...или подмена понятий, терминов (а также языка,
назначения праздников) и в общем веры и древнерусской культуры во время
"крещения" Руси.
Сразу напишу, что интересует меня эти тема уже
давно, несколько лет. Одно время я даже искала в интернете ответы на некоторые
свои вопросы, но потом остыло, что ли…
…Недавно перечитывала кое-что у Головачева -
нравится мне его интерпретация нашего бытия. А также можно встретить в его
книгах темы о нашей истории, фольклоре и мифологии Древней Руси…
Так к чему это я… Недавно на ББ =))) Наткнулась
на рассуждения о экстрасенсах, ведьмах - ху из ху, темные силы и грешники априори
- в понятии РПЦ… но не в понятии наших предков, потому что…
Вот, к примеру, Баба Яга – а по иному - прародительница
рода.
Как-то встречала подобный пост у Джу, но, к сожалению, сразу не дочитала, а потом уже так и не нашла его =)
Баба Яга - персонаж, знакомый нам с детства. А знаете ли вы,
что та сказочная старуха - вовсе не плод народной фантазии, а историческая
персона? Когда-то она была божеством, хранительницей домашнего очага, которому
поклонялись многие народы, а за ее сокровищами охотились викинги и казаки
Ермака Тимофеевича. Каким же образом берегиня домашнего очага
трансформировалась в злую ведьму- каннибальшу?..
Образ
домашней Бабы-Яги у наших далеких предков охранял дом от сглаза,
недоброжелателей и завистников.
Почтение к ведьмам изменилось с приходом
христианства. В период насаждения христианства всем языческим богам, божествам,
духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые,
демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.
А
возникшее в послереволюционный период пренебрежение к духовной культуре народа
привело к тому, что мы подчас более осведомлены об основах, например, буддизма,
чем о взглядах собственных предков. Мы во всех подробностях знаем о египетских,
греческих и римских богах, не зная имен славянских богов. Не говоря уже о
восточных учениях, одним из которых является Фэн-шуй.
Между тем, уважение к национальной культуре является основой самосознания
народа.
Этот
образ (Бабы-Яги или Бабы-Йоги) своими корнями уходит в эпоху матриархата, к образу праматери
всего живущего, хранительнице огня в очаге - не случайно с ней связаны предметы
домашней утвари - ступа, помело, кочерга. Вместе с тем Яга выступает как
воительница, а позднее и мстительница, отрицательный персонаж.
Наиболее
древнейшей берегиней была Баба - (на санскрите – отец, “мудрейший”). Наиболее
известной из них была Баба Яга (или Йога). В переводе с санскрита “Баба Яга”
означает – “Мудрейший, владеющий глубокими знаниями (йогой)”.
Санскрит
- один из основных древнеиндийских языков индоевропейской языковой семьи,
получивший литературную обработку. Близким
родственником ему приходится русский язык.
Сразу возникает вопрос: какое же отношение имеет
древнее учение Индии к русским сказкам?
Дело в том, что древнее знание и йога, как метод и средство познания мира, по
версии самих же индийских брахманов, родились в древнейшей цивилизации планеты,
в землях Арктиды (Гипербореи).
Когда Арктида исчезла после катастрофы, спасшиеся жители через несколько
поколений передали его лучшим умам трех континентов: Хиттиды, Пацифиды и
Атлантиды. Но настало время, исчезли и эти миры. А знание перешло в Древний
Египет. Потом - в индийскую культуру. Это было четыре с половиной тысячи лет
назад. В 5-6 века до нашей эры мудрецы Индии написали священные книги Веды,
которые дали мощнейший толчок развитию философской мысли.
Но знания гиперборейцев передавались из поколения в поколение и теми людьми,
которые не ушли так далеко от своей прародины, а остались на территории севера
Руси. И одним из источников сохранения и передачи этих знаний следующим
поколениям являлись сказки.
Баба Яга изначально – прародительница,
очень древнее положительное божество, хранительница рода и традиций, детей и
околодомашнего, часто лесного пространства. Постепенно строгая
хранительница рода и традиций превратилась в злобную старуху. Во времена борьбы
с язычеством ей были даны уродливые черты, характер злобного демона. Но если
читать сказки про Бабу-Ягу, можно заметить, насколько часто она помогает
героям выйти из затруднительного положения. А если убрать страшный образ Бабы
Яги и заменить его на строгую бабушку, намного лучше будет понятна мудрость
сказок, дошедших до нас.
У нее существует
масса именитых родственниц по всей Земле. Первой сестрицей русской бабки-Ежки
ученые называют греческую Деметру - богиню плодородия и земледелия. Деметра
управляла силами природы.
Второй
ближайшей родственницей Яги называют другую греческую богиню - Артемиду,
покровительницу животного мира и охоты. Тут родственные связи не вызывают
никаких сомнений, поскольку наша Баба Яга постоянно проживает в лесу и, само
собой, заведует всяческой лесной нечистью в лице леших и кикимор.
Образ
домашней Бабы-Яги, охраняет дом от сглаза, недоброжелателей и завистников. Она,
как злая собака, «своих пускает, а чужих выметает». Поэтому атрибутом Бабы-Яги
является веник или метла (которые и сами по себе являются оберегами).
Источник: http://presents.dp.ua/stranici/baba_obzor.htm
Кстати, в селе Кукобой, что на границе
Ярославской и Вологодской областей, открыт Музей Бабы Яги. Яростными
противниками выступили представители РПЦ. Наверное, по их мнению, русским
духом на Руси не должно пахнуть. Ну да Бог им судья.
Другой
образ, отождествляемый исследователями с Бабой Ягой, - призрачная и неуловимая
Златая Баба, чей кумир пытались отыскать множество исследователей и охотников
за сокровищами (ведь культовая статуя, по преданию была отлита из чистого
золота), но всегда ей удавалось ускользнуть от чужих глаз.
Следы Златой Бабы встречаются от Поволжья до Урала
и Сибири и культ ее, вероятно, идет еще со скифских, а может и арийских времен,
когда на этих территориях располагалась Арианам Ваэджа - Земля древних Ариев.
Основная
деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом.
Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Как же получилось, что
столь почитаемая Богиня - хранительница Живой Силы обратилась в страшилку для
малых детей?
Все
встанет на свои места, если обратиться к словам хранителей Древнерусской Веры: "простые люди называли Богиню
по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто
и совсем попросту - Йогиней-Матушкой.
Вот оно, именно Баба Йога, так в древности звучало
имя Богини. Расположение ее избушки на границе леса, воспринимаемой как грань Яви
и Нави.
Теперь
рассмотрим связь Бабы Яги с детьми. Как уже говорилось выше, Яга отождествляется исследователями со
Златой Бабой, которая по описаниям свидетелей изображалась обычно как женщина с
младенцем на руках и ребенком, стоящим подле нее. Весьма странное
отождествление, но только на первый взгляд.
Дий
Владимир в своем труде описывает обряд посвящения детей-сирот жрицами Богини в
одном из Капищ: жрицы, которых называли также йогами (ягами) собирали
детей-сирот и приводили в Капище Рода, которое было высечено в горе и
находилось в лесу у Ирийских гор (Алтай). Там дитя одевали в белые одежды,
давали сон-траву и укладывали на помост, называемый - лапата. Лапата находился
в специальном углублении в скале - Пещи Ра. Лапата была разделена выступом на
две части - внешнюю и внутреннюю. Во внешнюю часть закладывался хворост, затем
лапата задвигалась, и в Пещи Ра возжигали огонь. Для наблюдателей со внешней
стороны казалось, что детей сжигали в печи. На самом деле, когда помост-лапата
задвигался в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты,
и отделял углубление с детьми от Огня. Сие обрядовое действо означало смерть
детей для внешнего мира и возрождение их как будущих жрецов. А поскольку в
русских сказках сохранились моменты похищения Бабой Ягой детей из семьи, то
обряд огненного посвящения должны были пройти не только дети-сироты, но и
другие дети, не имеющие Права Крови (т.е. не принадлежащие к жреческому
сословию по рождению).
Проходя
через очистительный огонь, умирая для своих родителей и всего мира, они
обретали второе рождение, жизнью доказывая свое право на посвящение. И сие
право они получали от хранительницы Путей двух миров - Бабы Яги…
Источник: http://www.vse-veda.com/t96-topic
…До сих пор сказка про злую Бабу Ягу-людоедку
доносит до нас древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался
недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь,
символизирующую женское лоно. Там малыш
«допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей
постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к
горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом
выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым.
Выполняла этот ритуал деревенская знахарка…
Источник: http://poxe.ru/other/1166320737-obraz-baby-jagi-v-slavjanskojj-mifologii.html
…Помимо того,
что Баба Яга, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках
помогает герою, но не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причем помощь ее в
большинстве случаев - указание пути. Таким образом, можно сделать вывод, что
Баба Яга связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.
Образ
Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое
царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога)
служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря
совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной
старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые
устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах - «лабазе» (так
до сих пор называются в Сибири крошечные домики, поставленные на столбик в
укромном уголке леса).

С точки
зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным
аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру
мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова
трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит
изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“
изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда
вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти…
Источник: http://www.vse-veda.com/t96-topic
…Археологам
хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на «курьих ножках», то есть
на пнях, которые можно обнаружить при раскопках курганов Х века. Вокруг них,
как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа.
Предназначались эти срубы или домовины для погребального обряда. В них,
совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время
истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого
покойника. Помните, какой ужас объял Ивана-царевича, когда он подошел к избушке
Баб-Яги? «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на
одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал
Иван-царевич: "Уж не моей ли он головы дожидается?"»

Кроме
уже упомянутых нами захоронений в деревянных срубах, c Х века славяне
заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников
в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение
«дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Гробы-ступы
просуществовали до начала XVIII века.
«Баба-Яга
Костяная Нога на печи лежит, нос у ней к потолку прилип, рука в окошке торчит».
Немного странно — разве Яга великан? По крайней мере об этом нигде не упоминается.
С чего бы ей занимать собой всю избушку… если только эта «избушка» не гроб?! И
костяная нога не что иное, как нога покойника с истлевшей плотью…
Источник: http://poxe.ru/other/1166320737-obraz-baby-jagi-v-slavjanskojj-mifologii.html
Николай
Рерих, «Изба смерти», 1905 г.
Название
„курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом,
столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом
покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в
VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом
— она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не
видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху —
„русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий
на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило,
направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен
приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему
пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом
оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается
принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными
качествами.
Благодаря
текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий
героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ
Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает
внимание на очень важную по его мнению деталь. После узнавания героя по запаху
(Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает
героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что
тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное
живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем
самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он
„настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность
своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие
от лже-героя, самозванца-антагониста».
Ещё одним
прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от
поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их
и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень.
Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой
силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в
основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не
было.
В период
кровавого и предательского насаждения христианства всем языческим божествам,
духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) придавались злые,
демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намеренья. В
этом приняли участие и полудикие мусульмане арабы.
Так языческая строгая прародительница была
превращена в злобного демона, которым пугают наших же маленьких детишек. И по
прошествии многих веков люди полностью поверили иноземным бредням.
Источник: http://www.vse-veda.com/t96-topic