Немного о детском чтении, или РР в конце ХVIII века
История РРЯ не мог удовольствоваться нашим бедным городским садом и
беспрестанно рассказывал моей сестре, как человек бывалый, о разных
чудесах, мною виденных; она слушала с любопытством, устремив на меня,
полные напряженного внимания, свои прекрасные глазки, в которых в то же
время ясно выражалось: "Братец, я ничего не понимаю". Да и что
мудреного: рассказчику только пошел пятый год, а слушательнице --
третий.
Как и когда я выучился читать, кто меня учил и по какой методе -- решительно не знаю; но писать я учился гораздо позднее и как-то очень медленно и долго.
Я всякий день читал свою единственную книжку "Зеркало добродетели" моей
маленькой сестрице, никак не догадываясь, что она еще ничего не
понимала, кроме удовольствия смотреть картинки. Я всякий день читал свою единственную книжку "Зеркало добродетели"
моей маленькой сестрице, никак не догадываясь, что она еще ничего не
понимала, кроме удовольствия смотреть картинки. Эту детскую книжку я
знал тогда наизусть всю; но теперь только два рассказа и две картинки из
целой сотни остались у меня в памяти, хотя они, против других, ничего
особенного не имеют. Это "Признательный лев" и "Сам себя одевающий
мальчик". Я помню даже физиономию льва и мальчика! Наконец "Зеркало
добродетели" перестало поглощать мое внимание и удовлетворять моему
ребячьему любопытству, мне захотелось почитать других книжек, а взять их
решительно было негде, тех книг, которые читывали иногда мой отец и
мать, мне читать не позволяли. Я принялся было за "Домашний лечебник
Бухана", но и это чтение мать сочла почему-то для моих лет неудобным;
впрочем, она выбирала некоторые места и, отмечая их закладками,
позволяла мне их читать; и это было в самом деле интересное чтение,
потому что там описывались все травы, соли, коренья и все медицинские
снадобья, о которых только упоминается в лечебнике. Я перечитывал эти
описания в позднейшем возрасте и всегда с удовольствием, потому что всё
это изложено и переведено на русский язык очень толково и хорошо.
Старый депутат, будучи просвещеннее других, естественно, был
покровителем всякой любознательности. На другой день вдруг присылает он
человека за мною; меня повел сам отец. Аничков, расспросив хорошенько,
что я читал, как понимаю прочитанное и что помню, остался очень доволен:
велел подать связку книг и подарил мне... О счастие!.. "Детское чтение
для сердца и разума", изданное
безденежно при "Московских ведомостях" Н. И. Новиковым. Я так
обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику и, не помня
себя, запрыгал и побежал домой, оставя своего отца беседовать с
Аничковым. Помню, однако, благосклонный и одобрительный хохот хозяина,
загремевший в моих ушах и постепенно умолкавший по мере моего удаления.
Боясь, чтоб кто-нибудь не отнял моего сокровища, я пробежал прямо через
сени в детскую, лег в свою кроватку, закрылся пологом, развернул первую
часть -- и позабыл всё меня окружающее. Когда отец воротился и со смехом
рассказал матери всё происходившее у Аничкова, она очень встревожилась,
потому что и не знала о моем возвращении. Меня отыскали лежащего с
книжкой. Мать рассказывала мне потом, что я был точно как помешанный:
ничего не говорил, не понимал, что мне говорят, и не хотел идти обедать.
Должны были отнять книжку, несмотря на горькие мои слезы. Угроза, что
книги отнимут совсем, заставила меня удержаться от слез, встать и даже
обедать. После обеда я опять схватил книжку и читал до вечера.
Разумеется, мать положила конец такому исступленному чтению: книги
заперла в свой комод и выдавала мне по одной части, и то в известные,
назначенные ею, часы. Книжек всего было двенадцать, и те не по порядку, а
разрозненные. Оказалось, что это не полное собрание "Детского чтения",
состоявшего из двадцати частей. Я читал свои книжки с восторгом и,
несмотря на разумную бережливость матери, прочел все с небольшим в
месяц. В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня
открылся новый мир... Я узнал в "рассуждении о громе", что такое молния,
воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие
явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с
любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее.
Муравьи, пчелы и особенно бабочки с своими превращеньями из яичек в
червяка, из червяка в хризалиду и наконец из хризалиды в красивую
бабочку -- овладели моим вниманием и сочувствием; я получил
непреодолимое желание всё это наблюдать своими глазами. Собственно
нравоучительные статьи производили менее впечатления, но как забавляли
меня "смешной способ ловить обезьян" и басня "о старом волке", которого
все пастухи от себя прогоняли! Как восхищался я "золотыми рыбками"!
Аксаков С. Т.
Детские годы Багрова-внука
"Детское чтение для сердца и разума" -- первый русский детский журнал, выходивший как еженедельное приложение к газете "Московские ведомости", издавался Н. И. Новиковым в 1785-1789 годах. В журнале печатались статьи по физике, истории, географии, были также и произведения художественной литературы. Научный материал излагался живо и занимательно: в форме записок путешественника, бесед наставника с детьми, переписки отца с сыном. Это было внешне скромно оформленное издание, без иллюстраций, объемом в 16 страниц небольшого формата. Знаменитый хирург Н. И. Пирогов вспоминал, что увлекался «Детским чтением» больше, чем «Робинзоном Крузо», «Дон-Кихотом» и волшебными сказками. Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные номера Детского чтения" перепечатывалось в виде книжек и успешно продавались.