Логопедическая диагностика — это процесс оценки речевых и языковых навыков человека с целью выявления возможных нарушений и определения методов их коррекции. В ходе диагностики логопед анализирует произношение, словарный запас, грамматические навыки, понимание речи и другие аспекты речевого развития. Результаты диагностики помогают разработать индивидуальный план логопедических занятий для улучшения речи и языковых способностей.
В этот понедельник логопед провела диагностику в младшей группе у детей, включая мою дочь. Да, я знаю, что у нее речевые проблемы, именно в звуках. Но как выяснилось ещё и маленький запас слов. Она сказала, что ребенок должен знать, что такое ремень (это со слов мужа). Назначила пройти врачей, затем записаться к психиатру. После пройти пмпк. Что
Сделали ночное ЭЭГ и там же сходили на консультацию к неврологу-эпилептологу. Врач сказала, что на ЭЭГ ничего серьезного нет. Есть какой-то показатель, который на нижней границе нормы, лечить ничего не надо. При осмотре ребенка сказала, что совершенно не похож на аутиста.
Всем здравствуйте! Сегодня были у логопеда. Сыну через несколько дней 3 года. В предыдущей моей записи я уже писала, что он очень мало слов произносит.
Сегодня же наконец-то посетили логопеда.
Хотела бы рассказать, как всё прошло:
Логопедом очень довольны
Провела качественную диагностику, как мне кажется.
Девочки,привет. Очень давно сижу на сайте Беби Блог,с 2009 года,как родился мой долгожданный мальчик Егорка. Как и все находила девочек с которыми рожали вместе в роддоме и просто общалась и спрашивала советы.Был свой не большой интернет магазин с игрушками и девочки покупали у меня их через этот сайт. Хочу рассказать про своего сына. Сейчас он
Здравствуйте! Мне 32 года. Образование высшее педагогическое - педагог психолог, семейный психолог. Мед книжка есть. Отдельно могу анализы сдать. Прописка Москва. Национальность - Русская( славянская внешность). Речь русская грамотная культурная.
Ответственная, порядочная исполнительная. Есть рекомендации.
Работала долгое время в " Отделении социальной реабилитации" Провожу дефектологические занятия с детьми разных возрастов. Традиционно принято начитать работу, что логопедическую, что дефектологическую - после 3 лет! На самом деле это не правда. Специалисты Института Коррекционной Педагогики Москвы настоятельно рекомендуют начинать с года. Особенно при тяжелых отклонениях как УО. После трех, в таких случаях - малоэффективны занятия так как основное время упущено. Я сейчас писала про ОУ ( умственная отсталость). С детишками не говорящими или мало говорящими в 2 года - тоже следует начинать заниматься. Во первых стоит выяснить с чем связано речевое нарушение и речевое ли оно.
Провожу диагностику.
Провожу непосредственно дефектологические занятия при уже выявленных отклонениях. Подготовка к детскому саду, школе. Помощь в адаптации.
Репетитор - 1, 2, 3, 4, 5 класс - базовые предметы - Русский, Математика, Чтение, Литература.
Наша история, дневник которой я и хочу здесь вести, началась примерно год назад. Мой сын рос обычным мальчиком без каких-либо проблем. Рос и развивался согласно возрасту, как любят говорить у нас врачи, и никаких таких особенностей мы у него не замечали. Он был очень общительным и жизнерадостным. В возрасте примерно 5 лет стало понятно, что нам
Давно хотела написать про решение со Степаном вопроса идти- не идти в первый класс в 6л8мес. А тут комментировала пост с вопросом на похожую тему, сохраню себе часть коммента, ту, что про Степчика)
1. Разобраться с ошибочно начисленным налогом на машину. - Забрать выписку, если там не будет ясно за какой период была уплата, попробовать разобраться через гос.услуги или опять написать в налоговую.
Дисграфия. КАК мы боремся с ней и ее проявлениями в школьных тетрадях.(личный опыт).
Просмотрев множество тетрадей, альбомов с упражнениями, поняла в чем "изюминка", на ЧТО делается акцент во всех упражнениях. Вспомнила, что-то подобное уже видела в учебном пособии "Полезные каникулы" ("Основа" Харьков) http://osnova.com.ua/images/book/870.jpg Особенно ценными упражнениями в моих занятиях стали упражнения на внимание, отмеченные значком "глазик". Аналогичные таблички с буквами (для закрашивания клеточек) можно рисовать самим или найти в учебных пособиях, например, у О. Холодовой «Умникам и умницам» («Информатика, логика, математика» 1-4 класс и другие из ЭТОЙ серии), « Звуки и буквы в городе Фонетика: Объяснение трудних тем русского языка в игровой форме» Цветкова ( 2011) http://book.tr200.net/v.php?id=1369885 В любом учебном пособии нужно выбирать упражнение на тренировку внимания к БУКВАМ, где заостряется внимание на РАЗНИЦЕ между буквами, слогами, звуками. Начинать нужно ПЕРЕД 1-м классом (подготовка к школе). Очень жалею, что я поздно до ЭТОГО додумалась, аж в середине 2-го класса. Посмотрите в интернете комикс "Дислектик в школе" Похоже на Вашего ученика? http://www.dyslexia-dysgraphia.ru/genius/page/14.html
В каждом классе найдется 3-4 ученика, которым очень тяжело дается и ЧТЕНИЕ, и СПИСЫВАНИЕ, и ДИКТАНТЫ. В-общем, они - кандидаты в "круглые" двоечники. Если ученик постоянно при списывании (30 слов) делает не меньше 50 ошибок, учитель "мысленно" зачисляет его в "двоечники" НАВСЕГДА.
В ИНТЕРНЕТЕ, на форумах, много мам рассказывают о своей многолетней тяжелой (и физически и психологически ) войне с дисграфией , КАК они пытаются «изгнать захватчика» из тетрадей своих школьников. Чтобы победить дисграфию , нужно применить военную хитрость: "Разделяй и Властвуй!". 1. Все ошибки можно разделить на отдельные отряды (объединенные общим признаком) (задача про крупы для Золушки), 2. Среди этого "отряда" находить отличия, запоминать, отмечать их (цветными карандашами). «Отряд» - ЭТО например, ПАРА «ПРОБЛЕМНЫХ» букв-звуков. Если ребенок выучил весь отряд букв, запомнил его, не путает в словах (ни письменно , ни на слух), значит, Дисграфия лишилась еще одного своего отряда бойцов, а этот отряд теперь "воюет" на Вашей стороне. Любой текст нужно воспринимать как набор печатных знаков. С дисграфией МОЖНО бороться. Да, борьба предстоит долгая и нервная (признаки дисграфии в тетрадях нервируют очень сильно, не только учителей, но и маму тоже, по себе знаю). Во-первых, ее можно избежать (даже если перед школой ребенок плохо разговаривает, плохо читает, плохо пишет). ЕСЛИ одновременно с изучением букв (слогов) делать нижеперечисленные упражнения (перед 1-м классом и в 1-м классе). Эти упражнения тренируют внимание ребенка, и зрительное и слуховое (фонематический слух), он запомнит (возможно не сразу) буквы (звуки), разницу между ними, и уже никогда их не перепутает. Во-вторых, ее можно скорректировать (упражнениями). С оценки "1" за списывание, до оценки "12" и за списывание и за диктант. Главное условие успеха : "проблемные" буквы придется выучить заново, используя нижеприведенные упражнения. Главные помощники в борьбе с дисграфией: цветные карандаши (ручки, маркеры), цветные карточки (с буквами, слогами) и ТЕРПЕНИЕ. Главное условие работы с цветными карточками: одновременно использовать ТОЛЬКО ОДНУ ПАРУ карточек, остальные ребенку даже не показывать, не отвлекать его ВНИМАНИЕ. Можно изготавливать карточки НЕ ВСЕ СРАЗУ, а в порядке надобности ПО ПАРАМ. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ и ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - Ваши главные союзники (и "смертельное оружие" для дисграфии) в борьбе с дисграфией, их нужно тренировать и развивать.
Перед ребенком ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть "цветная " сторона карточки с буквой . ЭТО нужно для привлечения внимания к букве (если одна буква), а если две, то для привлечение внимания к контрасту между цветами. Нужно правильно определить проблему (ГДЕ ребенок постоянно делает ошибки), придумать "обходной" маневр, легенду для поиска. Время (количество дней) «отработки и закрепления» букв-звуков для каждого ребенка индивидуальны, зависят от желания выполнять упражнения и памяти (хорошая или не очень). Примерные сроки выполнения ЭТАПОВ упражнений: 1. Автоматизация буквы №1 из ПАРЫ - дней 7. 2. Автоматизация буквы №2 из ПАРЫ – дней 7. 3. Дифференциация букв №1 и №2 - дней 7. Карточки использовали в конце каждого этапа, для проверки и тренировки фонематического слуха (ПРАВИЛЬНО ли слышит букву, разницу между буквами и ОТДЕЛЬНО, и В СЛОВЕ, и В ТЕКСТЕ).
На начальном этапе, когда ребенок еще не может правильно на слух различить Буквы (похожие ПРОБЛЕМНЫЕ) и правильно их произнести (еще "не поставили" звук у логопеда), он не замечает разницы или считает ее совершенно неважной, очень важен оказывается ЦВЕТ карандаша, которым эти буквы закрашиваются, обводятся. Ну хотя бы первые несколько пар согласных. Почитайте книгу «Диагностика и коррекция внимания» А.А. Осиповой ( Программа для детей 5-9 лет). Поймете, почему ВАЖНО ВЫДЕЛИТЬ «проблемный» объект среди других объектов внимания. ( название цвета - начинается с "проблемной буквы", С- синий, З- зеленый, Ж- желтый, Ч- черный или какая-то стойкая ассоциация, например "цыпленок" - "Ц") Название цвета как бы "связывает" РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ в сознании ребенка: буква (отдельная) - буква (в слове) - звук. Например, буква "С", она у нас оказывалась все время на синем фоне 1) закрашивали квадратики с буквами, ее - синим цветом; 2) обводили буквы в словах текста, ее - синим цветом; 3) тренировали фонематический слух (особенно дифференциацию звуков). Буква "С" -на синей (или голубой) карточке, а "Ш"- на красной ("шашлык"). На идею с цветными карандашами меня "натолкнули" занятия с очередным логопедом. Она пыталась "ставить" сыну звуки, объясняя, что при произнесении разных звуков воздух выходит изо рта или теплый или холодный. Я цветом БУКВЫ "подчеркнула" разность температур выдыхаемого воздуха при ее произнесении. А еще я заметила, случалось часто, что мой киндер звук произносит уже четко (повторяя за логопедом, но не видя БУКВУ) . А на вопрос: "Покажи букву на картинке ЗВУК, которой ты назвал?" . Он показывал неправильную букву. Я решила, что так не годиться, что связь понятий "БУКВА" - "ЗВУК", в нашем случае нужно держать под контролем постоянно, чтобы спутать было НЕВОЗМОЖНО. Составила таблицу "проблемных" букв. Когда логопед занимается с ребенком, "ставит звук", перед глазами обязательно должна быть "проблемная" буква, а рядом ее "конкурентка" (см. таблицу). И когда ребенок проговаривает слова, показывает по табличке какая-именно буква есть в слове , сразу видно ошибку, а то четко выговаривает "Ж" и показывает на "З". Такое тоже может быть. Надо быть начеку, я специально следила, логопеду пришлось смириться с чокнутой мамашей. Т.е. я пыталась разъединить "неправильное" соединение понятий, например, БУКВА "З" - ЗВУК "ЖЭ". Таблица "проблемных" согласных букв (составляется индивидуально для ребенка) Проблемные пары букв: С –Ш - Щ, Ц - Ч, З –Ж, Л – Р. ( в каждой паре - контраст ЦВЕТОВ). С Л Р
Ш Ц З
Щ Ч Ж
С, Ц, З - синие (холодный воздух при выдохе) Ш, Щ , Ч, Ж - красные (теплый воздух при выдохе) Л - лиловый цвет, Р - розовый. Слово "жовтий" ( и по-русски и по-украински) он упорно писал "золтий", пока не сделала ЖЕЛТУЮ карточку с буквой "Ж" и ЗЕЛЕНУЮ карточку с "З"; "Ч" - на черной (черный Черныш - белая буква на черном фоне), Ц - на оранжевой ("цыпленок")(коричневая на оранжевом фоне). На одном сайте недавно прочитала, что у детей с дисграфией большие способности к рисованию, может быть, некогда было заняться рисованием всерьез. Если подчеркивать (обводить кружком) "твердые" и "мягкие" слоги одной и той же согласной, нужно брать всегда пару "противоположных" гласных. Например, "А" и "Я", "У" и "Ю", «Е» и «Э», «И» и «Ы», «О» и «Ё» всегда отмечать один слог красным, другой синим, чтобы ребенок запоминал разницу (контраст и визуально и на слух). Я пытаюсь его приучить видеть во всем РАЗНИЦУ, потому что, (мои наблюдения) когда ребенок "не видит разницы" или "лень сравнить эту чепуху (буквы)", тогда для дисграфии и дислексии очень благоприятные условия для роста. А если с первого взгляда замечает (слышит) РАЗНИЦУ, то эти БЯКИ БУКИ ему не страшны.
В идеальном варианте, чтобы получить максимальный эффект , аналогичные упражнения нужно выполнять для букв всех языков, который ребенок начал изучать. (поиск и закрашивание букв в тексте, в таблице).
Правильно выговаривать звуки эти упражнения не научат, с этой проблемой Вам может помочь только логопед. Проанализируйте какие-именно ошибки встречаются чаще всего. 1. При списывании. При ЭТОМ виде работы очень важны зрительная память и зрительное внимание. Натренировать их помогут упражнения с цветными карандашами. Сперва нужные объекты необходимо обводить ЦВЕТОМ для привлечения внимания ребенка, когда ребенок научился замечать в ТЕКСТЕ эти объекты, тоже упражнение нужно делать "глазами" (без ЦВЕТА), (проверка - списывание или устный ответ). 2. При диктанте. При ЭТОМ виде работы очень важен фонематический слух (насколько правильно ребенок слышит и различает разницу между звуками, не только отдельными "А-а-а", "С-с-с", "Ш-ш-ш" (и т.п.) но и в словах ("Саша", "Жаба", "Железо" и т.п.). Проверьте, прочитайте ребенку несколько стишков-чистоговорок, пусть карточками покажет какие звуки он слышит (часто путают звуки: з-ж, ш-щ-с, ч-ц, л-р и много других "индивидуальных" вариантов). Натренировать фонематический слух помогут выборочные (выбрать слово с заданным звуком) и распределительные (слова распределить по 2-м или 3-м столбикам, в зависимости от наличия звука) диктанты из методички (сборника диктантов, чистоговорок, стишки из азбук, логопедические стишки). Диктанты сперва - устные (ответ - карточками), а потом - письменные. Мое наблюдение: где-то в мозгу ребенка "не срабатывает" что 1) "вид буквы" (в книге), 2) "звук буквы" (на слух), 3) мышечная память губ и языка (произношение) 4) мышечная память руки (написание) Это ЧАСТИ ОДНОГО ЦЕЛОГО. Например, пазла из 4-х частей. Ребенок постоянно, 1-2 пазла "подставляет" "неправильных". Нужно отслеживать ТАКИЕ моменты. Это касается не только отдельно взятых букв, но и букв в составе слова. Причина этому (из интернета) "несогласованная работа полушарий головного мозга". Купила недавно "Прописи для правшей и левшей" И.В, Мальцевой ("Ранок"), попытаемся тренировать взаимодействие полушарий (писать-рисовать нужно одновременно двумя руками, одинаковые рисунки).
Но можно попытаться превратить "минусы" в "плюсы". Использовать игровую мотивацию для тренировки зрительного внимания и фонематического слуха. Объектами игр будут не игрушки, а проблемные элементы (постоянные ошибки): 1) наборы букв, цифр, знаков ( точки, запятые, плюсы, минусы и т.д.) 2) специально подобранные тексты с наличием "проблемных" букв. 3) цветные карточки с буквами (цветной картон), слогами, (например: "Ь", "Ъ", "точка", "запятая" и др.) 4) тренировать внимание можно на любом тексте (с подходящим шрифтом), если в нем есть знаки, сочетание знаков, для поиска. 5) а тему ВРЕМЯ изучать по рисункам, календарям, с помощью маркеров и таблицы умножения. ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Школьные будни первоклассника начинаются со списывания букв, слогов,предложений. Т.е. нужно начинать с тренировки зрительного внимания. Примеры упражнений можно увидеть в «Полезные каникулы» (см. фото страниц). Или других учебных пособий, логопедических тетрадях ( с хорошим крупным шрифтом). 1. Закрашивание букв в табличках . В тексте задания (перед таблицей) можно обвести заданные буквы необходимым (контрастным) набором цветов, ребенку будет понятнее.
2. Поиск и обведение карандашом в тексте заданной ПАРЫ букв. Буквы отмечаются ОБЯЗАТЕЛЬНО контрастными карандашами. 2.1. Сперва ВСЕ буквы №1, потом ВСЕ буквы №2 (в одном тексте). 2.2. Буквы №1 и №2 отмечаются одновременно, согласно "живой" очереди ( в следующем тексте или наборе слов).
3. В следующем (№3) тексте отмечаются СЛОВА (целиком) с заданными буквами, например, буквы "С" и "Ш" (контрастными цветами). 3.1. Слова с "С"- синим цветом. 3.2. Слова с "Ш" - красным цветом. 3.3. Слова с "С" и "Ш" - фиолетовым цветом.
4. Из текста (набора слов) выписать в 2 (или 3) столбика слова: С "С", с "Ш", с "С-Ш". (или другую пару проблемных букв).
5. Списать небольшой текст для проверки, насколько запомнил буквы. Текст должен быть специально подобран (наличие "проблемных" букв или знаков).
6. Более сложное. Отметить в тексте СЛОВО с буквой "С" (например) под №10, №15. ТОЛЬКО под указанными номерами (т.е должны быть "обведены" только 2 лова).
7. Отметить только те слова, где ЗАДАННАЯ буква на ЗАДАННОМ месте (начало слова, середина, конец).
Подготовка к диктантам. Тренировка фонематического слуха. 1. Из методички зачитывается набор слогов (потом слов), ребенок должен "хлопнуть" в ладоши, когда услышит нужный звук. Перед этим вместе с ним этот звук отчетливо несколько раз произнести . ( глядя на картинку "предмет + буква"). "Предмет"- чтобы ребенок хорошо запомнил и букву и звук нужна какая-то "зрительная" ассоциация (близкая и понятная ребенку). Например, "Ш-ш-ш" - "гусь шипит", "Щ-щ-щ" -« гусь щипается» (можно слегка ущипнуть). ( картинка гуся). Так мой сын довольно быстро запомнил разницу между этими буквами и звуками (у логопедов есть много таких карточек, только все дети разные, интересы и игрушки разные, карточки (близкие пониманию) могут быть разные. ) 1.1. сперва "прорабатываем" звук №1 Если ребенок правильно показывает карточку при зачитывании слов с №1 или Без него, можно переходить к следующему этапу. 1.2. потом звук №2. Проверить правильно ли слышит звук (карточка). 2. Теперь "ищем" оба звука одновременно (нужны цветные карточки) 2.1. слова с одним из звуком (или или) ( "сом", "шапка"). 2.2. слова с обоими звуками одновременно ("Саша", "суша", "суши" и т.п) (карточками должен показать, какой звук первый, какой следующий). 3. Написать выборочный диктант (выбрать из зачитываемых слов, слово с "нужным" звуком, записать). 4. Написать распределительный диктант (распределить по столбикам: №1, №2 и 1+2) 5. Просто диктант (небольшой текст с "нужными" буквами в словах или знаками).
За одно занятие такой объем, конечно не успеть. В начале каждого занятия нужны упражнения на внимание, чтобы "освежить" в памяти прошлое занятие. Каждый день мы "проходили" 1-2 страницу (текстов) за 1 занятие, иногда успевали Сделать 2 занятия (утром и после обеда). Для тренировки фонематического слуха очень важно, чтобы ребенок на слух слышал (мог определить) количество слогов, "твердый" или "мягкий", открытый или закрытый. Для этого можно вернуться к первым текстам (где отмечали отдельные буквы) И красным отметить "мягкие" слоги (например: МЕ, МИ, МЯ, МЁ, МЮ), синим "твердые" слоги (МЭ, МЫ, МА, МО, МУ) для одной и той же согласной. Сделать карточки со слогами (синие и красные), проверить, как ребенок слышит разницу между слогами : 1. группа слогов ( и "твердые" и "мягкие"). 2. группа слов (с "нужными" слогами). Для закрепления можно поискать в тексте слова с этими буквами, Обвести разными цветами, написать распределительный диктант. Если ребенок читая, "фантазирует" произносит другие буквы, СОВСЕМ другие слова, полезно будет: 1. найти в тексте проблемные элементы, обвести карандашом. (например, "Е- красным - читается "мягко", "Э"- синим - читается "твердо"). 2. ребенок должен прочитать текст с цветными "подсказками". После прочтения вслух нескольких текстов с "подсказками" запомнит. 3. можно проверить запоминание упражнениями "Вставь букву" или "Исправь ошибку" , «Орфографический тренажер» (учебные пособия "Ранок" и др.). 4. если ребенок "глотает" или "не замечает" окончания тоже самое. В подобранных текстах найти и обвести : - сперва «нужные» окончания во всех словах; - потом все слова с «нужными» окончаниями. Например: ВСЕ слова, с заданной комбинацией последних букв (выбрать нужную): "-тр", "-та", "-ло", "-ки", "-ий", "-ой" и др. Прочитать, обязательно. А потом научиться читать правильно без цветных "подсказок". Тоже самое можно применять к приставкам, корням слов, суффиксам (главное, правильно определить проблему). ЦВЕТ можно использовать так же, что бы отметить разницу в произношении: 1) громко - тихо 2) быстро - медленно; Полезно делать упражнения где много разных шрифтов, а прочитать предложения нужно в определенном порядке. ЦВЕТ помогает увидеть и запомнить проблему, а потом нужно чтобы ребенок НАУЧИЛСЯ (после тренировки зрительного внимания) и СМОГ бы все увидеть, заметить без цветных "подсказок". После того как "разобрались" с печатными буквами, проверьте Как обстоят дела с прописными. Наверняка, есть "проблемные". Можно аналогичные упражнения делать на прописных текстах, самим написать ( специально с ошибками), чтобы ученик прочитал, нашел и исправил. В "правильных" (без ошибок) текстах можно искать заданные " проблемные" элементы. Очень хорошие тетради для коррекции дисграфии: О.В. Чистякова «20 занятий по рус.языку для предупреждения дисграфии» (для 1 класса, 2-ого, 3-4 классов); Крутецкая В.А. «90 эффективных упражнений по коррекции дисграфии» (Все -ИД «Литера», Россия ). http://www.litera.spb.ru/catalog/college/abc-of-writing-reading-numeracy Проблемы возникают по всем предметам , к сожалению. Особенно, если задание дается НА СЛУХ, а перед учеником ТОЛЬКО чистый лист тетради. Нет ни каких зрительных ориентиров : ЧТО? ГДЕ? КАК? писать. К таким моментам нужно дома ребенка "подготовить", специальными упражнениями, например математическими диктантами (сборник диктантов). Нужно учить стихи (если уговорите) тренировать память. Мы учили стихи и правила по несколько раз списывая строчки из учебника в тетрадь-черновик. Из интернета - "у ТАКИХ детей преобладает зрительная память". ОБЯЗАТЕЛЬНО делать "Работу над ошибками", обращать внимание ребенка на каждую ошибку или группу аналогичных ошибок (но не ругать). Чтобы он точно знал где "Правильно", а где "Неправильно", ЦВЕТОМ ОБВЕСТИ (подчеркнуть разницу, ошибку). Чтобы он увидел и запомнил. В первом классе «Работа над ошибками» - написать несколько раз правильно слово, в котором была допущена ошибка (1-2 строчки). Постепенно, улучшать почерк. Определить 2 самых крупных недостатка почерка, подчеркнуть красной ручкой (чтобы ребенок увидел, понял недостаток, запомнил КАК правильно). Добиваться, чтобы именно-эти недостатки исчезли. Когда ребенок привыкнет писать «по-новому» (БЕЗ этих дефектов), можно найти другую пару дефектов почерка, «воевать» с ними. Проблем еще много. Надеюсь, постепенно со всеми справимся. Список литературы 1. С.Г. Зотов "Повышение скорости чтения" 2. Е.Н. Спивак "Исправляем произношение" (речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков) 3. И.Е. Токарь "Сборник упражнений по предупреждению и коррекции письменных нарушений речи" (очень много полезных упражнений, со "шрифтом" тоже). 4. Р.И. Лалаева "Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников" 5. Г.Г. Мисаренко "Учимся определять части речи", "Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе" 6. О.В. Елецкая, И.Ю. Горбачевская "Коррекция дизорфографии" (5-6 класс) (методические рекомендации и упражнения). 7. З.И. Бекшиева "Коррекция письменной речи у школьников" 8. Л.Н. Ефименкова "Коррекция устной и письменной речи у первоклассников" 9. Л.Н. Лисенкова "Развитие и коррекция навыков чтения" 10. И.В. Прищепова "Дизорфография младших школьников" 11. Н.А. Кочеткова "Я различаю буквы о-а, сходные по написанию: альбом ученика (и другие), издательство "ГНОМ и Д", 2005. 12. В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева "ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.Обучение, развитие и исправление недостатков". 13. Н.Г. Алтухова "Научитесь слышать звук". 14. А.А. Осипова "Диагностика и коррекция внимания" (программа для детей 5-9 лет). 15. З. В. Короткевич « Текстовые упражнения для развития орфографической зоркости младших школьников. 2-4 классы . Издательство: Мозырь: Содействие . Год: 2010 16. А. Е. Соболева , Е. Н. Емельянова « Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом» Издательство: Питер Год: 2008
Фууух, я сегодня написала уже туеву хучу постов в свои сообщества, но еще и в блог напишу, чтобы уже закрыть все эти вкладки в браузере, которые неделями висят и мешаются. Постоянно что-нибудь интересное найду и оставляю вкладку открытой, чтобы типа на виду была, и попозже я разместила информацию из нее, где надобно. В Избранное я почему-то не очень люблю адреса добавлять, видимо потому, что потом я больше туда не заглядываю и абсолютно не помню, что у меня там есть. В итоге, на глазах постоянно мелькают десятки вкладок, некоторые даже месяцами :/
Вкладка про фонематический слух висит с неделю. Сюда размещаю эту инфу больше для себя, надо будет заняться с Тигрухой.
На диагностику. Логопед сказал, что развит мальчик неплохо, но проблемы с некоторыми шипящими, Л и Р. Последние формируются позже, а шипящие уже должны быть. Язык слабый, неповоротливый (своими словами). Отправила к неврологу и велела приходить ближе к пяти (авось само пройдет)
Я почитала в сообществе по логопедии - другие логопеды тестируют детей гораздо изощреннее - и пересказ, и упражнения на логику, наблюдательность. Уж не знаю, хорошо это или плохо..., но вдруг на что-то еще надо обратить внимание?
И я не понимаю, почему нельзя начать заниматься сейчас. Допускаю, что невролог найдет проблемы, назначит массаж и таблетки, почему одновременно не начать делать логопедические упражнения и прочее?..
Завтра к неврологу пойдем. Поддержите меня, друзья.
Уважаемые родители! Внимание!Логопедический клуб для детей и взрослых СККР "Знак Слова"приглашает Вас и Ваших детей на детский праздник "День открытых дверей" в это воскресенье 24.09.2017 в 11:00. Вход свободный!Для детей будет организован небольш...
Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть). Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.
Мой сегодня спросил: "Мама, де алё?!"(мама, где телефон). Пока успокоилась
Хочу задать вопрос опытным родителям: "Как ведет занятия грамотный логопед?"
- Время одного занятия
- Частота занятий в неделю
- Структура занятий
- Как оценивать прогресс
Сыну 4,5 года. Заговорил после трех лет. С трех до 4 лет занимались дома под контролем логопеда-дефектолога. Нащупали нужный курс и быстро появилась фразовая речь. Сейчас ребенок неплохо говорит, но проблемы остались:
- В основном использует короткие предложения
- Нет звука "Р", если проявляется, то на французский манер
- В некоторых словах заменяет буквы (например, вместо "банан" может сказать "ванан")
- Перед некоторыми словами, которые начинаются на гласную ставит согласную букву
- Если начинает говорить быстро, то комкает слова
По итогам последней медкомиссии посетили двух логопедов и ряд специалистов. Получили направление в логопедический сад. А также рекомендации к частным занятиям с логопедом. В мед. центре одна врач поставила ОНР 2-3 степени, но она к ребенку подход найти не смогла. Вторая же отнеслась к нему внимательнее и увидела, что он все буквы (кроме Р) проговаривает, говорит предложениями, пересказывает и прочее. Сказала, что ОНР ставить ему не хочет. Но надо работать над наполнением его речи. Больше прилагательных, удлинять предложения. Делать речь красивой. А западающие звуки поставит логопед при частных занятиях.
Нашли логопеда-дефектолога по рекомендации. Прошли у нее диагностику. Она сказала, что у ребенка ОНР нет, склоняется к ФФНР и дизартрии. К сыну она действительно смогла найти свой подход. Доброжелательно и спокойно и вот ребенок уже выполняет предложенные ею задания. Получается удерживать внимание ребенка.
Я наблюдала за ней во время диагностики. Проверяла какие звуки проблемные, прилагательные, предлоги, фонетическое восприятие, посмотрела общее развитие, делали пересказ... еще что-то, сейчас уже и не вспомню. По ходу она давала мне фоном короткие комментарии что и для чего.
И вот наше первое занятие.
Занимались они всего 30 минут. Прошлась массажным шариком и кольцами по пальчикам. Пару пальчиковых игр, затем поработали с артикуляцией (помогала ватной палочкой). Все перед зеркалом. Сделали несколько упражнений. Затем пошли задания по карточкам. Со стороны занятие напоминало общеобразовательное. А по факту она "пропевала" слова, которые ребенок говорит не совсем четко. Образовывали из существительных прилагательные, характеризовали предметы, раскладывали карточки на "фрукты и овощи", давая каждому ряд характеристик, проговаривали предлоги.
Все. По сути этим же мы ежедневно занимаемся дома + логоритмика. Только у нас подобные игры могут растянуться на пару часов, а тут все сжалось в 30 минут.
Ребенок доволен и ждет тетю еще в гости. Стоит еще отметить, что с ней он больше старается, чем когда занимается со мной. Более собран и сосредоточен.
А я задумалась над вопросами, которые указала в начале поста.
После занятия логопед сказала, что все звуки у ребенка есть. Ставить надо только "Р", остальные автоматизировать. Речь сразу подтянется на нужный уровень. Звучит, конечно, приятно, но как бы что не упустить.
Предложила заниматься 1 раз в неделю или 2 на мое усмотрение.
Про домашнее задание я сама спросила. Продолжать делать артикуляционную гимнастику, особенно тренировать прилипание языка к небу (делать Грибок), работать по тетрадке Петерсон "Игралочка" (начали еще год назад).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Технология взаимодействия с детьми предполагает как подгрупповые, так и индивидуальные формы организации работы.
Подгрупповые формы организации работы.
Содержание подгрупповых занятий нацелено на развитие связной (монологической и диалогической) речи детей. Для решения этой задачи предусмотрена работа по расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи, практическому овладению формами словоизменения и способами словообразования. Театрализованным занятиям, включающим игры, практические задания предшествует, предварительная работа с детьми, где предусмотрено разучивание стихов, движений, рассматривание картин, наблюдения, посещение кукольного театра, проводимое логопедом совместно с сотрудниками учреждения в начале учебного года - беседы, практическое знакомство с правилами поведения в театре, театральным искусством, актерской работой.
Знакомство с этим материалом носит практический характер, то есть происходит во время игр - диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длительным монологом педагога. Большой интерес у детей вызывает единый сюжет занятия. Поэтому театральная игра проводится по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. С целью анализа проделанной работы рекомендуется просмотр видеозаписей премьеры. Особый интерес у детей вызывают речевые семейные праздники-конкурсы, направленные на приобщение родителей к логопедической работе, организация совместной деятельности родителей и детей.
Индивидуальные формы организации работы. Одной из индивидуальных форм организации взаимодействия с детьми является мониторинг речевого развития детей, который осуществляется 3 раза в год (в начале, середине и конце учебного года). Результаты, полученные в процессе диагностики всех структурных компонентов речи, заносятся в речевые карты на каждого ребенка и в экраны звукопроизношения. На индивидуальных занятиях проводится работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики рук, постановке, автоматизации и дифференциации звуков, постановке речевого дыхания, развитию фонематических процессов, а также работа с детьми над ролью с целью вживания в роль (над выразительностью речи, движениями, созданием образа героя). Особое внимание уделяется работе по подготовке заданий к семейному конкурсу, которая происходит дома с родителями. Как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях используются нетрадиционные формы обучения - использование компьютерных технологий.
В работе с детьми важно последовательное усложнение, распределение речевого материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий. При отборе речевого материала следует учитывать динамику возрастания речевых навыков детей. Вербальное взаимодействие педагога с детьми осуществляется с учетом их речевых возможностей. Дети получают возможность использовать речь в различных ее формах (от звукоподражаний и отдельных слов до ответов на вопросы и самостоятельно составленных рассказов по поводу выполненных действий).
Недавно наблюдала такую ситуацию в коридоре логопедического центра - мама говорит своей 7 летней дочери, что она тупая, что она ее опозорила, что дома сейчас ей устроит... бедная девочка вся съежилась в комочек, в глазах слезы... Девочка была на диагностике у нейропсихолога. Как меня бесят такие мамаши, которые калечат своих детей, неужели они сами не понимают, что делают своих детей душевными калеками, что сами родители зачастую являются причиной появления у ребенка отклонений!!! Маме нужно самой наблюдаться у психиатра. Я в шоке до сих пор... Еще хорошо, что все это услышал педагог и смогла маму отрезвить. Мне и самой хотелось сказать ей все, что я думаю, но вот мягко и тактично у меня бы в тот момент явно не получилось. Как вообще вести себя в таких ситуациях, стоит ли что-то говорить родителю в этот момент и что сказать?