Развитие мышления у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — период, когда происходит бурное развитие у детей, в том числе мышления Малыш превращается в самостоятельную личность со своим характером, талантами, увлечениями. Задача родителей — помочь своему чаду в этом процессе, оказать поддержку, подсказать, где нужно. В статье расскажем о возрастных особенностях развития мышления у детей, опишем упражнения, которые благотворно повлияют на мыслительные способности дошкольников и помогут подготовиться к школе.
Особенности мышления у детей дошкольников
Мышление — высшая форма отражения действительности. Он оказывает влияние на всю деятельность человека, его место в обществе. В этом возрасте задачи, которые нужно решать будущему ученику, становятся более разнообразными, усложняются. Ему приходится выделять и использовать связи между явлениями, вещами, действиями. При рисовании, лепке, сборке конструкторов, развивающих играх он использует всё новые действия, просчитывает их, меняет, сочетает. Возрастает значение речи.
Особенностью развития мышления ребенка в 3 — 4 года является попытки анализа окружающего мира. Он сравнивает предметы, находит связи между ними. В быту, коллективе дети наблюдают за взрослыми и в процессе наблюдения получают представление о людях, природе, вещах. Могут провести сравнение по форме, размеру, цвету, обобщать вещи по этим признакам.
В 4 года уверенно объединяют предметы в группы: одежда, игрушки, животные.
В 4 — 5 лет начинает развиваться образная форма мыслительной функции. Дети могут использовать простые изображения для решения задач, собирать или строить по заданной схеме. Способны решать задачу не только наглядно, но и в уме, мысленно проводя преобразования или перемещения объектов. Улучшается способность к обобщению, рассуждению и объяснению.
Начинает формироваться словесно-логический тип: появляется способность выстраивать логику, оперировать словами. Может составлять серию из 6 — 8 картинок, решать сложные задачи, для которых важна способность выявления связи между предметами, событиями.
Типы мышления
Мышление у детей классифицируется по нескольким признакам. Наиболее популярная и используемая в практике классификация учитывает характер и способ решения задач. Выделяют практический, образный, понятийные типы.
Наглядно-действенное мышление у детей
Наглядно-действенный, или практический тип у детей раннего возраста возникает раньше всех. Используется в процессе действий. Решение задачи при этом происходит путем двигательного акта. Речь используется в меньшей степени, чем при других видах мыслительной реакции. Примером является разбор конструктора, перекладывание вещей, нажимание на кнопки.
Так детки накапливают опыт. Малыш делает что-то, наблюдает, делает выводы. Постепенно формируются понимание связей: между свойствами одного предмета, между разными вещами.
Мышление у ребенка приобретает характеристики:
- обобщенность — вследствие схожих форм для строительства башни дошкольник может использовать и детали лего, и поезда;
- отвлеченность — за счет выделения одного признака малыш использует предметы по-разному. Например, кубик может быть и частью дома, и багажом в грузовичке.
Наглядно-образное (образное) мышление у детей
Следующий этап развития мышления у детей, при котором они представляют в уме ситуации, и мысленно производит изменения в них. Он оперирует образами (представлениями) предметов в памяти, их изображениями, воссоздает фактические характеристики вещи. Вследствие того, что в памяти уже отложились образы, крохе не нужно совершать действия: он и так знает результат.
Таким образом будущий школьник выставляет цель и задает вопрос: «А как это реализовать?». Он уже знает шаги, которые ему нужно предпринять, чтобы достичь желаемого. Какие цвета выбрать, каким образом нарисовать, какого размера бумагу взять, какого цвета бусинки выложить — эти тонкости есть у его голове. При этом важно, чтобы развитие мышления у детей шло одновременно со способностью к анализу, выявлению различий и сходств, развитием воображения.
Образная форма мышления у ребенка должна обладать следующими свойствами:
- подвижностью — вследствие этой опции будущий школьник дополняет свои представления. Например, увидел колесо — понял, что оно от машины;
- организованностью — при работе с конструктором, он оценивает и планирует расположение частей, чтобы получилась нужная ему фигура или модель. Придумывает различные комбинации, способы, которые ему помогут.
Наглядно-действенное и образное мышление у детей связаны между собой. Они изучают этот мир, главный двигатель — интерес к окружающему миру и познавательная активность. Они пробуют, активничают, благодаря чему осмысливают связи между вещами, событиями, выявляют характеристики, свойства. Постепенно это развивает следующий тип мыслительной активности.
Понятийное (словесно-логическое) мышление у детей
На этой стадии решение задач проводится в словесной (вербальной) форме. Используются понятия, словесные конструкции. Этот тип развития логического мышления у детей в большей степени происходит в старшем дошкольном возрасте. Они умеют устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, проводить сравнения и классификацию.
Детская логическая мыслительная функция неотделима от наглядного материала. В этом возрасте могут возникать сложности с абстракцией. Но дошкольники уже способны выделять причину и следствие, проводить аналогию.
Важным аспектом является гармоничное развитие мышления у детей всех типов: и образного, и логического. При таком укладе дошколята проще и быстрее решают различные задачи.
Основные мыслительные реакции
К основным реакциям, которые играют роль в развитии мышления у детей, относятся:
- анализ — мысленное разложение целого на части. Например, стул состоит из ножек, спинки, сиденья. Если используется только анализ, а за ним не следуют другие этапы, он становится порочным. Это показательно, когда малыш разбирает игрушку, и никак не использует его дальше, дальнейших действий с этой игрушкой нет;
- синтез — противоположный анализу процесс, мысленное объединение частей в целое. Используется в учебной деятельности, когда из букв нужно сложить слоги, из слогов — слова, а дальше — предложение;
- сравнение — выявление схожих черт и различий между предметами, явлениями. Осуществляется путем прикладывания одной вещи к другой физически (яблоко и банан отличаются формой, цветом) или мысленного сравнения (общее между стулом и столом — наличие четырех ножек);
- абстракция — осуществляется в результате анализа и заключается в том, что чадо, рассуждая о каких-то отдельных признаках, отвлекается от других;
- конкретизация — возвращение мысли от общего к конкретному. Нужна для раскрытия содержания;
- обобщение — объединение предметов в группы по признакам, например, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Упражнения и игры
Развитие мышления у детей дошкольного возраста проводится с помощью различных упражнений.
Чтобы добиться хорошего результата, необходимо следовать определенным правилам:
- Регулярность — заниматься нужно постоянно, чтобы малыш мог закреплять полученные знания и навыки. Речь не идет о ежедневных занятиях, но пару-тройку дней в неделю нужно выделять;
- Развитие мышления у детей связано с речью, поэтому важно пополнять лексический запас, при необходимости — заниматься у логопеда или дефектолога;
- Занятия должны быть разнообразными, чтобы малышу не было скучно и не пропал интерес;
- Проследите, чтобы на момент занятий у него было хорошее самочувствие, не было простудных или других заболеваний;
- Не настаивайте и не заставляйте заниматься, если нет желания или плохое настроение;
- При наличии сопутствующей патологии, которая влияет на мыслительные способности, будущий школьник должен наблюдаться у соответствующего специалиста — психолога, невролога, психиатра и получать лечение;
- Мышление у детей дошкольного возраста отлично будет развиваться с помощью игр;
- Привносите в игры элементы воспитания: приучайте различать хорошее от плохого;
- Делайте перерывы — переутомление ни к чему. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут.
Развитие наглядно-действенного типа
В младшем дошкольном возрасте только проявляются начальные попытки логических рассуждений. В этом периоде подойдут игры с сортерами, лепка, рисование, занятия-игры с различными материалами — песком, разного вида бумагой, крупами. Одна из основных задач родителей — создание всех условий, чтобы малыш мог безопасно изучать мир. Не рекомендуется постоянно лезть к нему с советами и помощью: предоставляйте крохе самостоятельность.
Развитие образного мышления у детей
На развитие образного мышления у дошкольного возраста особенно благоприятно влияют рисование и конструирование. Можете проводить сюжетно-ролевые игры, когда дети учатся создавать типичные образы посредством анализа и мысленного представления ситуации, с которой он сталкивался в жизни. Также он может дополнять их вымышленным, даже фантастическим сюжетом.
Активному развитию мышления у детей в этом возрасте способствуют картинки, по которым малыш будет строить свои рассуждения, пополнять словарный запас. Помогайте ему сформулировать верное суждения, найти признаки, которые имеют значение, но, как и прежде, оставляйте ему возможность самовыразиться. Включайтесь в игру, только когда видите грубые ошибки.
Развитие логического мышления у детей
Этот этап начинается в старшем дошкольном возрасте. Детсадовец выстраивает логическую последовательность или этапность своих действий, сам решает, как будет выглядеть место для игры, составляет свои умозаключения. В этом возрасте активно пополняется запас знаний, появляются новые умения: анализ, обобщение, абстракция.
Популярные упражнения
«На что похоже?». Покажите картинку с бесформенной кляксой. Ученик называет ассоциации.
«Назови характеристику». Вы показываете предмет, а малыш должен назвать его признаки, чем больше — тем лучше.
«Четвертый лишний». Предложите 4 картинки, один из которых лишний. Малыш должен найти у троих картинок схожие признаки и у четвертого — отличительный. При этом он может рассуждать вслух. Либо на картинке несколько вещей, нужно назвать лишний. Еще одна вариация — пропущен один предмет в ряде картинок, нужно его назвать.
«Определи хозяина». Вы называете несколько характерных признаков предмета или события, дошкольник должен угадать загаданное слово. «Разноцветное, в форме дуги, на небе — радуга», «иголки, лапки, носик — еж».
«Найди картинку». У вас и у него один и тот же набор картинок или карточек. Вы достаете одну картинку, описываете, что там изображено. Дошкольник должен показать свою аналогичную картину. Потом меняетесь местами. Эта игра подходит для группы детей, когда они играют друг с другом.
«Назови одним словом». Называете слова, ему нужно угадать обобщающее понятие. «Стол, стул, кровать — это мебель», «Заяц, белка, волк, собака — животные». Вариация этого упражнения: взрослый выкладывает разные вещи или их изображения, обучаемый группирует их и собирает игрушки в одну группу, одежду — в другую.
«Отгадай загаданное». Одна группа детей загадывает слово, другая должна ее отгадать. При этом можно задавать вопросы об этом предмете, но ответы могут быть только «да» или «нет».
«Выручи инопланетянина». Один из детей выполняет роль инопланетянина, который ничего не знает о земной жизни. Ребята объясняют ему значение вещей, как ими пользоваться. Если дитя в единственном числе, инопланетянином придется стать вам. Игра развивает мышление у детей, пополняет лексический набор слов, учит связно составлять предложения и рассуждать логически.
«Составь предложение». Назовите несколько слов, связанных с одним предметов. Кроха должен составить предложение. «Ложка, еда — с помощью ложки мы едим».
Игры на соответствие.Разложите картинки, например, животные и их любимая еда (медведь — мед, белка — шишки, кошка — молоко). Дошкольник составляет эти пары. Варианты этой игры — животные и их жилища, инструменты и что с ними делают, мамы и малыши.
«Продолжи ряд». Нарисуйте бусы в разноцветными бусинками. Ученик должен продолжить рисунок, соблюдая последовательность. Если у вас есть набор бусинок, можете их нанизывать: это будет еще полезнее, так как развивает мелкую моторику.
«Противоположности». Вы называете слово, малыш находит противоположное к нему. «Большой — маленький», «добрый — злой», «черный — белый».
«Угадай предмет». Выбираете вещь, который есть в комнате, описываете его, кроха должен угадать, о чем идет речь.
«Что пропало». Выкладываете несколько предметов. Просите малыша закрыть глаза, за это время убираете что-то одно: дошкольник должен вспомнить расположение вещей, и назвать, чего не хватает.
Если у вас нет времени придумывать игру, можно воспользоваться готовыми наборами. Например, мышление у детей дошкольного возраста отлично развивают пазлы, судоку, ребусы. Конечно же, выбирайте их соответственно возрасту и постепенно усложняйте. Старшим дошкольникам могут понравиться шахматы, шашки, домино.
Мышление у ребенка — это результат умственного труда малыша и воспитания родителей, увлекательный процесс познания окружающего мира. Подберите свою программу упражнений, чередуйте их, чтобы обучение проходило легко и весело.
Заключение
Дошкольный период — часть жизни, когда человек приобретает новые навыки, знания и умения, раскрывает таланты, развивает интеллект. Одна из важнейших психических функций — мыслительная, помогает ему в этом процессе. Мышление у детей дошкольного возраста развивается по своим правилам.
Обучающую деятельность нужно вести, учитывая не только возрастные, но и индивидуальные особенности вашего будущего ученика. Тренируйте мыслительные способности, давайте ему свободу действий в изучении мира. Не забывайте о воспитании, но не создавайте ограничения вокруг, которые не позволят малышу использовать весь свой потенциал.
На зацикливайтесь на результате: главное — чтобы и вы, и дитя получали удовольствие от совместных занятий. Необязательно выделять отдельное время: вы можете придумывать задания, когда гуляете на улице, готовите еду, купаетесь. Так вы проведете время не только интересно, но и с пользой.
Литература:
- Казначеев С.В., Ципцина М.Н. Проблемы развития мышления в дошкольном возрасте // Символ науки. 2019. №2. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-myshleniya-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 11.03.2022).
- Ишмурзина, Г. Н. Особенности формирования мышления ребенка в дошкольном возрасте / Г. Н. Ишмурзина // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – № 3(4). – С. 292-294. https://elibrary.ru/item.asp?id=25139635& (дата обращения: 11.03.2022).
- Веракса Николай Евгеньевич, Коконцева Екатерина Владимировна Символ как средство диалектического мышления старших дошкольников // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2014. №20 (142). https://cyberleninka.ru/article/n/simvol-kak-sredstvo-dialekticheskogo-myshleniya-starshih-doshkolnikov-1 (дата обращения: 11.03.2022).
- Торопцева Х.М. Положительное влияние использования аппликации в образовательном дошкольном учреждении при работе с детьми дошкольного возраста // Символ науки. 2018. №7.