Домашка
ДетскаяВчера присутствовала при подготовке домашней работы ребенком 2 класса. Судя по дневнику, сделаны уже были русский и математика, это была литература. Прочитать нужно было текст рассказа Бианки "Сова", его приведу под катом. Прочитать, разумеется, самостоятельно, это же задание по чтению (сразу скажу, мы потом еще два раза читали уже взрослыми, чтобы ребенку напомнить, потому что без этого было трудно ответить на вопросы).
Но ладно бы прочитать... К тексту прилагались задания, разворот (две страницы) формата А4 в отдельной рабочей тетради, причем наряду с заданиями "подбери к словам антонимы", и найди в тексте пословицы (вот тут мы сели читать сказку второй раз), были и вопросы "чем старик обидел сову?", "что сделала сова?", "как это сказалось на мышах?" и далее по кругу про всех героев (текст, напоминаю, под катом). То есть ответы ребенка (их надо писать под вопросами) - это по сути заново пересказ текста только своими словами и письменно (а, да, после текста были 7 вопросов для устного ответа - те же яйца, только в профиль, выяснить, что понял ребенок из текста). И еще пара вопросов навроде "нарисуй цепочку связи от совы до чая старика" и коронное "чему сова научила старика" - аналог "что хотел сказать нам автор" в старшей школе.
У меня конечно возник вопрос. И даже не один. После того, как просто волосы пошевелились и я сто раз подумала, какая у нас в школе крутая домашка. И вопросы эти такие:
1. Зачем такой объем? Вот просто чисто количественно, я не говорю про суть, на хрена столько по одному предмету во втором классе?
2. Почему так выглядит задание по литературе? Почему такая стратегия работы с текстом? Зачем десять пересказов, какое отношение к делу имеют вопросы про антонимы и поиск пословиц в тексте, цепочка от совы к чаю? Это что - объять необъятное? Заодно проверим память? Зачем?! Почему не попросить пересказать (ребенок должен понимать, что прочитал, согласна), разобрать, о чем там речь, кто из героев тебе понравился, кто нет, что ты запомнил и пр. Это же литература, не окружающий мир и русский язык в одном флаконе по принципу "из одного теста выжмем всё, что можно, и антонимы и взаимосвязи в природе"...
3. Это у всех сейчас такие задания? или может к нам пришел ребенок из школы для одаренных, а я не знала... Кстати, раз уж о ребенке - хорошая девочка, честно сидела и выводила все ответы в тетрадке, я же устала смертельно
4. Как это вообще пережить? Что бы я стала делать, если бы мой ребенок приносил из школы такие домашки?
В. Бианки "Старик и сова"
Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет - молоком белит. Летит мимо Сова.
- Здорово, - говорит, - друг!
А Старик ей:
- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.
А Старик:
- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
- Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
- Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
- А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут телки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
- А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни меду, ни воску, - волдыри только.
Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
- И ветер разнесет, - говорит Старик, а сам в затылке скребет.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.
А Сова из дупла:
- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить - пошел Старик Сове кланяться:
- Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
- То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.









