Как объяснить задачи с X
Начальная школаКак объяснить ребёнку задачи с "иксами"?
⠀
В первую очередь, надо понимать, что "икс" - это страшно умное слово, которое сразу включает для ребёнка красный цвет: дальше сложно, где сложно, там скучно, и никаких задачек уже не хочется и не можется.
⠀
Значит, надо сделать так, чтобы стало просто. Забыть про "иксы". Вместо них взять фигурки из мозаики, русские буквы, бумажные картинки животных и прочее. Играть с ними можно очень по-разному:
⠀
1️⃣ "Запиши правильный пример, спрячь его от меня, а мне напиши вместо одного числа фигурку. Как будто одно число надело маску. (Никаких "иксов"!)
Скажем, РОМБ + 2 = 6.
Какое число спряталось под ромбиком?"
⠀
Знаете, как дети решают такие задачи?
Обычно они их решают подбором.
- Что + 3 равно 5?
- А, знаю, это два.
Объяснить, как они рассуждали, дети обычно не могут. "Ну я просто знаю!" - говорят они.
Это вполне честный ответ. Нет никакой проблемы, если ребёнок подбирает ответ. Ему так УДОБНЕЕ.
⠀
2️⃣ Ещё один способ: берём примеры, написанные заранее, и заменяем в каждом примере часть чисел масками (если там два одинаковых слагаемых, им даём одинаковые маски). А потом меняемся задачками и пробуем подобрать, какие числа спрятались под картинками.
⠀
3️⃣ Можно тренироваться с кубиками или счётными палочками: например, выдаём ребёнку десять кубиков и схему, по которой он строит фигуру. Остаётся два лишних кубика, и звучит вопрос: "а надо ли считать, сколько кубиков сложилось в фигуру, или это можно узнать по-другому?"
⠀
Вы удивитесь, но многие дети, которые, по словам родителей "свободно считают до ста", не могут справиться с этой задачей. Иди даже с такой:
⠀
4️⃣ Мы показываем детям на пальцах число 6 и спрашиваем, сколько пальцев загнуто. Очень многие просят развернуть руки, ладонью к ним, чтобы посчитать загнутые пальцы - иначе понять они не могут!
⠀
Как видите, чтобы научить ребёнка задачам с "иксами", нужно, как и всегда, следовать главному правилу: постепенность и успешность
От самого простого потихоньку дальше, не пытаясь прыгнуть выше головы.
⠀
И дорогие взрослые, не забывайте: что кажется очевидным вам, может быть для ребёнка неподъёмной глыбой "гранита науки".