Маленькие заметки о европейских дорогах
РазноеИногда я читаю отзывы начинающих автопутешественников. Они полны трагизма. Прочитав такие отзывы, другие начинающие путешественники могут подумать, что автопутешествия - это сложно и неудобно. Интернет полон информации. Тысячи людей из года в год путешествуют на автомобилях (и еще львиная доля пользуется домами на колесах).
Напишу для тех, кто поедет из Центральной части России через Беларусь в Европу. В современные телефоны устанавливается программа IGO и в нее закачиваются карты. Какие закачивать - самые новые или годичной давности - смотрите сами. Бывало, что сверхновая карта пыталась нас вести по магистрали, которая еще не была построена. Актуальные карты в дороге очень помогают объехать километровые пробки из-за аварий. Хотя, помню, мы мертво стояли на автобане в пробке 2 часа без возможности объезда. Тогда смотрели фильм с ноутбука и доедали оставшуюся в машине пиццу.
Конечно, еду нужно брать с собой. В первый день дорога Москва - Брест занимает 1100 км. За этот день нужно съесть все молочные и мясные продукты. Потому что по правилам в ЕС с такими продуктами нельзя. Никто ни разу на границе нашу еду не смотрел. Мы обычно в дорогу берем легкую еду - зеленый салат, фрукты, бутерброды с колбасой и сыром, термос с кофе (кофе на трассе в России и Беларуси плохого качества), минеральную воду.
Если нужны белорусские деньги - меняем их сразу же при пересечении границы с Беларусью, в местной маленькой конторке. Хотя в большинстве случаев на территории Беларуси расплачиваемся карточкой.
Будьте внимательны, на государственных белорусских заправках продается загадочный бензин, который подозрительно быстро тратится: немного проехали и уже трети бака нет.
Удобно с собой в машине иметь бумажные платочки, антисептические влажные салфетки, чайные ложечки для йогуртов. И конечно, маленькие пакеты для мусора. Их удобно выбрасывать по мере наполнения. Защечные леденцы помогают дольше бодрствовать.
Прохождение границы Брест-Тересполь (или Домачево) занимало в разные годы (и время суток) от 45 минут до 7 часов. Обычно прохождение границы занимает 3-4 часа. Беларусы любят устраивать пересменку на 2 часа. Мы тогда в машине смотрим фильмы с ноутбука. Конечно, в машине должны быть проводки для подзарядки всех требующихся вам устройств.
По Польше проложены отличные магистрали. Благодаря деньгам Евросоюза их строится все больше и больше. Вот карта актуальных дорог, ее удобно смотреть перед поездкой -
В ЕС удобно покупать еду в магазинчиках на заправках. Например, можно купить питьевые йогурты, салаты, готовые упаковки нарезанных фруктов, горячие сосиски и булочки с кофе. Тут не нужно ожидать подвоха, как при путешествии по России или Беларуси.
Перед поездкой стоит изучить вопрос про платные магистрали или необходимость виньеток. Например, в Венгрии нужно заехать на определенную заправку, внести данные своего авто в программу и получить на руки чек. Это и есть виньетка. Хотя в большинстве случаев это стикер на лобовое стекло.
Стоимость бензина в любой стране Европы можно узнать здесь -
Информацию по виньеткам разных стран ЕС (нужны ли, как выглядят, сколько стоят, сколько действуют, где размещать) можно найти здесь -
Да, в воскресенье в Европе многие магазины, банки, заправки не работают. Работает только то, что на самообслуживании. Деньги можно снять в банкомате, а заправиться можно на автоматической заправке. Бензин дешевле возле крупных торговых центров (это их политика привлечения клиентов), на местных дорогах. На магистралях бензин дороже. По воскресеньям бензин дороже.
Особенности по странам:
Эстония. Место и время пересечения границы нужно бронировать заранее, месяца за полтора. Сайт бронирования -
Магистрали, перестроенные на деньги ЕС, прекрасны. Местные дороги - так себе.
Соблюдение скоростного режима отслеживают полицейские, появляющиеся на пустой дороге словно из-под земли.
По стране вдоль дорог разбросаны мелкие магазинчики, где можно вкусно и разнообразно покушать.
Норвегия. Министерство туризма страны рекомендует всегда возить с собой канистру бензина. Мало ли куда вас занесет... Хотя повсюду, даже в Заполярье, есть заправки, работающие круглосуточно и по карточке. Будьте готовы к тому, что можно проколоть колесо, и держите в голове комплекс необходимых при этом мер. На севере Норвегии активно строятся новые дороги, мосты, тоннели, возле строек валяются шурупы. Нам один такой угодил в колесо. Долго не могли понять отчего оно медленно спускается.
Качество покрытия дорог - так себе. Здорово стираются шины. После поездки пришлось их заменить.
Кофе на заправках не очень умеют варить. Едко-дымно-горький, не ароматный.
Вдоль дороги для туристов установлены миленькие деревянные туалеты в истинно норвежском стиле. Они даже с подогревом. Работают бесплатно.
Берегитесь одиноких северных оленей на дороге! Если они пасутся стадом, это ничего, а когда они по-одному, то очень пугливы и буквально прыгают в разные стороны. Если едете осенью, когда световой день короткий, имеет смысл обогатить машину комплектом фар "от оленей". Такие можно увидеть на всех местных машинах. В зимнее время на севере некоторые дороги для легковых авто будут перекрыты шлагбаумами. В это случае рядом будет висеть расписание автобуса-челнока. Авто придется оставить где-то на парковке.
Также будьте внимательны к овцам на дороге. Летом они норовят спрятаться в тени тоннелей. Но для этого перед тоннелями прокладывают крутящиеся металлические тонкие трубы.
Перед поездкой в северные страны в холодное время года посмотрите требования к зимним и шипованным шинам в ЕС -
Финляндия. Очень милые и внимательные таможенники. Действительно смотрят все предоставленные документы на нас и на автомобиль. Тоже берегитесь северных оленей. А также барсуков, которые выбегают на дорогу.
На финских заправках варят изумительный кофе. Можно добавить в него молоко, сливки, мед. А еще на заправках можно с удовольствием и комфортом поесть.
Выходя из машины, готовьтесь к нападению мошки и комаров. Держите при себе спрей.
Польша. Внутри страны ближе к границе с Беларусью очень много камер и полицейских. И это правильно. Ближе к границе люди дуреют и перестают соблюдать ПДД. Заодно еще и таможенник следит за выполнением ПДД. Помню, мы возвращались из большого путешествия, Сашка заболел и последние 2 дня вел с температурой 38. Забыл включить фары. Минус 200 злотых. Не жалко. Просто обидно.
Обычно после прохождения границы Беларусь-Польша, через 20 км останавливаемся на заправке возле отеля "Паджеро". Там же бесплатный туалет (он сомнительной чистоты, но он первый после нескольких часов границы), кафе, обмен валют, магазин. В магазине отличные местные йогурты и соки.
Лучшее ехать по магистралям, так быстрее. Например, Варшава-Краков или Варшава-Вроцлав. Магистраль Варшава-Берлин платная, 4 поста общей стоимостью около 80 злотых. На местных дорогах опасайтесь оленей и лосей.
Беларусь. Имейте при себе мелкие белорусские рубли чтобы заплатить за туалет на границе. Готовьтесь провести на границе 5-7 часов ожидания. У Беларусов нередка пересменка, занимающая 2 часа.
Дороги так себе. Но удобно ехать на круиз-контроле. Наверное, для беларусов будет правильнее вернуть оплату проезда по дорогам для легковых автомобилей.
Германия. Не занимайте левый ряд автобана со своей скоростью 170км/ч, все равно найдутся те, кому нужно быстрее. Хотя на самом деле безлимитных участков дороги не так уж много, как представляется. Смотрите внимательно на знаки ограничения скорости - в Германии обогащаются компании, которые устанавливают видеокамеры на дорогах. Дорожные знаки чуть меньше, чем это общепринято, и расположены по обе стороны автобана.
В том числе здорово штрафуют за несоблюдение расстояния между машинами. Обычно камеры, отлавливающие этот момент, переносные и располагаются на мостах над дорогой. Немцы и швейцарцы любят встраиваться перед вашим носом. Если это происходит перед мостом с возможной камерой - оттормаживайтесь, иначе штраф придет не им, а вам.
Если путешествуете с питомцем - он должен быть в клетке или пристегнут за шлейку к замку ремня безопасности. Вобщем, не должно быть такого, что черепаха застряла под педалью тормоза, а кошка залезла на лицо водителю.
Заправки на автобанах дорогие и расположены достаточно редко по сравнению с европейской частью России. Дешевле в деревеньках. Еще дешевле - при торговых центрах. В воскресенье бензин везде дорожает. Видимо заправки пытаются себе компенсировать выплату более высокой зарплаты работникам, выходящим на работу в выходной день.
Сейчас скажу страшную вещь. Дороги в Германии нередко бывают так себе. Они залиты бетоном и бетонные стыки на скорости ощущаются как "стиральная доска". Хорошая новость - дороги часто ремонтируют. Сначала бетон заливают то одним, то другим слоем выравнивающего асфальта, спустя несколько лет всю подложку снимают, обновляют и делают дорогу заново.
Бензин отличный. Машина на нем едет, кажется, в 1,5 раза больше, чем на бензине других стран.
Много бесплатных туалетов. В зависимости от земли, они располагаются с разной частотой.
Чехия. Старые советские магистрали - те самые "стиральные доски". Если есть возможность не заработать себе головную боль и сделать путь на 2 часа длиннее - выбирайте альтернативные дороги.
На заправках в курортных районах продается вкусная минеральная вода с натуральными соками.
Не забудьте взять с собой в поездку российский паспорт. Нам он пригодился, когда мы мило проехали под "кирпич". Чеха оштрафовали на месте, а нас, убедившись, что мы нерезиденты ЕС, отпустили с миром.
Франция. Если у вас на машине российский номер - водители будут вежливы, будут махать вам рукой и уступать дорогу. На немецкие номера французы реагируют нервно, подрезают. Куда девается воспитание? На заправках продают непременные багеты и плесневые сыры. Все работники заправок предельно вежливы, словно вы - долгожданные гости.
Будьте внимательны, южные магистрали Франции - самые дорогие в стране и в Европе вообще. При получении в автомате карточки для оплаты, положите ее куда-нибудь подальше от машины, прочих телефонов и проводов. Может быть, в карман? Французские карточки оплаты магистрали как-то удивительно быстро разряжаются. У нас это случилось дважды. Пытались связаться с диспетчером на трассе - он не говорит по-английски. Нам помогали разобраться местные французы-водители.
Если вам дороги жизнь и здоровье, опасайтесь ездить по однополосным дорогам вдоль каньонов. Возможно, водитель напротив считает, что эта полоса - его, а разъезжаться негде. Вердонский каньон - из числа подобных аттракционов. Никогда больше.
Голландия. Отличные дороги. Даже в дождь они быстрее избавляются от воды, чем это принято ожидать. Светофоры работают на движение - подъезжайте точно к стоп-линии и для вас свет переключится. Очень удобно.
Обедать в дороге здорово в магазинчиках
На дорогах пропускайте велосипедистов.
Швейцария. Виньетка покупается один раз и действует весь календарный год. Очень живописная страна. Много разноуровневых дорог, серпантинов, тоннелей. Тоннели могут быть большими - по 5-17-30 км. Есть платные тоннели. Если будете проезжать в оба конца - платите меньше. Тоннели могут перекрываться. Могут быть пробки из-за слишком большого количества желающих проехать (расстояние между машинами регулирует светофор и сами водители - 80 м). В таком случае будьте готовы потратить в пробке или на объезд 2 часа.
Солнце в горах садится рано и быстро. Местные к тоннелям-серпантинам уже привычные и носятся по ним, ослепляя светом фар.
Можно перекусить в больших придорожных кафе. Они очень удобные. Цены, конечно... как в Норвегии. Но все очень вкусно и порции большие. Обед на двоих (суп + курица с рисом + сок) 60 евро, гамбургер, любовно приготовленный при вас, 10 евро.
Италия. Если берете авто в аренду - оформляйте полную страховку. Манеры вождения у итальянцев такие, что вы не успеете опомниться, как машину уже поцарапают. На нашу уронили мопед :) Конечно, виновник происшествия не будет дожидаться водителя авто и свалит с места происшествия.
Бензин встречается разный. Даже на приличных заправках он с таким же эффектом, как на белорусских заправках - тает на глазах.
Перед пунктами оплаты на магистралях нередко встречаются пробки. Выбирайте окно с оплатой по карточке - эта очередь проходит быстрее. Бывает, что автомат по приему оплаты не работает. Местный сотрудник нас заверил, что в таком случае можно проезжать свободно, штрафа не последует.
Закидывайте сразу в багажник упаковку маленьких бутылочек с минеральной водой. На жаре расходуется очень быстро.
По воскресеньям найти придорожный работающий туалет очень трудно. Почти невозможно.
Не оставляйте автомобиль на открытой публичной парковке - багажники вскрывают, а окна бьют.
С наступлением лета и до сентября парковки становятся платными, а август - высокий сезон, когда вся Италия уходит в отпуск.
Черногория. Будьте опытным водителем. Страна состоит из серпантинов. Отбойники или старые, или отсутствуют. Доводилось видеть черные следы от шин, уходящие с серпантина в каньон, доводилось видеть аварию, "встречку" на серпантине. Объезжать нужно с навигатором и по "козьим тропам". Они огорожены острыми торчащими камнями.
Тоннели в горах узкие. Будьте готовы к тому, что они внутри не освещаются и внезапно изменяют свой угол постройки. А фуры едут ровно посередине, поскольку стены тоннеля низкие.
Обгонять в сумерках и ночью на серпантине очень трудно. Дороги узкие, аварийные. Нам попался водитель цистерны, который в сумерках долго вел нас по серпантину, прежде чем знаками показал, что впереди пусто и обгонять можно.
Подумайте дважды, прежде чем ехать смотреть Скадарское озеро с его горной стороны. Отбойников почти нет, дорога - одна полоса, разминуться очень сложно. К озеру ведут дороги без асфальтового покрытия. Любой проезжающий автомобиль поднимает столб пыли.
На крутых "слепых" поворотах принято гудеть, чтобы дать о себе знать вероятному встречному водителю.
Отличная еда на обед или с собой в дорогу - бурек с мясом или с сыром и пол-литра кефира (йогурта). Вкусно, натурально и сытно.
Путешествовать на авто приятно! Словно всегда дома, а за окном меняются виды и города.