Хоботковый рефлекс — это рефлекторное движение губ в ответ на прикосновение к верхней губе. Обычно этот рефлекс наблюдается у новорождённых и детей первого года жизни. Однако в некоторых случаях хоботковый рефлекс может сохраняться и у взрослых. Наличие или отсутствие хоботкового рефлекса у взрослых может быть связано с различными факторами, такими как состояние нервной системы, наличие определённых заболеваний и т. д.
Дорогие мамочки новорожденных детей и детишек месяцев до 2-3, предлагаю вам самим оценить здоровье своих детишек относительно неврологии. В силу того, что я занимаюсь лечением своего ребенка, я стараюсь читать соответствующую литературу. И вот недавно я дочитала книгу Ю.А.Ратнера "Неврология новорожденных", где нашла интересную, на мой взгляд, информацию. Может кому-то это тоже покажется интересным. Далее я опишу безусловные рефлексы новорожденных и методику их вызывания (информация взята из вышеупомянутой книги):
Рефлексы новорожденных, относящиеся к поиску пищи:
Сосательный рефлекс:
Это один из основных рефлексов, необходимых новорожденному для питания и нормального развития. Заключается он в том, что при помещении в рот ребенка любого предмета достаточных размеров ребенок начинет производить активные сосательные движения. Этот рефлекс хорошо развит с момента рождения и угасает только к концу первого года жизни.Продолжение далее.
Дорогие мамочки новорожденных детей и детишек месяцев до 2-3, предлагаю вам самим оценить здоровье своих детишек относительно неврологии. В силу того, что я занимаюсь лечением своего ребенка, я стараюсь читать соответствующую литературу. И вот недавно я дочитала книгу Ю.А.Ратнера "Неврология новорожденных", где нашла интересную, на мой взгляд, информацию. Может кому-то это тоже покажется интересным. Далее я опишу безусловные рефлексы новорожденных и методику их вызывания (информация взята из вышеупомянутой книги):
1. Поисковый рефлекс. Поглаживание в области угла рта вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. Если то же раздражение приложить к середине нижней губы, то губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Поисковый рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва. Угасает рефлекс к 3м месяцам. При наличии церебральной патологии у новорожденных рефлекс может быть задержан и не исчезает к 3-месячному возрасту. 2. Хоботковый рефлекс. Вызывается постукиванием пальцем по верхней губе - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры (губы складываются в виде хоботка). В норме хоботковый рефлекс угасает к 3-4 месяцам. Сохранение рефлекса в более старшем возрасте обычно указывает на патологию нервной системы. 3. Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных. Если поместить указательный палец исследующего в рот ребенка на глубину 3-4 см, то новорожденный совершает ритмичные сосательные движения. После кормления этот рефлекс в значительной мере угасает и спустя полчаса-час начинает вновь оживляться. При перинатальных повреждениях головного мозга сосательный рефлекс исчезает или понижен. 4. Ладонно-ротовой рефлекс. Для вызывания рефлекса надавить пальцем на ладонь ребенка, а тот в ответ открывает рот. Этот рефлекс обычно постоянен и снижает при некоторых повреждениях нервной системы. 5. Хватательный рефлекс. В ответ на штриховое раздражение ладони происходит сгибание пальцев и захватывание предмета. Перед кормлением этот рефлекс выражен значительно ярче, причем процесс сосания усиливает этот рефлекс. В норме этот рефлекс выражен у всех. Снижение хватательного рефлекса наблюдается у детей, родившихся в асфиксии. А также рефлекс снижается при вялом парезе руки. 6. Рефлекс Робинзона. Суть хватательного рефлекса состоит в том, что в ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда ребенок удерживает предмет или палец так крепко, что его можно за пальцы приподнять вверх - эта фаза рефлекса получила название рефлекса Робинзона. Таким образом, оказалось, что совершенно беспомощное существо, каким является новорожденный, проявляет способность развить в пальцах рук "мускульную силу, равную силе здорового взрослого человека". Чтобы ребенок повис в воздухе, удерживаясь за ваши пальцы, хватательный рефлекс должен быть безукоризненным. Это позволяет отнести рефлекс Робинзона к очень тонким тестам для последующего углубленного изучения новорожденного. К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный - ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Следовательно, хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым - развитию мышечной силы в руках. 7. Нижний хватательный рефлекс. Вызывается легким нажимом кончиков пальцев на переднюю часть подошвы новорожденного. В ответ возникает сгибание пальцев ног (иногда - сгибание стопы).Рефлекс в норме исчезает к 9-14 мес жизни. 8. Рефлекс Моро. Для вызывая рефлекса нужно неожиданно ударить двумя руками по подушке, на которой лежит голова ребенка (девочки, не увлекаемся- не надо бить со всей силы!) - при этом обе руки ребенка, полусогнутые в локтях, раздвигались, а пальцы растопыривались. Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании ног новорожденного - руки при этом отводятся в стороны, а затем происходит их возвращение в исходное состояние. В норме рефлекс сохраняется до 3-4 мес. У всех здоровых новорожденный этот рефлекс вызывается хорошо и всегда симметричен. 9. Рефлекс Галанта. При раздражении кожи спины вдоль позвоночника новорожденный описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя. нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах. В норме рефлекс сохраняется до 2-3 мес. 10. Рефлекс Переза. Ребенка укладываем лицом вниз на свою ладонь.Слегка надавливая, проводим пальцем по позвоночнику ребенка от копчика до шеи. В ответ возникает резкий крик, лордоз позвоночника, разгибание рук и ног в сочетании а разгибанием головы, выпячивание ануса и мочеиспускание. Исследования показали, что не все компоненты рефлекса столь постоянны. Наиболее надежные компоненты - крик, разгибание конечностей, поднимание головы и таза. У новорожденный с натальным повреждением шейного отдела спинного мозгавсе компоненты вызываются как обычно, но разгибание головы при этом отсутствует. Рефлекс обычно хорошо выражен в течение первого месяца жизни и постепенно ослабевает к исходу 3 месяца. Сохранность рефлекса старше 3 мес следует считать патологическим признаком. 11. Рефлекс опоры. Если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, поставленный к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается в поверхность стола. Опора может быть на носки и с перекрестом ног, но это указывает на пирамидную неполноценность. Рефлекс опоры постепенно исчезает к 4-5-недельному возрасту. 12. Автоматическая походка, или шаговый рефлекс. При легком наклоне тела кпереди и упоре стоп ребенок делает шаговые движения. Исчезает примерно к 2 мес. 13. Рефлекс ползанья Бауэра. Новорожденному, уложенному на живот, слегка давим на подошвы - в ответ ребенок рефлекторно выполняет движения ползанья. 14. Защитный рефлекс. Уложенный на живот новорожденный сейчас же поворачивает голову в сторону и пытается ее приподнять. Исчезновение рефлекса бывает при патологии головного мозга ребенка и при поражении верхних шейных сегментов спинного мозга. Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен очень постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам. 15. Рефлекс отдергивания. Если поочередно уколоть чем-нибудь (не переусердствуйте!) каждую подошву, происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп. Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. 16. Перекрестный рефлекс экстензоров. Разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол - в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга. 17. Рефлекс Бабинского. Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни лишь на том основании, что он очень часто встречается. но об этом чуть ниже. Вызывается рефлекс раздражением подошвы, в ответ происходит выраженная экстензия большого пальца и веерообразное расхождение остальных. Исследователи пытаются объяснить рефлекс Бабинского незрелостью пирамидных путей. Автор книги провел исследования - осмотр контрольной группы, где ни у кого из детей не было никакой неврологической симптоматики. И здесь выявилось неожиданное: за исключением нескольких детей, ни у кого не было рефлекса Бабинского ни в первые дни жизни, ни в последующие. Если причина существования рефлекса Бабинского кроется в незрелости пирамидных путей, то как объяснить его отсутствие у подавляющего большинства здоровых новорожденных? "Созрели" пирамидные пути? И почему тогда так часто выявляется этот рефлекс у новорожденных, находящихся в тяжелом состоянии? Ответ просто, рефлекс Бабинского является патологическим уже с первых дней жизни ребенка и является тонким признаком патологии пирамидных путей, а частота выявления его есть не доказательство его физиологичности, а доказательство частоты неврологических нарушений у новорожденных. Итак, у здоровых новорожденных НЕ должно быть рефлекса Бабинского. Могу опираться в этом уже на свой опыт, у моего сына этот рефлекс был спонтанным (то есть его не надо было вызывать, он был постоянно сам по себе) с рождения, а врачи говорили, что это нормально и потом пройдет (большие пальцы на ножках торчат вверх до сих пор).
Пишите о результатах своих исследований, очень интересно!!! Комментировать
Перед тем, как начинать изучение техники выполнения рефлекторной и общеукрепляющей гимнастики для детей, думается, многим посетителям имеет смысл ознакомиться с основополагающими правилами проведения этой самой гимнастики - это поможет сделать массаж и упражнения не только полезными для малыша, но и безопасными. А также, что немаловажно - приятными. Рефлекторные и физические упражнения для детей в возрасте 1 - 3 месяца.
Задачей описываемых ниже упражнений является укрепление мускулатуры ребенка, помощь в нормализации его мышечного тонуса и развитие многих важных структур центральной нервной системы. Помимо полезной физической нагрузки, обеспечиваемой рефлекторной и прочей гимнастикой, огромную роль играют и положительные эмоции, получаемые маленьким человеком во время занятий с матерью или отцом.
1. Выкладывание на живот. Очень полезное, а самое главное - чрезвычайно простое упражнение:) Осуществлять его можно с самого раннего возраста: защитный рефлекс, прекрасно работающий у большинства малышей, при выкладывании на живот заставляет ребенка "автоматически" поворачивать голову в сторону. Уже на первом месяце жизни в таком положении дети стараются поднять и удержать голову - сначала это удается лишь в течение считанных секунд, затем голова удерживается все дольше и дольше. При помощи этого упражнения эффективно укрепляются мышцы шеи и спины, формируется физиологические изгибы позвоночника, тренируются многие мозговые центры. Старайтесь выкладывать ребенка на живот чаще - не только, когда выполняете массаж спины и ягодиц, но и просто в периоде активного бодрствования.
2. Рефлекторное разгибание позвоночника. В основе этого упражнения лежит спинальный двигательный автоматизм - т.н. рефлекс Галанта. Осуществляется это упражнение из исходного положения на боку. Осторожно придерживая лежащего в этом положении малыша за ножки, двумя пальцами свободной руки взрослый с легким нажимом проводит вдоль позвоночника ребенка, отступив от средней линии тела вправо и влево на расстояние около 1 см. Движение пальцев взрослого проводится по направлении от крестца к шее. Малыш обычно реагирует на такое раздражение прогибанием спинки - его туловище образует дугу. Силу нажима можно варьировать, но в любом случае эта манипуляция не должна вызывать отрицательной реакции ребенка. Внимание! Не следует проводить пальцами прямо по средней линии тела ребенка - рефлекс Переза, запускаемый с остистых отростков позвонков малыша, вызывает у него резко негативную эмоциональную реакцию. Вплоть до сильного крика и отхождения стула.
3. Рефлекторная "ходьба" Упражнение основано на еще одном врожденном автоматизме - даже только что родившийся ребенок, осторожо поддерживаемый под мышки в вертикальном положении, прикасании стопами твердой поверхности, начинает делать шаги вперед. Если Ваш малыш не желает "ходить" таким образом, попробуйте наклонить его вперед - так, чтобы голова и верхняя часть туловища как бы "опередили" ноги. Дайте ему почувствовать твердую поверхность всей стопой, а не только кончиками пальцев - и он непременно "пойдет".
4. Рефлекторное ползание Как Вы наверняка уже догадались, это упражнение (как и все порочие, носящие мудреное определение "рефлекторные") также базируется на врожденном спинальном автоматизме. Он называется рефлексом ползания Бауэра и вызыватся очень просто: ножки лежащего на животе малыша нужно согнуть, предварительно разведя коленки в стороны (такая маленькая, знаете ли, лягушка:) - после чего дайте стопам ребенка почувствовать опору Ваших ладоней. Можно легонько подтолкнуть стопы малыша вперед, после чего зафиксировать свои ладони в неподвижном положении. Ребенок непременно оттолкнется от Ваших ладоней и проползет вперед. Внимание! При выполнении этого упражнения обязательно оцените расстояние от головы ребенка до расположенной впереди стены или любой другой вертикальной (и не мягкой) поверхности: малыш может настолько резко оттолкнуться от Ваших ладоней и настолько стремительно продвинуться вперед, что ударится о такую плоскость головой.
5. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев ног Осторожно удерживая ножку лежащего на спине малыша за область голеностопоного сустава, подушечкой большого пальца своей свободной руки нажмите на его подошву - в области "подушечки" стопы (т.е. у основания пальцев). В ответ малыш немедленно согнет пальчики стопы. Если же Вы с легким нажимом проведете пальцем вдоль наружного края стопы (от ее мизинца к пяточке), то паьцы ребенка разогнутся, заняв "веерное положение". Подошвенный рефлекс и рефлекс Бабинского, лежащие в основе этого упражнения, также являются врожденными автоматизмами, активно работающими в первые месяцы жизни ребенка.
Конечно, вышеперечисленные рефлексы новорожденных - далеко не все врожденные автоматизмы, которые можно использовать для тренировки мускулатуры и развития центральной нервной системы малышей первых месяцев жизни. При должной сноровке опытные родители могут "поставить на службу" здоровью грудничка и хватательный рефлекс, и тонический рефлекс Робинсона, ладонно-ротовой автоматизм Бабкина и поисковый автоматизм Куссмауля, хоботковый рефлекс и даже рефлекс Моро... Однако, думается, что регулярное выполнение хотя бы тех пяти рефлекторных упражнений, что приведены в этой статье, уже будет весьма и весьма полезным для Вашего ребенка. Особенно - вкупе с массажем.
Кроме рефлекторных, для моторного развития ребенка первых трех месяцев жизни используются и другие упражнения. Например, Вы можете осторожно приподнимать туловище лежащего на спине малыша, добиваясь образования между его туловищем и ногами почти прямого угла - что-то вроде упражнения, с помощью которого взрослые "качают пресс". Помимо поддержки спинки ребенка (которую нужно осуществлять обеими руками), не забывайте фиксировать и его голову. Можно дополнить это упражнеие еще и покачиваниями туловища малыша вправо-влево - это может ему понравиться:)
Довольно полезно пассивное разведение бедер ребенка в стороны. Для этого нужно согнуть ножки малыша в коленях и, поддерживая их за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно и одновременно отвести правое бедро ребенка вправо, а левое, соответственно - влево. Это упражнение способствует оптимальному созреванию важной анатомической части тазобедренных суставов - вертлужных впадин. И потому является профилактической мерой в отношении врожденного вывиха бедра. Единственное пожелание (актуальное, впрочем, и для других упражнений) - перед тем, как приступать к его выполнению, желательно освоить технику под контролем квалифицированного специалиста. Хотя, "освоить" - звучит, пожалуй, слишком официально. Достаточно увидеть это своими глазами один-единственный раз. И тут же проделать это упражнение своими собственными руками - чтобы "прочувствовать" ими оптимальную степень разведения бедер малыша.
Любимейшим упражнением родителей является покачивание малыша в так называемой "позе плода". Чтобы придать ребенку такую позу, нужно положить его на спинку, мягко развести ножки, согнуть их в коленях и подтянуть к животику, а ручки сложить на груди - именно такое "компактное" положение занимает плод в полости матки. Разместить малыша в данной позе можно на любой мягкой поверхности - хотя бы у себя на коленях. Уже сама поза в достаточной степени комфортна для ребенка, когда же мать или отец начинают покачивать малыша в разных направлениях, удовольствие, получаемое и "тренером" и "физкультурником" возрастает многократно. Это упражнение высоко ценится и профессионалами-неонатологами.
Существуют, конечно же, и другие физические упражнения для детей первых трех месяцев жизни - благо, что фантазии любящим родителям, да и профессионалам в области лечебной физкультуры, не занимать. Чего стоят хотя бы занятия с надувным мячом, позволяющие эффективно воздействовать на многие группы мышц и вестибулярный аппарат грудного ребенка... Или обладающие еще более мощным развивающим потенциалом упражнения в воде? Мы непременно расскажем о таких упражнениях в будущем - и при этом искренне надеемся на помощь со стороны родителей энтузиастов, готовых поделиться своим опытом со всеми, кому это действительно интересно. Пока же, думается, и тот необходимый минимум, что приведен выше, окажется полезным для родителей, искренне (и активно:) желающих вырастить здорового ребенка. Массаж для детей в возрасте 1 - 3 месяцаПеред тем, как приступать к изучению описания технических приемов массажа и рефлекторной гимнастики, думается, многим посетителям имеет смысл ознакомиться со статьей, посвященной основополагающими правилами проведения этих манипуляций - это поможет сделать массаж и упражнения не только полезными для малыша, но и безопасными. А также, что немаловажно - приятными.
Задачей этого массажного комплекса является помощь в нормализации мышечного тонуса ребенка. В первые три месяца жизни мускулатура рук и ног здорового малыша практически постоянно находится в состоянии так называемого физиологического гипертонуса, что не всегда можно признать безусловно полезным. Нормализации тонуса мышц и ускорению нервно-психического развития ребенка способствует не только поглаживание (являющееся, по сути дела, единственным приемлемым массажным приемом в первые месяцы жизни ребенка), но и положительные эмоции, получаемые маленьким человеком во время занятий с матерью или отцом. Вы можете делать массаж без применения каких-либо косметических средств, а можете использовать небольшие количества детского минерального масла Джонсон Baby - и тогда, как утверждают многие родители, массаж станет для малыша еще приятнее.
1. Массаж лица Этот массаж (в отличие от массажа рук, например) можно проводить как бы "между делом" - для того, чтобы уделить немного внимания мускулатуре личика малыша, вовсе не обязательно выкладывать ребенка на пеленальный столик и раздевать. Достаточно лишь выбрать момент, когда маленький человек бодрствует и пребывает в хорошем настроении. Да и сами массажные приемы больше напоминают игру: например, нежное отведение уголков рта малыша в стороны, имитирующее улыбку. Или круговое поглаживание его щечек пальцами, что осуществляется с легким нажимом. Или такое же осторожное "пощипывание" этих самых щечек, сдвигание нижней губы... При взгляде со стороны такое массирование действительно не производит впечатления "медицинских" манипуляций - кажется, что мать или отец просто играют со своим малышом. На самом деле пользы от легкого массажа лица новорожденного и грудного ребенка немало. Лицевая мускулатура малышей первых месяцев жизни является, пожалуй, самой "загруженной" - потому что "работает" ежедневно и помногу: чего стоит хотя бы процесс еды. Так что выполняйте вышеуказанные легкие массажные приемы хотя бы 5-6 раз в день, делая по 4-5 повторений каждого приема. И не забывайте при этом улыбаться, ласково разговаривать с ребенком. Или петь ему песни:)
2. Массаж рук Исходное положение ребенка - на спине. Массажист располагается со стороны ног малыша. Для более удобного удержания массируемой ручки ребенка можно вначале дать ему захватить большой палец руки массажиста, затем осторожно охватить запястье малыша безымянным пальцем и мизинцем. Другой рукой массажист, варьируя силу нажима, поглаживает сначала внутреннюю, затем наружную поверхность ручки ребенка. Направление поглаживания - от кисти руки к плечу. Прием выполняется 4-5 раз на каждой ручке ребенка.
3. Массаж груди Исходное положение ребенка и позиция массажиста - те же самые. Пальцами и ладонями обеих рук массирующий охватывает грудную клетку малыша так, чтобы большие пальцы располагались на передней поверхности груди. Этими же пальцами выполняются поглаживающие движения по направлению от грудины к бокам ребенка, по ходу межреберных промежутков. Во время поглаживаний допустимо легкое давление пальцами на грудные мышцы малыша. Прием выполняется 4-5 раз.
4. Массаж живота Исходное положение ребенка и позиция массажиста - те же самые. Можно начинать с легкого кругового поглаживания живота по часовой стрелке. Последнее выполняется концевыми фалангами пальцев массажиста. Альтернатива круговому поглаживанию - так называемый "треугольник". Выполняется прием следующим образом: вначале тыльной поверхностью пальцев правой руки массажиста проводится поглаживание правой половины живота - снизу вверх, от лобка до правой реберной дуги. Достигнув реберной дуги, рука массажиста движется горизонтально - до левой реберной дуги. Здесь кисть массажиста разворачивается ладонной поверхностью к животу малыша и поглаживает левую половину брюшной стенки в обратном направлении: сверху вниз, от ребер к лобку, замыкая таким образом "треугольник". Прием выполняется 4-5 раз.
Можно выполнять и так называемое "встречное" поглаживание живота. При этом ладонной поверхностью правой руки массажиста поглаживается левая половина живота малыша по направлению снизу вверх. Одновременно тыльной стороной левой кисти поглаживается правая половина живота ребенка - в обратном направлении. Прием также выполняется 4-5 раз.
5. Массаж ног Исходное положение ребенка и позиция массажиста - те же самые. Стопа ножки ребенка мягко фиксируется на ладони массажиста. Ножка находится в полусогнутом положении. Свободной рукой массажист производит поглаживания задней и наружной поверхности ножки малыша, плавно "обтекая" коленные суставы. Внутренняя поверхность бедер и передняя поверхность голеней не массируются. Прием выполняется 4-5 раз на каждой ножке ребенка, после чего переходят к массажу стоп. Для этого ножка малыша мягко захватывается за область голеностопного сустава, после чего большим пальцем свободной руки массажист поглаживает подошвенную часть стопы ребенка по направлению от пальцев к пятке. Прием выполняется 6-8 раз на каждой стопе.
6. Массаж спины Исходное положение ребенка - на животе, ногами к массажисту. Выкладывание на живот уже само по себе является физическим упражнением для ребенка первых трех месяцев жизни (вначале продолжительность пребывания малыша в этом положении может составлять всего лишь несколько секунд, затем длительность активного бодрствования на животе постепенно нарастает). После того, как ребенок занял соответствующее положение, массажист тыльной стороной пальцев обеих кистей выполняет поглаживание спинки малыша по направлению от ягодиц к шее, где кисти массирующего разворачиваются ладонной поверхностью к коже ребенка и, поглаживая, движутся в обратном направлении. Если ребенок неустойчив в таком положении, то поглаживание выполняется одной рукой; второй рукой массажист мягко придерживает малыша за ноги. Прием повторяют 4-6 раз. После этого можно легонько пощипать ягодицы ребенка - и массаж можно считать оконченным.
Разумеется, выше приведены лишь основные массажные приемы, составляющие комплекс для детей в возрасте 1 - 3 месяца. Выполнение массажа непременно нужно дополнять упражнениями рефлекторной гимнастики - либо чередуя, либо совмещая. Вообще же следует отметить, что для грудного ребенка руки мам и пап являются одним из наиболее дружественных проявлений окружающей среды - так что старайтесь как можно чаще дарить малышу их тепло. Не бойтесь экспериментировать - различные нежные, исполненные родительской любви прикосновения к тельцу и голове малыша пойдут лишь на пользу. И тем более не следует опасаться пресловутого "приучения к рукам" - носите и гладьте, теребите и касайтесь тела ребенка так часто, как хочется (и как позволяет малыш:). Потому что природой на реализацию этой возможности отпущено не так уж и много времени - и глазом моргнуть не успеете, как вчерашний малыш обзаведется собственной семьей. И тогда для тактильных проявлений родительской любви будет уже слишком поздно:) Нервно-психическое развитие, 3-й месяц
Маленький человек продолжает усердно развивать свою моторику и коммуникативную сферу - к концу 3-го месяца жизни достигнутый прогресс обычно оставляет довольно яркое впечатление у тех взрослых, что видят малыша не постоянно, а лишь время от времени. И пораженных взрослых можно легко понять: три месяца действительно являются слишком уж незначительным сроком для столь ощутимого прогресса в развитии.
Во-первых, трехмесячный малыш уже умеет быть "собеседником" - пусть пока и не особенно разговорчивым. Будучи в вертикальном положении на руках у взрослого, он не только способен удерживать голову, но и может при этом фиксировать взглядом лицо другого человека, обратившегося к его драгоценнейшей персоне с приветливой речью. Иногда такое сосредоточение на лице собеседника длится больше минуты - это ли не самый, что ни есть, настоящий "разговор по душам"? Возможно, кому-то это достижение покажется не особенно значимым - ведь фиксировать лицо говорящего взрослого умеют и двухмесячные дети. Да, умеют - но только в положении лежа. Освоение же визуального сосредоточения в положении "сидя" требует от нервной системы малыша немалого труда - так что на самом деле это новое зрительное умение ребенка действительно достойно уважения.
Во-вторых, трехмесячный ребенок прекрасно умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. А это всегда производит впечатление на взрослых, запомнивших малыша крохотным и совершенно беспомощным существом - каким он, собственно, и был на момент выписки из родильного дома. Если же лежащий на животе малыш еще и "поймает" лицо визитера взглядом или произнесет пару звуков, то произведенное впечатление будет просто сногсшибательным.
Кстати, о звуках. На третьем месяце жизни интенсивно продолжается (впрочем, у многих малышей только начинается) подготовительный этап развития речи - гуление. С каждой прожитой неделей вокальная продукция ребенка становится все разнообразнее - произносимые (как гласные, так и согласные) звуки нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа "а-а-а-ы-ы" или "г-у-у". Эти незамысловатые спичи являются свидетельством существенного прогресса в развитии эмоциональной сферы ребенка - потому что малыши такого возраста гулят лишь будучи в прекрасном настроении. А ведь всего лишь три месяца тому назад маленький человек еще не умел демонстрировать родителям свою удовлетворенность жизнью, скупо и абсолютно рационально сигнализируя плачем лишь в тех случаях, когда ему досаждал тот или иной дискомфорт.
Некоторые малыши уже к концу третьего месяца жизни способны демонстрировать так называемый "комплекс оживления" - позитивную эмоциональную реакцию в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Попробуйте наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы расстояние между Вашим и его лицом составляло 30-40 см, и минуту-другую посвятить нахваливанию малыша, не забывая при этом приветливо улыбаться. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем (если Вам повезет:), он широко улыбнется, задвигает ручками и ножками, и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков. Впрочем, если всего этого и не последует, огорчаться не следует - большинство детей умеет так "комплексно оживляться" не на третьем, а на четвертом, и даже пятом месяце жизни. Так что все еще впереди:)
А еще дети трех месяцев жизни нередко умеют опираться на ножки - если их поддерживать под мышки, разумеется. Для проверки этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и, фиксируя обеими руками его туловище, предоставить возможность стопам ребенка соприкоснуться с твердой и плоской поверхностью. Обычно при этом малыш выпрямляет ноги в коленях и "стоит", опираясь на всю ступню. Использовать это моторное "умение" ребенка в качестве физического упражнения не следует - потому что опорно-двигательный аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к нагрузкам, возникающим в результате придания телу вертикального положения. Тем более, что существует множество других гимнастичеких упражнений, позволяющих развивать мускулатуру и нервную систему детей этого возраста.
Кроме того, в течение третьего месяца своего внеутробного существования маленькие люди нередко демонстрируют восхищенным родителям и гостям массу других навыков и умений - смех и восторженный визг, например. Многие дети могут переворачиваться на один бок, а то и вообще со спины на живот; некоторые умудряются непостижимым образом развернуться в кроватке на 90, или больше градусов. Практически все малыши этого возраста могут дотягиваться ручками до подвешенных над кроваткой погремушек, радуя производимым грохотом и без того счастливых мам и пап. А кое-кто из трехмесячных вундеркиндов умеет даже деликатно удерживать маленькую погремушку, вложенную ему в руку.
А кое-кто умеет и того больше - уже к этому возрасту индивидуальность темпов нервно-психического развития детей становится совершенно очевидной. Чем старше возраст, тем значительнее разброс освоенных малышами навыков и умений - так что не стоит сгоряча делать серьезных негативных выводов, заметив умеренное отставание в развитии той или иной сферы малыша: вначале следует проконсультироваться с компетентным специалистом. Это позволит избежать лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.