1 класс и творческое развитие
Подготовка к школе. Об обучении и психологической готовности.Я тоже мама будущего первоклашки и ношусь с закупками всего необходимого, но недавно случайно попросили дать интервью. Возможно оно будет полезно и вам :)
Подготовка к школеБеседу с Анастасией Панеевой, декоратором и преподавателем технологии, ведет редактор Сангина.ру - Масленникова Анна
- Здравствуйте, Анастасия! Вы являетесь преподавателем технологии и мамой 6-летнего Тёмы. В этом году вы отправляете своего сына в 1 класс. Вы что-нибудь поменяли в комнате своего ребенка: убрали детские игрушки в чулан и им на смену положили развивающие пособия и учебники?
- Очень неожиданно лето подходит к концу. И конечно, подготовка к школе - это очень волнительный момент для родителей. Сейчас, когда в нашей семье основные приготовления и покупки к школе завершены, мы переходим к приятному выбору материалов для творческого развития.
Первым делом, мы решили провести ревизию на игровых полках сына. Это оказалось очень сентиментальным занятием: каждая мелочь напоминает о годах, которые оказывается так быстро прошли...
Когда мы все разобрали и структурировали, что-то отправилось в мусор, что-то перешло более юным товарищам. Вдохновившись примером семей проекта Сангина.ру, часть игрушек мы отложили для создания объемных коллажей (речь идет о разделе на сайте Сангина.ру "Создаем коллажи вместе" - прим.редактора).
Из очевидно детских игрушек оставили: цветную мозаику, чтобы использовать ее в качестве счетного материала; формочки от наборов с детскими массами для лепки (которые любим с самого юного возраста); наборы штампов, которые были куплены, когда сын учил буквы.- Как выглядят уроки труда в первом классе сегодня, какие материалы используются? Что нужно купить маме в отделе творчества для подготовки первоклассника/цы к школе?
- Несмотря на то, что вся начальная школа переведена на программы, основанные на развивающем обучении, уроки технологии не значительно изменились.
Сегодня, как и прежде, используются классические материалы для детского творчества: бумага, краски, пластилин. От себя я могла бы порекомендовать мамам в качестве современных материалов для детского творчества следующее:
- фигурные компостеры (дыроколы),
- штампы и цветные чернила для них,
- самоотвердевающие массы для лепки,
- маркеры для различных поверхностей.
Многим педагогам, которые хотят идти в ногу со временем, условия программы и требования, допущенные Министерством образования, просто не позволяют внедрить новые методы, новые материалы и новые техники.
Это касается, в первую очередь, государственных школ (обсуждение этой темы смотрите в нашем разделе"Современное рукоделие на уроках технологии" для родителей и преподавателей - прим.редактора).
На осенней выставке «Формула рукоделия-2012» в Москве мы запланировали встречу с людьми, которые могут повлиять на этот процесс. Будем стараться выходить с информацией, писать программы и всячески пробивать стену непонимания.
- Нужно ли родителям помогать первокласснику/це выполнять домашние творческие задания? Как поощрять самостоятельность ребенка и тягу к творческому поиску, творческой самореализации?
- Конечно, ребенку нужно помогать в творческих занятиях! Но зачастую мы заранее планируем в своей голове результат, который хотим получить. Мы настойчиво ведем к нему ребенка, не прислушиваясь к его собственному видению.
Нужно уметь отпускать творческий процесс, ведь на то он и есть "творческий". Тогда ребенок сможет почувствовать себя созидателем. И пусть полученный результат будет отличаться от общепринятых понятий о прекрасном.
У нас в семье самостоятельность поощряется тем, что в доме находится очень много материалов для творчества, к которым ребенок имеет свободный доступ. У Тёмы очень "незашоренный" взгляд, он может на ходу что-то нарисовать и вырезать, раскрасить футболку, построить домик из печенья и т.д.
Иногда от такой свободы творчества страдают даже только что купленные новые вещи. Если сын посчитает, что в рисунке на одежде чего-то не хватает, он тут же дорисует недостающий элемент, причем специальным, предназначенным для этой работы инструментом :) - Как правильно оборудовать рабочее место первоклассника/цы, его творческую зону? Нужна ли в его комнате стена или полка "почета", предназначенная для выставления лучших работ и наград ребенка?
- Рабочее место первоклассника/цы - это, разумеется, удобный письменный стол, стул, шкафы и полки.
У нашего первоклассника, Тёмы, будет много пространства для визуализации: доски, рамы, может быть даже получится даже целая стена, на которую можно крепить схемы, карты, картины, работы ребенка, фотографии и проч.
Считаю такой подход очень важным, т.к. визуальная информация усваивается бессознательно, а достойная экспозиция результатов детского творчества повышает самооценку и дает ребенку ощущение значимости его труда!
Многие работы Тёмы украшают наш дом. Например часы, которые он сделал в технике декупажа в 5-летнем возрасте, радуют наш взгляд на кухне. Я всегда с хорошим настроением отмеряю по ним время приготовления ужина :)
В августе мы решили вместе с Тёмой сделать подарок деду, с которым сын провел довольно много времени летом. Используя массу для лепки, которая застывает на воздухе, мы сделали яркую цветочную рамку в виде магнита на холодильник.
В рамку мы поместили фотографию Тёмы и теперь готовимся вручить подарок деду. Подробности нашей работы вы можете посмотреть в детском Мастер-классе "Лепим магнитики на холодильник" на сайте Сангина.ру.
Желаю всем родителям искренне радоваться работам своих детей и всячески поощрять развитие их творческих способностей.
Всем удачи! http://sangina.ru/pedia/masterclasskids/infoformama/podgotovka-k-shkole/