Как развивается малыш от рождения до двух лет
ВоспитаниеСтатейная заметка - для себя. Возможно, кому-то ещё будет интересно...
Не стоит всерьез сравнивать развитие своего малыша с другими детьми или дословно сопоставлять его характеристики со строгими таблицами – считают эксперты американского портала americanpregnancy.org. Важно понимать, что дети развиваются в своем собственном темпе, и единственное, на что действительно стоит обращать внимание, это на индивидуальный прогресс – то есть то, насколько продвинулся ваш малыш по сравнению с предыдущим месяцем или неделей.
Это нужно знать!!!
Важно понимать, что развитие делится на несколько категорий:
Социальное развитие: как малыш воспринимает лица и голоса, учится улыбаться, издавать звуки и налаживать общение.
Речевое развитие: оттачивание звуков и развитие пассивного словарного запаса (активный словарный запас появится позже; в раннем возрасте, особенно до года, гораздо важнее, насколько хорошо ребенок понимает речь родителей).
Развитие крупной моторики: как малыш учится держать голову, сидеть, подтягиваться, переворачиваться, ходить.
Развитие мелкой моторики: как ребенок хватает различные предметы, насколько ловко управляется с игрушками и т.п.
Развитие: месяц за месяцем
В нашем обзоре каждый этап развития отнесен к определенному месяцу жизни, в котором малыш уже может его достичь. Помните, что дети развиваются с разной скоростью, и если ваш ребенок еще не успел освоить некоторые навыки, это не означает, что с ним что-то не так. Возможно, малыш нагонит своих сверстников позже – через месяц, два или даже три. Если вас все же беспокоит сильный отрыв от «образцово-показательных» данных, проконсультируйтесь с врачом. Задержка в развитии, возможно, указывает на проблемы со здоровьем, но скорее всего вы убедитесь, что у ребенка все в порядке и надо просто подождать. Недоношенные дети очень часто развиваются медленнее своих ровесников. Для них запаздывание на месяц, два или больше – скорее норма.
Первый месяц:
Лежит свернувшись, как в матке, ручки и ножки согнуты, кулачки сжаты
Мышцы иногда подергиваются
Может слегка поднимать голову
Следит взглядом за предметом в радиусе 45 градусов
Различает черно-белые изображения
Демонстрирует вызывающее привязанность поведение: плачет, прижимается, гулит
Отличает голоса родителей от других голосов (успокаивается, когда слышит ваш голос)
Появляются требовательные крики (грудные звуки, напоминающие ворчание)
Проявляет внимание, когда вы с ним разговариваете
Улыбается во сне
Второй месяц:
Устанавливает зрительный контакт с родителями: удерживает взгляд, изучает лицо
Ручки и ножки расслабляются, частично распрямляются и отодвигаются от туловища
Лежа на животе, поднимает голову почти на 45 градусов
Голова покачивается, когда вы поддерживаете малыша в сидячем положении
Мышечные судороги проходят
Выражает эмоции, перенимает ваше настроение, отдаленно копирует мимику
Улыбается в ответ на вашу улыбку, нежные слова и т.п.
Размахивает руками, может непродолжительное время держать погремушку
Следит взглядом за раскачивающимися предметами
Ищет глазами источники звуков
Гулит, издает пронзительные крики, горловые смешки
Успокаивает себя сосанием большого пальца
Протестует, если его потребности не удовлетворяют
Третий месяц:
Играет своими ручками, сосет пальцы и кулачки
Полностью отводит ручки и ножки от туловища
Ненадолго переносит вес на ноги, пока вы держите его в положении стоя
Может некоторое время держать голову прямо, когда сидит, переворачивается со спины на бок
Пытается ударять по предметам
Держит погремушку дольше, трясет ею
Хватает окружающих за одежду и волосы
Следит взглядом за предметами в радиусе 180 градусов
Услышав звук, оборачивается и смотрит в сторону источника
Тянет гласные звуки: «ааа», «ооо», «иии»
Разные потребности начинает выражать разными криками (вы можете по характеру крика определить, что беспокоит малыша: голод, мокрый подгузник и т.д.); издает более громкие крики
«Отвечает», когда к нему обращаются
Узнает лица, голоса и предметы
Улыбается, когда видит знакомых людей – бабушек, дедушек, братьев и сестер
Начинает смеяться
Знакомится с причинно-следственными отношениями: ударю по карусели – она вертится!
Четвертый месяц:
Точно следит за перемещением предмета: лучше оценивает расстояние, пристально вглядывается
Стоит с поддержкой
Сидит, опираясь на руки
Лежа на животе, может поднимать голову и плечи на 90 градусов; поворачивает голову на 180 градусов
Опирается на локти
Переворачивается с живота на бок
Тянется двумя руками, притягивает к себе висящую перед ним игрушку
Изучает одежду, похлопывает маму по груди
Хватает предметы обеими руками
Меняет форму рта, чтобы менять звуки: «а-оо»
Пускает пузыри, плюется
Демонстрирует коммуникативные жесты (например, хлопает руками, чтобы сказать «возьми меня на ручки»)
Понимает, что вещи и живые существа имеют названия (например, «кошка»)
Пятый месяц:
Начинают резаться зубы
Берет предметы точным движением руки
Сидит, опершись, на полу и с подушкой в высоком детском стульчике
Стоит, держась руками за опору
Переворачивается с живота на спину
Лежа на спине, подтягивает стопы ко рту, может играть с пальцами ног
Качается на животе (как «лодочка»)
Извиваясь, перемешается по полу на полметра
Перекладывает игрушки из руки в руку и в рот
Следит за падающими предметами
Произносит «Агу!» или схожие комбинации гласных и согласных звуков
Улыбается своему отражению в зеркале
Пытается имитировать звуки, интонации и жесты; следит за движениями губ
Может проявлять интерес к твердой пище
Начинает исследовать части тела
Во время игр на лице начинает появляться сосредоточенное выражение
Отталкивает рукой вашу руку, когда вы даете что-то невкусное
Шестой месяц:
Некоторое время может сидеть самостоятельно
Начинает жевать и кусать
Лежа на спине, поднимает грудь и часть живота, перенося вес на руки
Стоит некоторое время, прислонившись к мебели
Переворачивается в обе стороны
Указывает на игрушки
Загребает к себе предметы всей ладонью
Держит бутылочку
Произносит более длинный ряд разнообразных звуков
Экспериментирует с громкостью и высотой звуков
Выражает настроение звуками и языком тела: громко кричит, смеется животом, хлопает руками, кряхтит, ворчит, опускает глаза
Лучше копирует мимику окружающих
Дольше изучает игрушки и думает, что еще с ними можно сделать
6-9 месяцев:
Сидит прямо без поддержки
Наклоняется вперед за игрушкой
Ползает на руках и коленях
Подтягивается в стоячее положение; стоит, опершись на мебель
Берет мелкие предметы большим и указательным пальцами
Хватает игрушки на лету; роняет их, чтобы посмотреть, как они падают
Пьет из чашки, кормит сам себя
Отзывается на свое имя
Лепечет хаотичные сочетания согласных и гласных (а, да, ле, ма, хи)
«Разговаривает», когда другие разговаривают
Появляются вкусовые предпочтения
Управляет окружающими: приглашает жестами к игре, тянется, просясь на ручки
Вкладывает мелкие емкости в большие, знакомится с понятиями «засунуть» и «высунуть»
Боится незнакомых людей
9-12 месяцев:
Переползает через препятствия
Переходит из четверенек в положение сидя
Заползает на низкие диваны, кресла; спускаться не умеет
Ходит вокруг мебели; ходит с поддержкой
Делает первые неуверенные шаги, широко расставив ноги; часто падает
Показывает предметы указательным пальцем
Меняет форму кисти в соответствии с формой предмета, который собирается взять
Ставит кубики один на другой
Начинает проявляться доминантная рука
Понимает слово «нельзя»
Произносит слова из двух слогов (ма-ма, па-па, да-да), правильно ассоциирует слова с людьми
Имитирует звуки – кашель, щелканье языком
Понимает жесты (например, машет рукой на прощанье)
Ищет игрушки там, где в последний раз их видел
Слова ассоциируются с действиями (вы говорите «пойдем…», и малыш смотрит на дверь)
Успокаивается, когда слышит ваш голос из другой комнаты: «Мама идет!»
Играет с емкостями: наполняет, выливает
Демонстрирует боязнь разлуки: нервничает, когда вы уходите из поля зрения
12-15 месяцев:
Ходит самостоятельно, испытывает различные способы ходьбы
Заползает вверх на диваны и кресла, спускается спиной вперед
Поднимается на ноги без опоры; садится на корточки
Учится использовать столовые приборы, зубную щетку, расческу, телефон
Открывает шкафы, достает их содержимое
Играет с цилиндрами разного размера
Бросает мяч
Самостоятельно ест
Произносит 4-6 слов
Произносит части слов
Говорит «нет»
Узнает имена и указывает на знакомых людей; ассоциирует знакомые предметы со словами
Понимает и выполняет одношаговые просьбы («Кинь маме мячик»)
Начинает понимать связь между предметами: подбирает подходящие крышки к кастрюлькам, строит из кубиков
Появляется задумчивое выражение лица
15-18 месяцев:
Понимает простую речь
Ходит кругами, ходит назад, делает повороты; щеголяет своими умениями
Останавливается и нагибается, чтобы поднять игрушку
Поднимается вверх по лестнице, держась за вашу руку
Катается, отталкиваясь ногами от пола, на четырехколесных игрушках
Бросает мяч от плеча
Пытается бить ногой по мячу
Самостоятельно садится на стульчик
Рисует хаотичные линии и полукруги
Вытаскивает ящики
Говорит 10-20 слов; полностью произносит слова
Соединяет два коротких слова («пока-пока», «нет-нет»)
Составляет первые предложения («пойдем гулять»)
Реагирует на вербальные просьбы, не сопровождающиеся жестами
Повторяет за взрослыми
Понимает значение слов «вверх», «вниз», «снимем», «горячо», «другой»
Использует слова для выражения голода («ням-ням»)
Сортирует фигуры, кольца разного размера
Находит знакомые предметы в книжках с картинками («Найди машину!»)
Вставляет круглую деталь в круглое отверстие
Частично проходит боязнь разлуки (появляется способность сохранять мысленные образы людей, теряя их из поля зрения)
18-24 месяца:
Бегает, пытается убежать от взрослого
Смотрит под ноги, чтобы обходить препятствия
Прыгает на месте и спрыгивает со ступеньки
Крутит педали у трехколесного велосипеда
Уверенно бьет ногой по мячу
Поднимается по лестнице без поддержки, ставя обе ноги на каждую ступеньку; для спуска требуется помощь
Открывает двери
Разворачивает упаковки
Моет руки, снимает одежду
Строит башни из 6 кубиков
Складывает бумагу; справляется с простыми паззлами
Бросает мяч через голову
Усаживается за стол
Разборчиво произносит 20-50 слов
Пытается произносить слова, состоящие из нескольких слогов
Отвечает на вопрос «Что говорит собачка?»
Составляет предложения из трех слов («Хочу еще гулять»)
Хотя говорит мало, понимает все
Пытается произносить «трудные» слова («антилопа», «вертолет»)
Может назвать свое имя и фамилию
Мурлычет и поет себе под нос
Ноет, устраивает истерики, кусается, громко визжит (да, в этом возрасте это нормальное поведение)
«Помогает» по дому
Думает, прежде чем взяться за выполнение задачи
Начинает демонстрировать упрямство – например, в еде
Понимает и запоминает двухэтапные просьбы («сходи на кухню и принеси папе булочку»)
«Читает» книжки с картинками
Источник: http://mamin-journal.ru/2010/01/kak-razvivaetsya-malysh-ot-rozhdeniya-do-dvux-let/