенок знаком с дробными числами ( даже не с числами, а с понятиями "половина", "треть", "четверть"), так он с легкостью может сказать, что если к 9 яблокам добавить половинку и еще половинку, то получится 10 яблок, т.е 10= 9+ 1/2 +1/2. И тут еще добавляется множество вариантов "состава" числа.
Когда я училась в школе, то мы не учили никакой состав числа и никакую таблицу сложения.
Но тогда были совершенно другие программы.
У тех, кто учится на семейном обучении есть отличный выход - просто не зазубривать состав числа, а просто играть в полезные настольные игры, играть в магазин с ребенком, готовить с ним еду ( взвешивать, нарезать на порции, выкладывать столовые предметы), брать его в магазин.
А если ваш ребенок обучается в школе, тогда я расскажу, как помочь ему не вызубривать состав числа, а просто понимать его.
И это будет в игровой форме! И для этого не нужно покупать дорогих настольных игр.
Все дети любят фокусы. Скажите, что вы научите ребенка показывать фокусы. Фокус называется "рентгеновское зрение" - фокусник может видеть кубик насквозь. Но у каждого фокуса есть секрет и этот секрет нам с тобой нужно запомнить.
Для этого необходимо взять кубик , а если дома нет кубика, тогда склейте его из картона. Скачать развёртку куба можно
На каждой стороне кубика необходимо нарисовать точки. Нечетное количество, например, синим или черным фломастером, чётное -красным.
Т.е 1, 3, 5- синим, а 2,4, 6 - красным.
Теперь самое главное - расположение точек на кубике.
Покажу на составе числа 7.
Секрет этого фокуса заключается в том, что на противоположных сторонах кубика всегда находится число, сумма которого при сложении с другим дает 7.
Если фокусник видит число 4 на передней грани кубика, то спрятанное число должно быть равно 3.
Таким образом, ребенок научится решать простейшие уравнения: 4+x=7
Рисуем на одной грани кубика одну точку, а на противоположной стороне рисуем шесть точек.
На одной грани 4 точки, на противоположной грани 3 точки.
На следующей грани 2 точки, на противоположной 5 точек.
А можно рисовать не точки, а звездочки, сердечки, машинки и танки. Можно наклеить мелкие наклейки.
Перед тем, как показывать фокус друзьям или родственникам необходимо потренироваться. Ребенок берет в руки кубик, смотрит на одну грань (видит при этом, например, 4 точки), кубик неподвижен в его руках и держать кубик необходимо так, чтобы зрители видели количество точек на другой грани. Ребенок видит 4 точки, мысленно считает, что до 7 необходимо еще три точки и говорит "Три!". Поворачивает кубик другой гранью, видит, например, 1 точку, а говорит "Шесть!"
Не забывайте хвалить своего фокусника и во время тренировки и во время самого фокуса.
Для других чисел необходимо больше граней, поэтому нужно брать больше кубиков.
Только перед тем, как показывать фокус договоритесь с ребенком, какой кубик будете показывать ( какова должна быть сумма чисел), чтобы фокусник не ошибся.
Игра 2.
Эту игру открыл для себя мой сын, но на самом деле, когда он еще был маленьким, то я играла с ним в математические прятки. Недавно утром готовлю завтрак, а сынок залез под стол и что-то там шепчет. Прошу попросить, выходит и говорит, что придумал игру. Показывает мне кусочек картона с 8-ю точками.
и говорит мне:
-Можешь угадать, сколько точек я спрятал?!
Я угадывала, потом мы поменялись местами.
При чем, точки можно закрывать не только с одной стороны. С 8-ю точками я сначала закрывала одной рукой точки, а потом начала закрывать точки с разных концов: пальцами одной руки 2 точки, а пальцами другой руки 3.
Потом нарисовали 10 точек на карточке, потом 15, потом 20. В такие угадалки можно играть долго.
Игра 3.
Можно взять мешочек с мелкими игрушками, бусинками, ракушками, каштанами, камушками, конфетами, сушками с кусочками шоколада (с чем-то сладким детям нравится больше).
Дать посчитать количество предметов и все сложить в непрозрачный мешочек, контейнер, под тарелку. Достать, например, 2 предмета и спросить, может ли ребенок угадать сколько там осталось?
Если говоришь, можешь ли "предположить", то это не так загадочно или интересно, как "угадать". Хотя ничего страшного не будет, если попросите предположить. А-то ведь есть школьники, которые думают, что математика -это такая угадай-ка. Я бы рекомендовала чередовать слова, а лучше дублировать: "Можешь предположить, угадать, сколько там осталось?"
А можно взять заранее прозрачный контейнер, пакетик, брать некоторое количество мелких предметов в руку и просить угадать, сколько вы держите в руку, например, кукурузных хлопьев, виноградинок, ягодок , шоколадных подушечек, колечек и пр.
Здесь уже интереснее всего съедать угаданное количество лакомств.
Если у вас есть подобные игры, то поделитесь, пожалуйста.
Источник
Лучший ответ
Марина
Хоть у меня и логческое мышление (а может, именно поэтому) никогда даже в голову не приходило запоминать состав числа.(и в школе не помню, чтоб учили)
Мне кажется, это говорит о деградации логики, а потом и вообще мышления. Т.е. человек будет размышлять не "почему же это следует из этого, это точно так?" а "это так, потому что так, потому что так знает мама, знает учитель и теперь знаю я".
Воспитание роботов с заложением готовых программ без анализа.
Вся надежда на сознательных родителей.
18.04.2018
Ответить
Марина
И сейчас еще на эту тему подумала, думаю, что все-таки есть связь между интеллектом и логикой-чем ниже интеллект,тем меньше логики. И предполагаю,развитие логики развивает интеллект.
Сужу по своей умственно отсталой золовке (диагноз дебильность) ей 38, но по уму 5-7 лет.
Пазлы она собирает только путем подбора "сцепляются ровно или не ровно" при этом вообще на картинку не смотрит "волосы к волосам, здесь платье,нужно искать розовый кусочек" и потом она запоминает именно положение "замочков". Так же и с математикой, уже месяца 4 даю ей задания примеры на сложение и вычитание до 20. И считать нужно по камушкам (в уме не умеет) сначала она писала ответы наугад (перебирать камни лень), потом все же ей пришлось считать с камушками, сейчас, так как повторение примеров уже было достаточно многоразовым она именно запомнила положение цифр (как раз вот состав числа)-если написать ей 3+2 она уже быстро напишет 5, а если спросить то устно ответит правильно со второй попытки.
Но логика у нее так и не развиается от собирания пазлов и решения примеров-лишь память, и то, если определнный набор пазлов не собирает 6 месяцев, то потом ей нужно гораздо больше времени на его сбор.
Память важна, но без развитой логики пользы от нее, как я поняла, мало.
18.04.2018
Ответить
Надежда
Марина, сочувствую.
Это хорошо, что у вас есть силы и желание заниматься с ней.
18.04.2018
Ответить
Марина
Благодарю за сочувствие мне, а не ей)
Все в жизни имеет две стороны, она вот с другой стороны является для меня дополнительным стимулом изучения психики и сознания человека и является некой "контрольной " группой.
И я точно могу говорить о пользе развития ума , как раннего, так и позднего)
18.04.2018
Ответить
Надежда
Марина, согласна с этим.
И меня так не учили, конечно были задачки на отработку этого навыка, но никто не произносил "состав числа" и не требовал его выучивать.
18.04.2018
Ответить
Аник
Очень классные идеи!
Хочу упомянуть об одной своей. И младшему и старшему объясняла одинаково и математика у нас началась с королевы цифр 10-ки ))) Ну так вот, у старшего всё было ок, а младший забуксовал с вычитанием. Он очень любит всякие истории , сказки и разные эмоциональные, напряженные моменты в них. И я думала как встроить вычитание в эту любовь. И не долго думая, разыграла драматичную сцену, как у большого числа вор своровал его часть и она бегает и ищет эту часть и в конце концов находит, справедливость восстановлена! И это помогло ))) Думала сын уже забыл об этом, но недавно слышала как он сидя над ДЗ бормотал - ага... это вор забрал, значит нужен минус...
30.04.2018
Ответить
Надежда
Как здорово Вы придумали!
Спасибо, что написали! Я уверена, кому-нибудь такая сказка пригодится.
02.05.2018
Ответить
Инна
Я сама обожаю математику!!! Но моя дочурка пока малышка, и я игр предложить не могу. Но точно распечатаю ваши и вклею в книжку Жени Кац ) спасибо большое, что делитесь!
Ну мне тоже очень интересно что за кружочки то в тетради?)
26.04.2018
Ответить
Надежда
Инна, рада, что Вам пригодятся мои рассказы о наших занятиях.
Женю Кац обожаю, тоже занимаемся по ее пособиям.
А кружочки на фото это задание для сына, такой лабиринт: необходимо попасть в центр лабиринта, набрав столько очков в сумме, какое число написано в центре.
26.04.2018
Ответить
Анастасия
Как раз сегодня задали целую таблицу именно выучить на сложение до двадцати. Бедные дети, моя никак не выучить не может, она считает в уме и некоторые комбинации считает долго. Мы учили раньше в свое время в школе умножение, но не сложение. Да что бы так что ночью разбуди и ответь! Я попробую в игровой форме, а есть ещё какие методы этого решения? Да и про состав числа, у них в учебнике например состав числа двенадцать начинают от 9+3, 8+4,7+5,6+6. И всё, я говорю дочке а 10+2 и 1+1+1++1+1+1+1+1+1+1+1+1? Это что, не состав числа 12. Молчит. Как их учат сейчас странно, значит пример 10+2=12 есть, а состава числа 10+2 =12-нет?
18.04.2018
Ответить
Надежда
Анастасия, сейчас другие методы и другие цели обучения. Мы с вами учились по другим программам ( рекомендую посмотреть видео в конце этого поста, если Вам интересно понять, почему деткам сейчас учится труднее) .
Детей жалко, их не учат понимать не дают ситуаций, когда дети сами открывают для себя новые, а учат зубрить, не осознавая что из чего следует.
Может и есть какие-то методы быстрого запоминания таблицы сложения, но я за то, чтобы таблицу не учить, а просто понимать что из чего следует
А навык счета он придет, просто кому-то необходимо больше времени, кому-то меньше.
Нейрофизиологи говорят о том, что в 1 кл могут оказаться 7 - летние дети ( паспортный возраст), а на самом деле они могут отличаться 1,5 годами друг от друга ( как в +1,5, так и -1,5). В школе, к сожалению, не учитывают ни эту возрастную разницу, ни индивидуальную особенность детей.
Я использую с сыном эти игры и сама сочиняю смешные задачки, которые он с удовольствием решает. Потом меняемся местами- он мне задачки придумывает, я решаю( иногда заведомо ошибаюсь), а он меня "подлавливает" на ошибках.Уж больно этот процесс нравится ему!
Конечно, попробуйте в игровой форме.Желаю вам успехов.
18.04.2018
Ответить
Лилия
Мой первоклашка тоже сейчас проходит состав числа. Он тоже не учит их, а просчитывает в уме. Зубрить его не заставляю, т к интуитивно знаю , что пустая трата времени, запоминание приходит путем осознания. Как могу, тоже объясняю ему что к чему. А состав числа они таким образом проходят, чтобы можно было в уме быстрее считать. Например, 16 - 7. Раскладывешь в уме 16 - это 9 и 7. Значит, 9+7-7= 9. Но детям это еще тяжелее на мой взгляд.
26.04.2018
Ответить
Светик
У нас с сыном бегемотики разноцветные. Мы складываем их по цветам в семейки, раньше по 3 члена семьи, потом все больше. Один убирает сколько-то, другой потом считает и отгадывает, каких не хватает. Очень хорошо развивает счет в пространстве.
17.04.2018
Ответить
Анечка
У мамы был плакат с разложением числа, а заинтересовала сына старшая сестра, она учила, а Миша помогал ей. Ну а потом в магазине что-нибудь купить и получить сдачу, самая лучшая тренировка была.
17.04.2018
Ответить
Alina
Надя, спасибо! Очень интересный полезный пост! У нас папа математик, и уроки с детьми обычно делает он. (я часто перестаю понимать после слова задача... , а муж нам частенько дает задачки порешать... То олимпиадные то школьные, то с подковыркой:))
Кубик можно еще сделать обклеив коробку от чашки :))
Не поняла совсем вторую игру...
В третьей можно использовать киндеры :))
А что за кружочки с цифрами у вас в тетради?
Я в школе совсем не понимала дроби... Выросла дошло :) своим уже четвёртый набор на дроби заказала!
16.04.2018
Ответить
Надежда
))) как здорово, что Ваш муж занимается с детками!
Про вторую игру. Рисуем точки на картоне, пересчитываем и один из игроков прячет какое-то количество точек пальчиками, задача второго сказать, сколько спрятано точек.
18.04.2018
Ответить
ИринаС.
Про игры правильно написано, но вот все эти
10=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1,10= 8+1+110=7+1+1+1 еще хлеще чем просто сотав числа понять и запомнить.
16.04.2018
Ответить
Дина
Да просто поиграть в магазин, разложить продукты на кучки и потом сосчитать общее количество. Купим ка мы яблоко, ой нет, надо еще 2 яблока и еще 7 яблок, вот у нас три захода к полке с яблоками, соответственно 3 кучки, а на кассе нам все в одну кучу объединили и вышло 10 яблок.
Я ни разу не математик и понимаю только бытовую логику(
16.04.2018
Ответить
ИринаС.
А я разве писала, что это надо заучивать?! я говорю о том, что путаются они со всеми 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1. Проверено на опыте, так как Америка здесь не открыта, у нас в учебниках и обычный состав числа есть, и вот такой.
Состав числа тоже понимать надо, просто быстрее считать, когда его наизусть помнишь, когда навык автоматизирован. Другой вопрос как ты его выучишь, просто зазубривать будешь, или как в учебнике, этих играх, или каких-то других, которых тоже не мало, или просто в быту, запомнишь в игровой форме.
17.04.2018
Ответить
Надежда
Вы написали что все эти "10=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1,10= 8+1+1,10=7+1+1+1 еще хлеще чем просто состав числа понять и запомнить." Вот я и поняла Вас так.
Ведущая деятельность у ребенка в этом возрасте- игровая, поэтому я и пишу, что лучше понять и отработать это в играх, чем зазубривать, без понимания. Часто дети знают стишок про состав числа, а вот применять не умеют. Родители ставят самоцелью заучить, зазубрить с ребенком, а потом удивляются, почему у него не пятерка, почему он знает состав числа, а решать задачи не умеет.
Я пытаюсь донести, что математику не зубрить надо, а понимать.
18.04.2018
Ответить