Нейропсихологическая коррекция 3-5 лет. Занятие 1.
Нейропсихологическая коррекция 3-5 летПрограмма называется "Нейропсихологическое сопровождение развития детей 3-5 лет". Мы по ней начнем заниматься через пару недель ибо не собраны еще в одном месте массажные коврики, мячи, фитболы, тактильные мешочки и прочее оборудование.Не подобраны игры.
Конспект занятия выкладываю для 3,11 летнего мальчика Васи и его мамы, которые еще не решили - будут ли заниматься вместе с нами, в дистанционном формате или нет.
Итак...При разных заболеваниях, например, при эпилепсии,гипертензионном синдроме некоторые упражнения надо выполнять с осторожностью, а некоторые и вовсе противопоказаны
Занятие №1-№2 (тут уж как получится по времени и сколько выдержит ребенок)
Оборудование: фитбол 45-60 см, массажный коврик, коврик на котором удобно лежать, «волшебный мешочек» (с бусинами и всякими мелочами), мяч, зеркало, ноутбук или любой другой источник музыки, музыкальные инструменты(не обязательно, но неплохо бы), блоки дьенеша(совсем не обязательно)
Ходьба по массажному коврику.
Ребенок медленно переступает по массажному коврику босыми ногами, представляя себе, что движется по узкой тропинке. Взрослый следит, чтобы ребенок наступал на всю стопу.
По тропинке мы пройтись
Вышли спозаранку
Это узкая тропа
Вела нас на полянку
Ходьба по шнуру
Взрослый кладёт на пол толстый шнур или провод и предлагает ребенку походить по шнуру, двигаясь от одного конца к другом след в след, приставляя мысок одной ноги к пятке другой.
Мы по узенькой тропинке
Медленно идём с тобой
Чтобы в яму не свалиться,
Не крути ты головой.
Музыкально-ритмическая игра «Лягушки-хохотушки»
Не вставляется видео =( ссылка -
http://dar-baby.ru/club/igry_s_detmi/304/4327/Дыхательные упражнения
Понюхай цветок
Ребенок садится напротив взрослого на стул, пол, кладёт перед ребенком изображение цветка или мягкую игрушку в виде цветка.
Вначале взрослый показывает ребёнку, как надо нюхать цветок: вдох через нос через нос (рот закрыт) и выдох через широко открытый рот(шумно) Далее ребенок выполняет упражнение со взрослым. Повторить 3-5 раз.
Упражнение на гимнастическом мяче. Мяч должен быть эластичным и устойчивым, гладким. Для занятий с ребенком 3-5 лет нужен мяч диаметром 45-60 см. Главное условие при выборе мяча - рост ребенка.
Пружинка
Ребенок лежит на мяче (на животе), руки и ноги опущены по обеим сторонам мяча. Голова ребенка должна находится по уровне тела или чуть ниже. Взрослый кладёт свои ладони на спину ребенка и слегка прижимает его к мячу.
В медленном темпе взрослый покачивает ребенка вверх-вниз.
1. Голова ребенка повернута влево, правым ухом ребенок прислоняется к мячу
Повторить 10 раз
2. Голова ребенка повернута вправо, левым ухом ребенок прислоняется к мячу
Повторить 10 раз
Вращение на животе
Ребенок лежит на мяче (на животе), руки и ноги опущены по обеим сторонам мяча. Голова ребенка должна находится на уровне тела или чуть ниже. Взрослый кладёт свои ладони на спину ребенка и слегка прижимает его к мячу
В медленном темпе взрослый вращает мяч по часовой стрелке, а потом против часовой стрелке.
1. По часовой стрелке. Голова ребенка повернута влево. Правым ухом ребенок прислоняется к мячу. Повторить 3 раза
2. Против часовой стрелки. Голова ребенка повернута влево. Правым ухом ребенок прилоняется к мячу. Повторить 3 раза
3. По часовой стрелке. Голова ребенка повернута вправо. Левым ухом ребенок прислоняется к мячу. Повторить 3 раза
4. Против часовой стрелке. Голова ребенка повернута вправо. Левым ухом ребенок прислоняется к мячу. Повторить 3 раза
Глазодвигательные упражнения.
1. Ребенок лежит на спине. Глаза ребенка двигаются влево-вправо («тик-так») Ребенок старается поворачивать глаза как можно дальше в стороны. Повторить 5-6 раз.
2. Ребенок закрывает глаза, взрослый считает до 5, затем ребенок открывает глаза.
Игровой массаж
Ребенок лежит на спине, взрослый находится у ног ребенка
Взрослый берет ребенка за пятку снизу и выполняет массаж пальцев и стопы. Сначала на правой ноге, затем на левой ноге. Взрослый поглаживает, разминает,перетирает кончики пальцев, поочерёдно сгибает-разгибает пальцы. Поглаживает и похлопывает по тыльной и боковой сторонам стопы. Во время выполнения массажа взрослый читает текст.
Белка
Сидит белка на тележке, (взрослый круговыми движениями гладит пятку)
Раздаёт она орешки:
Мишке толстопятому, (поглаживает пальцы, начиная с большого)
Заиньке усатому, (следующий палец)
Лисичке-сестричке(следующий палец)
Воробью, (следующий палец)
Синичке. (следующий палец)
Кому в роток, (поглаживает большим пальцем подушечки стопы)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Кузнец
Взрослый выполняет круговые движения, затем осторожно постукивает по стопе.
Захромал мой жеребец
Нужен нам с тобой кузнец
Он лошадку подкуёт
Вновь она гулять пойдёт
Стук-стук-стук молоток!
И подкова цок-цок-цок!
Котик
Котик, котик не шали, (взрослый похлопывает ладонью по стопе)
Коготочки убери. (поглаживает каждый палец в отдельности)
В твои мягонькие лапки (поочередно сгибает-разгибает пальцы)
Спрячем острые царапки. (Поглаживает стопу от пятки к пальцам и обратно.)
Растяжки
Покачаемся
Взрослый садится на пол так, чтобы за спиной не было опоры. Ноги вытянуты, слегка раздвинуты. Ребенок садится на руки взрослого и занимает удобную позу.
Взрослый обнимает ребенка и начинает медленно, ритмично покачиваться из стороны в сторону, вперед и назад.
Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не захочет встать. Упражнение продолжается до тех пор пока ребенок не захочет встать. Тогда взрослый понемногу разжимает руки и отпускает ребенка, но не сразу, давая возможность ребенку приложить некоторые усилия, чтобы разорвать объятия.
- это упражнение желательно выполнять ежедневно до тех пор пока ребенок не начнёт отказываться
Ползанье
Ползанье под стульями на спине.
Взрослый ставит стулья друг за другом в виде тоннеля и говорит ребенку, что надо будет двигаться по туннелю
Дополнительные логопедические упражнения(при ЗРР)
Лягушка (Артикуляционное упражнение. Выполняется ежедневно)
Ребенок и взрослый садятся перед зеркалом
Взрослый выполняет упражнения, ребенок повторяет за ним.
1. Под счёт взрослого «раз-два-три-четыре-пять» ребенок самостоятельно выполняет упражнение.
2. Взрослый читает текст, ребенок самостоятельно выполняет упражнение
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать зубы и губы в таком положении.
Лягушкам очень нравится,
Как губки к ушкам тянутся.
Так тянули, что устали.
Утомились, перестали
Отдохнули и - опять,
А потом пошли гулять
Повторить 5-10 раз
Слоник (Артикуляционное упражнение. Выполняется ежедневно)
Ребенок и взрослый садятся перед зеркалом
1. Взрослый выполняет упражнения, ребенок повторяет за ним.
2. Под счёт взрослого «раз-два-три-четыре-пять» ребенок самостоятельно выполняет упражнение.
3. Взрослый читает текст, ребенок самостоятельно выполняет упражнение
Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать в таком положении.
Губы я тяну, тяну,
Подражаю я слону.
Их как хобот, выставляю,
А потом я отдохну
Повторить 5-10 раз.
Различение силы и высоты звука. Развитие слухового восприятия
По сказке 3 медведя. Игра «Кто пришёл».
Взрослый по очереди нажимает на синтезаторе 3 клавиши, с различной высотой звука. Самый низкий звук - папа медведь, средний - мама, самый высокий - Мишутка. Ребенок угадывает и называет героев сказки. Затем ребёнок изображает, как рычали медведи(голосом) или нажимая на клавиши синтезатора - отгадывает взрослый.
Развитие пространственных представлений.
Игра «Верх-вниз»
Взрослый и ребенок встают перед зеркалом.
Поговорите с ребенком о том, что у него есть верхняя и нижняя части тела, что тело условно делится на 2 половины - верхнюю и нижнюю. Граница такого деления проходит по талии.
1. Ребенок вместе с взрослыми отыскивает и называет части тела, которые находятся вверху, выше талии (голова, плечи, руки). Взрослый помогает ребенку.
2. Ребенок вместе с взрослыми отыскивает и называет части тела, которые находятся внизу, ниже талии (ноги, стопы). Взрослый помогает ребенку.
3. Упражнение выполняется без зеркала.
Это голова. Она вверху
Это шея. Вверху
Это руки. Они вверху.
Это ноги. Они внизу
Это стопы. Они внизу
Игры. Ритмы.
Хлопки
Взрослый предлагает ребенку двигаться по хлопку. По хлопку взрослого ребенок может бегать, прыгать по комнате. Как только раздается еще один хлопок, ребенку нужно замереть и ждать следующего хлопка. По окончанию игры необходимо объяснить ребенку, что когда взрослый досчитает до 10, реюенок должен тихо подойти и сесть на коврик.
Замри-отомри
Взрослый предлагает ребенку двигаться по комнате под ритмичную музыку. По команде взрослого «замри» ребенок должен остановится на месте и замереть в той позе, в которой его застала эта команда
Игры для пальчиков
Разминка для ручек
Сейчас мы пойдём гулять с солнышком. Только сначала познакомимся поближе. Спустись к нам, солнышко! (Поставьте руку на локоть и широко растопырьте пальцы.) Вот оно. Улыбается тебе. Сделай такое же. Вот у солнышка лучики. (Пошевелите пальцами и попросите ребенка сделать так же.) Ах, какие яркие!
Набежали тучки. Один лучик спрятался за тучку (Загибаем мизинчик). И этот лучик спрятался, и этот… (Загибаем безымянный и далее поочерёдно все пальчики на двух руках). Совсем скрылось солнышко. (Показываем кулачки.) Ничего не видно (прижимаем кулачки к глазам), темно. А вот оно снова показалось из-за тучки. (Раскройте ладошки и расслабленно встряхните пальчиками - дайте им отдохнуть.)
Выглянуло солнышко, и стало тепло. (Потрите ладошки друг о друга. Посмотрите на свои ладошки, покрутите-повертите ими, «посверкайте лучами» - пошевелите пальцами) Весело сияет солнышко, сверкает лучиками. Поднимается солнышко высоко-высоко. (Тянем руки с растопыренными пальчиками вверх). И всё вокруг растёт высоко-высоко. (Тянем выше-выше - «растем».) И мы растём, тянемся до солнышка.
Солнышко зовёт нас на зарядку. Вот это да! Встанем ровненько, ручки вытянем «по швам». И будем внимательно слушать стишок. Он подскажет, что нужно делать.
На зарядку солнышко зазывает нас.
Мы поднимем ручки
По команде: «Раз»!
Шелестит над нами весело листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два»!
Солнышко просит повторить зарядку еще раз. Ты не устал? Тогда начнем. Только будь внимательным, поднимай и опускай руки по команде.
Разминка для пальчиков
Ой, что-то пальчики наши задремали. Давай растормошим, разбудим каждый пальчик. (Повторяя стихи, массируем снизу вверх каждый пальчик и, дойдя до конца пальца, слегка его прищипываем).
Здравствуй, пальчик,
Здравствуй, мальчик!
С добрым утром,
С ясным днём!
После зарядки умоемся, приведём себя в порядок. (Крутим попеременно правой и левой кистью, как бы раскручивая краны.) Открываем воду.
Ай лады, лады, лады, (хлопакм в ладоши)
Не боимся мы воды, (мотаем головой)
Чисто умываемся, (имитируем умывание)
И маме (папе, бабе) улыбаемся. (смотрим в глазки)
Разминка для язычка
Вот мы и стали чистые, зайчики пушистые. Пора что-нибудь поесть, подкрепиться. Для этого нужно разбудить язычок, который живет у нас в домике-ротике. Проверь, есть он у тебя? Ну-ка, выгляни, язычок. (Показываем язычок и снова прячем). Эй, да он решил с нами поиграть в прятки. Поиграем?(Несколько раз быстро показываем язычок и быстро прячем). Здорово у тебя получается!
Что же мы будем есть? А, вот что - кашу. (Понарошку черпаем кашу ложкой и едим ее).
После еды надо почистить ротик-домик. Принимайся за работу, язычок! (Протираем язычком нёбо - «потолок». Затем щечки так, чтобы снаружи можно было нащупать шишку. Чистим зубки, проводя язычком сначала по верхнему ряду зубов, затем по нижнему, снаружи и изнутри. Облизали губки. Сглотнули слюну.) Порядок!
Можно отправляться гулять. Наши ладошки теперь станут ножками. (Перевернем ладошки вниз и медленно пойдем. Ритмично «топаем» поочерёдно ладошками - ножками по столу или по коленкам).
Мы топали, мы топали,
До тополя дотопали,
До тополя дотопали,
Аж ножки все оттопали.
(Посмотрите на ладошки, стряхните пылинки - чтобы ручки отдохнули, и продолжайте прогулку, ускоряя темп. На третий раз топаем очень быстро - почти бегом. Стихотворение второй и третий раз читайте в соответственно убыстряющемся темпе.)
















