В предыдущем посте я описывала, как надо правильно развивать память и обучать чтению детей по методике Домана. Я это сделала потому, что уже достаточно хорошо её изучила и хочу предостеречь мам, которые пользуются различными урезанными версиями этой методики (а это, судя по содержанию, постов на форумах и в соцсетях, происходит в большинстве случаев). Но в целом я не являюсь сторонницей методики Домана и считаю, что игры с карточками гораздо более полезное занятие. Сегодня я решила поделиться нашими играми и озвучить некоторые мысли по поводу использования карточек.
Большинство производителей карточек рекомендуют занятия практически с рождения и раньше я в этом ничего отрицательного не видела, но как говорится опыт приходит со временем. Предлагаю воспользоваться логикой и порассуждать над эффективностью занятий с карточками в самом раннем возрасте:
Предположим Вам бы показывали по 2 секунды карточку с изображением размещенным справа и произносили «hidro güç ünitesi» в количестве требуемом по методике Домана (3 раза в день - 10 дней). Или даже не следуя методике Домана, просто показывали эту карточку длительное время и на Турецком языке (или любом другом незнакомом языке) много и долго рассказывали о ней.
А представьте если таких карточек 120! Что мы можем получить в результате таких занятий? Правильно - ничего! Скорей всего Вы бы уловили суть происходящего если бы погрузились в специфику гидросооружений на несколько месяцев в компании людей умеющих говорить на Турецком языке и занимающихся гидроэнергетикой и то подобные картинки пригодились бы ближе к концу процесса Вашего вовлечения в деловую среду. Именно такие условия занятий с карточками, по-моему, разумно обеспечить малышам.
Хотя в случае с малышами, эмоции мам тоже являются источником информации для малыша, но все-таки для каждого возраста есть наиболее продуктивные занятия.
Для самого раннего, когда малыш еще набирает первый пассивный словарный запас оптимальным будет демонстрация не карточек, а окружающих предметов и вещей! Именно так он начнет соотносить первые предметы и слова. Открывайте Ваши шкафы и показывайте малышу помимо привычных игрушек, посуду, одежду и т.п. Повторяйте это много раз - детям требуются многократные повторения.
Что касается источника эмоций, то на мой взгляд прекрасным вариантом являются, песенки и потешки. Многие мамы недооценивают фольклор для малышей и предпочитают книги современных авторов, а ведь песенки и потешки за счет своей певучести и многократных повторений одних и тех же слов идеально подходят для знакомства с маминым голосом и предназначены именно для возраста «с рождения». Для максимального эффекта их надо читать «нараспев». Впрочем, я нисколько не против Барто, но все же Барто на возрастную категорию примерно «+ 7 месяцев» и её стишки лучше вводить, когда малыш на этапе знакомства с названиями игрушек. В некоторой степени я согласна с теми кто считает, что в самом раннем возрасте можно читать, что угодно. Когда Яне было 2 месяца я ей вслух прочитала детектив, стараясь читать именно правильно, запоминая строчку и затем повторяя ее с выражением, смотря на лицо Яны и передавая максимум позитивных и нейтральных эмоций. Чтение «уткнувшись носом в книгу» для малышей не подходит однозначно. Конечно же, наше чтение в возрасте до полугода детективом не ограничилось :-).
По своему опыту, я сделала вывод о том, что карточки нужно начинать показывать тогда, когда ребенок хотя бы примерно сможет представить, что за предмет изображен - знать простейшие его свойства (большой/маленький, плоский/ объемный). Ведь если у малыша не заложены базовые понятия ему мало о чем могут сказать карточки. Например, со слоном и мухой - мухи почти не отличаются от слонов (размером и те и другие с карточку, по форме - плоские, по цвету - невзрачные). Для того чтобы дать Яне понятие о карточках я сделала много фото игрушек, мест в интерьере и демонстрировала показывая фото и реальные объекты. Уже не припомню в каком возрасте Яна начала самостоятельно соотносить фото с реальными объектами, но на 11-ом месяце мы успешно осваивали «географию» квартиры по фото различных мест из интерьера.
По-моему мнению, карточки следует вводить когда ребенок уже способен соотносить фото и реальные объекты. Игры в которые мы играем с карточками (на данный момент Яна неразговорчивая девочка, поэтому наши игры пока рассчитаны на малышей, которые не умеют говорить):
Демонстрируем карточку, объясняем, что там изображено, даем характеристику объекту. Если в доме есть подобные реальные предметы - показываем их. На мой взгляд небольшую характеристику лучше давать сразу, так как при рассказе о свойствах объекта, многократно повторяется название самого объекта, а многократное повторение - самая эффективная штука для запоминания информации. По мере знакомства с объектом характеристику увеличиваем. Этот этап занимает несколько месяцев, затем неожиданно Вы понимаете, что ребенок уже «всё» знает.
Ребенок из ряда карточек выбирает заданную. На первых этапах задается название изображенного объекта, на последующих - свойства. К году ребенок может знать «Кто говорит Гав?», «Кто умеет летать?», «У кого длинные ушки?», «Кто умеет прыгать?» и т.п. К полутора годам - показывать карточки с изображениям заданных цветов и изображениями заданной классификации (одежда, транспорт, овощи и т.п.).
И отдельно хочу выделить игру «Цепочка памяти» позаимствованную мной из методики Шичиды и немного оптимизированную для нашего удобства. Цепочка памяти ориентирована на развитие памяти и в оригинале предназначена для малышей, которые умеют говорить. Заключается она в следующем:
Выкладываете ряд случайных карточек, связывая их на ходу придуманным сюжетом, который основан на характеристиках изображений. Например: 1. выкладывается первая карточка со словами «жил-был слон/молоток/кукла и .т.п». 2. вторая карточка связывается действием с первой слон/молоток/сахар (катался наавтомобиле/ сидел вкресле /игралмяч). 3. Можно ввести еще один действующий персонаж «тут пришел в гости мишка/гусь/бегемот«. 4. Снова действие с предметом изображенным на карточке » мишка/гусь/бегемотсмотрел вокно/зашел вдверь/съелваренье» (слова выделенные курсивом - случайные варианты карточек, жирным - действия которые Вы можете придумать). Для красоты сюжета требуется небольшая практика.
Карточки, по которым рассказана история, складываете по порядку, чтобы ребенок не видел изображений и затем история совместно воспроизводится по памяти по наводящим вопросам: 1. «Что делал слон/молоток/сахар» 2. Кто пришел в гости к слону/молотку/сахару» 3. «Что делал тот кто пришел в гости».
Длину цепочки необходимо регулировать исходя из способности малыша запоминать. Так как Яна еще не говорит, то мы на втором этапе карточки не прячем, а просто отвечаем на вопросы. Писать об этом можно много, но лучше один раз увидеть, чем 100 раз прочитать, поэтому предлагаю к просмотру наше видео с цепочкой памяти:
Мои публикации на похожие темы (ссылки ведут на сайт моего блога):
Начали практиковать с 1 года 5 месяцев, потому что идея ко мне только в этом Янином возрасте пришла. А вообще, я думаю, подходящий возраст для такой оптимизированной цепочки с момента, когда большинство персонажей в имеющихся книжках знакомы и интересует процесс изучения их функций и свойств объектов.