Про кризис года
Любимые мысли чужих авторовКРИЗИС ГОДА
Первичная зрительная кора мозга и кризис года
Смотрю и слушаю
Предметом моего восторга стала динамика плотности синаптических контактов в первичной зрительной коре головного мозга. Оказывается - максимум плотности синаптических контактов в этой самой первичной зрительной коре приходится на 8-12 месяцев. В этом возрасте плотность синаптических контактов у ребенка в два раза превышает плотность тех же самых контактов в зрительной коре взрослого. А после этого возраста плотность синаптических контактов начинает падать, и довольно стремительно.
Вот я нашла в интернете график, плотность синаптических контактов в зрительной коре - оранжевый цвет:
Знаете почему меня эти графики привели в такой восторг? Потому что они объясняют, почему изменяется восприятие у ребенка в возрасте одного года. То самое изменение восприятия, которое приводит к кризису года, когда ребенок начинает видеть некие закономерности, когда начинает выделять "фигуру из фона", когда начитает ранжировать объекты окружающей среды по важности. Вот что оказывается, приводит, к кризису года - начало элиминации(отсечения) некоторых синаптических контактов.
То есть до кризиса года плотность синаптических контактов в первичной зрительной коре у ребенка максимальна. В результате ребенок видит мир очень интегрировано, то самое интегрированное восприятие мира, о котором я писала в постах про кризис года, про игрушки до года и т.п. Все связано со всем, все одинаково для зрительного восприятия, легко переключиться, легко отвлечься, все мельтешит, края предметов сливаются друг с другом, между ними как бы нет ощутимых границ.
Но ребенок исследует мир, "рука обучает мозг"(по выражению, по-моему, Выготского, позже уточню), и интеграция восприятия паереходит на какой-то другой уровень, а лишние синаптические контакты в зрительной коре начинают потихоньку сокращаться, за ненадобностью. В результате мир обретает некие границы, и прекращает мельтешить перед глазами ребенка. Ребенка теперь так легко не отвлечь. Здравствуй, кризис года!
И, похоже, еще одна гипотеза подтверждается исследованием высокой плотности синаптических контактов - детям на первом году жизни не стоит получать активную зрительную стимуляцию в виде ношения(катания в коляске) лицом к миру и смотрения "развивающих" мультиков. Про эту гипотезу я еще подумаю, и попозже напишу.
А пока огромное спасибо и низкий поклон
Оффтоп: по неизвестной пока причине у меня не работает веб-интерфейс ЖЖ. Так что я не могу пока отвечать на комментарии к своим постам, хотя все получаю на почту и читаю. Если кто ждет моего ответа - я обязательно отвечу, как только все заработает как положено.
Источник <</span>
Про запреты и ограничения: кризис года и не только
Отдельно напишу про игнорирование запретов:
Как только появляются запреты и ограничения в жизни ребенка, сразу появляется такое явление, как игнорирование запретов :)
Многие родители очень огорчаются или на полном серьезt считают что ребенок специально делает то, что ему запрещают. По моим личным наблюдениям, к такому сложному поведению годовасик не способен ни в каком случае. Я глубоко убеждена , что ребенок во время кризиса года и не должен быть послушным и исполнять запреты.
Прежде всего, в этот период мы его этому учим.
И необходимо заложить достаточно большой промежуток времени на это обучение. Да, ребенок игнорирует "нет", внешне выглядит так, как будто он его не воспринимает. Но, вообще-то, он его не выполняет. А то, что он не выполняет, еще не значит - не воспринимает :) Воспринимает, но не делает. Потому, что пока только учится правильно реагировать на запрет, а именно - прекращать действие, если ему об этом сообщили.
Только представьте себе, какая сложная конструкция " я делаю, то что мне хочется делать, но перестаю, если мне это запрещают"! Годовасик только-только научился тому, что "хочу это делать и делаю", а мы тут сразу хотим чтобы он научился прекращать своё действие, даже в пылу желания его осуществить)))) а годовасик пока к этому даже физически не способен.
процитирую тут
кора мозга (благодаря которой человек управляет собой, контролирует эмоции и чувства, размышляет и много чего ещё делает) пока незрелая, и держать себя в руках ребенок просто не способен. Если уж возбудился - то это возбуждение быстренько распространяется и остановить его детских силенок никаких не хватает. Да и сообразить, что надо бы его остановить, пока не получается. Дети - они ж без логики существуют. Совсем без логики. Они аффективные
Во-вторых, я также глубоко убеждена, что игнорование запретов в период кризиса года это абсолютно нормальное и естественное явление и даже признак благополучного протекания кризиса. Потому что это знак того, что ребенок спокоен, уверен в себе, в маме и в мире и не боится действовать. Терпение, спокойствие и много-много раз повторяемое действие по физическому прекращению запрещаемого действия со временем принесут свои результаты :)
В рамках теории привязанности Г.Ньюфельда(которой я сейчас очень увлекаюсь и поэтому сюда её тоже буду засовывать) игнорирование запретов в этом возрасте описано как "противление от насыщения", естественное для этого возраста:
Когда ребёнок насыщен близостью и контактом со взрослым, к которому он привязан, он начинает отрицать волю взрослого, чтобы познать свою собственную волю, чтобы стать самим собой.
Первые признаки «противления от насыщения» начинают проявляться где-то в полтора года, когда ребёнок начинает отделять себя и свои желания от желаний близкого взрослого и обнаруживает слово «нет». Голод привязанности, как и обычный голод, можно удовлетворить на некоторое время. Если ребёнок наполнен контактом и близостью через край, то у него есть некоторое время (полчаса, два часа, полдня), прежде чем он снова почувствует голод. На пике насыщения привязанностью ребёнок освобождается от вечного преследования привязанности и противление усиляется. Оно проходит, когда ребёнок снова начинает чувствовать голод по привязанности.
Поэтому, дорогие родители годовалых ребенков, не плодите лишних сущностей :) Не будет ваш годовасик пока выполнять ваши требования, да это и хорошо
Источник <</span>
Про запреты и ограничения: кризис года и не только
Отдельно напишу про игнорирование запретов:
Как только появляются запреты и ограничения в жизни ребенка, сразу появляется такое явление, как игнорирование запретов :)
Многие родители очень огорчаются или на полном серьезt считают что ребенок специально делает то, что ему запрещают. По моим личным наблюдениям, к такому сложному поведению годовасик не способен ни в каком случае. Я глубоко убеждена , что ребенок во время кризиса года и не должен быть послушным и исполнять запреты.
Прежде всего, в этот период мы его этому учим.
И необходимо заложить достаточно большой промежуток времени на это обучение. Да, ребенок игнорирует "нет", внешне выглядит так, как будто он его не воспринимает. Но, вообще-то, он его не выполняет. А то, что он не выполняет, еще не значит - не воспринимает :) Воспринимает, но не делает. Потому, что пока только учится правильно реагировать на запрет, а именно - прекращать действие, если ему об этом сообщили.
Только представьте себе, какая сложная конструкция " я делаю, то что мне хочется делать, но перестаю, если мне это запрещают"! Годовасик только-только научился тому, что "хочу это делать и делаю", а мы тут сразу хотим чтобы он научился прекращать своё действие, даже в пылу желания его осуществить)))) а годовасик пока к этому даже физически не способен.
процитирую тут
кора мозга (благодаря которой человек управляет собой, контролирует эмоции и чувства, размышляет и много чего ещё делает) пока незрелая, и держать себя в руках ребенок просто не способен. Если уж возбудился - то это возбуждение быстренько распространяется и остановить его детских силенок никаких не хватает. Да и сообразить, что надо бы его остановить, пока не получается. Дети - они ж без логики существуют. Совсем без логики. Они аффективные
Во-вторых, я также глубоко убеждена, что игнорование запретов в период кризиса года это абсолютно нормальное и естественное явление и даже признак благополучного протекания кризиса. Потому что это знак того, что ребенок спокоен, уверен в себе, в маме и в мире и не боится действовать. Терпение, спокойствие и много-много раз повторяемое действие по физическому прекращению запрещаемого действия со временем принесут свои результаты :)
В рамках теории привязанности Г.Ньюфельда(которой я сейчас очень увлекаюсь и поэтому сюда её тоже буду засовывать) игнорирование запретов в этом возрасте описано как "противление от насыщения", естественное для этого возраста:
Когда ребёнок насыщен близостью и контактом со взрослым, к которому он привязан, он начинает отрицать волю взрослого, чтобы познать свою собственную волю, чтобы стать самим собой.
Первые признаки «противления от насыщения» начинают проявляться где-то в полтора года, когда ребёнок начинает отделять себя и свои желания от желаний близкого взрослого и обнаруживает слово «нет». Голод привязанности, как и обычный голод, можно удовлетворить на некоторое время. Если ребёнок наполнен контактом и близостью через край, то у него есть некоторое время (полчаса, два часа, полдня), прежде чем он снова почувствует голод. На пике насыщения привязанностью ребёнок освобождается от вечного преследования привязанности и противление усиляется. Оно проходит, когда ребёнок снова начинает чувствовать голод по привязанности.
Поэтому, дорогие родители годовалых ребенков, не плодите лишних сущностей :) Не будет ваш годовасик пока выполнять ваши требования, да это и хорошо
Источник <</span>
Опять про кризис года - многабукаф
Есть еще одна сторона в теме кризиса года, о которой хочется поговорить: тема разговорная :) Вот такая тавтология - поговорить о говорении :)
Прям долго думала, как к этой теме подступиться... потому что с одной стороны , итак все знают, как важно и нужно много говорить с ребенком. Вроде никого в этом убеждать не нужно.
Но с другой стороны - с момента кризиса первого года для ребенка настолько важным становится то, как с ним говорят, сколько говорят, о чем и кто, что у меня остается сильное ощущение незавершенности темы кризиса года без разговора о разговоре :)
Я очень хорошо помню тот режим радиовещания, в котором мне пришлось существовать в период примерно с года сына до его примерно двух лет. И также хорошо помню ощущение черезвычайной важности для него того, что я говорю. Как описываю мир, как своими словами в буквальном смысле создаю мир в глазах сына. По моим ощущениям с года до двух идет очень бурное развитие речевых центров и в этот год вербальное развитие - самый приоритетный приоритет для современного ребенка. Именно для современного ребенка в современном мире и современной мононуклеарной семье.
Почему именно с года? Точнее с момента кризиса года.
Потому что именно в год ребенок находится на пике познавательной исследовательской активности. В современном мире к году ребенок уже исследовал ближайшее физическое окружение(квартиру например) и сталкивается с естественным при современном образе жизни информационным ограничением, новой информации для него становится с каждым днем все меньше и меньше. (а качественно менять вид исследовательской деятельности ребенок еще не готов)
При традиционном укладе с расширенной семьей и социальным материнством проблемы не было - несколько заботящихся взрослых, между которыми курсировал младенец, создавали для него очень общирную окружающую среду да и сама по себе среда была много богаче - вокруг животные природа, множество разнообразных бытовых действий. Я так понимаю, что и кризиса года при подобном укладе жизни как такового не было, т.е. не было того момента, когда ребенку приходилось столкнуться с границами и осознать их. просто границы мира были заменто дальше и чтобы их ощутить еще надо было дорасти.
так что кризис года пожалуй можно считать плодом современного образа жизни. Но, по моему, не стоит по этому поводу напрягаться и стремиться восстановить былой традиционный уклад, где ребенку не приходилось в столь нежном возрасте сталкиваться с личностным кризисом. Есть в кризисе года очень положительные для современного мира стороны(а может и не очень положительные и стремиться к традиционному укладу всне же стоит... но это вопрос филосоский и каждой семье и даже каждой матери его придется решить для себя самостоятельно...)
в принципе, есть еще один выход, который выбирают многие мамы, особенно когда ребенок первый и единственный - высокоактивный образ жизни, частые поездки , развивалки, "общение" с другими детьми(общение пишу в кавычках, потому что по моему глубокому убеждению в год ребенку другие дети нужны так же, как корове апельсин :))) Тут как и везде, есть свои плюсы и минусы, я тоже пробовала реализовать такой вариант для себя - не пошло. Я все таки больше интровертированный человек, да и для высокочувствительного ребенка, каким является мой сын информационные перегрузки в виде обилия новых впечатлений ничего хорошего не приносили.
Кризис года как момент высокой познавательной активности ребенка в относительно обедненной с точки зрения эволюции среде - это хороший момент для того, чтобы перенаправить познавательную активность с физической стороны предметов окружающей действительности на другие их стороны, информационные, эмоциональные. Изменить качество познавательной активности.
Это уже произошло с нашим цивилизованным поколением детей городских и не очень, и в свою очередь это произошло или происходит с нашими детьми.
Потому так возрастает важность вербального общения мамы и ребенка, мама описывает словами все то, что уже описали для ребенка его органы чувств - глаза, язык , уши, пальчики . Мама открывает ребенку новое измерение - информационное. Бурно развивающийся и активно работающий на познание мозг годовасика переключается на исследование не только физических тел и проявлений окружающей среды, но и образов, информации. Происходит интеллектуализация ребенка и развитие образного мышления. Вундеркинды 80-х, дети-индиго 90х - все это примеры ранней интеллектуализации детей, да все мы такие примеры, кто-то научился читать в 3 года, а считать до 100 не сбиваясь в 5-6 и т.д и т.п.
И вот с года мозг бурно-бурно развивается, наполняется образами, описаниями, информацией, тут же развиваются речевые центры и ребенок учится владеть языком... Мамина речь мне в этой картине представляется подобной маминой груди, так ценно и так питательно её содержание :)
И вот кстати о содержании тоже хочется поговорить, потому что с этим часто беда. Речь взрослых разговаривающих с ребенком часто наполднена таким ужасом... ужасные речевые полипы типа "бибика", "атата", "бо-бо". Вот мне нисколько не удивительно то, что средний городской годовасик, с которым общаются на подобном арго буквально слетает с катушек и все время что-нибудь громит... Мало того, что окружающую среду сузили по самое немогу, так еще и речевого богатства лишают, куда девать огромные запасы энергии, братцы???
И еще один речевой паразит, пожирающий мозг современных детей - слово "обидели" Боже мой, этим словом родители подчас заменяют большинство эмоций ребенка! расстроился - обидели! Упал, ударился больно - обидели! Забрали игрушку - рассерженный ребенок снова слышит - "обидели". Про оттенки чувств я вообще не говорю. По-моему, это просто национальная катастрофа - большинство чувств заменяется странной конструкцией, кстати, далекой от чувств вообще, "обида-вина" Эта манипулятивная связка характерна практически для каждого взрослого человека. Подавленные чувства и пожирающие все остальное "обида-вина" ... Эта дрянь не только речевой мир обкрадывает, она отрезает ребенка от его чувств, а это личностная катастрофа.
Красивая образная богатая искренняя речь - вот что обогатит жизнь ребенка как ничто иное, даже если вы не можете оставить городские джунгли и уехать жить в село :)
Я, в принципе, человек к речи не очень придирчивый, я люблю речевое разнообразие и считаю что арго и диалекты обогащают и развивают язык :) но когда сыну было от года до двух я была очень и очень придирчивой к словам своим и окружающих. Мне казалось, что каждое слово обращенное к сыну - это кирпичик в фундаменте его мироздания(и сейчас так кажется) и каждый кирпичик жизненно важен.
Вот к примеру, пока сыну не исполнилось два года я не употребляла слово "нельзя" вообще, все запреты только четкое "нет". Максимум пояснение - "мы так не делаем" или "я не разрешаю" . До двух лет сына я избегала каких-либо оценок его действий , даже слова "молодец" . Да что там молодец - даже "хорошо" и "плохо" были не в фаворе. Я старалась все описывать, не оценивая. А похвалу или негативную оценку действий ребенка старалась заменять на эмоциональный отклик, типа "Юра сам пописал в горшок, как я рада ! "))) Где то после двух такой мой речевой экстремизм прошел сам собой, потому что пропало вот это ощущение что каждое слово это основа, опора, глубокий-преглубокий фундамент для моего ребенка.
И вот тоже, кстати или не кстати, с года до двух я видела очень явные параллели между развитием навыков самогигиены(то что называют "освоением горшка") и речевым прогрессом. Первые слова были вокруг туалетных дел, каждый новый этап самогигиены с года до двух сопровождался речевым скачком. Собственно говоря пик речевой активности в год и 10 совпал с моментом , когда сын стал самостоятельно и практически всегда ходить на горшок. (Про пик немного поясню, так как непонятно - у сына в год и 10 был резкий речевой скачок , когда он стал немного давиться и захлебываться словами, я запереживала немного, так как чувствовала что есть опасность заикания и , в частности, перестала ему книжки читать, чтобы не стимулировать)
Не знаю, как это объяснить с точки зрения физиологии и развития мозга, но что то тут явно есть. Поэтому я категорически против памперсов после года именно из-за связи, которую видела собственными глазами :)
Источник <</span>
Кризис года: завершение, задачи следующего этапа.
Окончание кризиса года у разных детей выражается по разному, но обычно схоже - меньше стал сидеть на руках(вылез из слинга), стал по улице ходить за ручку(а раньше не соглашался), стал повторять все за взрослыми, с удовольствием участвовать в бытовых делах, не просто копаясь рядом, но повторяя действия.
Результат кризиса , общий для всех, это то, что при благополучном протекании кризиса года ребенок выходит из него с двумя основными убеждениями:
- границы существуют
- границы легальны(взрослые признают и соблюдают границы)
Опираясь на эти два убеждения ребенок будет решать задачи следующего этапа от года до 2ух лет.
Возрастные рамки тут очень и очень условны, потому что после года дети развиваются очень по разному, и продолжительность этапов может разниться сильно. Дети и до года развиваются по разному, но если до года есть физиологические нормы более ли менее общие то после года рамки все шире, разница в процессах все больше. Я долго думала, что взять за границу следующего этапа, но будем считать что это примерно два года, хотя на самом деле может быть и год и 9, и 2 с лишним...
В течении следующего периода ребенок будет существовать в пространстве между всякими границами, исследовать, перемещаться там, учиться обращаться с этими границами по разному - соблюдать, нарушать. Научится выделять последовательности, очерченные границами, воспроизводить их и в конечном итоге - создавать их самому. Именно благодаря способности создавать последовательности действий у ребенка к концу второго года жизни запускается фантазия - научившись создавать некий образ действия ребенок почувствовал себя творцом.
Есть такой момент у двухлеток - крайняя педантичность , когда нужно делать только так, как он считает нужным и никак иначе. Сначала это проявляется в знакомых действиях - каждый предмет можно класть только на место и никуда больше. Каждое действие нужно выполнить только в определенной последовательности и никак иначе. В этот момент обычно окружающие ужасно умиляются - ах, какой аккуратный, какой приученный к порядку ребенок :)))
Потом ребенок сам создает последовательность - если он решил что куклу надо брать вот так и садить вот сюда, то никакие отклонения от плана невозможны в принципе. Трудность обычно в том, что план существует только в голове ребенка, но реализацию плана двухлетка чаще всего возлагает на родителя)))
От года до двух - время социальных навыков. Все бытовые действия, горшок, умывание, поведение на улице( то самое следование) - это все социальные навыки, социальные образы.
К двум годам ребенок может справляться с большинством подобных навыков и ему это дает большую веру в себя. Я как взрослые, я могу.
Собственно говоря, малыш себя обнаруживает как личность, именно благодаря этому "Я делаю как окружающие!" и.. ух ты! Я существую! Как будто внутри собственных границ ребенок находит сам себя. До какого то момента малыш называет себя по имени, подражая окружающим, но к концу второго года ребенок начинает про себя говорить "я" Значит он себя нашел. )))
Двухлетка уверенно чувствует себя среди границ и так же уверенно с ними обращается - хочу - соблюдаю, хочу - нарушаю. Точь-в точь как в популярном тексте про детское чувство собственности -
Двухлетка почувствовал себя таким маленьким всемогущим властелином вселенной. Пусть ненадолго, но все же :)
Так же уверенно двухлетка чувствует себя в привязанности через похожесть. за второй год в совместности ощущение привязанности развивается и физически ребенок стал более независим. Наличие физической границы между ним и мамой уже не смущает. К концу второго года ребенок окончательно сходит с рук - у слингомам наступает слингопенсия))) , и "на ручки" - это скорее прибежище в случае чего или желание пообниматься, чем база и опора. Можно сказать, что к обнаружению себя у двухлетки развилась первичная способность опираться на себя, в самом примитивном, физическом плане. В этот момент если очень уж невтерпеж можно отлучать от груди, ребенок уже способен как-то это пережить, не депривируясь. Но я все таки считаю, что "уже можно" не значит "нужно прям щас".
К концу двух лет и после двух лет ребенок очень бурно развивается во всех планах, мне даже кажется что то, что происходит в два года - это глобальнее и важнее, чем то, что происходит в 2,5, во время следующего возрастного кризиса. Прямо такой качественный скачок. а кризис - это последующая адаптация к произошедшему качественному скачку. Кризис 3х лет часто называют рождением личности, а по моим ощущениям - рождение личности это период перед кризисом, а кризис, это словно период новорожденности, поиск своего места в жизни и ответ на вопрос "кто я, какой я?"
Источник <</span>
Развитие ребенка от года до двух: виды проблем с т.з. системы "мама-ребенок"
в прошлом посте я упоминала про структуру отношений мамы и ребенка, в которой есть три части - мама, ребенок и связь или контакт между ними, как полноценная часть системы .
Попробуем с этой точки зрения посмотреть на некоторые проблемные моменты , которые случаются в отношениях мамы и ребенка второго года жизни - истерики(аффекты, гипобулические реакции), требование внимания(висение на маме), проверка границ и игнорирование запретов.
У меня с этого ракурса вырисовывается интересная и стройная группировочка :
1. Когда ребенок впадает в аффективное состояние, с т.з. системы слабым звеном является сам ребенок, который не справляется с ситуацией, именно ему нужна регуляция и помощь. Поэтому при истерике ребенку замечательно помогает внимание к нему самому, помощь, объятия, любовь. Ребенок страдает и получает помощь и поддержку от мамы.
вот кстати, про поддержку - это важный момент. ребенку , который не справляется с эмоциями нужно от мамы не утешение, а поддержка. Утешение это - "ну-ну, ничего страшного, вот смотри, уже все в порядке". До года мама всегда утешает ребенка собой - "я рядом, все в порядке, ничего страшного" ... А вот после года.. после года утешительный посыл может ребенка только больше расстраивать. Утешение иногда полезно, например, когда ребенок больно ушибся. Утешение полезно, когда ребенок пришел в раскрытые объятия мамы выплакать слезы тщетности - "поплачь мой маленький, поплачь." Но когда ребенок впал в аффективное состояние утешение не помогает, оно отрицает и обесценивает силу чувства ребенка. Для него событие важное и огромное, а утешающая мама говорит, "ну ничего страшного, не плачь". Это злит еще сильней.
Поддержка - это мама,к оторая говорит - "ты расстроен. ты злишься. Да, это очень злит. Ты можешь злиться. Я понимаю тебя." Поддержка - это
2. Когда ребенок виснет на маме и требует постоянного внимания - слабым звеном является контакт между мамой и ребенком, т.е. ребенку не хватает эмоциональных впечатлений, эмоциональной отдачи от мамы и ребенок виснет на маме выжимая из неё если не качество, так количество контакта, взаимодействия.
Такого рода проблемы хорошо решаются через налаживание контакта, чем лучше связь между мамой и ребенком, тем больше ребенок получает эмоциональной и другого рода отдачи, тем больше у него наполненность, сытость впечатлениями.
Второй способ разрешать проблемы с висением на маме и требованием внимания - количественный, когда ребенок добирает впечатления засчет насыщенных событиями дней или общения с другими членами семьи. Как временное решение этот способ вполне годится, в долгосрочной перспективе налаживанию контакта между мамой и ребенком , к сожалению, не способствует.
3. Когда ребенок проверяет границы, то есть находится в тревоге - слабое звено системы - мама. От неё исходит нечто такое, что заставляет ребенка тревожится и искать успокоения проверяя на надежность все ему известные границы. Уточню, что под проверкой границ я имею ввиду состояние, когда ребенок почти непрерывно делает то, что запрещается и ничем иным его заинтересовать нельзя. Такое происходит когда мама , как центр мироздания ребенка, находится в тревоге, депрессии, раздражении и застряла в подобном состоянии на достаточно длительное время. ребенок получает сигналы и пытается доступными ему способами придать себе уверенности в мире.
Соответственно, способ разрешения проблем идет через приведение мамы себя в порядок. Мама возвращается в эмоциональное равновесие - ребенок перестает проверять границы.
Игнорирование запретов отличается от проверки границ состоянием ребенка - проверяющий границы ребенок тревожен, игнорирующий - очень уверен в себе. Проверяющий ребенок постоянно тянется именно к запретным вещам , игнорирующий - именно в данный момент не слышит запрета. Проверяющий границы , услышав запрет скорее всего прекратит действие, но через какой-то период снова пойдет делать именно то, что не разрешается.
Игнорирование запретов - возрастная особенность, не более. Сиюминутное проявление ограниченности возможностей ребенка по контролю за окружающей средой и за своими порывами. Я даже не считаю это проблемой. Более активные и уверенные в себе дети чаще имеют бананы в ушах, более ориентированные на родителей и менее темпераментные - реже. :)
Источник <</span>
Значение границ в формировании восприятия ребенка
Тему края как важнейшую телесно-пространственную проблему малыш начинает проживать очень рано. Так как младенец обычно лежит на чем-то возвышающемся, ему есть куда падать через край, который ощущается им как граница перепада высот, переход которой грозит падением. Эта реальная опасность прежде всего познается в течение двух первых лет жизни. Телесные переживания такого рода становятся для ребенка живым психологическим наполнителем фольклорной идеи края как опасной грани двух разных миров. С точки зрения народной традиции, подходить к ней, а тем более преждевременно переходить ее, пока ребенок мал и не готов к этому, - никак нельзя.
Надо сказать, что понятие «край» является необыкновенно психологически емким. Среди ключевых слов, необходимых для формирования личности ребенка, ему надо отдать одно из первых по значимости мест.
Одна из сфер жизни ребенка, где значимо понятие «край», - это его телесно-двигательное поведение, о котором мы уже упоминали. Тут опознание края как границы конкретного пространства - своего и чужого, освоенного и неизвестного, комфортного и опасного - проживается ребенком через опыт собственного тела.
Кроме того, понятие «край» (в научной терминологии - «граница», «контур») является центральным для понимания того, как формируется у маленьких детей восприятие окружающего мира и самих себя.
Восприятие - это базовый познавательный процесс, который строится на основе совместной работы отдельных органов чувств. Результатами такой совместной деятельности зрения, осязания, слуха и т.д. являются образы восприятия - своего рода «картинки» реальности. В общей психологии хорошо известно, что для построения образа воспринимаемого объекта особую информационную ценность имеет его контур.
Как только познающий ребенок-наблюдатель становится способен выделять контуры, т.е. края отдельных вещей, из общего фона окружающего мира, его восприятие делается предметным. Он видит мир уже не как хаос невнятных движущихся и статичных пятен (что свойственно совсем крошечным детям), а как вместилище отдельных предметов, каждый из которых имеет свои очертания, границу, отделяющую его от фона всего остального.
Такая способность к вычленению края предмета, помогающая воспринять его как отдельную целостность, постепенно формируется у ребенка на основе его опыта манипулирования предметами. Как утверждал физиолог И. М. Семенов, движущаяся рука всегда поначалу учит глаз: познавательные действия рук ребенка, которые хватают, ощупывают края предмета, обучают глаза такой же стратегии поведения. Глаза вскоре научатся исследовать контур видимого объекта при помощи похожих на ручные «ощупывающих» движений, но уже на расстоянии. Каждый предмет, приобретающий таким образом свое место, свою форму и края, отличен для ребенка от других. Так появляется у предмета свое лицо, а несколько позже свое имя - название, помогающее ребенку опознавать его.
Итак, выделение края как границы объекта определяет успешность формирования предметного восприятия. На этом строится способность ребенка ориентироваться в пространстве внешнего мира.
Обобщая описанное выше содержание психического опыта маленьких детей, связанного с темой края, можно сказать, что «край», видимо является одной из самых ранних и прочувствованных ребенком характеристик пространства, которая положена в основание его миропонимания.
Цитата из книги
Источник <</span>