Песни для выкупа невесты
...в общем, это очень большой многолетний пост про околоновогодние фильмы и мультфильмы.
В один пост уже не вмещается, завожу следующий)
Часть первая лежит чуть ниже.
Поскольку женились мы уже в довольно взрослом возрасте и были мало зависимы от мнений и суеверий, платье мы с будущим мужем выбирали и покупали мне вместе. Перемерила много разных - и пышных с кринолином на пять колец, и попроще, но понравилось по настоящему одно. Без пышной юбки, фасон "рыбка", кстати, оказалось очень удобным без колец и в маши
За 2 месяца до дня свадьбы
Выбрать ЗАГС. Узнать время подачи заявления. Оплатить пошлину, подать заявление.
Составить список гостей, разослать приглашения. Убедиться, что гости приглашение приняли.
Заказать банкетный зал и оплатить его. Не забудьте получить на руки квитанцию или бухгалтерский документ (с подписью и печатью) подтверждающий факт оплаты и бронирования зала на конкретную дату.
11 сентября. День нашего бракосочетания..
В парикмахерской приходит волнение, нафантазировала надо мной мастер , сказала ,что одна шпилька может вылезать, надо поправлять..В итоге жених танцевал с козочкой (две шпильки торчали как рожки. И никто заранее не сказал мне! ( даже горе-женишок). Ну ладно ..Примчалась домой, скорее в платье сиганула, макияж сделала , пофоткалась, поснималась. Видеограф похвалила Андрюшку,говорит “Жених-молодец! Волновался,но вдохнул
Не хочу никого критиковать, и пост этот сделан наверное просто от скуки, не уверена что даже кому то интересно будет это все читать... Но последнее время все чаще и чаще сталкиваюсь с каким-то бредом в головах у знакомых и не очень людей, что написать все же решила... и все в одну кашу замешу. Если будет потом что добавить, добавлю. Сюжеты частично навеяны опытом работы с клиентами, частично - из общения на ББ и т.д. И в общем-то это стереотипы, так что если кто себя узнает - все совпадения случайны ;)
Про количество фоток с фотосесси
Фотографирую и для души, и на коммерческой основе, и своих и чужих... Пока речь про бесплатные съемки - никто не спрашивает сколько будет фото в итоге, сколько будет - все твое. Как только речь хоть бы про 500р денег, так сразу спрашивают сколько фото ? А сколько надо ? все 100500 кадров надо ? Я лично стараюсь отдать разумное количество удачных во всех отношениях. И как правило отдаю даже больше, чем заранее оговариваю. Но надо понимать что если это постановочный фотосет - то 10-15 хороших кадров за часовую прогулку - это хороший результат. Бывает что я в студии 3 часа ради 1 кадра снимаю. Да модель заберет 50 или 100, но себе я снимаю 1 кадр. Остально я считаю производственным мусором, стружкой. Это все конечно от понимания качества зависит, у меня оно свое , у модели свое. Когда я читаю или слышу от знакомых про 60 разноплановых кадров в час меня начинает на ха-ха пробивать. Это репортаж. Это вон взять мыльницу или телефон и идти гулять. Шаг -кадр, другой- кадр. Не надо для этого брать фотографа. А снять 60 разных фото ( по композиции, по позе, по освещению) за час - нереально. Хотя я знаю как считерить : берем общий план - модель маленькая, много пространства вокруг, а потом этот же кадр начинаем приближать с различным кадрированием, доходя до головы крупным планом - вон сколько фоток настреляли! И все ведь разные даже! Только нужны ли они ? Это ли называется серией ? В моем понимании серия это развитие какой то мысли : мы шли шли шли, наконец дошли, что то там сделали, что то посмотрели...это утрированно - но это сюжетная линия. Вы сами можете придумать сюжетную линию с раскадровкой на 60 фото за час ? Я лично - нет. Особенно когда я вас впервые в жизни вижу, и половину съемки (если не всю) вы смущаетесь, стесняетесь и не умеете свободно встать перед камерой. Приходится постоянно напоминать про губы, спину, глаза и тд и тп. С профессиональными моделями возможно наверное снять такое, когда заранее сценарий написан и утвержден. С простыми людьми без опыта - нереально... но тут же появятся 100500 фотографов которые с радостью возьмутся за такой заказ. Без лоха и жизнь плоха.
Про фототехнику
"Меня можно снимать только на марк3 и на объективы класса L."
Замечательно. У меня даже есть примеры фотографий как один гуру-коммерческий фотограф меня изуродовал на объективы класса L. Специально не удаляю эти фото,чтоб показать людям в качестве примера как можно снять на такую технику. Дело не в L объективах, а в прямых руках. Да у меня есть марк3 и есть L-ки. Но если клиент ставит наличие такой техники обязательным и главным условием - я не пойду его снимать. Он 100% ничего не понимает в композиции и свете, ему главное чтоб его снимали ДОРОГО, платить при этом дорого он обычно не желает ;) Парадокс. Конечно у меня техники на 200 тыс чтоб снимать по доброте душевной всех даром...и появилась она тоже с неба, ведь иначе откуда взяться ей, если всех даром снимать ?
Про одежу на фотосессию
Совсем недавно отказала ТФП модели в съемке, потому что предложенный ею образ не соответствовал тому, что мы оговаривали. А просила я не много, никакой белой или черной одежды. Обсудили же, что съемка стилизуется под ч.б. Белое уйдет в пересвет, черное провалится в тенях. Это же не свадебная съемка, где платье невесты хотя бы фактуру имеет, а просто белый гладкий пиджак для ч.б мне не интересен. И если б модель не отмазывалась предоставить фото образа сразу, и не тянула резину неделю - то все выяснилось бы раньше, а не за вечер до съемки.
Это кстати не первый раз такое. Просишь показать в чем придешь - сразу какой то негатив льется. Типа я сама разберусь и т.д. Да не разберетесь Вы сами,Вы в этом ничего не понимаете по большей части. Придете в яркой - она на физиономии будет рефлекс давать тем цветом, какая она - зеленая - значит морда будет под свежий трупачек, красная - как краснорожий друг индейцев, синяя как у пропойцы и тд. Белая уйдет в пересвет, черная - станет черным пятном. Черные плотные колготки хороши только в жизни и то сомнительно... на фото не будет никакого рельефа ноги ( если он был). Нюансов очень много. То что хорошо в жизни на фото может быть просто ужасно. Чтоб потом ни у кого разочарования не было - только поэтому фотограф просит показать свою одежду. Гучи это, или нонейм с китайского рынка - не важно совершенно. И да, когда я снимаю для коммерческого проекта, я советую подоброму, если клиент не слушает - он получает свою зеленую морду как я и предупреждала. Если это ТФП - то съемки не будет. Простите, но ТФП я снимаю для себя, это моя идея и я имею право выбирать, если не соответствуете - до свидания. Если я заранее знаю что фото с ТФП съемки я не смогу гарантированно положить в портфолио, а вы - даже теоретически не мой клиент в будущем - то смысл мне тратить на вас свое время ? Душевную доброту я обращаю к друзьям и близким, им моего внимания тоже не хватает ;)
Обработка или ох уж эта кожа
Практически никто не понимает что такое ретушь и что такое базовая обработка.
Попытаюсь сказать вкратце на пальцах. Когда я снимаю в RAW, я ставлю баланс белого на авто, чтоб не заморачиваться, и потом в редакторе корректирую его как мне нравится. В редакторе же добавляю насыщенность и контраст, если надо, какие то отдельные цвета ярче, какие-то бледнее, тонировка тоже сюда входит если надо, виньетирование или изменение искажений линзы сюда же, кадрирование, иногда добавляю резкости и убираю шумы. Это все БАЗОВАЯ обработка. Фотки как есть с фотика я не отдаю, я не снимаю в JPEG. RAW я не отдаю тк это моя интеллектуальная собсвенность, но за 2-3 тыс $ я готова с нею распрощаться.
Теперь про ретушь.
Если Вы решили сэкономить на визажисте, всю ночь перед съемкой бухали и поэтому у вас лицо отекло и мешки под глазами - вы клиент на ретушь. Исправление этого в базовую обработку не входит, и оплачивается отдельно. 10 крупнолицевых портретов я готова с каждой съемки обработать в рамках пакета услуг. Я замаскирую морщинки и уберу прыщики. Но на всех фото со съемки я этого НЕ делаю. Ретушь из журналов - это отдельный вид ретуши. Там над одной фотографией ретушер может неделю работать, и цена за 1 фото там соответствующая. Когда я снимаю в студии - иногда я делаю что то типа журнальной ретуши - более детализированную чем то, что входит в 10 фото пакета. Там идет работа с объемами, при необходимости исправляется мимика и тд 3-4 часа на каждое фото. Такая ретушь входит в пакет, только если об этом в пакете указано. Поэтому когда я слышу - хочу 60 фотографий в серии за 1 час и все они с ретушью - опять же становится смешно. Ага Ага сделают Вам за 2-4 тыс рублей то что вы хотите, как же. И опять же найдется 100500 фотографов которые пообещают, без лоха и жизнь плоха.Ну и ретушируют в основном портреты до плеч, с остальным не заморачиваются и исправляют только мелкие дефекты ака "а во лбу звезда горит".
Загламуривание кожи отдельная песня. Кожу ретушируют миллионом разных способов. Для журналов делают очень качественно с сохранением или перерисовкой текстуры. Если у Вас кожа далека от идеала. если она вся бугристая, радуйтесь если у фотографа хватило ума сделать мягкую картинку, не снимать вас с жестким светом и потом пройтись по коже портретюром хотя бы. Требовать текстуру бессмысленно, раз она такая больная. А за перерисовку вы не готовы платить. Перефотошоп и пластик тоже плохо, это другая крайность. Но такая крайность оправдана если фото стилизовано под картину, постер и т.д. в общем если это сделано специально по какой то причине.
Мне визажист не нужен
Не надо думать что визажист нужен только чтоб цветы рисовать на лице или какой другой фантазийный макияж. Каждая вторая не умеет накраситься так, чтоб подчеркнуть свои достоинства и по максимуму скрыть недостатки. На нормальной фотосессии с качественным и предсказуемым результатом без визажиста не обойтись.
Мне часа/двух для съемок достаточно
Задайтесь сразу вопросом насколько хорошо вы умеете преподнести себя чужому человеку. Первый раз в жизни видите и готовы разразиться по честному всем спектром эмоций ? Отлично , вы тот 1% которые так умеют. Остальные стесняются, зажимаются, встают или садятся несуразно и везде требуют помощи/подсказки. Это не плохо. Это нормальное поведение обычного человека. Но когда этот человек не умея ничего сам говорит что ему достаточно часа. Ну ок. что за час он сможет из себя выдавить - то и получит. Фотограф тут совсем не виноват. Фотограф будет честно стараться расположить к себе такую модель. Но если модель будет располагаться 50 минут, то на съемку останется всего 10. Это надо держать в голове.
Про свадьбы
Свадьбы я снимаю крайне редко, опыта в этом не много. Но даже при таком опыте несуразности очевидны.
Ну почему все вдруг решили что свадьба делается исключительно ради фото ? Ведь это наверное самый важный день в жизни пары. Зачем в этот день заморачиваться на постановочные съемки, заставлять ждать гостей и родителей. Умные люди снимают все в несколько этапов.
1 этап - репетиция прически и макияжа. Снимается в студии. Оформляется потом как "утро невесты". И макияж потренировали поняли сколько времени надо , и фото красивые получили в неспешной обстановке, и интерьер красивый и свет отличный.
2 этап - репортажная съемка свадьбы. Тут фотограф не мучает молодоженов, а снимает все как есть. Репортаж. В ресторане рекомендуется организовать зону под портреты. И не снимать пьяных гостей за столом с перекошенными лицами и сомнительными конкурсами, а делать красивые портреты всех по очереди кто подходит. Тут хоть стоящая память для всех будет.А то как посмотришь фото со свадеб: одна невеста красавица - остальные не получились.
3 этап - постановочная съемка в красивых местах. В любой день до или после свадьбы ( или после репетиции макияжа) едем кататься по разным красивым местам и там фотографируемся. Один сплошной бонус : не свадебный день, народу не много, к каждому объекту в очереди не стоять, гостей нет никто не злится.
Умолчу про то, что фотографировать выкупы в описанных подъездах и их проводить полный бред. Сама я выкуп себе не хотела, но тоже не устояла перед подругами и семьей.. традиция... играй я свадьбу сейчас - делала бы все по описанному выше сценарию.
И еще немного слов просто так...
Очень часто от того что я делаю остается какой то пустой осадок. Ибо делаю вроде бы и красивую, но совершенно пустую картинку. Я и букет цветов, я и цветы в венке на башке, я и тряпка, я в тряпке и тряпка развивается, я и дерево и тд. В студии варианты : я и кресло, я в кресле, я в кровати,я на окне. И взгляд главное везде такой непонятный... вместо слова непонятный муж обычно матерное слово вставляет. То бишь такой взгляд, который в жизни если и встречается, то только у пациентов палаты номер 6. Я не отрицаю что за такие фото девушки готовы платить. Но я в упор не понимаю зачем кому то такие фотографии в большом количестве, или ТОЛЬКО такие фотографии, хоть я их сама делаю когда просят или когда моделька красивая подберется. Опять же портфолио у фотографа это инструмент маркетинга, вовсе не означает что он фанат такого жанра съемки, просто этот жанр хорошо продается. Репортаж с какого то мепроприятия семейного или похода или дня рождения с шашлыками лично мне гораздо ближе в душевном плане. Пусть там все одеты черти как, никто не накрашен - зато карточка напоминает о событии. Какое фото вам будет больше по душе - вы с бабушкой делаете печенье, перепачканные в муке в домашней одежде, или вы с бабушкой на фоне какого то памятника или куста, одетые при параде для постановочной фотосессии ? а через 10 лет когда бабушки не станет какое фото будет ближе ? Я хочу сказать, что за красивой мишурой мы упускаем главное. У нас у всех тысячи фоток на вконтакте и инстаграмме совершенно лишенные смысла, но мало у кого есть фото как папа жарит шашлык, или мама режет салатик, да в домашнем халате. в шортах и шлепках...Вы таскаете семью на новогодний фотопроект, где все рассаживаются как истуканы перед ёлкой с красивыми пустыми коробками, главное бантов побольше. Получаете 10-15 бессмысленных фото оттуда. Вместо того чтоб организовать настоящий фотосет на природе, с теми же шашлыками и глинтвейном. Тоже профессиональный (если нанимать фотографа), только он будет более душевный что ли... станет историческим документом кроме только красивости. И когда кого то не станет будет приятно, что такой кадр у вас есть. Где этот человек был такой душевный и такой близкий. А не тот красиво наряженный истукан с фотопроекта под ёлкой.
Цените моменты жизни, не подменяйте понятия.
На выходных ездили с мужем в Таганрог на свадьбу к его однокурстнику. Ребенка оставили с бабушкой, так что было предоставлены сами себе.
На свадьбе после своей собственной мы были второй раз (за 5 лет), хотя пропустили 2 крутые...
2.Я не хочу никого высмеять и унизить.
3. Я бы хотела побывать на "не традиционной свадьбе".
Вспоминаю нашу свадьбу, сколько переживаний, волнений, денег: чтобы это сочеталось с тем,а это с этим, здесь так оформить, машины, фотографы, подарки и т.д А в это время народ собрался, отгулял, повеселился и все счастливы и не заморачиваются ни с чем.

Вот почему раньше здоровые все были, а не потому что "с рождения на коровьем\козьем молоке, раннем прикорме и ничё"))
У нас топазовая свадьба 7 августа, а у друзей (по совместительству двоюродной сестры моей) 28 августа. Тоже топазовая.
Идей отмечать не было никаких. Жених должен был прилететь к нам из Самары 28 прям и в 4-5 вечера.... Думали, поужинаем, да и ладно. Вот прям праздник!
Сидели мы на пляже как то, скучали... и тут я думаю.... Че это? нахрен теряться то?
Говорю, зевая: а давайте нарядим машины, купим сарафаны подружкам невесты на туристелли по 3 евро и припремся пьяные в аэропорт жениха встречать!
Все насторожились))) Фигли делать то? Жених охренеет обалдеет от радости, а нам потусить! Идеи потом сменяли друг друга, но все до сих пор благодарны, что я тогда не уснула, а придумала!.
Решили на сарафаны не тратиться, машины в аренде которые-нне уродовать, а просто у друзей в доме устроить разруху тусовку! Для этого украсили САМИ шариками, купили на 25 евро наборов для гавайсой вечеринки, наварили осьминогов, натушили рыбы, хозяин дома сотворил чудо-он сделал две кастрюли мидий в винном и оматном соусах! Нарезали хлеба и подготовиливиски и вино. Я не пила вообще.
Магия - одна из отраслей науки. Пока что самая перспективная. (с)
У каждого мага помимо имени есть пожалованное народом прозвище. Я думаю, в твоём случае народ не затруднится с выбором, Вольха из деревни Топлые Реды. В людской памяти ты навсегда останешься В. Редной.
(ВНИМАНИЕ: Под катом очень много текста и очень много цитат, которые можно рассматривать в качестве спойлеров)

В. Перов. Возвращение крестьян с похорон зимою
Очень
часто отсутствие понимания смысла православных обрядов и традиций
приводит к тому, что люди, вместо того, чтобы помогать душе умершего
близкого, начинают верить во всякие суеверия и соблюдать обычаи,
которые не имеют никакого отношения к христианству. В этой статье мы
расскажем вам о том, как следует хоронить человека в соответствии с
православными традициями
После крещения Руси и принятия православия, обряд похорон изменился.
Кое-где в русских деревнях (особенно северных) возник обычай самому
изготавливать себе гроб, подобно тому, как это делали некоторые святые.
В
русской крестьянской семье умершего при любых обстоятельствах обмывали,
переодевали в чистую, иногда весьма дорогую одежду. Клали покойника на
лавку, головой в красный угол (в красном углу находились иконы),
укрывали белым холстом (саваном), руки складывали на груди, давая в
правую белый платочек. Похороны совершались на третий день, особо чтимых
умерших несли на руках до самого кладбища. Все это сопровождалось
плачами и причитаниями…
Смерть глубокого старика не считалась
горем, причеты и плачи в этом случае носили скорее формальный характер.
Нанятая плачея могла моментально преобразиться, перебить плач
каким-нибудь обыденным замечанием и завопить вновь. Другое дело, когда
причитают близкие родственницы или когда смерть случалась
преждевременно. Здесь традиционная форма принимала личную,
эмоциональную, иногда глубоко трагическую окраску.
После крещения
Руси покойников стали хоронить головой на запад. Общее христианское
правило класть мертвых головой на запад напрямую связано с преданием о
том, что тело Христа было похоронено головой на запад и, следовательно,
лицом на восток. В одном духовном сочинении XIV века об этом говориться
говорится так: «Всякий должен быть погребен так, чтобы голова его была
обращена к западу, а ноги направлены к востоку. Он при этом как бы самим
своим положением молится и выражает, что он готов спешить от запада к
востоку, от заката к восходу, от мира в вечность».
Похороны всегда
заканчивались поминками, или тризной, для чего готовились специальные
поминальные кушанья. Еще на кладбище покойника поминали кутьей — круто
сваренным рисом, в который добавлен изюм. Среди обязательных кушаний на
русских поминках — блины.
Все ночи после смерти и до похорон
специально нанятая чтица читала Псалтырь и заупокойные молитвы. Вместе с
нею в комнате, где находился умерший, бодрствовали местные старики и
старухи. После похорон чтице дарили полотенце, на котором лежал
Псалтырь.После похорон, устоялся обычай отмечать девятый и сороковой
день (сороковины) после смерти.
У славян существовал ритуал
специальной погребальной одежды. У восточнославянских пародов был обычай
хоронить в той же одежде, в которой человек венчался, а если умирала
молодая незамужняя девушка или холостой парень, то покойника наряжали,
как на свадьбу. На Украине девушку клали в гроб с распущенными волосами,
с венком из позолоченного барвинка на голове, украшали гроб цветами,
ставили две венчальные свечи. У гуцулов один венок надевали на голову, а
другой, побольше, из барвинка, васильков, гвоздики, клали вокруг тела.
Подруги
(дружки) имитировали при этом свадебный обряд — выбирали старост,
сваху, бояр. Старост и подстарост подвязывали рушниками, свахе вручали
свечу и меч. Девушки-дружки подвязывали головы черными ленточками.
Одного юношу выбирали на роль «вдовца». На палец девушке одевали
перстень из воска, предварительно позолотив его. Ко дню похорон выпекали
свадебный каравай, его клали на крышку гроба, а на кладбище раздавали
родным.
Умершего ребенка у восточных славян, как правило,
подпоясывали. Этот обычай связан с наивным религиозным представлением о
том, что Бог на «Спаса» будет раздавать детям яблоки, и надо, чтобы
ребенок мог спрятать яблоко за пазуху.
О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.
На литургии можно подать записки:На
В истории славянской погребальной обрядности археология
выделяет ряд переломных этапов, обусловленных крупными переменами в
осознании человеком окружающего, мира, в воззрениях на судьбу
умершего. Ранняя форма погребений древних славян - погребение трупа в
скрюченном виде, то есть положении зародыша - связана с идеей и
реинкарнации, перевоплощения умершего, его второго рождения на земле,
перехода его жизненной силы (души) в одно из живых существ
На
рубеже бронзового и железного веков возникает способ погребения умерших
уже в распрямленном виде, а затем и кремация - сожжение трупа на
погребальном костре. Этот ритуал также был связан с представлением о
неистребимости жизненной сипы. Новым было представление о
местожительстве невидимых душ - небе, куда души попадали с дымом
погребального костра. Обе формы погребального обряда постоянно
сосуществовали, хотя в разное время и разном соотношении. Прах
сожженного покойника хоронили и земле, помещая его в урны-горшки или
просто в ямы. Первоначально над каждой могилой строилось
надмогильное сооружение в форме жилого дома - домовина, «столыть».
Именно отсюда берет начало встречающийся до сих пор кое-где обычай (в
частности - у старообрядцев) делать над могильным крестом навершие,
похожее на двускатную крышу. Оно имеет не только утилитарное
назначение предохранить крест от дождя и снега, но является и
символом русской избы - дома для умершего.
Кладбище в несколько
сотен домовин у древних славян представляло собой «город мертвых»,
место поклонения предкам рода. Культ предков раздваивался: одни
магические действий были связаны с представлениями о невидимых и
неосязаемых предках, витающих в небесном пространстве, другие -
привязаны к кладбищу, месту захоронения праха, единственному месту
на земле, реально связанному с умершим.
По вероучению Православной Церкви, назначение погребального обряда -
облегчить душе умершего путь в Царство Небесное, отогнать от него
«нечистую силу», замолить его грехи перед Богом. Однако христианскому
истолкованию смерти как блага, вестницы покоя и радости всегда
противостояло народное представление о ней как о враждебной силе,
роковом неизбежном зле. Глубинные психологические корни осмысления
смерти как трагедии обусловлены трагизмом самого события -
невосполнимой утратой близкого человека, уходя его в небытие.
Явление смерти во все времена потрясало чувства и воображение людей,
заставляло еще раз обратиться к вопросу о цепи и смысле жизни,
назначении человека на земле, нравственном долге перед умершими и
живыми.
Вопрос о причинах смерти - важнейший вопрос, приковывающий
неослабевающий интерес людей. Человеку свойственно стремление узнать
свою судьбу, приоткрыть завесу будущего.
Тема смерти воплощена в
целом цикле народных примет, гаданий, предсказаний, фатальных
знамений. Их направленность - узнать причины и сущность смерти,
освободиться от страха перед ней, определить судьбу человека с тем,
чтобы подготовиться к ней, активизировать в борьбе с ней свои
действия. Во всех приметах заложена попытка понять и объяснить
причинно-следственные связи окружающего мира, предугадать будущее.
Негативные приметы и гадания, то есть такие, которые предвещали смерть,
неблагополучие, грядущее несчастье, сопровождали в прошлом всю
жизнь человека: рождение, возмужание, вступление в брак, появление
детей в семье, болезни, уход из жизни, похороны умерших. Их объектом
был прежде всего сам человек, состояние его здоровья, личная
жизнь, дом, бытовой уклад, природная среда. Главная тема этих примет -
определение жизнестойкости, длительности жизни, счастливой или
неудачной судьбы человека.
Так, при рождении ребенка уже загадывали,
выживет ли младенец после рождения, будет ли вообще жить. Приметы
свадебно-венчального цикла отмеряли молодоженам отрезок жизненного
пути, который они проживут после свадьбы, загадывали, кто из молодых
будет жить дольше, кто раньше умрет; приметы во время болезни -
выздоровеет ли больной или нет. Особая группа примет связана с
состоянием больного перед смертью и самими похоронами. Наступление
смертного часа узнавалось по целому ряду распространенных примет:
запаху тела больного («землей пахнет»), появлению на нем темных
пятен, изменению цвета металлического креста, опущенного а воду,
которую пил больной, и т. д. Приметы либо предугадывали смерть, либо
направлялись на ее предотвращение: если в доме в короткое время умерло
двое, то нужно ждать новой смерти; если кто-то умер с открытыми
глазами, то «высматривает» очередную жертву. В гаданиях и приметах
приобретали функции магического символа смерти некоторые предметы
(нож, игла, булавка, а также пояс, веник и некоторые другие), что,
видимо, объясняется возможностью применения как смертоносного орудия
или символического выметания человека из дома. «Найденную иглу, булавку
и вообще все острое не поднимать - постигнет несчастье».
Широкое распространение имело истолкование «вещих снов», некоторые из
них означали смерть в доме; выпадение зуба, особенно с кровью,
означало смерть кровного родственника (по аналогии, ряд зубов -
семья, один зуб - член родственной группы); увидеть во сне яйца - к
покойнику.
Тема личной жизни и судьбы в гаданиях о смерти неразрывно
связана с темой жизни окружающей природы, растительного и животного
мира. В предсказаниях смерти широко использовалась традиционная
символика древнего животного эпоса, носящего отзвуки тотемических
верований. Это образы животных и птиц - или чудесных помощников
человека, или пророков несчастья. Символом смерти всегда являются
хищные птицы, предвестники смерти: ворон, ястреб, филин, сова,
имеющие зловещую силу. Они прилетают и садятся на дом, как бы
предчувствуя свою добычу - мертвечину: «Ворон каркает - к
покойнику».
И в наши дни главный символ смерти по-прежнему
воплощен в птице: это воробей, курица, цыпленок и др. Птица стучит в
окно, садится на плечо человека, залетает в дом - все это знамения
грядущей смерти. Широко известно гадание - счет продолжительности
жизни по кукованию кукушки. В образах добрых желанных птиц - ласточки,
голубя, а также крылатого насекомого - мотылька, бабочки -
олицетворялась душа умершего. Их прилет в дом рассматривался как
посещение души умершего или прилет за душой человека посланников
Божьих. То есть в любом случае это предвещает новую смерть. Чуткими
предвестниками смерти являлись и являются домашние животные - собака,
кошка, лошадь, корова, куры. Верным признаком смерти члена семьи
считался вой собаки и рытье ею ямы.
В русских гаданиях и
приметах отражена тема «строительной жертвы» - смерти человека во
вновь отстроенном доме. Поэтому в новый дом обычно первым входил
старик, так как молодым членом семьи больше дорожили, чем доживающим
свой век. А чтобы не человек, а животное оказалось первой жертвой
смерти, в новый дом на ночь запирали петуха или кошку. И сейчас
многие стараются при въезде в новую квартиру первой запустить туда
кошку, не догадываясь, что это отголосок древней предохранительной
приметы.
До сих пор широко известно поверье о разбитом зеркале:
зеркало - отражение души, двойник человека; разбитое зеркало -
расколовшаяся жизнь. С этим же связан народный обычай завешивать в
доме зеркала, когда кто-нибудь из домашних умирает.
На близкую смерть человека указывал всегда также комнатный цветок, который никогда не цвел, а вдруг неожиданно расцвел.
Влияние природных стихий также не осталось вне поля зрения народных
примет о смерти. Общеизвестно символическое значение падения с неба
звезды, означающее закат жизни человека. Завывание ветра, вой бури
пророчили смерть: считалось, что вовремя бури покойники воют, так как
они недовольны живыми людьми и требуют от них жертвы.
И,
наконец, весьма распространенная примета, имеющая очень древние корни, -
увидеть во сне уже умершего человека, который зовет к себе, - тоже
к смерти.
Суеверия, связанные со смертью, вряд ли можно считать
только исчезающими пережитками древних верований. Имеются данные,
говорящие о том, что эти верования не только трансформируются, но и
возрождаются в новых условиях, в реальной действительности находят
почву для дальнейшего существования. Каждый конкретный случай, отдельные
бытовые подробности жизни, на которые в обычное время никто не
обращал внимания, при трагическом стечении обстоятельств задним
числом приобретают символику знамения. Если человек умер, то
вспоминают какое-либо необычное событие, природное явление, потерю
(во сне или наяву), предшествующие смерти: «Недаром цветок не вовремя
расцвел», «Недаром кура петухом кричала» и т. п.
Прекращение
земного существования, непредставимость загробного существование
всегда пугают человека. В народных обычаях отразились попытки предков
истолкования необъяснимости природы смерти, скажем, происками
колдунов. Естественное чувство самосохранения приводило к поискам
средств противодействия смерти, что с особой силой проявлялось в
момент ее приближения. Отсюда обычай закрывать сразу же после смерти
окна, двери, то же зеркало (как особенное магическое средство
проникновения), чтобы злые чары не вошли в дом, не подействовали на
живых.
Отпечаток христианских идей несут представления о «хорошей» и
«нехорошей», «трудной» и «легкой» смерти. Желательной
представлялась в прошлом и настоящем смерть в кругу родных и близких
без продолжительной и мучительной болезни. Как долг первой
необходимости рассматривалось присутствие в момент смерти у постели
больного близких родственников. Это было связано, во-первых, с
желанием получить благословение умирающего на дальнейшую жизнь,
во-вторых, с необходимостью принять меры для облегчения его
предсмертных мучений и помочь его душе в поисках пути в загробный
мир. По народным поверьям, при последнем вздохе человека - испускании
духа - душа расстается с телом и происходит борьба за душу между
«нечистой» силой и ангелом, посланным Богом за душой умирающего.
Предсмертные страдания объяснялись не тяжестью болезни, а тем, что
умирающего в последний минуты мучает «нечистая» сила (черт, дьявол),
она будто бы не отдает душу ангелу. Стараясь облегчить душе путь к
Богу, вкладывали в руку умирающему «Богову» свечу, кадили вокруг
него ладаном.
Хорошей считалась смерть на Пасху, в день Христова
Воскресения, когда, по поверьям, открыты «райские двери» по аналогии с
царскими вратами в храме. Легкая смерть расценивалась в народе как
награда за благочестивую жизнь, трудная – как удел грешников.
Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..
Также хорошо заказывать
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется
дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает
потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то
можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.
Подготовка к похоронам
В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.
Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тепа умершего к
похоронам, омовение, одевание, положение во гроб, ночные бдения у
гроба покойного.
Погребальные обряды: вынос типа, отпевание в
церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение
гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом
умершего.
Поминки: после похорон и доме умершего на третий, девятый,
двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с
заказыванием поминальных треб в церкви, поминальными трапезами и
домашними молениями по умершим.
Многие пред погребальные действия,
помимо практической необходимости, имеют древнее, ритуальное
происхождение. Смерть мыслилась как дорога в загробный мир, а
омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к
похоронам - как бы сборами в дальнюю дорогу. Омовение имело не только
гигиеническую цепь, но рассматривалось и как очистительный обряд.
По церковному вероучению, умерший должен уйти «к Господу с чистой
душой и чистым телом». Религиозно-магический характер омовения
подчеркивался тем, что его совершала особая профессиональная
категория людей - омывальщиков. Эта профессия чаще становилась уделом
старых дев и старых вдовцов, уже не «имеющих греха», то есть интимных
отношений с людьми противоположного пола. Если девушка долго не
выходила замуж, то ее пугали тем, что она будет «обмывать
покойников». Девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над
ними Псалтири, носили темную одежду. За труд они получали белье и
носильные вещи умершего. Если не было специалистов - омывальщиков,
издавна было принято, чтобы омовение умерших производили люди, не
состоявшие в родстве с умершим. Согласно церковному поучению, матери
не полагалось обмывать своего умершего ребенка, так как она
обязательно будет его оплакивать; а это осуждалось как отступление от
веры в бессмертие души: по христианскому вероучению, ребенок
обретает райскую жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В
народе сложилось поверье, что материнская слеза «жжет ребенка».
В
прошлом процедура омовения носила ритуальный характер, магическую,
направленность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника
клали на солому ногами к печи. Обмывали два-три раза теплой водой с
мылом из глиняного, обычно нового, горшка. На атрибуты омовения -
горшок, воду, мыло, гребень - переносились свойства мертвеца, его
мертвящая сила. От них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли
покойника, называлась «мертвой», ее выливали в угол двора, туда где
нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на нее
наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду
после поминок. Такова была и участь глиняных горшков для омовении:
их выносили в овраг, на «рубеж» поля, на перекресток дорог, где, как
правило, стоял крест, столб, часовня, там их разбивали или просто
оставляли. Цель этих действий - предотвратить возвращение покойника,
чтобы он «не являлся» живым и «не стращал» их. Эти места считались в
народе страшными, и мало находилось смельчаков, которые решились бы
проходить мимо них в глухую полночь. Свойства предметов омовения
«омертвлять» живое использовались в практике вредоносной магии:
«мертвую» воду колдуны употребляли для порчи молодоженов, кусок савана
плотники заколачивали в дверной косяк при постройке дома, когда
желали беды неугодному им хозяину. Мыло, употреблявшееся для
омовения покойника, в домашней медицине применяли с иной целью -
подавить, умерить нежелательные явления: жены подавали его для
умывания злым мужьям, чтобы их «злоба замирала», а девушки мыли им
руки, чтоб кожа на них не дрябла.
В настоящее время обмывание
покойного совершается чаще всего в морге. Однако еще встречаются,
особенно в деревнях, старушки-обмывалки. Из старинных обычаев,
связанных с этим обрядом, уже многие забыты, в частности, магические
свойства предметов омовения уже мало кто помнит.
При одевании
покойных провожающие их иногда испытывают затруднение в выборе цвета
одежды, и чаще всего предпочитают темную дли мужчин и светлую - для
женщин. Но интересно, что в средневековой России хоронили, как
правило, в белом. Это можно объяснить не только влиянием
христианства, которое связывало этот цвет с духовной, младенческой
чистотой христианской души - душа уходит к Богу такою, какой пришла
на землю при рождении. Белый цвет одежды умершего - это натуральный
цвет домотканого холста, с древности основного материала одежды
русского населения.
Магические свойства всегда приписывались
женским волосам, отчего а старину замужней женщине считалось
греховным ходить простоволосой, а в церкви всеем - от
девочек-младенцев до старух - полагалось находиться в головном уборе
(что обычно соблюдается и теперь). Это отразилось и на
погребальном костюме. Женщин было принято хоронить в платочках:
молодых – в светлых, пожилых - в темных.
Вообще одежда умершей
девушки и сами похороны были а России особенными. Это связано с
народным пониманием сущности смерти. Смерть молодой девушки была
редким событием. Она воспринималась не только как переход в новое
состояние, новую форму бытия, уже загробного, но и как особый этап
этого бытия, подобный земному. Смерть молодых незамужних и неженатых
людей совпадала в земной жизни с брачным возрастом, с поворотным
этапом в земной жизни - браком. Это служило основанием для
сопоставления и совмещения погребального обряда со свадебным.
Не
только у русских, у многих народов был обычай одевать девушку, умершую в
расцвете молодости, в подвенечный наряд, готовить ее к погребению,
как невесту на свадьбу. На похоронах умершей девушки даже
имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как
девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали
обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней
женщине кольца не надевали.
Сейчас тоже встречается обычай хоронить
молодых девушек в свадебном наряде, а на их поминках пить
шампанское, имитируя несостоявшуюся свадьбу.
В прошлом способ
изготовления погребальной одежды подчеркивал ее специфическую
функцию - предназначенности преисподнему миру. Одежда была как бы не
настоящей, а лишь ее заменой, не сшитой, а лишь наметанной. Ее шили
обязательно на руках, а не на машинке, нитку закрепляли, держали
иголку от себя вперед; иначе покойник опять придет за кем-нибудь в
свою семью. Имитацией была и обувь покойника: в кожаной обуви, как
правило, не хоронили, а заменяли ее матерчатой. В случаях, когда
надевали сапоги, железные гвозди из них выдергивали. Онучи,
надевавшиеся с лаптями, на ногах обвязывая так, чтобы крест,
образуемый шнурками, приходился спереди, а не сзади, как у живых.
Таким образом, придавалось как бы обратное направление движению
умершего чтобы он не мог вернуться назад в дом.
Прежде был известен
обычай помещать постель умершего и одежду, в которой он умер, под
куриный насест и держать их там в течение шести недель (пока душа
умершего, по поверью, находится дома и нуждается в одежде).
Местонахождение одежды свидетельствует о связях души с образом
птицы. В наши дни это поверье редко кто помнит. Некоторые
родственники умерших сохраняют одежду и постель до этого срока, но
большинство вещей, принадлежащих покойному, сжигают или закапывают.
В настоящее время в обычае хоронить в новой, еще не носившейся одежде
прослеживается отголосок верования, что новизна одежды умерших -
синоним чистоты, безгрешности души, которая должна являться на тот
свет чистой. Многие пожилые люди заранее готовят себе «смертный
наряд».
Хотя сейчас, чаще всего в силу экономических причин, бывает,
что хоронят и в старом - мужчин обычно в темном костюме, рубашке с
галстуком, женщин - в платье или юбке с кофтой, как правило, светлых
тонов, но использование в качестве обуви специальных тапочек -
явление повсеместное. Они входят в комплект похоронных
принадлежностей (так же, как и покрывало, имитирующее саван) ритуальных
бюро. Тапочки без твердой подошвы, как обувь, не предназначенная для
носки, отражают вышесказанный обычай облачать покойного в
«ненастоящую» обувь и одежду.
Прежде (да иногда и теперь) при
положении умершего в гроб принимали меры магической
предосторожности. Тело брани не голыми руками, а надевали рукавицы. Избу
постоянно окуривали ладаном, сор из избы не выносили, а подметали
под гроб, направляя в сторону умершего. Эти действия отражают ч уест
во страха перед покойником, восприятие его как воплощения
вредоносной мертвящей сипы, от которой необходимо себя оградить.
Пока готовили гроб, омытого покойника клали, на лавку, застеленную
соломой, в переднем углу избы так, чтобы его лицо было обращено к
иконам. В избе соблюдали тишину и сдержанность. Гроб соответственно
рассматривался как последний реальный дом умершего. Важным
элементом собирания покойного на тот свет было изготовление гроба –
«домовины», подобия настоящего дома. Иногда даже делали в гробу
застекленные оконца.
В местностях богатых лесом старались делать
гробы, выдолбленные из ствола дерева. Использовались разные виды
деревьев, но только не осина. Гробы устилались изнутри чем-нибудь
мягким. Обычай делать из гроба имитацию постели сохранился повсеместно.
Мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало.
Некоторые пожилые женщины собирают при жизни собственные волосы,
чтобы набить ими подушку.
Правила православного захоронения
предусматривают класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика,
образок, венчик на лоб и «рукописание» - написанную или напечатанную
молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку
покойника, а также свечи.
До сих пор сохраняется и легко
объяснимый обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы
пригодиться умершему на том свете, корни его совершенно очевидно
уходят в языческие времена.
Этот вид
Если первый этап традиционных русских похорон представлял собой
сборы в дорогу в загробный мир, то второй этап являлся как бы
началом этой дороги. Комплекс обрядов этого этапа (вынос тела,
отпевание в храме, похоронная процессия на кладбище, захоронение
возвращение родственников умершего в дом) многофункционален. Он
включает как исполнение христианских требований, так и серию
предохранительных магических действий, основанных на страхе перед
умершим.
К первым относятся чтение и моления «на исход души». Хотя
теперь в городе чаще всего стараются в день смерти перевезти
усопшего в морг, в православных семьях, а небольших городах и
деревнях, где нет моргов, сохраняется традиция ночного бдения около
покойника. В тех случаях, когда не приглашается священник, Псалтирь
или другие священные книги читаются верующими мирянами. Зачастую даже
бывает, что ночные бдения старушек возле умерших ровесниц не
сопровождаются чтением христианских текстов, а проходят в самых
обычных воспоминаниях или беседах – «я посидела у гроба, и у меня
посидят».
Поныне устойчиво сохраняется такая деталь похоронного
ритуала: сразу после смерти на полочку к иконам или на окно ставят
стакан воды, накрытый куском хлеба.
На поминальном обеде подобным
образом оставляют рюмку водки, накрытую куском хлеба, и иногда этот
символический прибор ставится у символического места покойного за
столом. Наиболее типичное объяснение этого – «душа находится до шести
недель дома».
Истоки подобного обычая вероятно такие: это
присущая всем древним верованиям пищевая жертва. В данном случае,
правда, трудно определить, кому изначально - духу умершего, предкам,
Богу или это откуп от злого духа. Сейчас этот распространенный, как
и другие, элемент обряда является в большей степени средством
облегчения утраты, снятия стрессового психологического состояния
близких, поддержания убеждения, что, следуя традиции, они отдают
умершему последний долг.
Один из элементов домашнего траурного
ритуала - зажжение свечей в изголовье покойного, их прикрепляют к
углам гроба, ставят в стакан на стопе, а перед иконами - лампады.
В настоящее время точные сроки выноса тепа, отпевания, похорон,
согласные с церковными правилами, соблюдаются редко, и
священнослужители, совершающие заупокойные требы, обычно не
настаивают на точности. В народе же бытует мнение, что раньше
двенадцати часов и позже захода солнца выносить покойного из дому
нельзя.
Любопытно, что много народных обрядов, связанных с выносом
тела, проводами на кладбище, несут на себе отпечаток языческой
предохранительной магии
В самой психологии картины смерти,
присутствия трупа среди живых лежит противоречие жизни и смерти,
отсюда и боязнь мертвецов, как относящихся уже к непостижимому миру.
Опасность мертвеца для живых состояла в том, что он якобы может
вернуться в дом и «увести» кого-либо из близких за собой. К мерам,
оберегающим живых, следует отнести обычай выносить тело из дома
нотами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы
предотвратить возвращение покойника по своему следу.
Известен и
такой обычай, как «замещение места» покойного. На стол или стулья, на
которых в доме стоял гроб, после выноса покойного садятся, а потом эта
мебель на некоторое время переворачивается кверху ножками. Смысл
этого обряда тот же, что и способ выноса гроба - препятствие
возвращению покойника.
В прошлом на русских похоронах, как только
выносили гроб, на то место, где он стоял, падал кто-либо из
родственниц покойника или садилась сама хозяйка дома. На севере, в
Сибири, как только покойника вынесут, на передний угол избы клали
камень или полено, или ставили квашню, чтоб не умер другой член семьи.
Существовал и такой обычай; один из родственников три раза обходил
вокруг гроба с топором в руках, держа его лезвием вперед, при
последнем обходе ударял обухом по гробу. Иногда при выносе покойника
клали топор на пороге. Археологические материалы свидетельствуют о
том, что суеверное отношение к топорам уходит в глубокую древность. У
древних славян топор являлся символом Перуна и был связан с громом и
молнией, и следовательно был амулетом, оберегом от злых, вредоносных
для человека духов. В позднейшие времена он также играл для
покойного отпугивающую роль от «нечистой» силы либо для дома от
самого покойного.
К рассматриваемой группе обычаев относится широко
распространенный у многих народов, в том числе и у славян, обычай
выносить умершего не через входную дверь, служащую живым, а через
окно или специально проделанное отверстие. Смысл его - обмануть
покойника, чтобы «запутать его след»; согласно верованиям, мертвец
может вернуться в дом только известным ему при жизни путем. Но сейчас
этот обычай, особенно в городе встречается очень редко.
Издревле
в славянских сельских общинах - истоке наших обрядовых традиций -
смерть носила социальный характер. Восприятие смерти одного из членов
сельского коллектива в общественном сознании отражалось не как
узкосемейное событие, а как общественно значимое, нарушающее течение
деревенской жизни, причем чем значительнее была личность умершего,
тем более широкая округа оказывалась втянутой в орбиту обрядовых
действий, направленных на нейтрализацию смертоносной силы, исходящей от
покойника, предотвращение зла, которое он мог причинить в будущем,
обеспечение его благорасположения и помощи.
Глубинная идейная
основа этого явления, восходящая к культу предков и его связи с
аграрными культами, позднее переосмыслилась, оказалась соотнесенной с
социальной средой сельской общины. Мотивом обеспечения
благорасположения умершего являлось то, что умерший на том свете
будет встречать души людей, которые провожали его на земле. В
соответствии с нормами обычного права похороны были делом всего
сельского общества участие в них было обязательным для всех односельчан,
проведение их контролировалось общиной.
Обряд похорон имел
определенный нравственно-этический аспект. При выносе тела умершего
из дома в народе было принято громко плакать, открыто выряжая свое
горе причитаниями. В них показывалась общественная оценка жизни
покойного, проявлялась его репутация. Над гробом причитали не только
близкие родственники покойного, но и соседи. Если родственницы не
плакали, соседи брали под сомнение чувство привязанности родных к
умершему. В плачах имело место воздействие на общественное мнение в
отношении живых. «Вытье» считалось данью уважения и любви к покойнику.
По числу воющих женщин (не родственниц) можно было определить, каковы
были отношения умершего с соседями.
Еще древнерусская церковь
наложила запрет на народные вопли и плачи - «не плакать по
умершим». Надгробные плачи расценивались как проявление языческих
представлений об участи души за гробом, отсутствие у народа
христианской веры в бессмертие души. Как уже упоминалось, матери не
должны были плакать по умершим детям. В народных религиозных
рассказах в наглядных образах рисовалась скорбная участь на том
свете умерших детей, оплаканных матерями: умершие дети изображались или
в отяжелевших от материнских слез одеждах, или сидящими в болоте,
или носящими в тяжелых ведрах изливаемые матерью слезы. Однако
церковный запрет в повседневной жизни не соблюдался.
Петр I со
свойственной ему страстью к администрированию издал даже специальный
указ о воспрещении плача на похоронах, который действия не возымел.
Порядок организации и следования похоронной процессии в различных
регионах России в прошлом был в основном однотипен. Похоронное
шествие возглавлял несущий распятие или икону, обрамленную рушником.
Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за
ними - духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли
близкие родственники. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые,
любопытные.
Интересно, что обычай нести гроб на руках сравнительно
поздний. В русских деревнях еще в прошлом веке из суеверных
соображений переносить гроб часто старались в рукавицах, на
полотенцах, на жердях, на носилках.
Того же рода и способ перевоза
гроба на кладбище. В некоторых местах старались доставить мертвеца к
месту захоронения на санях, причем даже летом. Сани потом либо
сжигали, либо оставляли до сорокового дня лежащими вверх полозьями. В
этом обычае можно заметить переплетение языческого обряда сожжения
трупа вместе со средством загробного передвижения и магического
препятствия возвращению мертвеца.
При выносе покойника из дома в
прошлом производился обряд «первой встречи», символизировавший
тесную связь мертвых и живых. Он состоял в том, что человеку,
который первым встретил на пути похоронную процессию, вручали краюху
хлеба, завернутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы
«первый встречный» помолился за умершего, а умерший в свою очередь
первым встретил на том свете принявшего хлеб.
По дороге до храма
и от храма до кладбища разбрасывали зерно для кормления птиц, что
служит еще одним подтверждением двойственного представления о
посмертном бытии души в виде ее зооморфного образа или а виде
бестелесной субстанции.
Похоронной процессии, по Церковному уставу,
полагалось останавливаться только в церкви и возле кладбища, и, как
правило, она останавливалась в наиболее памятных для покойного
местах села, около дома умершего соседа, на перекрестках дорог, у
крестов, которые в некоторых местностях так и назывались
«покойничьими». Здесь часть провожающих останавливалась, далее
следовали преимущественно родственники. Первоначальный смысл этого
обряда, видимо, заключался в том, чтобы спутать следы, чтобы
умерший не мог вернуться к живым, а впоследствии это истолковывалось
как прощание умершего с теми местами, с которыми была связана его
жизнь
На современных похоронах иногда выполняется запрет - обычай
не разрешает детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и
закапывать могилу. В прошлом запрет был обусловлен боязнью очередной
жертвы в семье, страхом перед магической способностью умершего
увести за собой в могилу кровного родственника. В настоящее время гроб
чаще несут товарищи по работе, дальние родственники.
В целом
обряд несения гроба сейчас значительно видоизменился по сравнению с
прошлым. При общественно значимых похоронах, известных лиц, при большом
стечении родственников, друзей, коллег покойного гроб стараются
пронести на руках там, где позволяют условия, как можно дольше в
знак уважения к памяти безвозвратно ушедшего человека.
Состав
современного траурного шествия обычно таков: вначале несут венки, потом
крышку гроба - узкой частью вперед, гроб с покойником. За гробом
первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.
Устоявшийся
гражданский ритуал похорон определяет и состав похоронного шествия с
элементами, невозможными в прошлом и в православном ритуале: траурная
музыка духового оркестра, несение в шествии портрета покойного в
черной рамке, несение подушечек с орденами и медалями, прощальные
речи. Интересно отметить, что в наши дни часто встречается
причудливое смешение гражданского ритуала с церковным. Например,
установление на могиле одновременно и православного креста, и портрета
умершего человека.
Панихида начинается обычным
возгласом: "Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки
веков". Затем читается Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй 12 раз.
Слава и ныне. Приидите поклонимся...псалом 90-й: "Живый в помощи
Вышняго...". В этом псалме пред нашим духовным взором предстоит
отрадная картина перехода в вечность истинно верующей души по
таинственному пути, ведущему к обителям Отца Небесного. В символических
образах аспидов, львов, скимнов и драконов псалмопевец выражает
мытарства души на этом пути. Но здесь псалмопевец изобразил нам и
Божественное охранение верной души усопшего: "Он избавит тебя от сети
ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его
будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его". Верная душа говорит
Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю".
Обряд погребения совершался до захода солнца, когда оно находится
еще высоко, чтобы «заходящее солнце могло захватить с собой
умершего»
Это, а также, например, опускание вместе с гробом в
могилу церковных свечей, горевших во время отпеваний, не
противоречит законоположениям православия. Также, как и существующее
поныне последнее целование умершего близкими и родственниками, как и
обычай со стороны провожающих бросить в могилу по горсти земли с
пожеланиями: «Пусть земля тебе будет пухом». Впрочем, вместо этой
фразы можно кратко помолиться: «Упокой, Господи, душу раба Твоего
новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и
невольная и даруй ему Царствие Небесное». Молитву эту можно
совершать и перед тем, как приступить к очередному блюду во время
поминок.
Был и кое-где остается такой архаический элемент
обрядности, как обычай бросать в могилу мелкие деньги. Существовало
несколько народных, истолкований этого обычая. Одно - как выкуп
места на кладбище для умершего, что является дополнительным
свидетельствам связи умершего с местом его захоронения - могилой,
землей. Если не откупить места, покойник будет по ночам приходить к
живым родственникам и жаловаться на то, что «хозяин» подземного мира
гонит его из могилы. По другому варианту деньги клали, чтоб умерший
мог купить себе место на том свете.
По народно-христианскому
истолкованию деньги, положенные в гроб или брошенные в могилу,
предназначались для оплаты перевоза через огненную реку или для оплаты
свободного прохода по мытарствам. Этот обряд сохраняет устойчивость и
совершается независимо от того, к какой возрастной,
социально-профессиональной группе принадлежал при жизни покойник.
Иногда а могилу бросают «слезовой» платочек. После того, как могила
засыпана, на надмогильном холме устанавливают венки, в центре –
цветы. Иногда сразу ставят крест или временный обелиск, памятную
доску с фамилией, именем, датой рождения и смерти.
Считается за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле ранее, чем через год после смерти.
Естественная для любивших и потерявших близкого человека трагедия
прощания с ним на погребении сопровождается плачем, причитаниями
женщин. Но мало кто представляет, что причитания типа «Ой, мамочка,
на кого ж ты меня оставила...», «Что ты собрался так рано, муж мой
любимый» содержат в себе элементы формул еще языческих намогильных
причитаний, которым не менее двух тысяч лет.
Традиционное угощение
кладбищенских рабочих-копателей, краткая поминальная трапеза на
погосте с выпивкой «за помин души», с кутьей, блинами, с разбрасыванием
остатков пищи на могиле для птиц (душ умерших) повсеместно
существует и теперь.
В прошлом особым способом поминовения души была
«тайная», или «потаенная», милостыня. Она обязывала соседей
молиться за усопшего, при этом молящийся принимал на себя часть
грехов умершего. «Тайная» милостыня состояла в том, что родственники
умершего сорок дней раскладывали по окнам, крыльцам беднейших соседей
(бобылок, стариков и т. п.) подаяние, хлебцы, блины, яйца, коробки
спичек, иногда более крупные вещи - платки, куски ткани и др. Как и
все поминки были жертвой, так и милостыня была жертвенной пищей.
Помимо «тайной» милостыни, существовала явная, открытая милостыня –
«в знак памяти» - раздача пирогов, печенья, сладостей нищим и детям у
ворот кладбища. При отпевании также раздавали присутствующим по калачу
и зажженной свече. Во многих местах каждому участнику поминок
вручали по новой деревянной ложке, чтобы при еде этой ложкой
вспоминали умершего. Для спасения грешной души делали пожертвование
на новый колокол, чтобы он «вызвонил» погибшую душу из ада, или
отдавали соседям петуха, чтобы он пел за грехи покойника.
Сейчас,
помимо раздачи милостыни кладбищенским и церковным нищим, существует и
особая форма милостыни-поминовения - раздача на похоронах некоторым
близким платков. Платки эти полагается бережно хранить.
В прошлом, в соответствии с народными этическими нормами, члены
семьи умершего должны были соблюдать определенные формы траура.
Требование соблюдения траура распространялось как на длительный
период - год, так и на более короткий срок - шесть недель после
смерти. Наиболее общепринятые формы траура ношение траурной одежды,
запрет на выход замуж вдовы и женитьбу вдовца, брак взрослых детей.
Первоначальный смысл траурной одежды - изменение обычного вида с целью
предупреждения возвращения умершего - уже давно утрачен, но обычай
сохраняется и по сей день.
Траур предполагал также отказ от
развлечений, плясок, песен. В качестве траурной одежды у людей
небогатых использовалась обычная рабочая одежда. Но в некоторых,
особенно в северных губерниях России, а период траура носили старинный
национальный наряд.
Траур, «тужение» по случаю потери кормильца,
хозяйки держался всегда дольше, чем траур по старикам. И сейчас не
утратило своего значения соблюдение траура по умершему: ношение
темного платья, черного платка до 40 дней, частое посещение
кладбища, запрет на развлечения и участие в светских праздниках и т. п.
Нельзя не заметить, что и здесь происходит упрощение, размывание
традиции. Более длительный срок ношения черного или темного платья
(год и более) обусловлен тяжестью потери. Их носят чаще матери,
потерявшие взрослых безвременно погибших детей.
До одного года
иногда соблюдают траур также и вдовы. Дочери, похоронившие престарелых
родителей, сокращают срок ношения траурной одежды до шести недель, а
то и до одной недели. Мужчины надевают темный костюм только для
участия в погребальном ритуале, а в последующем - не соблюдают
внешних признаков траура.
В знак траура в доме занавешивают
зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом,
умершего, выносят телевизор.
Традиционно в России похороны всегда
завершались поминками, поминальным обедом. Совместная трапеза
закрепляла похоронный обряд, была и остается его не самой печальной,
а, напротив, иногда даже жизнеутверждающей частью.
Похоронному
обряду в большей степени, чем другим семейным обрядам, присуща функция
семейного и общественного психологического объединения. Она
проявляется в том, что обряд формирует чувство близости со своей
семьей, родственным коллективом, сельской общиной - через сплочение
в горе, преодоление несчастья, разделение потери семьи,
объединение в поддержке.
Одновременно обряд нес идею исторической
связи живых и мертвых, непрерывности жизни в чередовании поколений.
Смысл поминок - пробуждение и поддержание памяти, воспоминания об
умерших предках. В поминальном обряде всегда сохранялось воспоминание
о том что умершие были когда-то живыми, и что воспоминание мыслилось
как действие, в котором умерший воплощается и становится как бы
его участником.
В некоторых формах поминок, сохранивших традицию
приглашения широкого общественного круга, можно восстановить идею
связи родового коллектива. В этом плане показателен состав
участников поминального стола сразу после похорон и на сороковой день.
В XIX веке поминание было семейным обрядом, собиравшим в основном
родственников и близких. Почитание мертвых носило домашний
характер. Но местами поддерживалась идущая из глубины веков
традиция, что на поминки может прийти любой человек. В качестве
почетных гостей приглашали духовенство.
В народе прочно бытовало
представление, что молитва облегчает участь грешной души за гробом,
помогает ей избежать адских мучений. Поэтому родственники умершего
заказывали в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в
продолжении шести недель после смерти - сорокоуст. Кто победнее,
тот заказывал сорокоуст читальщику, который в течение сороки дней
на дому умершего читал канон. Имена умерших записывали в годовое
поминовение - синодик.
Традиционные срони поминовения умерших в
рамках семейной обрядности были ориентированы на сроки,
установленные церковью. Помимо церкви, одним из путей распространения
религиозных сведений о поминальных сроках была популярная литература,
предназначенная для народного понимания, в частности, ходовые
«Поминания», рассказывающие о судьбе душ в загробном мире. В
народной среде отмечались следующие поминальные дни: день похорон,
третий и шестой дни после смерти - редко, девятый и двадцатый - не
всегда, сороковой - обязательно. Далее «справляли» полугодовину,
годовину, а затем - уже в рамках календарной обрядности - следовали
родительские дни.
В акте совместной поминальной трапезы
сохранялась определенная знаковость обрядовых блюд: они имели скорее
символический, нежели ритуальный характер. Этнический колорит
прослеживается в наборе блюд, порядке их смены, времени проведения
обрядовой трапезы. Основой рациона русских был хлеб. Хлеб в его
разновидностях всегда использовался и в обрядовых целях. Поминальная
трапеза начиналась и заканчивалась кутьей и блинами, их дополняли
оладьи. На поминках использовались архаические виды пищи - кутья,
каша, которые отличались древним происхождением и простотой
приготовления. Кутью в разных местностях готовили по-разному из зерен
пшеницы, сваренных в мёду, из разваренного риса с сахаром и изюмом. В
качестве поминального блюда употреблялась и каша (ячневая,
пшенная), с которой у русских было связано представление об особой
силе, заключавшейся в ней. Подача блюд строго регламентировалась. По
последовательности блюд поминальная трапеза носила форму обеда. Первое
- похлебка, щи, лапша, суп. Второе - каша, иногда жареный
картофель. Закуски - рыба, студень, а также к столу подавались
овсяный кисель и мед. В постные дни поминальный стол включал
преимущественно постные блюда, в скоромные дни в состав блюд
традиционно входили мясные щи и куриная лапша. Вино (водка) на
поминках употреблялись, но не везде.
Из серии поминальных сроков
кульминационным был сороковой день. Согласно народному объяснению,
этот срок связан с тем. что в течение сорока дней душа умершего
находится на земле. Бог не «определяет» ее ни в ад, ни в рай, ангелы
носят душу умершего по тем местам, где покойник грешил, и душа его
замаливает грехи. На сороковой день совершается Божий суд и душа
покидает землю окончательно. По народному поверью, душа умершего на
сороковой день «является» в свой дом на целые сутки и уходит лишь
после так называемого «отпуска» души, или «проводин». Если
«проводины» не устроить, то покойник будет мучаться. В проводах души
выражалась забота живых о загробной судьбе мертвых.
Подчас
традиции сорокового дня были трогательны и наивны. К приходу умершего
заранее готовились: мыли дом, с вечера застилали постель белой
простыней и одеялом. К постели никто не мог прикасаться, она
предназначалась исключительно для покойника. С утра приготовляли
обильный обед, на котором бывало много вина. К полудню накрывали
стол, собирались родные и знакомые. Приглашенный священник служил
литию. За столом он занимал главное место, с правой стороны от него
оставляли пустое место для умершего. На этом месте, под салфеткой
ставили тарелку, рюмку с вином, водкой, клали хлеб. Кланяясь этому
месту, хозяева как бы обращались к незримому покойнику: «Кушай-ка,
родименький». После обеда возглашалась «вечная память» и начиналось
прощание с умершим, сопровождаемое плачем. Взоры родственников
обращались в сторону церкви и кладбища, так как считалось, что
прежде чем уйти навсегда, покойник прощается со своей могилой.
Особую роль в поминальном обряде играло полотенце - символ пути,
указатель дороги домой. Обычно в углу дома у окна вешали полотенце,
которое находилось там, а течение сорока дней оно предназначалось
для души умершего, которая, по поверьям, сорок дней ходит по «своим
местам» и, прилетая к дому, отирает полотенцем свое лицо.
Поминки, проводившиеся в ближайшие после смерти сроки - до сорокового
дня, а затем через полгода и год, совершались как семейный обряд,
обряд жизненного цикла, семейное священнодействие. Им был присущ
замкнутый характер, присутствие узкого круга родственников, близких
членов семьи. Он направлен на конкретную личность, определенного
члена семьи. Их цель - сохранение кровнородственных связей с
умершими.
Поминовения по родительским субботам всегда в народе
соблюдались с особым тщанием. Да и в панихиды случившиеся в другие
дни, многие старались подать записочку о молении за упокой души.
Ввиду невысокой грамотности населения почти в каждой семье имелся
составленный для семьи батюшкой синодик со списками имен умерших,
которых следовало поминать в церкви.
Поминки и по сей день
представляют собой не только одну из традиционных форм выражения
жалости и сострадания, но и устойчивую форму общения населения, о чем
свидетельствует участие в них обычно большого числа родственников,
знакомых, соседей, сослуживцев, приходящих на них без специального
приглашения. Они являются одним из мощных средств передачи от одного
поколения к другому народных традиций. В этом важнейшая причина
сохранения их бытования в народе. В поминальной трапезе сохраняются
обрядовые еда и питье, причем удерживаются не отдельные блюда, а
нередко их традиционный набор.
Чаще всего поминальный стол - это
обычный торжественный стол, только с более скромным украшением блюд.
Однако отмечено, что многие считают более приличным употребление в
виде напитков домашнего компота или характерного для русской кухни
киселя, а не покупного лимонада: из крепких напитков - водки и кагора
(«церковного вина»), а не коньяка, шампанского и пр.
Сейчас
приобретает все большую масштабность посещение могил умерших на
православные Праздники - Пасху и Троицу. Первостепенную роль во
внецерковной стороне современной обрядности Пасхи играет совместная
трапеза с умершими, восходящая к языческому жертвоприношению. На
могилах (на тарелках, на бумаге) помещают приношения в разных
наборах, например, несколько крашеных яиц, кусок кулича, яблоко, конфеты
или раскрошенный кулич; очищенные яйца; или на столике у могилы
пшено, несколько штук печенья.
Иногда оставляют на могиле
стаканчик спиртного «для покойника». Или же, если семья устраивает на
кладбище импровизированную трапезу, стаканчик водки выливается на
могилу.
На Пасху и Троицу принято ремонтировать, подкрашивать крест,
памятник, оградку (весенний ремонт «дома покойного»), украшать
могилу цветами. На Троицу особенно трогателен обычай использовать
полевые цветы и венки из березовых веток, развешиваемых на крестах и
оградках.
Итак, в русском погребальном обряде, несмотря на
печальный, порой даже трагичный характер его причины - смерти
человека - сохраняется множество очень старых традиций, служащих
объединению семьи и сплочению всего нашего народа, носителя древней и
великой культуры.
О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.
На литургии можно подать записки:На
Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому
воспоминанию (Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и др.). Суббота
же посвящена памяти всех святых и почивших. В субботу (означающую
по-еврейски - покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в
загробный мир, как совершенных (святых), так и несовершенных, участь
которых еще окончательно не решена. Кроме ежедневных молитв и субботы,
в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за
усопших. Это, так называемые, родительские дни (на Руси всех усопших
предков было принято называть родителями):
1. Мясопустная
вселенская родительская суббота - за неделю до Великого поста.
Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню -
"Недели мясопустной", т.е. дню, в который последний раз разрешается
мясная пища.
2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста.
3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста.
4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста.
5. Радоница - вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день
назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении
Христовом.
6. 9-го мая - день поминовения всех погибших в годы
Великой Отечественной войны (постановление о поминовении принято на
Архиерейском Соборе, проходившем в ноябре-декабре 1994 года).
7.
Троицкая вселенская родительская суббота - суббота перед днем Святой
Троицы. (В настоящее время сложился неправильный обычай считать
родительским днем сам праздник Троицы).
8. Димитриевская суббота -
суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия
Солунского (8 ноября по новому стилю) - Небесного Покровителя
благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на
Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших
на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь
поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не
только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных
христиан.
9. Кроме того, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи
и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь
совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на
поле брани убиенных. Поминовение в этот день установлено в 1769 году
во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины
П.
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в
которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить
жертву на панихидный стол (канун) - различные продукты (за
исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздаются
служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома
престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни,
когда заказывают панихиду, так как это есть милостыня за усопших.
В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота)
принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших
родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.
Обычай оставлять на могилках различную снедь к православию никакого
отношения не имеет. Это все отголоски языческих тризн. В некоторых
местах существует обычай в Радоницу приносить на кладбище и оставлять
там крашеные яйца и конфеты, как бы символично христосоваясь с
умершими. Но лучше этого не делать, а, мысленно похристосовавшись с
почившим, самому скушать яйцо. Иначе эту пищу просто расклюют и
съедят птицы и собаки, напачкав вдобавок на могиле.
Большой грех
на кладбище, где покоятся наши близкие, пить спиртное. Самое лучшее,
что вы можете сделать для них, - это совершить молитву, хотя бы такую
краткую: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших
родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и
даруй им Царствие Небесное».
Молитву об усопшем Святая Церковь считает необходимой частью не
только богослужения в храме, но и домашнего правила. Конечно,
главное - это церковное поминовение усопших, вместе с пастырями. Но
домашняя молитва - это так же и наш долг перед усопшими,
доказательство нашей любви к ним. Тем более необходима домашняя молитва
в дни памяти умерших, если невозможно было помянуть их в храме.
В третий, девятый, сороковой дни и годовщины (где принято, также в
двадцатый день и полгода) память усопшего следует почтить чтением
Панихиды. Во все сорок дней после кончины время особого поминовения,
когда решается судьба души почившего, ежедневно должен читаться
Канон об усопшем. Все эти последования можно читать как дома, так и
на кладбище. В остальные дни можно читать или Панихиду, или отдельно
Каноны об усопшем, усопших. Также поминают усопших на Псалтири и
читают помянник в утренних (а по желанию и в вечерних) молитвах. Под
субботу можно читать за всех своих родственников один из Канонов об
усопших.
Великий канон об усопших в церкви совершается всего два
раза в год - в Мясопустную и Троицкую Вселенские родительские
субботы. Но в домашней молитве можно его читать и в любое другое
время - по желанию и по силам, по благословению духовника. Это
поминовение всех от века усопших православных христиан. Есть
благочестивый обычай - раз в году совершать поминовение всех своих
сродников и в домашней молитве, и поминальной трапезой. Можно
выбрать для этого или день памяти кого-то из родных, или просто
какой-то удобный для поминовения день, когда разрешена, по Уставу,
домашняя заупокойная молитва, то есть не в праздничные и не в
воскресные дни. Необходимо особо отметить, что о составе и пределах
своей домашней молитвы обязательно следует советоваться со
священником, а главное - со своим духовным отцом.
Церковные требы в православных храмах Иерусалима
15 мая мы с мужем были приглашены на свадьбу. Замуж выходила моя подруга с училища Наталья, выходила за Андрейку.
Поскольку фотографий от свадебного фотографа мы дождемся, как пошутил жених, к их 25-ой годовщине, расскажу тезисно:)
Пожалуй, свадьба Жени и Олега стала самым светлым событием этого лета.
Главные действующие лица: Женя - одна из моих стародавних подруг, которая, несмотря на особенности моего характера, всегда рядом со мной. Олег - жених-мечта в плане трепетности, чуткости, заботы по отношению к своей половинке.
Когда увидела их в первый раз вместе, сразу поняла, что это судьба, и они будут вместе (долго и счастливо, и никак иначе:)
К свадьбе, помимо основного подарка (большого комплекта игры в Го, заказанного самими молодоженами), подготовила пару сентиментальных:
Вот таких милых голубков для свадебного фотосета:

Ох и давно же это было... Вот уже доченьку нянчим! Вот решила "увековечить" в дневнике этот день! Буду перечитывать и ностальгировать длинными зимними вечерами
"День Пограничника 2010!" Безумный, счастливый день, который требовал тщательной, великой, долгой подготовки, но так и не воплотился на все 100%. ЗасранеЦ!
Но конечно всё по порядку…присаживайтесь поудобнее – я начинаю…
Конечно же речь обо мне) Пока в деревне отдыхала у подружки в жизни события сменялись чередой! И вот гуляли мы на свадебке её) Марик мой работал, а потому на первый день не успел, но второй посетил, к моему счастью!
Пока немножко фоток! Это было просто, весело и запоминающее)
Фоточки немножко перепутались, но я постараюсь Вам все рассказать над ними!
Впервые моя голова на утро гудела. Правда-правда: раньше со мной такого не было. Думаю, свою роль сыграли бесчисленные бокалы шампанского, вина, а так же палящее солнце. Я явно перегрелась на солнце во время прогулки, немного обгорела и получила утренее гудение :)
Чуть не опоздала на встречу подруги, которая сегодня прилетела и я должна была её встретить. При том, что спала я 11 часов, пришлось спасаться кофе - голова гудела и лишние звуки ударяли по нервам.
Больше в жару шампанское в таких количествах я пить не буду. Обещаю. :)
Всем кто любит книги Шарлин Харриз и её Настоющую кровь прошу и жаловать 11 книга!!
Перевод взят с http://notabenoid.com/book/18166 - всем кто переводил большое спасибо!!!
P.S. Могут быть ошибки не судите перевод не мой я просто свела и выложила!! Так как ну очень хотелось узнать о приключенияю Сьюки стекхауз!!
Добрый день. Лето уже близится к концу, а мы только что сели за читательский дневник. Прочитано не так много, но всё очень интересно! Всё предлагала ему сама, ориентируясь на его вкусы. Спасибо вам, девочки, за ваши отзывы и рассказы о книгах,всё почерпала здесь, на ББ. (ну, и самую малость из списка на лето)
Вечером мы пришли с Аришей к родителям домой, Стас забирал нас от них
Утро началось так;
будильник был поставлен на пол 9, но проснулась я уже в 4,45 и хоть ты тресни, не уснуть, такое ощущение что спала уже 2 ночи подряд, лежала смотрела то на платье, то на фату, то в паталок, то на дочу. Хотя не капееельки не переживала чесн - чесн!!!
Ушла наводить марофет к 9-ти и пришла домой уже в 11,45 ... до приезда Стаса 1,5 часа ... покушала, попила чайку, поиграла с дочей в прятки и мама заставила одевать уже платье ( пришлось послушаться ) Стали одевать Аришу, а она устроила бунт и не в какую не хотела одевать своё нарядное пышное платице, ребёнка мучить я не стала и одели то что было запланировано в кафешку, главное что ей удобно и она всем довольна!!!
Стали подтягиваться бабульки, наша тамода с мужем и мой младший брат.
Как быстро/как долго/как легко/как тяжко/смешно/необычно/тревожно/нежно промчались эти 2 года в нашей большой/маленькой семье!

