Ортопедические заболевания у детей
Кто такой ортопед и когда к нему стоит идти
Дисплазия тазобедренных суставов
Врожденная мышечная кривошея
Врожденная косолапость
Плоскостопие
Сколиоз и нарушение осанки
Ортопедия в буквальном переводе значит воспитание правильного или прямого, задачами её является изучение причин, клинических проявлений, диагностика и лечение врожденных пороков развития и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Несмотря на то, что история этой медицинской отрасли насчитывает не один век, как отдельная дисциплина ортопедия выделилась в начале XX века. Вы спросите, почему собственно врач занимающийся проблемам репродуктивного здоровья обсуждает такую тему, все очень просто, состояние репродуктивного здоровья подразумевает, в том числе и физическое благополучие, не ограничивающее ведение активной и полноценной жизни, поэтому даже такие проблемы входят в сферу интересов андролога.
Все ортопедические заболевания можно разделить на две большие группы, это врожденная патология и патология приобретенная и практически все заболевания в этих двух группах являются хроническими, т.е. такими, которые являются длительно существующими и вынуждающими организм приспосабливаться к такому состоянию, меняя нормальный ход событий. Человеческий организм наисложнейшая, согласованная система, обладающая огромными возможностями компенсации, в связи с этим часто ортопедические заболевания протекают с изменениями в нескольких системах органов, не только в опорно-двигательной, но и в сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной системе, эндокринной и т.д. Такие приспособительные изменения возникают медленно, иногда годами, поэтому и исправление их часто требует упорного труда, не только врача, но и самого пациента. Очень многие ортопедические заболевания у детей, при своевременно начатом лечении, можно вылечить полностью. Но для этого нужно всего две вещи, первая- заболевание должно быть выявлено как можно раньше (помните мы говорили о приспособительных реакциях и изменении организма) и второе лечение ортопедических проблем требует упорного труда самого пациента (конечно если пациент маленький, то и его родителей).
Прежде всего, я хотел бы напомнить родителям, что ребенка на первом году жизни ортопед должен смотреть несколько раз, если вам в поликлинике сказали по другому, есть серьезный шанс что то упустить. В идеале первый осмотр происходит в роддоме, именно там ортопед может заподозрить наличие врожденных проблем и дать первые рекомендации по дальнейшей Вашей тактике. Второй осмотр происходит в возрасте 1 месяца ребенка, на этом осмотре врач еще раз проверяет состояние опорно-двигательной системы. Третий осмотр происходит в возрасте 3 месяцев. МНОГИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИРОВАННЫЕ В РОДДОМЕ, К 3 МЕСЯЦАМ МОЖНО УЖЕ ЛИКВИДИРОВАТЬ. После 3 месяцев диагностика врожденных ортопедических заболеваний является ПОЗДНЕЙ, а это значит, что если лечение не начато, то поезд может уже и уйти. Четвертый осмотр ортопед проводит в 6 месяцев и наконец пятый в 1 год. Такое большое количество плановых осмотров связано с тем, что человек как существо прямоходящее, на первом году таковым пока не является, т.е. опорно-двигательная система только готовиться сделать его таким и конечно необходимо быть полностью уверенным, что она с этим справиться. После года ребенок уже стоит на ногах и нагрузки на опорно-двигательный аппарат возрастают, а следовательно и возрастают проблемы не ликвидированные вовремя.
Теперь я расскажу Вам о наиболее частых проблемах, с которыми приходится сталкиваться.
ДИСПЛАЗИЯ ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВОВ (ДТБС). Это собирательное понятие, подразумевающее врожденную патологию одного или двух тазобедренных суставов. Выделяют врожденный вывих бедра, подвывих, предвывих и рентгенологически незрелый тазобедренный сустав. Риск этого заболевания выше у детей недоношенных, детей из многоплодной беременности, при тазовом предлежании плода. Девочки страдают такой патологией примерно в четыре раза чаще, чем мальчики. Прослеживается определенная наследственная зависимость состояния, т.е. если проблема была в детстве у мамы или папы, риск возникновения её у ребенка возрастает. Врожденная патология тазобедренных суставов должна быть диагностирована как можно раньше. ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧАТО ЛЕЧЕНИЕ ДТБС, ТЕМ ВЫШЕ ШАНСЫ У РЕБЕНКА ВЫРАСТИ БЕЗ ПАТОЛОГИИ. ЛЕЧЕНИЕ НАЧАТОЕ ПОЗЖЕ 3-Х МЕСЯЦЕВ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЗДНИМ. Существуют определенные симптомы, которые должны насторожить родителей в отношении такой патологии. Они не всегда свидетельствуют о наличии ортопедической патологии, но должны являться поводом для визита к детскому ортопеду. Первое – ограничение в разведении ножек у ребенка, особенно если оно различается справа и слева. Второе асимметрия в расположении ягодичных складок, одна выше другой при сведенных вместе ножках. Третье – возникновение щелчка в тазобедренном суставе при разведении ножек у ребенка. Четвертое - наружная ротация (поворот) одной из ножек. В настоящее время всем детям без исключения проводится ультразвуковое исследование тазобедренных суставов, выполняется оно в первые месяцы жизни ребенка. При возникновении подозрения на ДТБС выполняется рентгенография тазобедренных суставов, только это исследование позволяет точно установить наличие или отсутствие проблемы. В своё время в Чехословакии в практику была введена обязательная рентгенография т\б суставов у детей первых месяцев жизни, это привело практически к полному отсутствию операций на тазобедренных суставах в детской практике (вот что значит своевременная диагностика и начатое лечение). В нашей стране, к сожалению, детские ортопедические отделения выполняют огромное количество операций по пластике крыши вертлужной впадины до сих пор. Коварность этого заболевания заключается в том, что проявляет оно себя только когда ребенок встает на ноги и начинает активно ходить, но консервативное лечение начатое в этот период, как правило, уже малоэффективно.
Если вдруг возникла такая проблема и Вашему ребенку выставлен диагноз дисплазия тазобедренных суставов, не надо отчаиваться, если лечение начато рано, есть все шансы избавится от заболевания. Основное лечение врожденной патологии тазобедренных суставов заключается в длительном (несколько месяцев), постоянном удержании ног ребенка в разведенном состоянии (постоянном, это значит 24 часа, с перерывом на смену подгузников и купание). В зависимости от тяжести проблемы для этого могут использоваться либо специальные ортопедические шины, либо гипсовые повязки. Именно в таком разведенном положении сустав как бы обрастает вокруг головки бедра, формируя крышу, упор для неё. Если Вам кажется, что такое лечение не подходит для Вашего ребенка из за того, что мешает ему, не дает ползать, вызывает плач, подумайте об альтернативе оперативного лечения. Как дополнение, именно дополнение, к основному лечению ортопедическими шинами, используется массаж и физиопроцедуры.
ВРОЖДЕННАЯ МЫШЕЧНАЯ КРИВОШЕЯ. Причинами развития кривошеи могут быть нарушение нормального состояния костей, мягких тканей, сосудов или нервов, а так же родовые повреждения. Заболевание проявляется деформацией шеи, характеризующейся неправильным положением головы, при котором голова наклонена в больную сторону и несколько повернута лицом в здоровую сторону. Заболевание проявляется не сразу, а спустя несколько недель после рождения. Кроме вынужденного положения головы, у ребенка можно нащупать на боковой поверхности шеи уплотнение мышцы, напоминающее мягкую шишку. Беспокойство у ребенка такое состояние не вызывает. Лечение кривошеи заключается в проведении комплекса консервативных мероприятий, физиопроцедур, массажа, кроме того, ребенку назначается специальная укладка во время сна – здоровой стороной к стене, игрушки в кроватке располагаются с больной стороны. Кормление проводиться таким образом, что бы ребенок пытался повернуть голову в больную сторону. При отсутствии лечения у ребенка со временем может сформироваться деформация лицевого черепа.
Врожденная косолапость встречается очень часто и достигает 33-38 % от всех аномалий развития опорно-двигательного аппарата. Эта самая частая из всех аномалий развития опорно-двигательного аппарата. У мальчиков врожденная косолапость встречается в два раза чаще, чем у девочек. Обычно она бывает двусторонней.
Причина врожденной косолапости - нарушение правильного развития костей стопы или нарушение развития мышц голеней (малоберцовый) и их иннервации. Клинически врожденная косолапость проявляется следующими признаками: сгибание стопы в голеностопном суставе в направлении к подошве (подошвенное сгибание или эквинус) подгибание переднего отдела стопы (приведение стопы). При этом происходит увеличение высоты свода стопы поворот подошвенной части стопы к средней линии (супинация). Тыльная часть стопы, таким образом, оказывается повернутой вбок и кнаружи, а подошвенная часть стопы повернута к средней линии. Все это сопровождается ограничением движений в голеностопном суставе. Когда такой ребенок начинает ходить, он опирается на наружные края стоп, а не на подошвенную часть стопы. При этом развивается специфическая походка. Ребенок при каждом шаге, как бы перешагивает через свою ногу. Постепенно развивается деформация костного скелета стопы. При длительном течении косолапости возникают подвывихи костей стопы относительно друг друга. Кожа на наружных поверхностях стоп огрубляется. Мышцы голени, не участвующие в ходьбе атрофируются. Нарушается нормальное функционирование коленных суставов. Диагноз обычно устанавливают на основании типичной клинической картины болезни. И чем раньше установлен диагноз и начато лечение, тем лучшие результаты достигаются. Консервативное лечение начинают уже с первых недель жизни ребенка, поскольку мягкие растяжимые ткани ребенка позволяют удержать стопу в правильном положении и обеспечить ее нормальное развитие. Назначается лечебная гимнастика (редрессация), которую комбинируют с массажем стоп и применяют 3-4 раза в день. Применяются упражнения трех видов, повторяются они по 20 раз. Стопу фиксируют в правильном положении при помощи мягкого бинта из фланели. Суть всех выполняемых действий в попытке восстановить форму и движения во всех суставах стопы. Когда правильная форма стопы достигнута, на стопу и голень накладывают специальные шины. В более тяжелых случаях применяются гипсовые повязки для поэтапного исправления формы стопы. Повязки накладывает врач-ортопед на специальном столе. Через три недели повязку снимают и накладывают следующую. Затем назначается ношение ортопедической обуви. А ночью ребенок спит с шинами из полиэтилена. Одновременно применяется массаж, физиотерапия, лечебная физкультура. Если всех эти мероприятия оказываются неэффективными, назначается оперативное лечение. Операции выполняют в возрасте ребенка от 1 до 2 лет.
ПЛОСКОСТОПИЕ один самых распространенных диагнозов, выставляемых при осмотре в поликлинике. Прежде чем говорить об этой проблеме, стоит усвоить одну простую истину –У РЕБЕНКА ДО 6-7 ЛЕТ СТОПА ПЛОСКАЯ В НОРМЕ, врожденное плоскостопие это тяжелая и крайне редкая патология (не более 2% от общего числа пациентов). Формирование сводов стопы, продольного и поперечного, как амортизаторов, происходит постепенно, по мере того как ребенок формирует навык прямохождения. Часто диагноз звучит как плоско-вальгусная стопа, но вальгусная деформация голеностопных суставов (т.е. «заваливание» стопы внутрь) не всегда сопровождается уплощением сводов у ребенка. Такая деформация при длительном отсутствии лечения способствует развитию плоскостопия или свидетельствует о предрасположенности к нему. Как же можно установить истину? Диагноз плоскостопие нельзя поставить «на глаз», его можно установить только после проведения плантографии, исследования отпечатка стопы. Наиболее простой способ плантографии это отпечаток окрашенной стопы (подойдет все что угодно, акварель, синька, зеленка и т.д.) на листе бумаги.
Параметры возрастной нормы представлены на рисунке
Существуют современные компьютеризированные системы, которые посредством сканирования стоп позволяют определять не только состояние сводов стоп, но и степень перегрузки различных отделов, наличие укорочения нижних конечностей и многое другое.
Профилактика плоскостопия начинает проводится уже с раннего возраста и заключается она в проведении в игровой форме лечебной гимнастики, направленной на стимуляцию мышц и связок стопы.
Теперь к вопросу «ортопедической» обуви. Придя в магазин за новыми ботинками для ребенка, мама сталкивается со следующей картиной, продавец настойчиво рекламирует обувь «ортопедическую», как правило, это сопровождается демонстрацией на внутренней поверхности подошвы подушечки, супинатора. Такая обувь, как правило, стоит гораздо дороже обуви «не ортопедической», последняя дескриминированно торчит на самом пыльном и темном стеллаже. Так вот уважаемые родители, я Вам открою страшную тайну всех продавцов детской обуви. Так называемая «ортопедическая обувь» никакого отношения к ортопедии не имеет, ну то есть вообще никакого, это такой хороший маркетинговый ход для увеличения цены. Ортопедическая обувь делается для пациентов с ИМЕЮЩИМИСЯ заболеваниями стопы, изготавливается на специальных обувных ортезно-ортопедических предприятиях и делается индивидуально под каждую конкретную ногу. Аналогичная ситуация оказывается и с широко продаваемыми стельками для детей, к слову такая стелька даже не относиться к медицинским изделиям.
Чем же мотивируется необходимость супинатора в детской обуви? «Стопа ребенка ложиться на супинатор и он поддерживает свод, правильно его формируя». Давайте разбираться. Помните истину сказанную мной в начале разговора о плоскостопии – стопа у ребенка до 6-7 лет плоская В НОРМЕ. Так зачем пытаться сформировать свод того, чего природой пока не предусмотрено. Аргумент второй – профилактика развития плоскостопия в будущем. Располагаясь на супинаторе, мышцы свода стопы укладываются по той форме, которую он придает и на какое то время «запоминают» её, но если такую опору для стопы носить постоянно, происходит совершенно другая вещь. По аналогии можно представить человека носящего корсет, если носить его достаточно долго, то собственные мышцы постепенно ослабевают, атрофируются и после снятия этой внешней опоры гордая осанка исчезает, ведь мышцы уже обленились, они отвыкли работать. То же самое происходит со стопой, длительное ношение супинатора приводит к атрофии мышц сводов стоп и без такого «костыля» стопа расползается, делается плоской. Конечно, никто не умоляет возможности ортезов, но ко всему надо подходить со строгими показаниями. Во первых, ортезы должны изготовляться только после проведения плантографии, во вторых, носить их нельзя более 2-х часов в день. И в третьих, не имеет смысла назначать их детям дошкольного возраста.
Основные особенности детской обуви раннего возраста: обязательно жесткая подошва (стопа ребенка очень эластична и неспособна в полной мере выполнять опорную функцию), жесткий задник удерживающий пятку, обязательное наличие небольшого каблучка. ВСЁ. Никаких супинаторов. Это не моё мнение, а положение ГОСТА ещё с советских времен.
А все таки почему столько условностей с обувью, стельками, зарядками, почему эта проблема стала так популярна? Конечно в этом есть определенная заслуга маркетинга, но вообще плоскостопие это плата за цивилизованность. Пока человечество ходило босиком, мышцы стопы естественным образом раздражались и массировались неровностями поверхности, это поддерживало тонус в должной мере. Но как только человек одел обувь, раздражающий фактор исчез. Тогда человек придумал каблук в обуви, таким образом появилась разница в высоте между опорными точками стопы, а соответственно и решилась проблема с поддержанием тонуса. Отсюда следует вывод, не забывайте, что ребенку летом стоит побегать и босиком, это естественный механизм поддержания тонуса мышц стопы.
СКОЛИОЗ, НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ. По результатам скрининговых осмотров школьников, та или иная проблема положения позвоночника определяется почти у 70% детей. Виной тому общее снижение активности школьников, многим подвижные игры заменил компьютер и телевизор, а при сидении за экраном мышцы и связки удерживающие позвоночник в правильном вертикальном положении бездействуют и как результат - возникновение различных искривлений. Конечно, чем раньше выявлена такая проблема и назначена адекватная коррекция, тем проще её исправить. Вопрос в том, как объективно оценит степень искривления позвоночника. Основополагающим исследованием при сколиозе была и остается рентгенография позвоночника, но такое исследование нельзя назначать часто. А нарушение осанки не всегда является показанием к назначению такого исследования. Но все эти проблемы легко разрешимы благодаря методу ОПТИЧЕСКОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОПОГРАФИИ. Эта методика была разработана в Новосибирске, под руководством академика Сарнадского В.Н. При проведении такого исследования производится сканирование туловища ребенка, с созданием трехмерной модели, на основании которой компьютерная программа определяет величину изгибов и ротацию позвоночника, а так же положение таза, наличие укорочения нижних конечностей. Исследование абсолютно безвредно и может проводится так часто, насколько это необходимо.
Лечении патологии положения позвоночника, наряду со многими дополнительными методами лечения, в обязательном порядке предусматривает лечебную физкультуру, ведь только так можно укрепить те группы мышц, которые удержат позвоночный столб в нужном положении. Такое лечение должно проводиться не две недели и не месяц, а годы, ежедневного и упорного труда. Лучше всего такую физкультуру совмещать со специальной физиотерапией, потенцирующей и ускоряющей результат.
Необоснованное назначение корректоров осанки приводит не к исправлению ситуации, а к её усугублению (помните историю со стельками для стоп), мышцы отвыкают работать и не способны удерживать позвоночник в правильном положении. Использование корсетов допускается при тяжелых формах сколиоза, когда необходима этапная коррекция уже сместившегося позвоночника и собственные мышцы уже не могут его удержать.
Электронная книга "Самые частые вопросы детскому ортопеду"
Ссылки на тематические статьи. Контактная информация http://www.babyblog.ru/user/androlog_child/1384877