Нашла замечательную статью о том зачем нужно Портфолио Дошкольника автор С. Г. Юркова, методист МБУ "Центр развития образования" г. Калачинска Омской области. Дело в том, что теперь от родителей при поступлении деток в 1 класс просят еще и портфолио. Зачем и как делать его? Нашла в этой статье. Выделю основные моменты, что мне показались важными
Функции портфолио и принципы его формирования
диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени; целеполагающая - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего); мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты; содержательная - раскрывает спектр выполняемых работ; социообразующая - формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности; развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.
Достаточно широкий спектр представленных функций свидетельствует о значимости такой работы.
При формировании папки достижений важно учитывать ряд принципов. Во-первых, создавать ее необходимо добровольно, нельзя настаивать на обязательном участии непременно всех воспитанников и родителей. Родители сами принимают решение, нужно их ребенку портфолио или нет. Во-вторых, участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно. В-третьих, важно не допустить "соревновательности". Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это. В-четвертых, важна систематичность работы с портфолио.
Что касается структуры портфолио дошкольника, то педагоги не пришли к единому мнению - подходы в разных дошкольных учреждениях оказались разными. И это стоит рассматривать как творческое отношение к решению задачи, а не как отрицательный момент в работе.
В ходе практического воплощения идей и замыслов участников ИТГ специалисты дошкольных учреждений пришли к выводу, что без участия родителей выполнять такой проект бессмысленно. Поэтому педагогам пришлось провести большую разъяснительную работу, чтобы найти союзников в новом деле. Предметом убеждения служили папки достижений, продемонстрированные на родительских собраниях. Лучшим доказательством эффективности работы по созданию портфолио стало выступление на заседании инициативно-творческой группы мамы одного из воспитанников. Она рассказывала о том, как вся семья, ребенок и, разумеется, воспитатель собирают детское портфолио. Эта папка не только станет памятной вещью, "вобравшей в себя солнечные крупицы детства", но и пригодится при поступлении в школу.
Безусловно, портфолио дошкольника существенным образом отличается от школьного, что обусловлено возрастными особенностями и педагогическими задачами, которые решаются в этот период развития ребенка.
Основные разделы портфолио дошкольника
"Я расту" (антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни);
"Моя семья" (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии);
"Почитай-ка" (список любимых книг ребенка, рисунки по произведениям);
"Мои фантазии" (выдуманные ребенком рассказы, игры, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы);
"Грани таланта" (особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях);
"Умелые ручки" (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ);
"Награда для героя" (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях);
"Скоро в школу" (фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).
Интересные идеи по структуре и оформлению портфолио дошкольника были найдены в методической литературе, Интернете. Когда суммировали всю информацию, выделили основные разделы.
Стоит отметить, что количество разделов, их название и наполнение не только в разных ДОУ, группах, но и у разных воспитанников одной группы часто отличалось.
Участники инициативно-творческой группы признали целесообразным оформление раздела "Я участвовал в проекте". В Калачинском муниципальном районе большинство детских садов успешно реализуют детско-взрослые проекты, в связи с этим и возникла такая идея. "Расскажу я вам стихи" - раздел, в котором записываются названия выученных ребенком стихотворений. Помимо этого бы ли предложены следующие варианты разделов: "Мои добрые дела", "Вот такой случился случай", "Я сам", "Дружба крепкая не сломается", "Советы родителям" и др.
Определенные разделы портфолио могут заполнить только родители. Они же должны отмечать, поощрять ребенка за "домашние достижения", что подчеркнет значимость выполнения дошкольником различных поручений, будет способствовать укреплению семьи.
На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить динамику развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. При этом важно выбрать максимально лаконичную и в то же время информативную форму представления сведений. Традиционные мониторинговые исследования уровня физического, речевого развития, трудовой деятельности, формирования элементарных математических представлений и другие должны быть представлены на диагностических листах в тематических разделах портфолио, например следующих:
"Что ни слово - золото" (речевое развитие); "Светлая головушка" (умственное развитие); "Золотые ручки" (трудовая деятельность); "Прыг-скок" (физическое развитие).
В качестве примера в приложении приводится диагностический лист усвоения математических представлений, средств и способов познания детьми. Листы заполняются воспитателем или другим специалистом, проводившим диагностику.
В рамках деятельности инициативно-творческой группы в течение года были проведены открытые занятия, целью которых было показать, каким образом отбираются и накапливаются материалы для детских портфолио, как организуется информация для заполнения диагностических карт.
Несомненно, степень самостоятельности участия дошкольника в формировании портфолио значительно ниже, чем у школьника. Однако все то, что сегодня ребенок в состоянии сделать вместе с взрослым, завтра он сделает сам. Например, самые интересные продукты деятельности и творчества дошкольника отбираются только при его непосредственном участии. Согласно рекомендациям методической литературы, оформление портфолио - дело совместное, и "красивость" с точки зрения взрослого должна уступить "красивости" с точки зрения ребенка. В процессе работы можно предложить дошкольнику что-либо изменить в оформлении или подборе материалов, но сделать это стоит лишь при желании ребенка.
Особое внимание следует уделить презентации портфолио. Ее можно проводить в день рождения ребенка либо на выпускном празднике. Дети будут рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и воспитателям.
Оценка портфолио
Вопрос о необходимости оценки портфолио дошкольника вызвал оживленную дискуссию среди педагогов. Мнения разделились: половина участников группы уверены, что она не нужна, поскольку детский сад - не школа, и подобного рода оценки здесь не уместны. Однако часть педагогов придерживаются иного мнения: при использовании любой технологии ставятся определенные цели и задачи, а значит, желательно отследить и оценить, насколько они выполнены. Тем более если рассматривать портфолио дошкольника как элемент преемственности между ДОУ и школой. Единственное условие - результаты могут быть известны только воспитателям и должны стать частью анализа педагогической деятельности. Следовательно, перед инициативно-творческой группой стояла задача разработать критерии оценки материалов. Были предложены следующие критерии:
достаточность и качество представленных диагностических материалов, позволяющих проследить динамику развития дошкольника; широта направлений развития ребенка, отраженная в собранных материалах; эстетичность оформления портфолио (оценивается только на заключительном этапе); степень активности всех участников образовательного процесса в формировании портфолио.
Таким образом, пройдя все этапы работы по данной технологии в дошкольных учреждениях, участники инициативно-творческой группы смогли в полной мере убедиться, что портфолио воспитанника ДОУ - дело нужное, интересное и перспективное. от себя добавлю : Одной из желательных вещей в портфолио - это грамоты и дипломы. Конкурсов для дошкольников не так уж и много. Вот тут собрала список проектов, где можно БЕСПЛАТНО поучаствовать
проект Вот задачкаhttp://vot-zadachka.ru - здесь Художественные конкурсы и Олимпиады для учеников с 1 по 11 класс. Участие бесплатное. Диплом высылают эл. почтой. Стоит 100 р ( за оформление) проект Пятерочкаhttp://o-five.ru/ - здесь только Олимпиады для школьников. Оргвзнос за нее 60 р. Диплом присылают почтой. проект"Моя победа" http://www.konkurs-pobeda.com/ - Олимпиады и конкурсы. Оргвзнос 100 р. Диплом высылают в электронном виде. проект"Аристос" http://aristosolimp.ru/, сайт модернизировли, добавили новые разделы. Тут я нашла Викторины и конкурсы для ДОШКОЛЬНИКОВ - бесплатно! Так же есть худ. конкурсы и олимпиады. Худ конкурсы бесплатно. Олимпиады - орг. взнос 100 р. Наградные материалы высылают в эл. виде. Он лайн проект Меташкола http://metaschool.ru/ - в определенный день и час ребенок должен быть за компом и решить за час задания. Олимпиады по математике, англ, фр. яз. Диплом дают в эл. виде.