Ксюшка
10 лет
О развивающих игрушках
Вытащила статью из черновиков и дополнила.
Я давно знаю ответ на этот вопрос, и почему-то делаю все наоборот.
Это статья о том, что я упустила, пока старалась дать ребенку все самое лучшее.
Наверное, это пост о детях после 2х лет.
С самого детства я покупала много материалов для Алисы. Наши стеллажи ломятся от книг, в комодах пазлы, развивающие материалы, игры, сыпучести, все для самовыражения и творчества. Методики, из которых я беру идеи и воплощаю в жизнь, будь то Монтессори, Шичида или кто-то еще, требуют очень разнообразного материала и частой смены деятельности для получения максимального сенситивного опыта. И я придерживаюсь этой точки зрения. Поэтому пост не об этом.
Так было несколько лет подряд, пока ребенок не подрос и не захотел иметь настоящие игрушки.
Одна за одной начали приобретаться пушистики, куклы, животные, дома, машины, какие-то игрушки, которые нельзя никак классифицировать. Множественные родственники, узнавая об увлечениях Алисы, начинали всячески поддерживать их, скупая все, что видели в детских магазинах с нужным посылом.
Но что я заметила, так это то, что как бы я ни учила играть Алису в ролевые игры, игрушки она просто складывает в кучу. Подарили - "спасибо" - и в кучу.
Все изменилось, когда мы пару месяцев назад продали нашу квартиру и переехали во временное жилье, взяв сюда только самое необходимое: две коробки с книгами, пару мягких игрушек, горстку фигурок шляйх, пять пазлов, куклу, мозаику и конструктор. Тогда и выяснилось, что Алиса умеет играть сама. Самая простая мозаика за 60 рублей увлекала ее куда серьезнее и дольше, чем сложная яркая игрушка за 5000. И это была та самая мозаика, которая месяцами пылилась фактически без дела вместе со всем остальным игрушечным барахлом. Меня очень радовало это новое обстоятельство.
Я много раз читала и прекрасно знаю, как негативно обилие игрушек влияет на желание играть, гасит фантазию и исследовательский интерес. Вспомните наше детство: готовишь в импровизированной кастрюльке кашу из песка, льешь водичку, сыплешь головки цветов и листья. Палочка - это ложка, конфетки - камушки в фантиках. Как недавно сказал мой муж: вот есть у тебя солдатик, пульку от него потерял - и все, ходи ищи - горе вселенское. Игрушка ценилась, в нее играли, ее желали. С тремя солдатиками у тебя была уже целая армия. И она ведь и правда была, ее рисовало воображение, когда ходило воевать под стул с врагом и пряталось в окопах в складках покрывала. А сейчас сто игрушек, а ребенок мается от скуки.
Очень быстро наше счастливое безыгрушечное царство начало обрастать игрушками. Мы пережили очередное нашествие игрушек, когда случилось два главных праздника подряд. Новый год, и следом сразу день рождения завалили нашу квартиру новой лавиной плюша и пластика. Все вернулось на круги своя. Нам даже не удалось выдавать Алисе игрушки порционно, потому что каждый гость желал сразу распаковать свой дар и увидеть горящие глаза ребенка. Но взгляд почему-то не загорался.
В Германии уже давно во многих садах проводится день без игрушек. Сначала в виде эксперимента, а теперь и на постоянной основе, один раз в неделю все игрушки "уезжают в отпуск". Казалось бы, катастрофа. Что будут делать дети? А дети, между тем, чувствуют себя прекрасно: они лучше взаимодействуют друг с другом, их общение укрепляется и становится осмысленнее, потому что теперь для того, чтобы играть нужна не игрушка, а другой человек. Глубина и проработка игр меняется к более сложной, появляется режиссура, улучшается речь, в ход идут шишечки, палочки, камушки - все подручные материалы, фантазия работает как сумасшедшая. И, по собственному мнению детей, не хватает им порой только кукол, конструктора и кубиков, то есть того, что можно активно применять в игре и для игры.
Сейчас очень много красивых игрушек. Я и сама не удержалась и подарила Алисе большой деревянный кукольный дом. Хотя, наверное, стоило еще повременить и дождаться, когда она отработает разные способы строительства и обустройства домов для кукол самостоятельно: найдет полочку в стеллаже для домика или обставит коробку из-под обуви, например. В этом плане хорош картон. Даже если вы сами мастерите ребенку трамвайное депо или домик для куклы, ребенок как минимум увидит процесс создания удивительной игрушки из ничего, а в возрасте постарше всеми силами постарается принять участие в созидательном процессе.
Игра необходима детям для того, чтобы отрабатывать в ней навыки взрослой жизни. Это не только приятное время препровождение, это еще и необходимое условие для полноценного психического и физического развития.
Сюжетная и ролевая игра учит детей произвольным действиям, импровизации, режиссуре. Именно так ребенок пробует дифференцировать себя в этом мире, примеряет на себя разные роли, принимает различные точки зрения.
Помимо прочего, дети подражают труду взрослых, играют в догонялки, в пап и мам, кормят и ухаживают за куклами, детенышами животных, играют в ферму, тушат пожары, играют в коллективную борьбу. Конечно, помимо старых как мир игр в нашем мире необходимы игры, развивающие память, эрудицию, быстроту мышления и фантазию. В отличие от животных, это как раз те качества, которые помогают человеку выжить и преуспеть в современном мире.
Возвращаясь к теме игрушек, их индустрия получила настолько широкий отклик в сердцах родителей, что в погоне за ярким пластиком, родители скупают всё и очень удивляются, почему чадо не играет в дорогую игрушку. Если ребенок строил свою собственную пожарную станцию, почему ему вдруг неинтересно играть с готовым набором? Нет, игрушки могут привлекать ребенка довольно долго, но часто это происходит в том возрасте, в котором ребенок еще не в состоянии придумать элементы сам, тогда он пользуется готовым. Или в случае, когда вы дарите первую-вторую серьезную игрушку, но никак не десятую.
Простые игрушки и природные материалы, которые могут интерпретироваться ребенком как угодно, оказывают неоценимую поддержку в развитии. Взяв в руки палочку, шишку, лоскуток ткани или кусок коры, ребенок сразу же считывает все характеристики, получает огромный сенситивный опыт, и его фантазия, получив все исходные данные, начинает искать применение этого предмета в игре. Неоформленная вещь вызывает в ребенке множество ассоциаций, начинается строительство новых связей, которые все дальше уводят его от изначальных свойств предмета. Именно это и дает зачатки латерального мышления, самостоятельности суждений и креативности.
Конечно, я не призываю к аскетизму: срочно выбросить все игрушки и закупиться картонными коробками. Можно купить и кухню, и железную дорогу, и много всего того, что требует родительская (именно родительская) душа, которая не доиграла в детстве и всегда с горящими глазами смотрела на потрясающие пластиковые игрушки в зарубежных фильмах, которые теперь появились и на наших прилавках. Но мне кажется, что место для воображения должно оставаться всегда. Пусть ребенок сначала поиграет в простую самодельную модель того, что родители хотят ему купить. Пусть он придумает все возможные способы реализации этого образа (в определенном возрасте, конечно), пусть он получит в подарок кухню, но не получит еду и посуду, или получит в подарок игрушки, но не получит дом для них, чтобы он смог реализовать свою фантазию. И пусть, когда он получит и то и другое, все это будет максимально приближено к настоящей модели из взрослой жизни - именно тогда его заинтересует игрушка. Потому что игрушка должна привлекать, и привлекать не своей яркостью, а своей натуральностью, чтобы ребенок мог получить от нее максимум пользы, продлить ее жизнь в игре, находя для нее все новые образы и способы применения. То есть я считаю, что каждая покупка должна быть обдумана и взвешена. И в первую очередь меньше всего для таких покупок подойдут интерактивные игрушки, с которыми нельзя придумать ничего, кроме того, что заложено в них производителями, за редкими исключениями.
В свою очередь все детские игры можно поделить на несколько типов или категорий, каждая из которых должна быть представлена у ребенка в арсенале его игр для его гармоничного развития.
1. Это игры в социуме и ролевые игры, которые учат ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, искать компромиссы, примерять различные роли, практиковаться в будущей взрослой жизни. Такие игры необходимы ребенку после 3 лет.
2. Режиссерские игры, когда ребенок раздает роли своим игрушкам и действует как постановщик от лица игрушек, разыгрывая различные сцены и ситуации. Зачатки таких игр видны у детей уже к двум годам, но раскрываются позже.
3. Созидательные игры, когда ребенок стремится изготовить что-то сам, сотворить какой-то продукт, нарисовать, изобрести, сложить, слепить. Зачатки таких игр впервые проявляются еще в песочнице, когда ребенок строит свой первый куличик, или когда рисует первую мазню, и становятся неотъемлемой частью жизни ближе к трем годам. Постепенно ребенок усложняет техники, пробует новое и совершенствует свои задумки, развивая моторику, фантазию, координацию и творческую позицию.
4. Игры с правилами, которые регулируют взаимоотношения участников игры и сам процесс. Например, настольные или карточные. Чтобы ребенок учился также действовать по правилам, умел удерживать в голове систему, учился как выигрывать, так и проигрывать. Простейшие игры с правилами можно найти и для детей двух лет. Например, вот тут я выложила свою игру, которую можно скачать, в нее мы играли как раз в этом возрасте. Там разделе есть и другие наши самодельные игры с правилами попроще. Со временем система правил должна усложняться, в арсенале могут появляться новые игры.
На всех этих этапах ребенка, конечно, необходимо обеспечить качественными и красивыми играми и игрушками (мы же еще вкус и эстетику с детства привить пытаемся), чтобы у ребенка были все необходимые инструменты для реализации своих игр.
И, конечно же, ребенка надо учить играть. Ребенок обязательно должен уметь играть самостоятельно. И вовсе не для того, чтобы мама освободила себе время, хотя это и приятное дополнение, но, как я уже говорила, еще и для того, чтобы ребенок умел придумать себе занятие, а в дальнейшем хобби и увлечения, чтобы ему никогда не было скучно, ведь взрослые не будут развлекать его всю жизнь. Ну и (который раз одно и то же, ну не попугай ли я), фантазию все это развивает, а фантазия - умение мыслить нестандартно, жить интересно и решать задачи творчески.
Сразу скажу, что вряд ли ребенок, с которым активно и много занимались родители до двух-трех лет, сможет с легкостью самостоятельно себя занять надолго и в любое время. Ребенку обязательно будет нужна предварительная подготовка и помощь взрослых, чтобы он не застревал на одном и том же штампе, проигрывая раз за разом одну и ту же игру. Провозившись несколько месяцев с ним на полу и в песочнице, научив азам игры, предложив много вариантов действий и отправных точек, различных сценариев, отзываясь на зов ребенка, как только он потребует родителей к себе, чтобы не чувствовать одиночество во время игры, а так же научив доводить игру до конца или до какой-то определенной кульминации и развязки, похвалив и порадовавшись за него, не навязывая свои правила, уверена, можно добиться прекрасных результатов.
И еще. Сейчас я активно возвращаю к нам в дом томящее чувство ожидания желанной игрушки. Потому что с нашей богатой библиотекой у Алисы теперь есть уверенность, что книга - это не подарок. Книгу приносит курьер. Игрушки появляются сразу, как только Алисе что-то начинает хотеться. В один момент я перестала контролировать себя и начала предугадывать желания ребенка, а делать этого совершенно не стоит. За что боролась.
С игрушками так же. Если раньше я потакала ее желаниям, то теперь я томлю ее в ожидании, заставляя действительно захотеть. Не мать, а ехидна. Так на Новый год у Алисы появились динозавры, которых она хотела с октября. Осталось только проредить весь накопившийся вагон игрушек, оставив самое важное.
В моем раннем детстве были игрушки, в том числе и хорошие, и дорогие, и привозные. Но запомнила я только магнитик на холодильник по имени Блюм-блюм, прищепку-коалу, конструктор, проволоку, из которой я делала человечков и украшения, а еще то, как я собирала цветные стеклышки и красивые черепки в свою коллекцию, а потом делала из них секретики. Тогда мы знали, как можно поиграть с фантиком, теперь дети не знают, как играть с роботом, подъемным краном и армией кукол. А родители, в надежде, что хоть с новым катером сынок наконец-то будет играть, скупают катера, вертолеты, дома и полцарства в придачу.