Вместе с мамой на всех этапах

Каждая мама проходит сложный путь, испытывает неповторимые эмоции, попадает в непростые (иногда — даже комичные) ситуации. Мы собрали вам в помощь столько полезного контента в одном месте! А ещё приятный бонус: промокод на скидку в OZON за прохождение игры.

Выберите этап материнства, на котором вы сейчас находитесь

Получить промокод на скидку в OZON! Получить!
Ольга Викторова Психолог сети клиник доказательной медицины DocDeti

Вопрос-ответ от детского психолога

Секции

  • Как понять, что у ребёнка есть потребность в посещении дополнительных занятий?

    Если ребёнок дошкольного возраста, например, никуда не ходит и проводит всё время либо на площадке, либо с родителями, то 1-2 занятия в секциях тут будут очень к месту. Для развития интересов, навыков общения, самоорганизации.

    Для дошкольников очень полезно посещать подготовительный класс в той школе, где они в дальнейшем будут обучаться.

    Дети 5-6 лет и старше, скорее всего, и сами скажут, что хотят чем-то заниматься. Это, пожалуй, один из основных факторов выбора.

    Спортивные занятия (как физкультура, а не спорт высоких достижений) можно рекомендовать всем нашим современникам, учитывая склонность к сидячему образу жизни.

  • На что обратить внимание при выборе секции для ребёнка?

    Выбирая кружки и секции для ребёнка, ориентируйтесь в первую очередь на интересы и возможности самого малыша. Занятия должны ему нравиться, быть комфортными, положительно сказываться на развитии.

    Чем младше ребёнок, тем актуальнее вопрос не освоения новых умений, а получения удовольствия от какой-либо деятельности, становления базовых навыков самоорганизации, дисциплины, взаимодействия с другими детьми в команде. Все это можно получить практически на любом развивающем занятии. Поэтому главное, чтобы ребёнку было интересно, а на занятии была доброжелательная атмосфера.

    До 5 лет не стоит настаивать на обучении каким-то пока абстрактным для ребёнка навыкам: чтению, письму, счету, рисованию, иностранному языку. Но если у малыша есть искренний интерес, не стоит ему препятствовать. Чем младше ребёнок, тем больше стоит делать ставку на двигательную активность (общая физическая подготовка, плавание, танцы) и реальное предметно-действенное взаимодействие с окружающим миром (изучение свойств предметов и природных явлений, создание поделок, лепка, рисование, всестороннее развитие детей).

    Детям постарше также стоит подбирать кружки по интересам или же ориентироваться на какие-то «западающие» моменты их школьного обучения. В зависимости от предпочтений ребёнка, выберите для него, например, театральную студию, музыкальную или художественную школу, кружок конструирования/моделирования, математический или литературный кружок, шахматный клуб. А может, ваш ребёнок мечтает играть в хоккей или танцевать в балете? Поддержите его инициативу.

    Репетиторы могут помочь ребёнку в комфортной обстановке освоить необходимые знания и почувствовать себя увереннее в школе или на экзаменах. Специальные кружки для подростков могут быть актуальны и полезны для них уже с целью выбора будущей профессии и направления дальнейшего обучения. Например, старшие школьники могут обучаться программированию, фото- и видеосъёмке и монтажу, игре на музыкальных инструментах, увлекаться туризмом, спортивным ориентированием или осваивать навыки модели.

    Насчёт физической активности — стоит помнить, что она актуальна для детей любого возраста. И если ребёнку её недостаёт, то, возможно, именно это — актуальное направление дополнительных занятий, о которых стоит задуматься.

  • Нужно ли максимально нагружать ребёнка секциями? Каково оптимальное количество дополнительных занятий в неделю?

    Нет. Максимально нагружать и перегружать не нужно ни ребёнка, ни себя. Оптимальной является такая нагрузка, когда у ребёнка в ежедневном режиме остаётся время погулять, поиграть и поваляться, ничего не делая.

  • Как поступить, если ребёнку некомфортно в секции?

    Многое зависит от того, с чем связан дискомфорт. Если речь идет о чрезмерной нагрузке, некорректном общении с преподавателем или сложностях со сверстниками, на которые тот же преподаватель закрывает глаза, то имеет смысл подумать о том, чтобы перестать посещать данные занятия.

    Может быть и другая ситуация: дети довольно непостоянные натуры, и порой любые сложности на прежде весёлых занятиях становятся поводом для прекращения посещений. Если речь идет только об этом, и ребёнку в целом нравится то, что он делает, имеет смысл проявить настойчивость и показать ему пути и возможности справиться с трудностями.

Детский сад

  • Что делать, если ребёнок плачет по пути в детский сад?

    Такая ситуация может быть вызвана разными причинами.

    Если малыш плачет просто в контексте периода адаптации — это одно, а если из-за того, что в саду он встречает какую-то травмирующую ситуацию — другое.

    Сначала рассмотрим первый вариант. Привыкать к новому всегда нелегко (вспомните себя при выходе на новую работу или по возвращении из отпуска), и это может вызывать грусть, печаль, сопротивление. Можно помочь ребёнку справиться с этими эмоциями — назвать их, понять, откуда они взялись, признать, что ребёнок имеет право испытывать подобные чувства. Чтобы совладать с ними, расскажите, что именно малыш будет делать в саду, помечтайте вместе о том, как вы после встретитесь и что будете делать. Дайте ему с собой какую-то вещь, которая будет напоминать о вас (можно даже завести парные предметы — для вас и для него). Подчеркните необходимость такого распорядка в вашей семье (почему это необходимо, как это может быть полезно всей семье и каждому из вас по отдельности).

    Теперь о травмирующих ситуациях. Может быть такое, что в саду действительно что-то идёт не так, и психика ребёнка не справляется с этим стрессом. Тогда скорее всего мы будем наблюдать устойчивые поведенческие изменения и, возможно, даже физиологические нарушения. Так, ребёнок может стать вялым или, наоборот, излишне возбужденным, агрессивным. Возможно угнетение психики — заторможенность, нарушение аппетита, проблемы со сном. Встречаются и невротические реакции по типу тиков, заикания, энуреза, навязчивых действий. Кроме того, ребёнок может и прямо рассказать, что что-то идет не так.

    Если мы имеем дело с такой ситуацией, то стоит рассматривать вопрос о том, как исключить травмирующие обстоятельства — в индивидуальном порядке. Решением может стать как обстоятельная беседа с воспитателем, так и переход в другой детский сад, например.

  • Могут ли воспитатели сказать, что не справляются с ребёнком? Что делать в таком случае?

    Учитывая, какое количество детей в среднестатистическом саду приходится на одного воспитателя (иногда 30-35 человек в группе), я бы сказала, что это будет даже честно — сразу сказать, что они не справляются. В этом случае воспитатели просто не имеют возможности конструктивно разбираться со многими обыденными вопросами, что в итоге перерастает в более глубокие проблемы (конфликты, нежелательное поведение, сложности в отношениях между детьми).

    Конечно, может быть такая ситуация, когда проблемы с поведением ребёнка выходят за пределы возможностей сада. Это психические заболевания и расстройства, связанные с отсутствием в саду специалиста (тьютора), который мог бы сопровождать ребёнка, а также поведенческие нарушения, возникающие в структуре взаимоотношений ребенка с родителями (при условии, что мама и папа не работают над этими вопросами).

    Дети с особыми потребностями (имеющие какой-либо диагноз) или дети со стойкими поведенческими нарушениями — когда поведение не поддается контролю ни в саду, ни дома, а также дети с остро выраженной адаптацией, требуют особого подхода.

    Для решения такой проблемы необходимо сотрудничество, совместные действия воспитателя, родителя и психолога (а возможно и других специалистов) — когда все подключаются, помогая ребёнку сформировать необходимые навыки. Но у нас эта практика, к сожалению, не использует свой полный потенциал.

  • Как пережить адаптацию к детскому саду ребёнку и родителю?

    В первую очередь родителю важно быть уверенным в своём решении и в его необходимости. Мамы особенно часто испытывают чувство вины и неуверенности, когда возникает необходимость отправить ребенка в сад. В основе этого могут лежать и личные установки о «хорошем» и «плохом» материнстве, и негативный опыт из детства, и отношение к саду в целом, и неуверенность в своем решении.

    Стоит задать себе вопрос: «Что я думаю об этой ситуации, какие чувства испытываю?» Уделите немного времени и внимания честному диалогу с собой, не отрицайте негативные моменты. Чем быстрее вы их признаете и проживете, тем меньше они будут тянуть вас вниз. Работать со своими мыслями можно самостоятельно или в тандеме со специалистом (психологом). Залог успеха заключается в четком понимании, зачем это нужно, отсутствии чувства вины и тревоги.

    Стоит уделить время адаптации к саду ребёнка, сконцентрироваться его на сильных сторонах и возможностях, верить в него. Потому что дети всегда стараются соответствовать заданному образу в глазах родителей.

    Нужно заранее готовить ребёнка к детскому саду, создавать положительные эмоции, постепенно проводить адаптацию, сопровождая это какими-то ожидаемыми событиями. Вовсе не обязательно говорить о материально-привлекательных событиях. Это должны быть позитивные вещи, которые выбиваются из рутины. Это может быть прогулка в парк, совместное чтение новой книги, нежные объятия при встрече вечером.

  • Что делать, если у ребёнка нет друзей в детском саду?

    Возможно, они есть где-то ещё?

    Стоит понять, насколько ребёнку нужны друзья и в каком количестве. Потому что есть застенчивые дети, которые хотят общаться, но испытывают трудности с установлением и развитием взаимоотношений со сверстниками. А есть дети, которым просто не нужно много общения, у них нет в связи с этим проблем, и они чувствуют себя вполне комфортно.

    Детям из первой категории могут быть полезны занятия в малых группах, направленные на развитие коммуникативных навыков.

    Тренироваться и учиться общаться можно дома — посредством ролевых игр с родителями, чтения психотерапевтических сказок для детей.

  • Что делать, если у ребёнка отнимают игрушки в детском саду?

    Конечно, хотелось бы сказать, что это компетенция воспитателя — помогать детям устанавливать и соблюдать границы, а также осваивать вежливое общение. Но, увы, не всегда это так на практике.

    Стоит научить ребёнка правильному поведению в этой ситуации, чтобы он мог сказать: «Отдай, пожалуйста, я играл в эту игрушку». Объясните, что не всегда другие ребята ведут себя правильно, разбирайте подобные ситуации, и, в зависимости от контекста, учите поведению в них. Можно также обсудить этот вопрос с другими родителями и педагогами, вместе выработать правила, чтобы воспитатель разрешал эти ситуации на основе общего согласия. Имея конкретные инструкции, воспитателю, возможно, будет легче сориентироваться — на что обращать внимание и делать упор.

Вопросы по пути из детского сада

Время, проведённое с малышом, бесценно! Потратьте минуты по пути из детского сада на общение с любимым ребёнком, чтобы укрепить эмоциональную связь и в игровой форме развить его речь, внимание и воображение. К тоже это так интересно и весело! Итак, возьмите его за тёплую ручку и спросите прямо на ходу…

  1. Что ты сегодня делал в группе?
  2. Во что играли? Научишь? Объясни правила.
  3. Над чем ты сегодня смеялся?
  4. По какой дорожке сегодня пойдём домой? По широкой или узкой?
  5. Как ты думаешь, на что похоже вон то облачко?
  6. Угадай, на что я смотрю?
  7. Сочиним сказку, о том, как мы шли домой? Я начинаю…
  8. Чем похожи лук и помидор?(овощи, круглые) А лиса и заяц? (дикие животные) Птица и самолёт? (летают)
  9. Что будет, если… зимой не выпадет снег? Летом не пойдет дождь? Мама перестанет ходить на работу?
  1. Чем кормили? Что особенно понравилось?
  2. С кем ты подружился? Как выглядит твой друг?
  3. Как зовут девочек и мальчиков в садике?
  4. Какой дом на этой улице самый высокий? А какой самый низкий?
  5. А что ты сейчас видишь красного цвета? А синего?
  6. А давай посчитаем все машины/деревья/дома, которые увидим по пути?
  7. Как думаешь, из чего это (дом, лавочка, дорожка) сделано?
  8. Как назвать ласково собаку? А кошку? А енота?
  9. Кем раньше была собака? (щенком) Птица? (птенцом) Жук? (личинкой)

Тест

Выбираем игры по темпераменту ребёнка

Каждый малыш уникален, но на его поведение, скорость мышления, манеру общения со сверстниками и взрослыми во многом влияет темперамент, заложенный самой природой. Пройдите тест, который поможет определить тип темперамента вашего малыша, а также узнайте, какие игрушки ему больше всего подходят.

Какое определение больше всего подходит вашему малышу, когда он играет со сверстниками?

Выбрать ответ