Доброго времени суток! Этот пост созрел абсолютно неожиданно. Сегодня по дороге с облаками приехали мы в столицу соловьиного края, к моим родителям. А в дорогу мы, конечно же, брали игры. Вот об этих играх я и решила рассказать. Причём мысль эта пришла мне в тот момент, когда мы с сыном начали доставать наши дорожные игры. Я быстренько всё сфотографировала.
Развивающие игры Воскобовича своими руками
Воскобович. Прозрачный квадрат http://robinzoniya.ru/catalog/tovar/_voskobovich_prozrachnyj_kvadrat__/#!prettyPhoto[pp_gal]/0/
Это наша первое знакомство с играми Воскобовича))) И оно оказалось весьма приятным)
Вот такая вот пирамидка 😍
Развивающие игры Воскобовича
Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном, это игры- конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.
Самые известные из них - «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича».
Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
В таких играх дети через практику постигают теорию. Также автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр (например, «Волшебная восьмерка») и букв («Конструктор букв»), на обучение чтению (например, по универсальному пособию «Складушки»). Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет (хотя можно и до 99 лет).
Немного истории
Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер-физик.
Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».
«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», - говорит Вячеслав Воскобович.
Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.
Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича
• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
• Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
• Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
• Развитие мелкой моторики.
Особенности развивающих игр Воскобовича
- Игры разработаны, исходя из интересов детей.
Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
- Широкий возрастной диапазон.
В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
- Многофункциональность и универсальность.
Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.).
- Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
- Методическое сопровождение.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Самые популярные игры Воскобовича
«
Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).
А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком - исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу - прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом - исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом - исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».
Таким образом, малыш не просто создает изображения на «Геоконте», а делает паутинку паука Юка, лучи и отрезки, которые называются "оранжевым криком Красного зверя", "зеленым свистом Желтой птицы" или "синим шепотом Голубой рыбы". В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться.
В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей)
Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой - синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат- трансформер».
Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
«Чудо=крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.
Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.
Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических пнятиях, о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.
«Математические корзинки» - это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания. Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов.
По сказочному сюжету ребенок вместе с зверятами-цифрятами: Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и другими собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет у кого корзинки полные, а у кого нет. Зверята собирают грибы, а малыш выясняет, кто собрал больше, а кто меньше.
«Забавные буквы» - это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя - Орлекин, У - представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д.
Играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.
«Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков-теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков-сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово.
На первом этапе игры ребенок знакомится со звуками и буквами. На гранях первого кубика белого цвета живут буквыБ, П, В и Ф. Ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. Затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке: бабочка, попугай, волк, филин. Таким же образом ребенок знакомится с остальными "теремками".
Теперь подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами. В синем кубике живут А, О, У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость звука), в зеленом - Я, Ё, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость гласного звука).
На втором этапе учимся составлять слоги. Вкладываем в первый "терем" кубик с буквой А и читаем получившийся слог: "Па".
На третьем этапе можно составлять и читать простые слова. Устройство кубиков-теремков позволяет превратить процесс обучение чтению в серию увлекательнейших игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» в «мёд»ом.
«Складушки». Воскобович переработал идею складов Зайцева, создавшего кубики со складами.
Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей чтению в складовой системе.
Пособие выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворная подписью с выделенными складами. Так же имеется CD-диск с озвученными складовыми песенками, например, одна из них:
Гусь с гусынею гусяток
Насчитали лишь десяток.
Гусь с гучыней обсчитались
Все на месте оказались.
На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:
• Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
• Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
• Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.
• Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.
Автор-составитель: Дарья Колдина
http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_voskobovicha/id/981
Дорогие участницы, подпишитесь на Главный пост нашего ФМ. Здесь будут все новости и задания ФМ.
1 декабря вы получите уведомление на электронную почту о начале ФМ.
Напоминаю, что с 1 по 15 декабря мы будем вместе разбирать наши бумажные залежи, делиться идеями по компактному хранению, а также отчитываться об успехах.
Вот что мы будем делать:
1. Разбираем книги «по полочкам», сортируем, выбираем лучшее место для хранения, избавляемся от неактуальных.
2. Развивающие пособия сортируем, создаем удобный формат для использования.
3. Игры. Для игр создаем удобную систему хранения и «круговорот» игр для использования
4. Материалы для творчества. Обустраиваем творческий уголок, разбираем и сортируем материалы для творчества
5. Творческие работы - выбираем как и где хранить.
Этот пост не комментируем.
Отчеты обязательны здесь
Не забываем подписываться на этот пост!
Дорогие участницы флэшмоба! Завтра у нас начнется коллективное наведение порядка в книжно- бумажно-творческих завалах. Поверьте, они есть у всех, ну или почти у всех. И я тоже вместе с вами буду разбираться и отчитываться. Вместе веселее!
Задания ФМ читать далее
Воспитайте меня правильно…

Пришло время, и я купила-таки Тимоше Математический планшет. Давно заглядывалась на него, но понимала, что рано. Конечно, можно было придумать игры и на 2 года, но сейчас, считаю, самое время. Итак!
Закупка открыта 7 марта 2012 года Закупку мне предела стрелка
ВСЕМ КТО УЧАСТВУЕТ В ЗАКУПКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ПОДПИСАТЬСЯ НА ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОСТ ТУТ
ЗАКУПКА НА НОВОЙ ПЛАТФОРМЕ ЗДЕСЬ
Матрешки,счетный материал,пальчиковый театр,методики Монтессори и Глема Домана шнуровки,доски для росписи и др.деревянные игрушки производит современная компания РНТойс.Также производитель предлагает и др.продукцию:известные методики Воскобовича,Зайцева,Никитина,электронные плакаты Знаток,наборы для творчества,наглядные пособия и книги,развивающие игры Силберг,серия учимся рисовать,Блоки Дьенеша(Корвет),Пелси,Стеллар,Крона,Луч и другое….
Предоплата 50%,орг 10%+3%перевод и доставука,в регионы высылаю.
Девочки, сами мы конечно, ещё никуда не ходим, но я уже собираю инфу, так как собираюсь Матвейку водить с 1,5 - 2 лет обязательно в какой-нибудь центр. Вообщем я выкладывыаю подборку центров, а от вас жду отзывов, мнений, кто что слышал, буду рада любой информации. Пост постоянно буду пополнять новой инфой.
Игры и игрушки в раннем возрасте
Три года назад моя жизнь казалась мне хорошо накатанной колеей, привычно и вполне закономерно текущим потоком… Однажды в нее ворвался некто, и этим некто стал мой ребенок. Он прервал бесконечную нить однообразных будней и раскрасил каждый день калейдоскопом красок. Спустя некоторое время я поняла, что в этой непостижимой сказке есть только одна мораль: “Ребенок- это великолепное нечто, которое дарит нам второе рождение себя”.
Как два инопланетных существа, чьей-то волей связанные воедино, мы начали путешествие по жизни, обучая друг друга общению. Я учила его говорить на моем языке, а он меня понимать жизнь и видеть его кристаллизованной, изначальной, великой, ведь он сам и есть воплощение этой жизни. Чтобы научиться говорить, как я, ему достаточно было улыбаться, играть и гулять, а я тем временем “проглатывала” кипы журналов и книг, чтобы разобраться как с ним быть. Книжная полка росла: Г. Доман, С. Мартынов, И. Лопухина, С. Лупан, В. Цвынтарный, Н. Зайцев и книги многих других авторов пополняли мою библиотеку. Говорили все они лишь об одном: о полноценном, гармоничном развитии ребенка до рождения и после. Понять то, о чем написаны эти замечательные книги, я смогла, лишь с головой окунувшись в мир занятий с ребенком, благодаря которым мы нашли единственно важную нить- нить взаимопонимания друг друга. Каждая семья, каждая мать самостоятельно, без каких-нибудь сверхусилий может развить ум, знания и физическую силу ребенка так, что это даст ему возможность резко отличаться от среднего уровня развития поколения, которому мы принадлежим”, -пишет Е. Тропп в своей книге “Я воспитываю одаренного ребенка” (С.-Пб., 1997 г.).
С этим нельзя не согласиться, особенно зная, что все усилия, прилагаемые вами для развития умственного и физического интеллекта вашего ребенка, должны прилагаться как можно раньше, т. е. с момента рождения ребенка. Дело в том, что в 60-е годы нашего столетия Глен Доман, американский врач-педагог, установил, что основное обучение ребенка может происходить только в период, пока растет головной мозг, а после окончания роста мозга эффективность обучения стремительно падает. К трем годам рост мозга завершается на 70-80 %. А оставшиеся 20-30% приходятся на возраст от 3-х до 7 лет. В 7 лет мозг окончательно вырос, и знания, которые дети начинают получать в возрасте семи лет, чрезвычайно непрочно фиксируются мозгом. В тоже время 2-х летний ребенок (тем более годовалый) запомнит их почти мгновенно. Более того, ребенок, интеллект которого начали развивать в период до 3-х лет по какой-бы то ни было системе, ставящей целью раннее всестороннее развитие ребенка (будь то Г. Доман, М. Монтессори , С. Лупан, Б. Никитин или Н. Зайцев), то такой ребенок значительно быстрее своих сверстников развивается физически и интеллектуально. Итак, что же такое гармоничное развитие ребенка? Коротко говоря - это умственное и физическое развитие. Физическое воспитание включает в себя: закалку, зарядку, бег, гимнастику, быструю ходьбу, а также занятия на тренажерах (турнике, лестнице, канате), вершиной которых является (по Доману) брахиация (“гиббонья прогулка” или перехват руками на весу). Все упражнения развивают мозг, дыхание, равные возможности левой и правой руки, письма, увеличивают “мануальный” интеллект ребенка. В книгах Глена Домана, Евгении Тропп и Сесиль Лупан вы найдете подробное описание всех необходимых упражнений, которые можно и нужно делать с самого рождения ребенка. Главное, чтобы они стали неотъемлемой частью вашей жизни, необходимой привычкой, как умывание, еда, сон. Чтобы было весело Вам и Вашему малышу, используйте стихотворения и громко произносите их в момент занятий, например, зарядкой: Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Читая стихи, Вы сразу «убьете двух зайцев»: сделаете занятия веселыми и поспособствуете развитию речи Вашего малыша. Если Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы делать зарядку самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите его за руки и помогайте ему координировать движения. Вы можете заниматься под негромкую музыку. Главное - это новизна и радость, поэтому будьте веселы и учите заранее как можно больше веселых песенок, потешек и стихов.
Вооружившись всевозможной литературой, касающейся воспитания и образования ребенка, вы поймете, что уже с грудного возраста с ребенком можно заниматься чтением, арифметикой, геометрией, рисованием, музыкой, биологией, астрономией, физикой и многим другим, насколько позволит вам ваша фантазия энтузиазм и время. Если вас заинтересовала возможность раннего обучения чтению, счету, то детям до двух лет я рекомендовала бы уникальную систему Г. Домана, позволяющую легко и быстро усвоить материал даже 2-х месячному младенцу, а для развития навыков чтения и счета детям старше двух лет - кубики и стосчет Н. Зайцева.
Что касается занятий музыкой и живописью, то совет один: как можно раньше запаситесь сборниками видео или аудиокассет с классической музыкой, детскими песенками из мультфильмов, потешками и музыкальными сказками (“Катенька и Котенька” С. Железнова, “Щелкунчик” и “Лебединое озеро” по балетам П.И. Чайковского и др.)
Собирайте репродукции известных и неизвестных художников, развешивайте их на стенах детской или в других комнатах, показывайте ребенку сборники картин И. Репина, А. Васнецова и многих других мастеров русской и зарубежной школ. Не забывайте подробно рассматривать картину, назвать художника и название работы. Помните, что ребенок должен учиться рисовать сам (предоставьте ему краски, старые обои и он создаст вам картину, обмакнув пальцы в акварель), а так же рисуйте побольше сами - это тоже стимул к творчеству.
Музыкой для ребенка являются различные звуки окружающего мира (ветер, дождь), пение птиц, стук, а также звуки, издаваемые самим малышом: он активно стучит различными предметами, ладошками. Детский ксилофон очень поможет развить музыкальность ребенка. Помните, что звук имеет множество характеристик. Он обладает высотой, плотностью, краской (тембром) и другими свойствами, которые необходимо сообщать ребенку.
Возьмите себе за привычку называть свойства любого предмета попадающего в поле зрения ребенка, а тем более находящегося в его руке. Например, о погремушке можно сказать не только то, что: “Это погремушка!”, но и то, что она пластмассовая, круглая, издает высокий гремящий звук и т. д. Объясняйте, для чего нужен тот или иной предмет, тем самым вы не только пополните знания ребенка об окружающем мире, его словарный запас, а также подготовите его к логическим умозаключениям: ”Ворона, воробей, дятел, синица, цапля - это (показывает на дрофу) тоже птица” (Даня, 1год. 10 мес). Что касается геометрии, астрономии, ботаника, биологии, географии, то в этих науках я посоветовала бы придерживаться методик Г. Домана или С. Лупан. В изучении иностранных языков можно пользоваться системой Н. Зайцева (для детей старше 2-х лет). Одним из немаловажных факторов в развитии речи ребенка являются игры, развивающие общую моторику (Лопухина И. Логопедия. - С.-Пб., 1997) и мелкую моторику т.е. мелкие движения пальцев рук. Существует огромное количество книг, содержащих всевозможные «пальчиковые» игры со стихами и забавными упражнениями, например: Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - С.-Пб., 1997 Кольцова М., Рузына М. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг – С.-Пб., 1998 Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. - М.: Карапуз, 1997. В развитие мелкой моторики, логики, ориентации в пространстве Вам очень помогут развивающие игры. Что это такое? Это игровые пособия, направленные на обучение детей различным видам классификаций, закономерностей и вышеперечисленным навыкам.
Малыш с интересом берет коробку цветных карандашей, рисует пару закорючек и бросает это занятие, потом берется за ручку, внимательно ее изучает и снова ищет новый объект для игр. Что же нужно сделать папам и мамам, чтобы кроха научился концентрировать внимание на чем-либо одном? Конечно, дети должны сами решать, когда им бросить одну игру и приниматься за другую. Ежедневно мозг малыша получает много информации. Когда мозг перегружен или крохе больше не интересно то, чем он занимается, малыш отказывается от этого занятия. Но почему же вещи и игры так ненадолго приковывают к себе внимание ребенка? Вариантов несколько: либо они недоступны по возрасту, либо обладают малой информативностью.
Например, погремушка. После того, как ребенок взял ее в руки, повертел, потрогал, попробовал «на зуб», потряс, услышал звук, постучал ею, он ее ... выбросил. Игра, прелагаемая ребенку, должна концентрировать внимание и занимать его более-менее длительное время. Кроме того, она должна содержать информацию, познаваемую им день за днем, содержать не менее 4 - 5 вариантов обучения, т.е. она должна быть РАЗВИВАЮЩЕЙ. Развивающие игры были придуманы ведущими врачами и педагогами мира, такими как М. Монтессори, чья система и учебный материал в своё время потрясли мир и прекрасно прижились в России. Игры наших современников - Никитиных, Красноухова, Кайе, Воскобовича и других новаторов - завоевывают все новые ряды поклонников.
Мария Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает всё, что его окружает. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях.
Например, в возрасте одного года - полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру. Игры из серии “Рамки-вкладыши” позволяют им не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук. В серию развивающих игр “Рамки-вкладыши” входят : “Листья деревьев”, “Грибы”, “Овощи”, “Фрукты”, “Бабочки”, “Рыбы”, “Птицы”, “Животные Африки”, “Домашние животные”, “Геометрические фигуры”, ”Дроби”, “Алфавит”,” Цифры” и т. д. Эти рамки имеют свои степени сложности, но варианты игры в них похожи. Они обучают : - Основам классификации и логике (боровик, поганка, опята - грибы)
- Ориентации на плоскости (ребенку необходимо вставить определенный вид животного в подходящую для этого рамку).
- Учат различать предметы по силуэтам.
- Обучают понятиям, связанным с формой.
- С помощью рамок ребенок учиться обводить, заштриховывать, раскрашивать не вылезая за контур рисунка, следуя от простого к сложному.
- Ребенок учиться распознавать предметы по видам (например, увидев на картинке в книжке боровик, он скажет не просто “грибок”, а, как минимум, гриб-боровик). Рамки можно выбрать не только по степени сложности, но и в соответствии с интересами ребенка. Из рамок-вкладышей особенно хотелось бы выделить “дроби”. Игра представляет собой три рамки разных цветов по четыре больших круга в каждой, разделенных на половинки. Три части, четыре...- и так до 12 частей. Цель игры - развитие навыков устного счета, усвоение понятия частного и целого.
В своей повседневной жизни дети очень часто сталкиваются с частями целого (половинка яблока, четвертинка хлеба и т. д.), поэтому, представление о частном как части целого, может сформироваться у них рано. Вариантов игры может быть несколько. Можно высыпать все 78 разноцветных частей из всех рамок и разбирать их на кучки по цвету, затем сложить все 12 кругов обратно в рамки. Можно начать с одной рамки, в которой 4 круга (самых простых).Часто детям больше нравится целый круг и они неохотно собирают другие кружки. Поэтому один-два раза объяснив ребенку, что это “целое”, уберите его в шкаф и не доставайте в течение всего изучения дробей. Объясните ребенку, как называются части кружков, выложите по одной части кружков всех цветов; спросите, какая часть больше: 1/5 или 1/4? Сколько частей помещается на одной половине круга? Какие части и сколько их поместится на 1/3 круга и во сколько раз каждая из них меньше? Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг? Какие части для этого надо взять? Сколько целых разноцветных кругов можно сложить из частей игры? Эту игру хорошо совмещать с обучением счету. Из других игр Монтессори интересны географические карты -вкладыши. Они сделаны в виде прямоугольной доски с изображенными на ней полушариями и континентами вкладышами. Континенты окрашены в разные цвета (Европа - в красный, Азия - в желтый, Африка - в зеленый и т. д.) Каждый из континентов - вкладышей снабжен небольшой кнопкой - держателем, за которую его вынимают из отверстия. К материалу прилагается тонкая палочка для обведения вкладышей и круг из прозрачной пластмассы для удобства изображения обоих полушарий на листе бумаги. Существует две серии таких карт: серия А - на вкладышах изображены отдельные континенты и страны входящие в их состав; серия Б - на вкладышах отдельных стран изображены штаты, земли, провинции, области и т. д.
Такие рамки используются для усвоения на сенсорном уровне расположения на карте континентов и стран. Рекомендуется изучать карту, переходя от более крупных к более мелким территориям.
Континенты имеют гораздо более сложную форму, чем геометрические фигуры - вкладыши или листья - вкладыши, поэтому ребенку требуется достаточно много времени и усилий как при обведении вкладыша и соответствующего углубления, так и при возвращении вкладыша на место.
В процессе изучения географических карт, вы можете сопоставлять континенты на карте и глобусе, понять почему Антарктида и Азия состоят из двух частей.
Эта игра универсальна: в неё могут играть дети от полутора до пяти лет. Успех Вашей игры, конечно, зависит от степени ее сложности. С ребенком, возраст которого чуть больше года, вы просто вытаскиваете вкладыши из рамок и учитесь вставлять их обратно. Затем добавляете понятия “континент”, “полушарие”, а также все, что связано с понятием “Земля”. Чем старше ребенок, тем выше должен быть уровень сложности игры. Вы можете не только вытаскивать рамки, обводить их, но и раскрашивать в нужный цвет, помочь ребенку подписать каждый континент, рассказать о климате, фауне, флоре, странах, населении и т. д. Помните, что информация, предлагаемая ребенку, должна быть интересной (выбирайте самые неожиданные и интересные факты), максимально сжатой (максимум информации при минимуме слов) и проверенной (тщательно проверяйте все факты - один раз сказанное хорошо запоминается и крайне тяжело корректируется). Среди многочисленных игр Монтессори хотелось бы выделить еще одну, связанную с сопоставлением. Это игра “Цветные цилиндры”. Один из вариантов этой игры представляет собой цилиндры, сделанные из дерева и окрашенные в разные цвета - по 5 цилиндров каждого цвета. Цилиндры, окрашенные в один цвет, различаются по высоте. Цель этой игры - научить ребенка сопоставлять величины, выстраивать ряды - серии одинаковых по определенному признаку цилиндров. На этом материале ребенок научиться распознавать не только “большой” и “маленький” цилиндры, но и “самый большой”, “поменьше”, “средний”, “маленький”, “самый маленький”. Ребенок научится различать предметы, ненамного отличающиеся друг от друга по величине. К тому же это прекрасный счетный материал. Можно также добавить ряд упражнений, развивающих логику: построить “заборчики” разной степени сложности: - Выстроить заборчик из цилиндров одной высоты ( их может быть только 5).
- Выстроить заборчик одного цвета.
- Разделив цилиндры на две группы: 5 цилиндров одного цвета -малышу, 5 цилиндров - тому, кто с ним играет, построить совместно двухцветный “заборчик”. Пример: “Я ставлю красный, ты синий, я красный, ты синий, я - красный, ты - ?” Так вы привьете ребенку ощущение закономерности, обусловленное вами
- Продолжите занятия по тому же принципу, усложняя задачу - используйте три цвета, четыре, пять. Больше инициативы отдавайте ребенку. Построение “заборчика” может быть связано с величиной, например: большой - маленький, большой - средний - маленький. Можно вводить и другие понятия: высокий - низкий, длинный - короткий. Описанные здесь игры являются малой крохой огромного количества развивающего материала Марии Монтессори. Все они посвящены знакомству с окружающем миром и человеческой культурой. “Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!” - так писал в своей книге “Интеллектуальные игры” Б.П. Никитин. Он правильно считал, что игрушки и многие игры так или иначе “моделируют саму жизнь”. Наше время научно-технического прогресса предъявляет небывалые ещё требования к развитию “творческого потенциала” каждого будущего члена общества. Посмотрим каждый на себя. Что мы чаще всего покупаем для своих дочерей? Всевозможных кукол, посуду, игрушечную мебель, рукодельные принадлежности, кукольные швейные и стиральные машины - “уменьшенные модели” того семейного быта, с которым женщине придется иметь дело всю жизнь. Никто не будет возражать, что подготовка к этому дело хорошее. Плохо то, что чаще всего круг игр для девочек этим и ограничивается.
По мнению Б.П. Никитина, мальчикам повезло больше: машины управляемые и инерционные, пистолеты, ружья, авиатехника, но помимо этого и сборные модели, всевозможные конструкторы, ценность которых для умственного развития вряд ли кто-то станет оспаривать.
Но: для ума ребенка требуется здоровая и интересная пища, которую можно было бы предоставить даже годовалому малышу. Конечно же, все игры должны соответствовать возрасту и сложность их должна увеличиваться вместе с ростом малыша. Для этого Б.П. Никитин и разработал ряд игр, ,которые могут быть интересны как 2-х-3-х летнему малышу, так и 16-ти летнему подростку, а некоторые могут оказаться непосильными “среднему” взрослому. Получается, что в эти игры можно играть всю жизнь , начиная с пеленок. Чем они хороши? Широким диапазоном трудности ( от простого к сложному), разными способами передачи информации, что позволяет ребенку идти вперед и вперед, и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои способности самому.
С чего начинать? Б.П. Никитин советует для детей 1-3 лет начинать с игры “Сложи узор”. Игра состоит из 16-ти одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены по-разному. Это позволяет создавать из них одно-, двух-, трех. и четырехцветные узоры в огромном количестве. Никитин предлагает в своей игре 3 основных вида занятий: Сначала научиться по узорам - заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
Затем задачу усложняют: глядя на составленный узор, нарисовать его бумаг.
Далее придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков без примеров, т.е. выполнять творческую работу. Никитин рекомендует постепенно знакомить ребенка со следующими играми: ”Уникуб”, “Сложи квадрат”, “Обезьянка, “Точечки”, “Внимание”, “Кирпичики”. Это лишь примерный порядок игр, который Вы можете изменять, ориентируясь на возраст и уровень развития ребенка.
Из вышеперечисленных игр особого внимания заслуживает головоломка “Сложи квадрат”. Она уникальна тем, что составлена таким образом, чтобы самый маленький ребенок смог в нее играть. Самый простоя деталь этой головоломки - целый квадрат. Его просто вынуть и вставить в специальную рамку - вкладыш. Далее квадраты делятся пополам (это можно сделать и по диагонали, и по ломанной линии). Постепенно количество составных частей квадрата увеличивается. Используя эту игру, можно изучить цвета, повторить названия геометрических фигур, придумать свои разноцветные квадраты, рассортировать кусочки по форме и т. д. В настоящий момент встречаются квадраты трех степеней сложности. Условно они делятся по возрастам : 1-я ступень для 2-х - 3-х леток, вторая для детей от 4-х до 6-ти лет и третья 6-7 лет. Опыт показывает, что если вашему ребенку хватало пищи для тренировки ума с самого рождения, то он уже в 2-х летнем возрасте сможет собрать разноцветные деревянные квадраты третьей степени сложности.
Подводя итоги, можно сказать следующее Чтобы вы ни делали, к чему бы вы ни стремились, как бы ни повернулась для вас жизнь - появление на свет вашего ребенка - это прежде всего второе рождение вас самого. Окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям купается в нем ваш ребенок. Спешите это сделать, иначе вы рискуете опоздать на целую жизнь...
Источник: "Наш Аист"