Дневник чтения за май. Читательнице 5 лет 11 месяцев.
КнигиМай выдался книжным))) Видимо, потому, что погода совсем не баловала. Опять очень долго писала этот пост. Но ничего, летом отдохнём)) Наверняка, летом будет не до такого активного чтения.
Итак, книжный дневник за май.
Очень сложно стало выделить книги, прочитанные целиком мной и мужем, поскольку, стоит книжку отложить, как Олеся берётся читать дальше сама.
Но несколько таких книг и рассказов все же есть))
***** РОДИТЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ ********
"Пеппи ДлинныйЧулок в стране Веселии", Астрид Линдгрен.
Первые две книжки про Пеппи муж читал Олесе в апреле, о чем я писала в предыдущем дневнике чтения.
А третью книгу дочитывали уже в мае.
Совершенно чудесные, яркие рисунки Надежды Богуславской, которые, на мой взгляд, очень подходят этой книге. Озорная, разноцветная, солнечная Пеппи здесь именно такая, какой ее себе представляешь.
"Похождения жука-носорога", Константин Паустовский.
У нас этот рассказ в сборнике "Корзина с еловыми шишками".
Как раз пошёл хорошо в тему о войне, которую мы с дочкой активно обсуждали в преддверии праздника Победы.
Рассказ ей очень понравился. Попросила у меня коробочку:
- Мама, давай найдём жука на улице, посадим в коробочку, и пусть он у нас живет. Будем его поить и кормить, и в Таганрог с собой возьмём! А у нас водятся жуки-носороги?
В этот же день бежит ко мне с воплями:
- Я нашла жука в вашей спальне! Поймай мне его!
Хорошо, что дома был как раз старший ребёнок, его я и отправила на охоту за жуком))) Олесин брат (зря, что ли, он студент биофака!), распознал в нем древоточца. Жук был усажен в спичечный коробок, но когда наступила ночь, Олеся зашептала мне на ухо:
- Мама, знаешь, мне страшно спать в одной комнате с жуком!
И мы сошлись на том, что я его отправлю в далекое плавание в раковину))
Перечитывали с ней про жука в течение месяца несколько раз, и дочка сама ещё его читала. А в один из вечеров принесла отцу на чтение перед сном и поправляла его монотонный голос, перечитывая с чувством и выразительными интонациями:
- Папа, не так! Послушай: "А жук, видать, боевой! Прямо ефрейтор, а не жук!"
- Нет, папа. "Напившись, Петр засмеялся и сказал: "Победа!..."
И так эта "Победа" у неё прозвучала, что я чуть слезу не уронила.
Сборник проиллюстрирован чудесными рисунками Николая Устинова.
Содержание тоже привожу на фото.
"Беседы о войне", Елена Ульева.
Книжка известна в сообществе. Она построена в форме беседы дедушки-фронтовика и внука, расспрашивающего деда о войне.
Прочли первые несколько глав, о том, как начиналась война, как пытались сдержать врага, семимильными шагами продвигавшегося вглубь страны. О первых сражениях, об обороне Москвы и Ленинграда. Об эвакуации и работе на износ в тылу. А вот там, где описываются подвиги конкретных людей, мы остановились. Не стала пока читать, убрала пока. Мне показалось, рановато. Упоминаются и пытки, и потери рук-ног. Вернёмся позже к этой книге.
Волшебные сказки Германии
Это совершенно уникальная книга в нашей домашней библиотеке! А потому, что ндинственная, купленная исключительно благодаря мужу )) Он долго ходил вокруг да около неё в Ашане, периодически тыча меня носом обращая на неё мое внимание. Очень ему понравились иллюстрации, такие готичненькие, очень подходящие к сказкам Братьев Гримм (а в этом сборнике только их сказки). Немецкое средневековье во всей своей красе предстаёт перед читателем на этих рисунках. Витражи, шпили, католические соборы, замки...
Надо сказать, я поначалу не прониклась энтузиазмом мужа в отношении этой книги, и прошло несколько месяцев, прежде чем муж, наконец, взял ее с полки и положил в необъятную ашанскую корзину)) Объясню, почему я была к ней холодна. Во-первых, к готике в рисунках я отношусь весьма спокойно. А во-вторых, дочка у нас русские-то сказки слушать боится, а уж Братья Гримм и вовсе отличаются мрачностью и страшилками. Хотя, кстати говоря, в детстве у меня была книжка именно с этими рисунками Евгения Соколова.
Тем не менее, Олеся книжку приметила и попросила читать. Я протестовала, но они с отцом победили, и вот уже прочитаны сначала "Храбрый портняжка", потом оба Ганса - "Железный" и "Счастливый", потом "Подземные человечки".
А вчера отец совсем сошёл с ума и прочитал ей "Сказку о том, кто ходил страху учиться". Сказка не для слабонервных, скажу я вам. Здесь вам и висельники, и мертвецы в гробах, и нечисть всякая.
Уж я и пускала молнии в сторону мужа, и испепеляла его взглядом 👹, но Олеся просила читать до конца: "Папа, я держусь! Давай дальше." А может, и нужны хоть иногда детям какие-то страшилки? Сегодня вон взяла книжку и стала сама читать. Может, и русские народные сказки постепенно зачитаем, наконец, а то все мимо.
Кстати, в Лабе пишут про мелкий шрифт. Странно, мне кажется, шрифт не крупный, но нормальный.
Например, в книжке "Пинагор" Геннадия Снегирёва он ещё мельче, но все равно вполне комфортный.
Ее читала дочке я, пока только первые пару глав: Пинагор и Мендуме. Замечаю, что рассказы о природе Олесе нравятся гораздо меньше, чем Диме в ее возрасте. Долго о природе мы читать не можем, устаёт и внимание рассеивается. А Димка готов был слушать часами. Недавно я купила букинистическую "Моя семья и другие звери" Даррелла, хочу попробовать почитать Олесе. Дима ее запоем слушал.
"Денис Давыдов", Александр Барков.
В Лабиринте (отсутствует)
Книгу нам дала почитать Оксаночка Оксана , узнав об интересе Олеси к теме войны 1812 года. За что ей огромное спасибо! ❤️
Чудесное издание, хороший язык, красочные рисунки Кочергина. Рассчитана не на самых маленьких, лучше начинать читать в начальной школе, но интересующимся дошкольникам тоже почти все будет понятно (с объяснениями). Несколько глав повествуют о детстве Дениса Давыдова, затем - о его службе в армии и партизанской борьбе с врагом.
Книжка сразу удостоилась у Олеси высшей похвалы:
- Оставлю своим детям!
Так что, тетя Оксана, не знаю, как будем выманивать обратно))) Придётся ее у вас купить!)))
Продолжая тему войны с Наполеоном, я достала книжку "Рассказы о Родине" и прочла Олесе главы из книги Николая Попова "Бородинское сражение". Особенно интересными оказались мысли и переживания Кутузова накануне сражения.
Хороший сборник, в который входят рассказы ряда писателей о разных военно-исторических событиях нашей Родины, от Ярослава Мудрого и Александра Невского до Суворова и Кутузова.
В Лабиринте , опять же, отсутствует.
"Волга и Вазуза", Самуил Яковлевич Маршак.
Сборник сказок народов мира в стихотворном переводе Маршака. Издание 1975 года, точно такое было у меня в детстве, но не сохранилось. Недавно я приобрела его у букинистов, и даже хвасталась как-то в сообществе:) В детстве я эти сказки обожала. И вот, пришла очередь почитать их дочке:) Ей тоже понравилась вся книжка, но, как ни странно, последнее стихотворение-сказка, "Волга и Вазуза", пришлось ей по душе больше всех. А вот мне оно нравилось меньше всего))
Потом брала сама эту книгу перечитывать, именно про Волгу и Вазузу. "Мама, а Вазуза в горах течёт? Почему ее называют быстрой, крутой и сердитой?"
Стыдно признаться, я не имела четкого представления, где протекает Вазуза, поэтому, открыли мы карту и выяснили, что речка эта течёт в Смоленской и Тверской областях. А быстрая она, видимо, потому, что истоки ее находятся на склонах Смоленской возвышенности. В отличие от Волги, которая начинается спокойными ручейками.
Кстати говоря, совершенно не знала, но, оказывается, русская народная сказка "Волга и Вазуза" есть также в обработке Льва нашего Николаевича Толстого.
"Детям", Владимир Маяковский.
У нас этот замечательный сборник с иллюстрациями Коровина.
В Лабиринте (к сожалению, отсутствует).
Прочитали весь, и не один раз, но фаворит у Олеси "Возьмём винтовки новые". Она в восторге от ритма этого стихотворения.
"Жили-были карандаши", Тамара Михеева.
Вот на это сочетание маков и травы вечно любовалась бы)))
И снова за книжку спасибо нашей Оксаночка, которая узнала, что мы дожили почти до шести лет, и до сих пор ее не читали! И решила исправить это досадное упущение))) Вручила она нам эту книжку и говорит: "Исправляйтесь немедленно, невежи!" 😄
И мы исправились, честное слово! Даже я немного просветилась на счёт оттенков ))) Шёпотом признаюсь, что для меня существует семь цветов: Красный, Оранжевый, Желтый и так далее. Ну ладно, ещё два: Чёрный и Белый. Оттенки мне не даются))) А тут такие слова диковинные, как Вердепомовый и Вердигри
Хорошо запомнила, как просила четырёхлетнего Диму надеть КРАСНУЮ футболку, а он мне отвечал, что ее нет на полке. Когда же у меня лопнуло терпение, и я пошла и вытащила футболку, которую имела ввиду, он мне сказал: "Мама, она не КРАСНАЯ, а КИРПИЧНАЯ!"
Рисунки в книжке чудесные, сочные, яркие, прямо так и кажется, что книга была девственно чиста, и кто-то взял и разрисовал экземплярчик по ходу чтения карандашами хорошего качества ))
Едва дошли до конца, как Олеся попросила читать сначала. А потом ещё разочек ))) И вот хотя она у меня не художник от слова совсем, и рисует очень мало, а рассказ про карандаши очень понравился. Потом ещё раз сама прочла и спрашивает:
- Мама, а мои карандаши когда станут такими старенькими, как эти, которые в конце нарисованы? Я ведь ими не так много рисую, как Маленький Художник.
- Наверное, - говорю я, - вы вместе на пенсию пойдёте. Ты и карандаши. А вот если ты станешь больше рисовать и чаще их точить, тогда они быстрее станут пенсионерами :)
"Занимательная азбука", Александр Шибаев.
В Лабиринте ( отсутствует)
Эту азбуку я купила давным-давно, и начинали мы ее читать в четыре года. Тогда Олесе была интересна первая глава и "переменки". А сейчас вся книжка отлично идёт, уже понятны все языковые игры, слоги, переносы, всё-всё.
Очень жаль, что ее не переиздают, содержание в книге очень богатое.
Недавно я ещё заказала четыре маленькие книжки Шибаева, и их мы тоже прочли.
Есть кое-какие пересечения с нашей книгой, но кое-что есть и новое.
Три тоненькие совсем короткие, там буквально по паре строк на страницу, а основное место занимают рисунки. Книжечки подойдут уже на возраст около четырёх. Но хотя Олесе уже почти шесть, она тоже хохочет и с удовольствием отгадывает языковые загадки вроде такой:
И одна - побольше, в твёрдом переплете.
"Главное чудо света", Георгий Юдин.
Все началось с аппетита. Точнее, с его отсутствия. Я пыталась втолковать дочке важность разнообразного питания для организма, необходимость белков, жиров и углеводов и прочих витаминов.
А в этой книге очень доходчиво показан процесс разделения пищи на микроэлементы, а также что и для чего потом используется организмом.
Поэтому, начали мы со второй главы "Из чего мы сделаны" и третьей "Зачем человек ест?"
А потом незаметно перешли к третьей, четвёртой и так далее. В них рассматриваются вопросы, для чего человеку кровь, зачем и как мы дышим, о нашем "центре управления" - мозге. О слухе и зрении, о коже, о том, для чего человеку сон и как устроена память. И последняя глава - о неизученных до конца человеческих возможностях.
В книге нестандартные иллюстрации. Наряду с обычными рисунками, здесь приводятся картины мастеров, иногда довольно мрачные и непонятные детям. Но с другой стороны, книга особенно должна понравиться поклонникам искусства, так как позволяет заодно ненавязчиво познакомить детей и с этой областью.
И хотя мы не читали первую главу, я не могу не сказать, до чего прекрасно здесь описано чудо зарождения новой жизни. Пожалуй, из всех виденных мной в разных книгах вариантов ответов на вопрос "Откуда я взялся?" этот - самый трепетный, самый красивый, самый нежный:
"Я крепко обнял твою маму, крепко-крепко ее поцеловал и долго не выпускал из своих объятий. Было так тихо, что мы слышали, как громко бьются наши сердца. А за распахнутым окном, залитая голубой луной, цвела сирень, и от неё по всему саду стоял такой аромат, что кружилась голова. И вдруг я почувствовал, как тело мое стало невесомым и разлетелось по Вселенной мириадами горящих искр. Одна из них опустилась на маму и зажгла новую жизнь."
"Читаем и обсуждаем "Сказку о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина", Юлия Гиппенрейтер
Эту книгу купила прежде всего себе.
Знаете, я всегда осознавала, что не умею обсуждать с ребёнком прочитанное. По ходу чтения всегда терпеливо объясняю значения слов, чаще не дожидаясь вопросов со стороны ребёнка. (Кстати, муж мой, к примеру, отвлекаться от текста не любит, и даже порой раздражается, если возникает слишком много вопросов и приходится поминутно отрываться от чтения, пояснять, а потом перечитывать предложение заново). Но вот мотивы, характеры, чувства героев, - этого я объяснять и обсуждать не умею.
Впрочем, я и взрослые книги совершенно не умею обсуждать. Прочёл - прожил книгу вместе с героями - погрузился в неё - получил свои впечатления/переживания - что тут обсуждать, казалось бы.
Но обсуждать с ребёнком прочитанное, безусловно, нужно. А не умеешь - надо учиться.
Вот поэтому книжка и оказалась у меня дома.
В книге на примере "Сказки о рыбаке и рыбке" подробно расписано, в каком месте и что именно нужно пояснять ребёнку, на что обратить его внимание, на чем сделать акцент. Какими словами охарактеризовать персонажей и их поведение. На некоторых страницах встречаются и задания для ребёнка. В конце приведён весь текст целиком.
Из недостатков могу отметить, что на страницах остаётся слишком много свободного пространства. Непонятно, зачем было так "размахиваться".
Обсуждаем эпизод первый, в котором старик отпустил рыбку в море. Я объясняю, какой старик бескорыстный. Олеся (задумчиво):
- Не знаю, отпустила бы я без откупа... Скорее всего, попросила бы скрипку. А если бы ни о чем не мечтала, отпустила бы просто так!
Про старика Олеся сказала так:
- Надо было сразу отказываться к рыбке идти, а потом, когда она царицей стала, уже поздно было!
Лучше бы, конечно, ее купить, когда ребёнку около трёх-четырёх. Все очень доступно объясняется, а для возраста 5-6 лет, даже, пожалуй, слишком просто. Тем не менее, моя дочка взялась за книжку ещё до того, как у меня дошли до неё руки, и мне пришлось тут же подключаться)) Олесе очень понравилось, она внимательно следила, чтобы я ничего не пропускала (а иногда я пыталась, потому что мне казалось, что и так все ясно), а потом с удовольствием клеила в книжку малышковые наклейки ))
"Знакомьтесь, Гюро!", Анне-Катрине Вестли.
Вообще, можно сказать, что майское чтение прошло под знаком Вестли.
Несмотря на немалое количество книжек, описанных мною выше, Вестли у нас в этом месяце получается безусловным фаворитом.
Махаоновские книги серии "Вестли Анне-Кат", как оказалось, написаны довольно мелким шрифтом (кстати, мельче, чем те же "Волшебные сказки Германии"), и получается, что текста в книгах очень много.
В разных книгах Вестли местами упоминаются главные герои других книг, так что, получается, так или иначе все между собой знакомы.
Часть глав книги "Знакомьтесь, Гюро!" Олеся читала сама, часть читал ей муж во время ежевечернего чтения.
Забегая вперёд, скажу, что из всех прочитанных книжек Вестли, про Гюро стала самой любимой у Олеси.
Книга не из самых простых, на самом деле. Все, как в жизни. Папа Гюро умер от болезни, ее мама пытается, как может, решить свалившиеся на них проблемы, Гюро привыкает к жизни без отца. Они с мамой переезжают в другой город, где у них появляются новые друзья и знакомые, и жизнь постепенно налаживается и приобретает краски.
Олеся читает очередную главу и говорит:
- Мама, помнишь, когда у меня не получалось сделать повязку на ноге, и я плакала, а ты спрашивала, зачем же я плачу, лучше попробовать ещё раз. А я тогда тебе говорила, что если я плачу, мне становится легче, помнишь? Вот, слушай. Гюро надеялась, что Бьёрн возьмёт ее на машине с собой в хижину, а он не взял, и она расстроилась: (зачитывает мне из книги):
"Гюро завернула за дом, поставила там велосипед, нашла себе укромное местечко за кустиком и заплакала, и от этого ей стало немножко получше, потому что со слезами часть обиды ушла и тяжесть в груди стала легче". Теперь понимаешь?
Ох, понимаю, моя девочка...
Рисунки здесь, как и в Пеппи, Надежды Бугославской. Но здесь они не такие искрящиеся, а может быть, все дело в том, что в Пеппи бумага мелованная, а в Гюро офсет (как и во всей серии). Иллюстрации далеко не на каждой странице, и они чаще всего небольшие размером.
В Лабиринте (отсутствует, и не знаю, будет ли, наконец, Махаон там представлен в полном объёме), зато есть в Май-шопе
******************************************************
А теперь - о САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ Олеси.
Как я уже сказала, в этом месяце в фаворитах книги Вестли.
"Щепкин и коварные девчонки", Анне-Катрине Вестли.
С неё, вообще-то, началась Вестли в мае. Потом уже была Гюро.
Муж пытался начинать, ему совсем не понравилось. Я, как только купила, тоже читала первую главу (сама с собой, для ознакомления), и тоже была разочарована. Показалось, скучновато.
Олесе же очень понравилось. Просит продолжение.
Книжка тоже объемная, написана довольно мелким шрифтом. Но бумага белая, плотная, дочке было нормально читать самой.
"Гюро и скрипка", Анне-Катрине Вестли.
Продолжение книги "Знакомьтесь, Гюро!"
Скрипку Гюро подарили на день рождения их с мамой друзья: пожилая леди с интересным именем Тюлинька и ее муж Андерсен.
И теперь Олеся просит скрипку )))
Я объясняю, что сначала она пойдёт в музыкальную школу, там ей помогут окончательно определиться с инструментом, а потом, если это все же будет скрипка, то нам объяснят, какую лучше купить.
- А нельзя, что ли, просто подарить человеку скрипку? - резонно вопрошает дочь. - Ведь Гюро подарили без всего этого!
"Аврора из корпуса Ц", Анне-Катрине Вестли.
На текущий момент прочитана примерно до половины. Была начата, потом отложена, когда я принесла ей продолжение про Гюро, а сейчас снова читает.
Рейтинг Олеся выставила такой:
1. Гюро
2. Щепкин
3. Аврора
- Мама, а помнишь, мы читали давно ещё про папу, маму, бабушку и восемь детей? Пора их, пожалуй, перечитать!
Их мы читали год назад, и тогда особой привязанности они не вызвали, хотя и были прочитаны с интересом. А вот теперь Олеся встретила этих персонажей в других книгах Вестли и решила к ним вернуться.
"Эй становится взрослым", Екатерина Боярских.
Уже читали и вместе, и сама, и вот в мае снова перечитывала. Кому интересно подробнее, можно посмотреть в прошлом дневнике самостоятельного чтения. Но он очень длинный, предупреждаю!
"Кобра и скарабей", Игорь Жуков.
Опять-таки, перечитывала. Читали впервые около года назад, потом прошлой осенью возвращались, теперь сама. Подробно показывала тут.
Читает и хохочет:
- Мама, слушай! "Нам, мышам, ядовитые змеи - хуже кошек! - добавила Тинка. Уже не ФОБОС, а просто ДЕЙМОС!"
- ???
- А ты подумай!
Оказалось, там написано "Уже не страх, а просто ужас"))) Олеся внесла коррективы))
"Детям про зубки. Невероятное путешествие по Зубландии", Мария Тимофеева.
Сначала просто оторваться не могла, а потом почему-то забросила и больше не вернулась. Прочла примерно половину.
Вообще в книге есть, по-моему, абсолютно все, что нужно знать ребёнку о зубах: строение, уход, рост, обычаи и многое, многое другое. Я даже удивилась тому, какая книжка объемная, откуда столько информации, которой можно ее наполнить?)) И оформление очень приличное, и изложение понятное, и картинки интересные, и печать хорошая. В общем, отличная энциклопедия.
"Великие путешествия", Елена Качур.
Чевостика Олеся уже чуть ли не наизусть знает по аудиокнигам. И вот решила перечесть книжку. Книгу читать, конечно, интереснее.
У нас дома печатных вариантов Чевостика было всего три (сегодня купила четвертую). Я их покупала, следуя принципу, что иногда достаточно аудиоверсии, а в других случаях информация обязательно должна быть наглядно проиллюстрирована.
Вот скажите, вы легко можете себе вообразить, к примеру, финикийский корабль? Вполне может быть, что и да:) А ваш ребёнок? Даже если ему рассказать, как он выглядит, сколько у него парусов и гребцов, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, правда?
Да и на слух очень легко запутаться в многочисленных именах и фамилиях первооткрывателей, а в книге рассказ подкреплён их портретами.
Если ребёнок, как моя дочка, ещё не очень хорошо знает карту мира, на слух будет довольно трудно уловить путь следования мореплавателей из одной точки в другую. А уж когда рассказывают о нескольких путешественниках, за ещё и маршруты из передвижения самые разные!... В книге же все описания сопровождаются простейшими картами, на которых все эти маршруты обозначены.
Поэтому, конечно, информация, полученная во время прослушивания аудио, после прочтения книги укладывается в голове "поудобнее")))
Предлагала я дочке почитать книги, которые какое-то время назад читали ей мы.
Говорю, почитай Винни-Пуха. Сейчас для самостоятельного чтения самое то, что нужно. Отказывается. Спрашиваю, почему, это ведь приключения, которые ты так любишь.
- Скучные какие-то приключения. Мне кажется, я из него уже выросла.
И это правда. Однажды мы его все-таки прочли, но больше Олеся читать его не хотела.
И пара книг Антона Тилипмана: "Зубака" и "Прессница и Кардон".
"Зубаку" купила довольно давно, показывала тут.
Выдала ее Олесе только сейчас. Но, пожалуй, и теперь рановато ещё. Несколько слов она отгадала, но пока тяжело ей.
"Прессницу и Кардон" приобрели буквально на днях.
Первые страницы произвели фурор, дочь хохотала и не могла остановиться. А вот потом стало тяжело, слова уже так легко не угадывались и Олеся поскучнела))
Если Зубака представляет собой сборник загадок про животных, то "Прессница" - это лингвистическая сказка, текст, где почти каждое слово как будто написано на сказочном "абракадабринском" языке. И вроде бы, смысл даже какой-то есть, но и слова все незнакомые))) От перестановки букв смысл... меняется кардинально! Вот послушайте:
"Каждый еднь она могла есть кошалодки, моржоеное, цветную пауксту, рёваную и раженую арткошку. И запивать все это хоть неряжкой, хоть донималом, хоть спаниельовым соком".
Дальше труднее:) Даже взрослый с листа не прочитает, придётся включить работу мозга:)
"Прессница и Кардон" В Лабиринте
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ! :)