Резюме книги Е.О. Комаровского. Про кормление
Оглавление:
- 1.5. Кормление
- 1.5.1. Естественное вскармливание
- 1.5.1.1. Питание кормящей матери
- 1.5.1.2. Отдельно о женской груди
- 1.5.1.3. Варианты естественного вскармливания
- 1.5.1.4. Основные правила свободного вскармливания
- 1.5.1.5. Пустышка
- 1.5.1.6. Соски
- 1.5.2. Смешанное и искусственное вскармливание
- 1.5.2.1. Что давать?
- 1.5.2.2. Отдельно о донорском молоке
- 1.5.3. Общие принципы питания ребенка
- 1.5.3.1. Докорм и прикорм
- 1.5.4. Действия после кормления
- 1.5.5. О витамине D
- 1.5.6. Чем, как и в каких количествах поить?
1.5. Кормление
Ребенок должен питаться теми продуктами, которые являются для него наиболее естественными в соответствующем возрасте.
И наверняка отсутствует надобность доказывать кому-либо, что нет и не может быть для новорожденного ребенка продукта более ценного (естественного), чем материнское молоко. Неудивительно, что вскармливание младенца молоком матери так и называется — естественным.
1. Молоко матери всегда:
► оптимальная температура еды;
► идеальная чистота еды;
► дополнительные вещества, помогающие ребенку переваривать пищу;
► вещества, помогающие ребенку бороться с инфекциями и защищающие его от них.
2. Материнское молоко — это значительная экономия финансовых ресурсов семьи: молочные смеси, особенно хорошие, обходятся совсем недешево.
3. Естественное вскармливание — экономия времени. Покормить грудью легче и быстрее, чем купить, прокипятить, насыпать, нагреть, перемешать, остудить, помыть, прокипятить, насыпать и т. д. по замкнутому кругу почти до бесконечности.[47]
4. При кормлении материнским молоком практически невозможно заболеть кишечной инфекцией (ребенку, разумеется). А вот обеспечить идеальную чистоту во время приготовления и хранения молочных смесей, особенно в жаркое время года, не всегда удается. О прелестях инфекционной больницы надо ли рассказывать?
5. Еда для ребенка всегда с собой, где бы вы ни были.
6. Состав молока изменяется с течением времени, идеально удовлетворяя потребности младенца в соответствующем возрасте.
7. Скептически относясь к преимуществам естественного вскармливания, вы даже приблизительно не представляете себе, какое количество проблем может возникнуть, если у ребенка будет непереносимость коровьего молока. О том, сколько стоит вырастить такое дитя (денег, прежде всего, о нервах я уже и не говорю), просто страшно подумать.
8. Ребенок, которого вы кормите грудью, очень быстро докажет вам, что вы настоящая женщина. Ни один мужчина, каким бы Казановой он ни был, этого сделать не в состоянии.
1.5.1. Естественное вскармливание
На количество молока, помимо генетической предрасположенности, влияют: собственно ребенок, точнее, раздражение соска в процессе сосания, состояние нервной системы матери, точнее, количество отрицательных эмоций, образ жизни (сон, двигательная активность, усталость от домашних дел) и характер питания.
Женщина не может нормально кормить грудью, если не имеет возможности высыпаться, отдыхать и заниматься еще какими-нибудь делами, непосредственно с ребенком не связанными (папой,[49] например).
ребенок с момента рождения — член семьи. И ни в коем случае нельзя внимание, заботу и любовь к ребенку доводить до такой степени, чтобы от этого другим членам семьи было плохо.
1.5.1.1. Питание кормящей матери
Прежде всего посоветуем внимательно перечитать рекомендации по питанию в главе, посвященной беременности. Поверьте, количество объектов еды, абсолютно безопасных и для матери и для ребенка, достаточно велико. Поэтому искренне призываю вас поменьше экспериментировать. Чем меньше вы употребите цитрусовых, какао (шоколада), кофе, клубники и других продуктов, принципиально опасных в плане аллергии, тем лучше будет младенцу.
Следует избегать продуктов, которые могут ухудшить вкусовые качества молока (соленое, кислое, острое) и его запах (чеснок). Некоторые съеденные мамой продукты, например, бобовые и белокочанная капуста, плохо действуют на кишечник ребенка — повышают газообразование, иногда вызывают понос.
Чем выше жирность молока, тем больших усилий потребует его переваривание, тем тяжелее будет ребенку сосать, а матери сцеживать. Поэтому сознательно повышать жирность молока, поглощая в больших количествах жиры (сметану, свинину, масляные кремы и т. п.), не надо. Растительные жиры (подсолнечное, оливковое и кукурузное масло) предпочтительнее в сравнении с животными.[50]
Если у вас нет существенных проблем с собственным весом, то очень хорошо съесть вечером тарелку манной каши. Нужны овощи и фрукты (не менее 500 г в сутки), разнообразные и, желательно, в свежем, а не в консервированном виде. Вообще, чем меньше консервов съест кормящая мать, тем лучше.
Всегда следите за реакциями ребенка. Если сомневаетесь — можно съесть или нельзя, — съешьте немножко.
С ребенком все в порядке — не появилась сыпь, не изменились сон и стул — ешьте на здоровье.
Вопрос о том, надо ли много пить кормящей матери, до настоящего времени остается спорным. Огромное количество ученых утверждает, что увеличение объема выпитой жидкости не увеличивает количество молока, но не менее огромное количество матерей настаивает на обратном.
В конце концов, если молока хватает или оно остается, то вы ничего не должны пить специально, против желания. Но в ситуации, когда количество молока ребенка не удовлетворяет, каждое кормление должно заканчиваться тем, что вы, уложив малыша спать, отправляетесь на кухню, где вас поджидает «сиротская» кружка объемом эдак в 0,3–0,5 л. Кстати, ночное кормление не должно представлять исключение, поэтому желательно приготовить заранее чай (компот) в термосе, дабы спросонок не суетиться понапрасну.
Оптимальные напитки:
► чай (зеленый лучше черного) с молоком, достаточно сладкий;
► компот из сухофруктов (курага, яблоки, изюм);
► соки (яблочный, виноградный, морковный), но в меру;
► коровье молоко и кисломолочные продукты. Молоко обязательно кипяченое или топленое; оптимально, чтоб его жирность не превышала 2,5 %.
Существует множество рекомендаций в отношении продуктов, увеличивающих количество молока (орехи, дрожжи, отвар крапивы, пиво и т. д.), а также лекарственных препаратов, обладающих аналогичным эффектом (никотиновая и глутаминовая кислоты, апилак, пирроксан). Но вы ни в коем случае не должны переоценивать их значимости.
Поверьте, здоровый ребенок и спящая ночью мама, которая не нервничает и не дергается по мелочам, способствуют выработке достаточного количества молока в заметно большей степени, чем все продукты питания и медикаменты вместе взятые.
1.5.1.2. Отдельно о женской груди
первое и главное правило кормления грудью, особенно актуальное в первые недели жизни малыша: во время кормления будьте вдвоем.
Если в молочной железе[52] после кормления ребенка остается молоко, то, по логике Природы, его много. Реакция организма, как правило, соответствующая — молоко вырабатывается в меньших количествах. А мы еще имеем привычку ставить Природу в тупик, не подпуская ребенка к материнском груди по два-три дня после рождения.
Поэтому следует начинать заниматься собственной грудью еще в роддоме, если вы не имеете возможности заставить ребенка ею заниматься. Массаж железы и сцеживание молока — пути решения проблемы.
Не имеют значения размеры груди и ее плотность. Грудь может быть мягкой и небольшой, но молока будет вполне достаточно.
Не имеет значения форма соска, хотя и не все с этим согласятся. Каким бы плоским ни был сосок, при достаточно активном и продолжительном кормлении он приобретает нужную форму.
Не имеет значения внешний вид молока — не должно оно по цвету соответствовать коровьему!
и массажу, и кормлению должна предшествовать гигиеническая обработка рук и груди. Забудьте, пожалуйста, про всякие спирты и будьте уверены: обычное «Детское мыло» — достаточно надежный антисептик.[53] Только не надо мыло, во-первых, экономить, а во-вторых, оставлять на груди — какое бы оно ни было детское, его вкус все-таки не особенно приятен. Само собой разумеется, что вначале следует мыть руки, а затем уже приниматься за грудь. Не только не нужно, но и опасно использовать мыло (тем более, спиртовые дезинфицирующие растворы) для мытья груди перед каждым кормлением — мыло нейтрализует жир, а покрывающая кожу тонкая жировая пленка выполняет защитные функции. Поэтому мойте грудь с мылом максимум один раз в сутки, а в остальных случаях достаточно обмывания теплой водой.
Массаж груди несложен. Прежде всего обратите внимание на то, что ткань железы должна быть одинаковой плотности. Если вы нащупали участки уплотнения, то именно в этих местах массаж должен быть более интенсивным. Одной рукой поддерживайте грудь снизу, а четырьмя пальцами (кроме большого) другой руки круговыми движениями массируйте грудь, смещаясь от ребер к соску. Та рука, что снизу, тоже не должна бездействовать — техника аналогичная.
При наличии уплотнений делать акцент не на увеличение силы, а на удлинение времени массажа.
Массаж всегда предшествует сцеживанию. Очень полезно перед началом кормления провести непродолжительный массаж. Кстати, если вам кажется, что молоко у вас есть, а ребенку оно не достается (нередко так и бывает), прервите кормление, помассируйте грудь и продолжайте
Занятия массажем и сцеживанием нужны даже тогда, когда молока в избытке. Не допустить появления уплотнений в железе — значит избежать ее воспаления (мастита).
В сцеживании участвуют, как правило, всего два пальца — большой и указательный. Осуществляя его, нежелательно сдавливать непосредственно сосок и очень важно правильно направлять усилия — от ткани железы к соску. Тем не менее самый эффективный способ быстрого и беспроблемного сцеживания состоит в использовании технического устройства под названием «молокоотсос». Выбор последних просто огромен — на любой вкус и кошелек.
Сцеженное молоко может понадобиться, а может и нет. Но его всегда желательно сохранить до следующего кормления. Поэтому сцеживайтесь в идеально чистую посуду (банку, чашку, пиалу), которую после окончания процедуры нужно плотно закрыть и поставить в холодильник. Сцеженным молоком ребенка можно докармливать в следующие кормления. При хранении в холодильнике менее 10–12 часов молоко в кипячении не нуждается — достаточно нагреть его до температуры тела.[54]
Множество неудобств и неприятных ощущений могут доставить трещины и ссадины сосков, появление которых зависит от:
► особенностей кожи кормящей матери;
► гигиены;
► активности ребенка.
Принципы профилактики:
► чистота груди;
► короткие ногти (сами поцарапаетесь во время сцеживания или массажа, а потом будете жаловаться подругам, что младенец вас покусал);
► сосок должен быть сухим — остатки молока после кормления промокнуть ватой (марлей) или вытереть, но очень осторожно. Если молоко вытекает в промежутках между кормлениями, подложите в бюстгальтер чистую марлевую салфетку или специальную впитывающую молоко прокладку, старайтесь поменьше сдавливать грудь;
► никакой синтетики, контактирующей с соском;
► не позволяйте ребенку хватать только сосок, без околососкового кружка, и не тащите с силой, если хотите прекратить кормление. Всегда можно улучить момент, когда дитя расслабится и отдаст грудь без боя.
При появлении трещины принципы профилактики остаются неизменными, но к ним добавляются принципы лечения:
► лечением надо заниматься сразу, пока трещины небольшие;
► нельзя доводить ребенка до такой степени голода, чтобы он набрасывался на грудь. Вполне резонно кормить чаще обычного и не держать малыша возле груди больше 10 минут;
► поврежденная грудь больше, чем здоровая, нуждается в массаже вскармливание и сцеживании;
► стараться побольше держать грудь открытой, в непосредственном контакте с воздухом (летом неплохо и на балкон выйти — но лучше все-таки, когда стемнеет).[55]
Для обработки трещин и ссадин можно использовать масляный раствор витамина А (умное название — ретинол), облепиховое масло, аэрозоли, применяемые для лечения ожогов и не содержащие антибиотиков (ливиан, пантенол, винизоль), мази и желе, ускоряющие процессы заживления (солкосерил, актавегин, бепантен).
1.5.1.3. Варианты естественного вскармливания
КОРМЛЕНИЕ ПО ЧАСАМ
Упоминается нами, скорее, в историческом аспекте. Этот способ, широко распространенный ранее (особенно на территории бывшего Советского Союза), ныне существенно утратил свою актуальность. Суть его заключается в кормлении младенца с определенными, строго установленными интервалами и обязательным перерывом на ночь. Классическая схема выглядит так: в течение дня кормим строго с интервалом в 3 часа, на ночь делаем перерыв 6 часов, через 2 месяца увеличиваем интервал до 3,5 часов, а ночной перерыв до 7 часов и т. д.
Теоретически основной плюс кормления по часам состоит в том, чтобы дисциплинировать ребенка с самого раннего возраста и упорядочить жизнь его родственников. На практике все оказывается многократно сложнее, поскольку и дитя, и организм мамы в большинстве случаев отказываются жить по режиму.
С учетом не совсем утешительного опыта наших дисциплинированных бабушек, автор хотел бы всячески предостеречь современных мам от попыток вскармливания ребенка с оглядкой на часы. Ну а рекомендации про обязательный ночной перерыв в кормлении представляют собой один из наиболее радикальных способов борьбы с естественным вскармливанием.
В течение двух-трех ночей вы, вместо сна, будете мужественно выслушивать детские вопли, в глубине души чувствуя себя образованной и дисциплинированной. После этого вы, скорее всего, поймете, что садизм не к лицу нормальной женщине. А если не поймете, то, скорее всего, лишитесь молока. Я уже не говорю о том, что у вашего невыспавшегося мужа могут возникнуть неприятности на работе.[57]
Еще раз подчеркнем: на сегодняшний день кормление по часам не является актуальным, мало кто из врачей его рекомендует, и наше упоминание о нем — не более чем экскурс в прошлое педиатрической науки.
КОРМЛЕНИЕ ПО ТРЕБОВАНИЮ
Прикладывать дитя к груди рекомендуется при первых же признаках беспокойства, при любом сосательном движении или намеке на выпячивание губ, при малейшем крике, чихе и сопении носом. Чем чаще, тем лучше. Количество таких прикладываний может достигать 30 и более раз в сутки. Сплошь и рядом для реализации описанной методики маме предлагается поменьше гулять и обязательно спать вместе с ребенком, дабы дитя могло ночью общаться с грудью сколько пожелает. Сосание во сне объявляется самым продуктивным.
Основной плюс описанной методики вскармливания заключается в том, что частое прикладывание к груди является высокоэффективным средством поддержания лактации, ибо раздражение соска во время сосания и есть самый мощный и наиболее естественный стимулятор.[58]Именно кормление по требованию является весьма уместным (а иногда — и единственно целесообразным) при наличии проблем с количеством молока. В первые две-три недели жизни ребенка, когда лактация у мамы только устанавливается, разумное кормление по требованию в принципе можно рассматривать как наиболее приемлемый вариант естественного вскармливания
Здесь исключительно важно определиться: в каком качестве мы воспринимаем женщину? Как биологический объект (самку, вскармливающую детеныша) или как объект социальный? Если существо биологическое — так нет вопросов! Кормление по требованию — лучший вариант при таком подходе к проблеме, да и проблемы никакой нет. Когда мама жила в пещере и кормила по требованию, это было очень хорошо и для нее, и для ребенка. Если мама до сих пор живет в пещере — так это неплохо и сейчас.
Между тем, автор остается убежденным сторонником того факта, что женщина — человек, а не самка. Кормление по требованию, когда дитя часами висит на маме, уподобляя последнюю обезьяне, значительно сокращает время на выполнение социальных функций. Одновременно кормить и при этом стирать, убирать в доме, готовить обед, водить старшего ребенка на танцы, посещать магазины и парикмахерские — очень сложно. Отсюда вывод, который для автора неоспорим: для успешной реализации кормления по требованию необходим совершенно определенный социальный статус. Либо жизнь в первобытных условиях, либо — довольно высокий материальный уровень, наличие помощников (нянь, гувернанток, кухарок), абсолютное взаимопонимания с мужем и другими членами семьи.[60]
Помимо нехватки времени на выполнение социальных функций, мамы, реализующие данную методику, могут столкнуться и с другими трудностями. К примеру, если дитя по каким-то причинам не может встретиться с маминой грудью (маме внезапно пришлось уехать, лечь в больницу или пропить курс лекарств), то накормить его чем-то другим становится большой проблемой. Не меньшую проблему представляет и отказ ребенка, кормящегося по требованию, от питья, когда это жизненно необходимо.
Здравый смысл, как, впрочем, и всегда, находится где-то посредине. И не стоит, наверное, бросаться из одной крайности в другую. Кормление не должно становиться испытанием на выносливость для мамы и других членов семьи. А наша основная задача — превратить уход за ребенком в удовольствие, сделать так, чтобы и дитя было довольно, и мама, и все окружающие родственники.
Именно поэтому автор является убежденным сторонником методики свободного вскармливания.
Свободное вскармливание — это когда ребенок кормится по аппетиту, в том числе и ночью, но все-таки не чаще, чем раз в два часа, когда время пребывания у груди в подавляющем большинстве ситуаций ограничено 15–25 минутами, когда мама имеет возможность и время для реализации социальных функций и общения с другими членами семьи.
1.5.1.4. Основные правила свободного вскармливания
ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК САМ ЗНАЕТ, КОГДА ЕМУ ПОРА ЕСТЬ.
С точки зрения Природы, малыш, находящийся на естественном вскармливании, не отделим от матери во времени и пространстве. Поэтому грудному ребенку совершенно несвойственно испытывать чувство голода. Следовательно, если, по вашим расчетам, его пора кормить в 15.00, а он начал орать в 14.30, то не надо нервничать самой и заставлять нервничать малыша. Дайте ему грудь, и оба успокойтесь.
Среди ночи грудной ребенок захотел есть. Это нормально. И всей семье будет лучше, если мама потратит 30 минут на кормление, после чего все члены семьи мирно продолжат сон.
Никогда не будите ребенка только потому, что ему, с вашей точки зрения, пора принимать пищу.
Из этого правила есть исключения:
● не ему пора кормиться, а вам пора кормить (убегаете в институт сдавать экзамены, надо идти в поликлинику, назначена встреча в парикмахерской и т. д.);
● дети с малым весом или плохо в весе набирающие, которым врач рекомендовал сокращение интервала между кормлениями;
● трещины соска у матери (нельзя доводить младенца до чувства дикого голода).
Для ребенка первого месяца жизни оптимальный интервал между кормлениями ориентировочно равен трем часам. В дальнейшем это время увеличивается, причем увеличивает его сам ребенок — дольше спит. И не надо заучивать таблицы и вешать на стенку расписание кормлений. Здоровый малыш сам разберется. Нет ничего страшного в том, что в субботу он ел шесть раз, а в воскресенье восемь. Но нельзя все-таки кормить ребенка с интервалом менее двух часов. Если он проголодался раньше, значит, вы ошиблись в предыдущее кормление (недокормили).
Для того чтобы решить, сколько времени необходимо держать ребенка возле груди, следует ответить на достаточно простой вопрос: для чего он находится возле груди?
Если для того, чтобы есть, то 15–20 минут ему более чем достаточно. Если для того, чтобы сосать, то и трех часов может оказаться мало. Решите сами для себя эту задачку, и все станет понятно. Только не морочьте голову окружающим. Коль скоро вам очень приятен сам процесс якобы «кормления», то не надо рассказывать всем остальным про то, что он вяленький и слабенький. Но знайте: ваши удовольствия закончатся тем, что ребенок будет чувствовать себя нормально исключительно на руках, благополучно сделав вяленькими и слабенькими всех членов семьи.
В конце концов, понаблюдайте: всегда видно — ребенок глотает или только сосет. Если не глотает, отправьте его спать в кровать.
Необходимо очень стараться, чтобы в течение одного кормления ребенок имел дело только с одной грудью.
Это пожелание, но не закон. Количество различных вариантов огромно. В одной груди мало молока, в другой много. Одна грудь здорова, на соске другой трещины. Один ребенок активен, другой лентяй. Если явно не наелся, то делать нечего — приходится давать вторую грудь. Но после кормления тщательно сцеживаться! Чтоб была такою же пустой, как и первая. После следующего кормления докормим сцеженным молоком, вполне возможно, что одной груди хватит.
Если наедается только из двух грудей и в обеих после этого молока не остается, то вполне резонно каждый раз использовать все имеющиеся источники еды. По мере того, как количество молока будет увеличиваться, рано или поздно сможете обходиться только одной грудью.[61]
Очень и очень часто ребенок кричит при попытке забрать грудь не потому, что голодный, а потому, что возле мамочки теплее и уютнее. По крайней мере, если молоко в груди осталось, ребенок перестал глотать, но после отлучения от мамы разорался, то это уж точно «фокусы». Сразу же решите, кого вы собираетесь воспитывать — нормального человека или фокусника.[62]
Организм и поведение ребенка удивительно целесообразны. Ребенок никогда и ничего не будет делать вредного для себя (кричать, например). Но если в результате крика он сделает свое существование более комфортным, привычка решать проблемы голосом может сохраниться на всю жизнь.
Ну подумайте сами — может ли боль или чувство голода пройти только оттого, что вы взяли ребенка на руки?!
1.5.1.5. Пустышка
Очень интересная штука, позволяющая ребенку удовлетворять свой сосательный рефлекс и не мешать при этом маме. Штука интересная, но совсем не обязательная — не хочет, и не надо, можно даже сказать так: не хочет, ну и очень хорошо.
Правила использования:
► содержать в чистоте, стерилизовать и хранить в специальной баночке;
► самим не облизывать и не рассказывать сказки про зверей, которые лижут своих детенышей и всю грязь слюной убивают. Звери, между прочим, не лежат в больницах, не курят, не глотают антибиотики, не жуют жвачек и не имеют дырок в зубах;
► пустышка, как правило, состоит из трех частей: резиновой соски без дырочки, кружочка, ограничивающего глубину погружения соски в рот, и пластмассового фиксатора. Внутренний конец фиксатора иногда выступает за кружочек и часто травмирует ребенку десны. Настоятельно рекомендую вам фиксатор удалять.
Большинство современных педиатров не рекомендуют использование пустышек, и в этом есть изрядная доля здравого смысла. В конце концов, суть сосания — поглощение материнского молока. Сознательно направляя с помощью пустышки силы ребенка в другом направлении, мы, невольно, уменьшаем интенсивность детских воздействий на сосок мамы. И это может оказаться решающим фактором в уменьшении количества молока. В то же время пустышка — и это имеет место довольно часто — не оказывает никаких отрицательных воздействий ни на ребенка, ни на маму в целом, ни на количество молока в частности. Напротив, выраженность сосательного рефлекса у ребенка иногда бывает настолько сильной, что пустышка является единственным (кроме маминой груди, разумеется) средством обеспечения тишины в помещении. Вышеизложенное, тем не менее, позволяет сформулировать весьма важное правило:
при любых проблемах с количеством материнского молока применение пустышки нежелательно.
1.5.1.6. Соски
физиологические механизмы сосания из соски и из материнской груди различны.[65] А главное и наиболее принципиальное различие состоит в том, что добыча молока из соски требует в подавляющем большинстве случаев меньших усилий, чем аналогичное действие при сосании маминой груди. А грудной младенец — такой же человек, как мы все, и, естественно, предпочитает избегать трудностей. Посему после знакомства с бутылочкой многие дети с большой неохотой переключаются обратно на грудь.
Тем не менее возникновению проблем можно воспрепятствовать: подобрать соску таким образом, чтоб сосание из нее требовало физических усилий, сравнимых с сосанием груди.
Алгоритм выбора:
Идеальный вариант такой: из перевернутой бутылочки жидкость не вытекает никак — ни мелкими каплями, ни крупными, ни струйкой, никак — и все. При надавливании на расширяющуюся часть соски содержимое бутылочки начинает вытекать частыми каплями.
Приемлемый вариант: жидкость капает редкими каплями — не чаще, чем одна капля в секунду.
Частые капли или струйка — не годится.
1.5.2. Смешанное и искусственное вскармливание
Если грудного молока, несмотря на все ваши усилия, не хватает, волей-неволей приходится давать ребенку что-то еще. Такое питание и называется смешанным. Если же молока у матери нет вообще, речь идет об искусственном вскармливании.
1.5.2.1. Что давать?
По логике вещей, ребенок должен получать продукт, который по своим свойствам будет максимально приближаться к женскому молоку. Такие продукты выпускаются в достаточном количестве (тысячи наименований и вариантов) и поступают в продажу под общим названием «адаптированные молочные смеси».[68] Следует знать, что создатели любой молочной смеси пытаются, более или менее успешно, решить главную задачу: максимально приблизить ее (смеси) состав к грудному молоку.
В зависимости от того, насколько успешно решается эта задача, все выпускаемые смеси делятся на три основные категории: высокоадаптированные, менее адаптированные и частично адаптированные.
Так, высокоадаптированные смеси идеально подходят для вскармливания детей от рождения до шести месяцев, а менее адаптированные смеси предназначены, как правило, для детей второго полугодия жизни.
Следует также знать, что имеются специальные смеси, для особых ситуаций. Особые ситуации — это нарушения в состоянии здоровья ребенка, требующие придания смеси определенных свойств. Такие смеси назначают только врачи — например, для кормления недоношенных детей или детей с малым весом при рождении, для детей с аллергией, для детей со склонностью к срыгиваниям, для кормления детей с некоторыми врожденными нарушениями обмена веществ и т. д.
Тактика и принципы выбора молочной смеси состоят в следующем:
► Ребенок, как мы уже не раз подчеркивали, обладает просто удивительной способностью ко всему приспосабливаться. В этом смысле питание не является исключением, а основные неприятности — боли в животе, поносы, аллергические реакции и т. п. — возникают, как правило, при переводе с одного вида питания на другой или при включении в пищу нового продукта. Исходя из этого, и мы с вами, и ребенок совершенно не заинтересованы в том, чтобы часто менять смеси.
Поэтому оптимальны два варианта действий:
1. адаптированная молочная смесь, на упаковке которой написано: «Предназначена для вскармливания детей от рождения до 12 месяцев»;
2. вариант еще более предпочтительный, когда одна смесь является логическим продолжением другой и обе смеси имеют сходные условия производства. К примеру, конкретные фирмы выпускают высокоадаптированные смеси «Нутрилон», «Хипп», «Нан» и те же самые фирмывыпускают менее адаптированные смеси, их еще называют «последующими формулами», — «Нутрилон-2», «Хипп-2», «Нан-2». Очевидно, что состав смесей с цифрой 2 по количеству основных составляющих (белков, жиров, углеводов, кислот, минеральных солей, витаминов) соответствует именно потребностям ребенка начиная с пяти-шестимесячного возраста.
► Переходить от одной смеси к другой необходимо только в том случае, когда возникает повод для серьезного беспокойства — ребенок не прибавляет в весе, например. Но вероятность вины смеси невелика — скорее всего, что-то не так с самим ребенком, и надо вместе с педиатром думать и принимать соответствующие решения. Очень редко возникают ситуации, когда, допустим, от смеси «Симилак» ребенку было очень плохо, а стоило дать ему «Малыш» — и стало очень хорошо. Подавляющее большинство случаев непереносимости молочных смесей связано с непереносимостью коровьего молока, лежащего в основе их изготовления. Подчеркиваю: если вскармливание адаптированной молочной смесью превратилось в проблему, не пытайтесь решать ее самостоятельно.[69]
► Покупая адаптированную молочную смесь, вы должны быть уверены в том, что сможете еще раз купить точно такую же!
Как давать молочные смеси?
Прежде всего, строго соблюдать инструкцию в отношении хранения и разведения.
При смешанном вскармливании возможны два варианта:
► сначала грудь и только потом докормить смесью;
► полностью заменить смесью одно из кормлений.
Выбирать надо тот вариант, при котором смесь расходуется в меньшем количестве (материнское молоко, соответственно, — в большем).
Оптимальная температура смеси должна быть равна температуре тела ребенка.
1.5.3. Общие принципы питания ребенка
С точки зрения Природы, человеческий детеныш, вне всякого сомнения, рассчитан на материнское молоко и только на него. После появления зубов ребенок имеет возможность есть то, что папа принес с охоты или нашла мама, занимающаяся собирательством. Малышу, конечно, могут помочь родители — пережевать в собственном рту мясо или вкусный корешок и дать не твердое, а кашицу. Но вряд ли кто-то будет этим заниматься, пока нет зубов у ребенка и есть молоко у матери.
Не все матери, но абсолютно все бабушки прекрасно знают, что ребенку с месячного возраста необходимо давать фруктовые соки.
Спорят только по поводу того, какие соки лучше (яблочный, морковный, персиковый, апельсиновый и т. п.) и сколько их надо (одна капля, две капли, стакан и т. д.). Люди дорогие! Зачем? Подумайте сами, хотя я понимаю, что очень тяжело пересмотреть взгляд на вещи, в абсолютной правильности которого вы были много лет убеждены.
Ребенку не хватает витаминов? Ну так пусть кормящая мать съест яблоко. Бесконечно трудно объяснить: почему морковка, съеденная матерью, хуже, чем капля морковного сока, полученного ребенком.
Не рассчитан организм ребенка первого полугодия жизни на овощи и фрукты, и на мясо не рассчитан, и на яичный желток. Это мы, взрослые, никак не можем смириться с тем, что он, «несчастненький», на одном молоке…
одно из важнейших правил вскармливания детей: до появления у ребенка зубов — только молочные продукты.
Это правило позволяет:
► не растрачивать силы на изучение трактатов, посвященных рациональному кормлению детей;
► не тратить деньги на покупку ненужных ребенку продуктов;
► не тратить время на их приготовление;
► не лечить последствия «рационального питания».
Если это правило понятно, то не составит труда запомнить и принципы кормления детей.
* * *
С момента рождения и до появления зубов в основе питания младенца лежит:
1. материнское молоко при естественном вскармливании;
2. адаптированная молочная смесь при искусственном вскармливании;
3. сочетание первого и второго при смешанном вскармливании.
* * *
Обеспечение ребенка необходимыми питательными веществами и витаминами базируется на:
1. полноценном питании его матери при естественном вскармливании;
2. приобретении качественных адаптированных молочных смесей при искусственном вскармливании;
3. сочетании первого и второго при смешанном вскармливании.
* * *
До шести месяцев ничего, кроме:
1. материнского молока (естественное вскармливание);
2. адаптированной молочной смеси (искусственное вскармливание);
3. материнского молока и адаптированной молочной смеси (смешанное вскармливание).
1.5.3.1. Докорм и прикорм
Если материнского молока не хватает, ребенок докармливается либо молочной смесью, либо донорским молоком, либо молоком сельскохозяйственных животных (коровьим, козьим). Все эти продукты и являются докормом. Принципиальное положение: докорм — это когда маминого молока не хватает, т. е. докорм имеет место только при смешанном вскармливании.
Все, что ребенок первого года жизни получает в дополнение к молоку и молочным смесям, — это и есть прикорм. Т. е. ребенка сознательно прикармливают, готовят к взрослой жизни и к взрослой еде.
КОГДА НАЧИНАТЬ ПРИКОРМ?
если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условий
до достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.
КАК НАЧИНАТЬ ПРИКОРМ?
Любая новая пища включается в рацион постепенно и с осторожностью. Вначале несколько ложек (вариант — несколько глотков) и докормить привычной едой (материнским молоком, смесью). Оценить реакцию — поведение, сыпь на коже, сон, стул. Если все нормально, то увеличиваем дозу. Что-то не так — повремените с этим продуктом и не начинайте новых экспериментов до исчезновения болезненных проявлений. Никогда не кормите малыша ничем новым, если он заболел, а также в течение трех дней до и трех дней после любой профилактической прививки.
Если ребенок отказывается от какого-либо прикорма, не настаивайте! Его организм сам и лучше вас знает, надо или нет.
ПРОДУКТЫ ДЛЯ ПРИКОРМА: С ЧЕГО НАЧАТЬ И КАК ПРОДОЛЖИТЬ?
Это:
1. овощные пюре;
2. творог и кисломолочные продукты;
3. молочно-крупяные каши;
4. мясные (рыбные) блюда и яичный желток.
стратегия и тактика прикорма или, проще говоря, конкретная последовательность действий с пояснениями и комментариями.
► Еще раз -до шести месяцев темы прикорма не существует. Ничего! Нисколько! Кормим маму — качественно и разнообразно. Нет или не хватает молока — напрягаем материальные ресурсы семьи и покупаем хорошую адаптированную молочную смесь.
► Начнем с кисломолочных продуктов: оптимально — нежирный кефир или кефир с детской молочной кухни. Наилучшее время — второе кормление (интервал, ориентировочно, с 9 до 11 часов дня). Почему именно кисломолочные продукты? Потому, что нет принципиальной разницы по составу в сравнении с просто молочными продуктами. Потому, и это уже принципиально, что любые кисломолочные продукты вообще и кефир в частности содержат в себе кисломолочные бактерии. Кисломолочные бактерии, во-первых, антагонисты (проще говоря, враги) многих вредных микробов, способных вызывать кишечные инфекции, во-вторых, они образовывают вещества, активно участвующие в процессе пищеварения и как следствие его (пищеварение) улучшающие; в-третьих, они уменьшают нагрузку на самый слабый и незрелый орган ребенка — на печень.
► Первый раз дадим совсем немного — две-три чайные ложки (и давать будем именно из ложки). Затем докормим привычным продуктом — маминым молоком из груди или смесью из бутылочки. В течение дня будем иметь возможность понаблюдать. При условии, что все в порядке, на следующий день увеличиваем дозу в два раза и так далее. Сие, как вы помните из курса школьной математики, называется геометрическая прогрессия. Ее особенность — все увеличивается довольно быстро: первый день — 10–15 мл, второй — 20–30 мл, третий — 40–60 мл, четвертый — 80–120 мл. Стоп. Если в любой день возникли любые проблемы или подозрения на проблемы — пауза. Дозу не увеличивать, может быть, даже уменьшить, ну а если проблемы реально беспокоят — так и вообще прекратить.
► На четвертый-пятый день применения кефира прямо в него добавляем творог и хорошо размешиваем.
Первый день — одна ложка, второй — две и т. д., общее количество в возрасте шести-восьми месяцев — 30 г, после восьми месяцев — 50 г. И в кефир, и в смесь творога с кефиром можно добавить немного сахара. Решение — добавлять или нет — зависит от вкуса самого кефира и от того, согласен ли ребенок есть неподслащенный кефир.
► Таким образом, необходимо в среднем семь-десять дней для того, чтобы одно кормление было полностью заменено — 150 г кефира + 30 г творога. А все остальные кормления — по-прежнему основной продукт: молоко мамы или адаптированная молочная смесь. И в таком режиме, не дергаясь и упорно отбивая атаки советчиков, желательно провести три-четыре недели.
► Начинаем заменять еще одно кормление — желательно самое последнее, перед ночным сном. Используем молочно-крупяные каши. Три вида наиболее рациональны — гречневая, овсяная, рисовая.
В качестве основного растворителя чаще всего применяют обычное коровье молоко. В молоко добавляют муку и сахар. Следует отметить, что вместо коровьего молока многократно лучшеиспользовать молочные смеси, предназначенные для детей старше шести месяцев
РЕЦЕПТ: КАШИ
10 г (приблизительно 1,5 чайные ложки) соответствующей муки (гречневой, рисовой, овсяной) и 1/2 чайной ложки сахара растворяем в 20–30 мл кипяченой воды комнатной температуры. Полученный раствор при постоянном помешивании вливаем в кипящее молоко (количество молока — 100 мл). Варим 3 минуты. Готово. Поскольку сахар штука не стандартная, может быть, придется еще немного добавить.
Касательно приготовления каши на основе смеси. Варим кашу из соответствующей муки на воде, а когда остынет — добавляем смесь в половинной пропорции: т. е. если на 100 г воды необходимо 3 ложки смеси, то на 100 г каши на воде — 1,5 ложки. Вот и вся премудрость.
Читатели, скорее всего, удивятся, не обнаружив в списке рекомендуемых продуктов манной каши. А ведь именно каша из манной крупы и раньше, да и, пожалуй, сейчас, используется чаще всего и остается самой любимой, истинно народной детской кашей. Все в ней хорошо: цена, легкость приготовления, консистенция, вкус. И дети ее любят. Одна маленькая проблема: манная крупа богата клейковиной. Белок клейковины — на умном медицинском языке он называется глиадин — иногда провоцирует возникновение довольно серьезных болезней кишечника. Это происходит в ситуациях, когда имеется непереносимость глиадина. Имея в виду эту информацию, не следует, тем не менее, отрицать манную кашу. Просто безопаснее прикармливать кашами другими, а манную использовать чуть попозже — после восьми месяцев.
● Итак, нам уже восемь месяцев. Мы едим четыре-пять раз в день: один раз кефир, один раз кашу и два-три раза основную еду — смесь или материнское молоко. Пришло долгожданное время овощей и фруктов.
Для начала пробное кормление — как наше дитя вообще будет на овощи реагировать. Готовим овощной отвар. В первый день предлагаем 30–50 г, на второй — в два раза больше. Если все нормально, переходим на овощной суп или на овощное пюре и, постепенно увеличивая дозу, полностью заменяем овощами одно из кормлений.
РЕЦЕПТ: ОВОЩНОЙ ОТВАР
Картофель+морковь+лук+капуста: мелко-мелко порезали, залили кипящей водой, закрыли крышкой и кипятим до полного разваривания. Процеживаем через марлю, еще раз доводим до кипения и наливаем в бутылочку. Пропорция, ориентировочно, такова: на 50 г овощей 100 мл воды.
РЕЦЕПТ: ОВОЩНОЕ ПЮРЕ
Разные овощи порезали, добавили немного кипящей воды и тушим; по мере выкипания воды добавляем кипяток. Готовые к употреблению горячие овощи протираем через сито, добавляем горячее молоко и щепотку соли. Хорошо взбиваем и доводим до кипения. В готовое блюдо добавляем растительное масло. Овощей — 100 г (картофель — не менее 20 г); молоко — 25 г; растительное масло — 3 г.
► Две-три недели кормим овощным блюдом (суп или пюре, не принципиально), затем, по аналогии с овощами, осуществляем пробу на мясо — варим суп не на воде, а на мясном бульоне (идеально — курица). Ежели проблем не возникло — непосредственно в суп добавляем протертое мясо, еще через пару дней, опять-таки непосредственно в суп, — круто сваренный желток куриного яйца — вначале 1/5 часть, затем побольше. В любом случае, до годовалого возраста больше половинки желтка не надо.
► Теперь про фрукты. Мы дадим их в тот день, когда увидим первый «проклюнувшийся» зуб. А если этот зуб обнаружится до шести месяцев — потерпим. Начинать именно с соков вовсе не обязательно — совсем не хуже фруктовые пюре или мякоть печеного яблока. Соки и фруктовые пюре не заменяют основную еду, их дают в дополнение, после того, как покормили грудью или молочной смесью.
► В девятимесячном возрасте три кормления полностью заменены прикормом. Повторим: один раз кефир + творог, один раз каша, один раз суп. Каши — самые разнообразные. Супы — самые разнообразные: и по составу овощей, и по виду мяса, лишь бы не очень жирное. Мы уже едим и желток, и растительное масло. Пьем соки — 30–50 г.
► Что можно еще? В кефир и творог добавить толченое печенье. Картофельное пюре с молоком и с протертым мясом. Печеное яблоко. Хлебный мякиш в суп, а хлебную корочку и кусочек яблока можно дать в руку — пососать (погрызть). С 10 месяцев можно приготовить суп не на мясном, а на рыбном бульоне.
► Как быть с основной едой, которая к 9–10 месяцам вроде бы и перестала уже быть основной? Понятно, что мы имеем в виду адаптированные молочные смеси и (или) материнское молоко. Если молоко у мамы есть, желательно до года хотя бы один раз в день ребенка кормить. После года это уже не имеет особого биологического смысла.[75] Качественные молочные смеси, которые по составу уж точно не хуже коровьего молока, вполне можно давать и до двух, и до трех лет.
* * *
Осуществляя любые «питательные» пробы и нововведения, помните:
наша главная задача — сохранить малышу здоровье, а чем ребенок старше — тем менее опасны для него эксперименты, связанные с питанием.
1.5.4. Действия после кормления
У большинства детей (чем ребенок младше, тем чаще) к концу кормления появляется непреодолимое желание спать. Ну и хорошо. Днем — на балкон, ночью — в кроватку: будем дружно отдыхать. Если поел, но спать не хочет, пусть бодрствует. После еды у ребенка, как правило, хорошее настроение, и он не будет капризничать. Пусть полежит в собственной кровати: оптимально — в голом виде, и не надо его пеленать, пока не заметите, что он начал «скучать».
Мы уже отмечали, что грудные дети склонны к срыгиваниям. Если это происходит часто, следует после каждого кормления поносить ребенка в вертикальном положении 10–20 минут.
1.5.5. О витамине D
При недостатке витамина D развивается рахит.
Витамин D (эргокальциферол) регулирует в организме обмен кальция и фосфора. Вырабатывается он в коже под действием ультрафиолетовых лучей. Лучей этих ребенку очень часто не хватает — климатические условия (живем за полярным кругом, родились зимой), недостаточное пребывание на свежем воздухе и т. д.
Наиболее рационален метод постоянной профилактики. До тех пор, пока ребенок кормится материнским молоком, витамин D принимает мама в составе комплексных витаминов. С того момента, как другая пища (кефир, каши) начинает превышать 1/3 общего суточного количества еды, витамин D начинают давать ребенку, но доза зависит от того, какое время года за окном и что за каши используются: в состав многих готовых каш витамин D уже включен; опять-таки, если каша готовится на смеси, так в любой нормальной смеси тоже есть витамин D. Для ребенка, находящегося на искусственном вскармливании адаптированными молочными смесями, дополнительный витамин D, как правило, не нужен (еще раз напомню — он входит в состав всех без исключения смесей). Если ребенок (или кормящая мама) хотя бы полчаса в день находится на солнышке, никакого витамина D не надо в принципе.[77] Поэтому активная профилактика рахита актуальна, прежде всего, с октября по март.
1.5.6. Чем, как и в каких количествах поить?
Здорового ребенка не имеет смысла заставлять пить воду. Т. е., если врач сказал вам, что малыш обязательно должен выпивать в день 100 мл воды, а он отказывается, то это совсем не трагедия — ваше дело предлагать, а пить или не пить — ребенок решит сам.
Общеприняты рекомендации относительно того, что ребенок должен пить кипяченую воду. Вы должны знать, что кипяченая вода не имеет ничего общего с биологическими потребностями человека, поскольку ни одно нормальное живое существо не пьет кипяченой воды.
Кипячение ставит своей целью уничтожение болезнетворных микроорганизмов, но при этом выпадают в осадок растворенные в воде соли, которые организму ребенка тоже нужны.
Таким образом, необходимо убить двух зайцев — обеспечить чистоту воды и сохранить при этом ее естественный состав. Решение поставленной задачи несложно, а сделать это можно следующими способами:
1. Принести воды из родничка или артезианского колодца: трехлитровой банки, которая в закрытом виде будет стоять в холодильнике, на 1–2 месяца вам вполне хватит, еще и останется.
2. Купить бутылку минеральной воды нейтрального вкуса (не нарзан, и не боржоми, и не «Миргородскую», разумеется). Если вода газирована, удалить газ (открыть, поболтать, помешать, подождать).
3. При невозможности использования этих путей обеспечить чистоту и приличный минеральный состав жидкости можно, приготовив отвар изюма. Делается это следующим образом: хорошо промытый в холодной воде изюм заваривается, как чай, или запаривается в термосе — на 1 столовую ложку изюма — 1 стакан кипятка. Через час напиток доводится до нужной температуры, и пейте на здоровье.
Количество необходимой ребенку жидкости определяется тем, сколько жидкости он теряет. Основные пути потери организмом воды — увлажнение вдыхаемого воздуха и потоотделение.
Чем теплее и суше в помещении и чем теплее одет ребенок, тем больше жидкости он теряет, тем актуальнее для него питье.
При температуре воздуха в комнате, не превышающей 2 °C, заставить младенца пить очень сложно. При 24 °C потребность в воде равна, ориентировочно, 30 мл на 1 кг веса в сутки, т. е. для новорожденного около 100 мл.